Виктор Гюго

                (1802-1885)


    ШТРИХИ БИОГРАФИИ
                Дрожит строфа, полна трагического рвенья,
                Краснея, силится из мрачного забвенья
                Извлечь, упорная, хоть искорку в ответ,
                И – вспыхивает стих, преображённый в свет. 

      Виктор Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. В недалеком прошлом его предками были крестьяне.  Родители  мальчика часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Виктор воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В основном, детство Гюго прошло за границей, где, по долгу службы, находился его отец. Некоторое время генерал проживал в Мадриде, где ему, по-видимому, были уготованы блестящие перспективы. Он управлял тремя провинциями и был титулованным испанским графом, а его дети посещали школу вместе с отпрысками испанских аристократических семей. Те не приняли детей Гюго в свою среду, считая их французскими выскочками, поэтому школьные годы не доставили последним особой радости. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Виктор Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.
    После падения Наполеона надежды семьи Гюго на будущее рухнули, и  девятнадцатилетний юноша остался без средств к существованию: около года он, на грани голодной смерти, зарабатывал себе на пропитание упорным писательским ремеслом.
    В двадцать лет   вышел первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822), который снискал одобрение короля Людовика XVIII: Виктор Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель.  Свадьба была омрачена скандалом, учиненным также влюбленным в Адель братом Гюго Эженом, на следующее утро лишившимся рассудка.
    Гюго начинает привлекать внимание своего литературного кумира Шатобриана, который сказал о нем: "Возвышенное дитя". Вскоре Гюго занял свое место среди восходящих звезд своего времени: де Виньи, Нодье, Готье и Ламартина.
    В 1823 он издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле « готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале «Мюз франсез», который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании — журнале «Глоб» — хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).
    Поначалу Гюго был роялистом в политике, но в воздухе уже повеяло романтизмом. В 1827 году он написал пьесу "Кромвель", решительно порвавшую с условностями неоклассицизма и содержащую предисловие, которое послужило манифестом романтического движения. За ней последовала пьеса "Эрнани"  (1830), постановка которой явилась решительной победой нового направления. Представления были прерваны демонстрациями, граничащими с беспорядками. Смелый выход Гюго на сцену даровал ему известность, богатство и любовницу, актрису по имени Жюльетта Друэ,  которой  он посвятил много стихотворений и верность которой он хранил в продолжение более чем тридцати лет.
    В последующие годы из-под пера Гюго непрекращающимся потоком хлынули стихотворения, драмы и романы. "Собор Парижской Богоматери", созданный второпях в последнюю минуту в соответствии с контрактом, заключенным с издателем, увидел свет в 1831 году. Почет и слава сопутствовали ему. В 1841 году Гюго был избран членом Французской академии, а в 1845 году, изменив Бурбонам в пользу Орлеанской династии, он стал пэром королевства.
     В 1842 Виктор Гюго выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.
После государственного переворота 1851 года, во время которого Наполеон провозгласил себя императором, Гюго покинул страну и жил на островах в проливе Ла-Манш, франкоязычной территории, принадлежавшей Англии. Здесь он провел около двадцати лет, глубоко переживая ссылку, отказываясь от амнистии и подвергая злобной брани Наполеона III. 
      В 1856 вышел сборник «Созерцания» — шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 Виктор вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах.
    Здесь он закончил в 1862 году роман "Отверженные".
    В период своего пребывания на Гернси Виктор Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа — «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание В. Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.
     После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Виктор Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе.
      Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 Виктор издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842.
      В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционе-рам, а второй — милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак.
      В возрасте 75-ти лет Виктор Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883.               

              ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

    Женщины  в жизни  Виктора Гюго

      Виктор Гюго был тем сумасшедшим, который и сам поверил в то, что он Виктор Гюго", — сказал поэт Жан Кокто, подводя таким образом итог описанию человека, чья экстравагантнаяжизнь и противоречивая натура отразились и в его литературных произведениях, и в его любовных связях. Этот чрезвычайно эгоцентричный литературный гений всю жизнь боролся за права нищих и униженных, а на стенах своего дома начертал свой девиз: "Я - Гюго". Он владел огромным состоянием, но настаивал на том, чтобы его похоронили в одном из гробов, бесплатно выделявшихся умершим нищим.
     Гюго был необыкновенным человеком. Энергия била в нем ключом, он отличался завидным здоровьем, спал обычно 4 часа в сутки, писал свои литературные шедевры стоя и хвастал тем, что любые его идеи, мысль, теория или ощущение не могут не принести ему литературного дохода.
     В 1851 году он был не в силах более терпеть режим личной власти, установленный во Франции Луи Наполео-ном, и выехал из страны, сам назвав свой отъезд ссылкой. Во Францию Гюго вернулся лишь через 20 лет. И до, и после возвращения писатель активно занимался политической и литературной деятельностью. В словах, которые произнес Гюго перед самой смертью, отразились все противоречия его жизни. Он прошептал: "Я вижу черный свет".
   Когда Гюго женился, ему было 20 лет и он был еще девственником. В первую брачную ночь Гюго имел со своей молодой и совершенно не готовой к таким испытаниям женой Адель Фуше девять половых актов подряд. Через 8 лет совместной жизни, во время которой у нее было 5 чрезвычайно сложно протекавших беременностей, Адель, полностью измотанная такой атлетической сексуальностью Гюго, совсем отказалась от сексуальных отношений с ним. Затем их брачному союзу был нанесен еще один удар. Адель влюбилась в литературного критика Сент - Бева, друга Гюго. Сексуальных отношений между ними, по всей вероятности, не было, но Гюго едва не вызвал Сент-Бева на дуэль. Разрыв с Адель приостановил сексуальную жизнь Гюго лишь на некоторое время. Наоборот, это лишь пробудило в нем еще больший сексуальный аппетит. Женатый 11 лет и всемирно известный благодаря своему роману "Тени над Нотр-Дам", Гюго в 1833 году завел связь с красавицей Жюльстт Друэ, актрисой, любовницей многих известных и богатых мужчин своего времени. Именно она раскрыла ему некоторые сексуальные секреты, и вскоре Гюго уже мог сказать о себе так: "Женщины считают, что я просто неотразим". Так оно, по-видимому, и было. Началась так прославившая Гюго чрезвычайно активная сексуальная жизнь. Для него не было ничего необычного, например, в том, что он мог заниматься сексом с молодой проституткой рано утром, с какой-нибудь актрисой перед обедом и с известной куртизанкой вечером. Но это было лишь прелюдией к тому, что вся ночь затем посвящалась столь же неутомимой Жюльетт. Сексом Гюго продолжал заниматься почти до последних дней жизни. Записи в его дневнике рассказывают о том, что за последние четыре месяца перед смертью 83-летний Гюго 8 раз имел сексуальные отношения с женщинами.
    Гюго предпочитал женщин, которые были умными и страстными, но он не отказывался и от тех женщин, которые не обладали этими качествами. Его личность и слава были сильными афродизиаками, и для него всегда и везде находилось достаточное количество партнерш, готовых ради него на все. Как правило, они были молоды, а когда он постарел, они часто были так молоды, что годились ему во внучки. Он соглашался на сексуальные отношения и с замужними женщинами, но отказывал им, если узнавал, что они в данный момент живут в семье со своими мужьями.
   Жюльетт, самая большая любовь в его жизни, терпеливо сносила сексуальную активность Гюго. Когда ей исполнилось 40 лет, ее красота стала заметно увядать. В 1944 году ее временно заменила молодая дворянка Леони Д'Оне. Связь Леони с Гюго закончилась страшным скандалом, когда ревнивый муж Леони нанял полицейских, чтобы они следили за его женой. Леони и Гюго были схвачены на месте преступления. Гюго избежал наказания, поскольку принадлежал к сословию пэров, а Леони была посажена в тюрьму за прелюбодеяние.
   После того, как Леони вновь оказалась на свободе, Гюго стал делить свое время поровну между ней и Жюльетт. В конце концов, Гюго оставил Леони, а Жюльетт опять стала его главной любовью. Это, конечно, ни в коей мере не мешало Гюго искать и находить других сексуальных партнерш. Сама Жюльетт подсчитала, что с 1848 года по 1850 год у Гюго было по меньшей мере 200 сексуальных партнерш. В 70-летнем возрасте Гюго сумел соблазнить 22-летнюю дочь писателя Теофила Готье, и вполне возможно, что в это же время у него была тайная связь с Сарой Бернар.
    Несмотря на огромное количество женщин, с которыми Гюго имел сексуальные отношения, он всегда называл Жюльетт своей "истинной женой". Их интимные отношения продолжались 50 лет. Большую часть этого времени они прожили отдельно друг от друга. Если это было возможно, Гюго приезжал к ней каждый день. Жюльетт тогда же была ему абсолютно преданна. За все время их знакомства она написала ему 1700 любовных писем. И умерла на руках у Гюго в 77-летнем возрасте. На протяжении оставшихся двух лет жизни Гюго продолжал, как уже известно читателю, активную сексуальную жизнь, но дух его, по-видимому, был все же сломлен потерей Жюльетт.
    Еще при жизни Гюго ходили слухи о том, что у него была сексуальная связь с его дочерью Леопольдиной, но убедительных доказательств этого нет. Гюго всегда возбуждали всевозможные интриги и тайны. Он любил, например, проводить в дом своих любовниц через какие-то тайные ходы и заниматься с ними сексом в каких-то отдаленных заброшенных комнатах даже тогда, когда в этом не было абсолютно никакой необходимости.
Своему юному внуку, который однажды вошел в комнату и увидел своего 80-летнего дедушку, обнимавшего молодую служанку, Гюго сказал: "Смотри, Жорж, вот кого они называют гением!"

*  Виктор Гюго известен как автор самого короткого письма. Желая узнать у книгопрод  продавца как расходится его новый роман “Отверженные”, Гюго послал последнему     му письмосьмо, в котором содержался всего один знак. (?)
               
 Книгопродавец ответил письмом тоже из одного знака (!)
               
А Роман продавался отменно! Размер гонорара составил 400 тысяч франков! Даже в наше наше время  – это огромная сумма. 
А самое длинное письмо хранится национальном музее Турции. Написано письмо
в XV1 веке на пергаменте шириной в 7 метров  и длиной в 10 метров султаном Сулейманом персидскому шаху.

* Пусть меня лучше освищут за хорошие стихи, чем наградят аплодисментами за плохие. (В. Гюго).
                ПОСЛЕДНИЕ   ГОДЫ

    И в преклонном возрасте Виктор Гюго продолжал вести слишком интенсивную, даже для молодого человека, жизнь. Седобородый поэт не отказывался ни от обильных обедов, ни т политических выступлений, ни от приёмов. Звонок в его доме звонил непрестанно: литераторов сменяли политики, политиков – светские дамы. Среди посетителей были и  весьма необычные люди. Однажды утром поэту доложили, что с визитом пришёл император Бразилии дон Педро, путешествовавший в то время во Франции.
    Неуёмный старик продолжал изнурять себя общественной деятельностью. Природа, казалось, не хотела распространять на него свои  неумолимые законы. Увы, так лишь казалось.
    Первым грозным предостережением стала странная двухчасовая потеря памяти, которую он отметил в записной книжке. А 28 июня 1878 года после обильного обеда и яростного спора с Луи Бланом движения и речь старого поэта необычно  замедлились. Диагноз – лёгкое кровоизлияние в мозг. Отныне нужно было отказаться от безумной парижской жизни и хотя бы временно пожить  где-нибудь в тиши и спокойствии.
     Литературный мир с завистью дивился его поразительной творческой плодовитости. Ведь почти каждый год выходили прекрасные сборники его стихов: в 1879 году – «Высшее милосердие», в 1880 году – «Религии и религия», «Осёл», в 1881 году – «Четыре ветра духа», в 1882 году – «Торквемада», в 1883 году  - последний цикл «Легенды веков». Почти никто не знал, что большая часть его творений была написана до болезни. Заботами  близких и  друзей их объединяли в сборники и издавали.
     В 1881 году Виктору Гюго пошёл 80 год.  Приближение дня рождения приобрело масштабы национального праздника. Специальный комитет во главе Луи Бланом призвал парижан поздравить своего поэта манифестацией.
   В доме поэта на авеню Виктора Гюго каждое воскресенье проходили традиционные приёмы, а по четвергам давались обеды. Как правило, во главе стола восседала признанная, наконец, подруга жизни Жюльетта Друэ. Гости и друзья с грустью замечали, что бедная старая женщина сильно похудела за последнее время. В самом деле, облик её – совсем недавно весьма пышный – изменился до неузнаваемости, руки часто непроизвольно прижимались к животу, а улыбка едва скрывала гримасу боли.  Её пожирала неизлечимая болезнь – рак желудка.
   В феврале исполнилось пятьдесят лет со дня их первого знакомства – «золотая свадьба» неугасимой привязанности.
   11 мая 1883 года Жюльетта Друэ скончалась. Давно ожидаемый, но от этого не менее чудовищный удар на сей раз сломил Виктора Гюго. Его прямая спина от горя впервые тяжело ссутулилась. Не хватило даже сил участвовать в похоронах.  Красными от слёз глазами седой старик следил из окна, как уносили в гробу ту, чью  беспримерную преданность и самоотверженность смогла уничтожить только смерть.
    В порыве отчаяния он заперся в кабинете  и написал свои последние стихи. С тех пор он больше ничего не писал…
   В 1984  году на авеню Эйлау  вновь  возобновились  воскресные приёмы и обеды по четвергам. Внешне Виктор Гюго оставался прежним, но что – то в нём надломилось; внутренний мотор, двигатель, побуждавший раньше к непрестанному труду, как – будто сломался, не выдержав испытаний временем и судьбой. Он стал молчаливым, много думал о смерти.
   Очередная весна, весна 1885 года, как всегда, внесла оживление в деловую и общественную жизнь  Парижа.  14 мая, как обычно -  в четверг, Гюго дал званый обед. Он с живостью включился в  беседу и разговорился так, что остальные умолкли в восхищении перед старым гением, возрождавшимся к радостям жизни.
    Едва гости ушли, как он слёг.  Вначале прихватило сердце, потом началось воспаление лёгких. Его крепкий организм энергично сопротивлялся болезни. Это давало близким надежду на выздоровление. Страхи за его жизнь отступали, когда на его губах начинала играть лёгкая улыбка. Но он улыбался совсем другому – неведомому. В первый же день он сказал Алисе то, что знал наверняка:
   - Это конец…
Когда началась горячка, неистово сотрясавшая могучее тело, больной мозг ещё рождал совершенные александрийские стихи. Сквозь хрип, похожий на скрежет гальки, можно было разобрать бормотание:
   - Идёт борьба меж светом дня и мраком ночи…
   Слухи о болезни Гюго встревожили весь Париж. Газеты перепечатывали бюллетени о  состоянии   здоровья  писателя, их вывешивали над дверью его дома.
   А болезнь наступала. Много раз Гюго, приходя в себя, звал внуков. Напуганных происходящим детей втолкнули в его комнату. Он повернул к ним голову:
   - Дети мои возлюбленные! – лицо было спокойным, а глаза лучились добротой, - будьте счастливы, думайте обо мне, любите меня.
Последний поцелуй  его горячечных губ. Последняя добрая улыбка на вечное прощание. Последняя воля - раздать  50 тысяч франков бедным. Последние слова:
   - Я вижу черный свет…
Затем начался последний бой его могучего организма. Молчаливая огромная толпа возле его дома днём и ночью с тревогой и надеждой ждала его исхода. 22 мая 1885 года в середине дня она издала единый стон – Виктор Гюго скончался.
   В стране был объявлен национальный траур. На площади Согласия статуи городов Франции облачили в чёрный  креп. Траурный шарф окутал и изваяние, символизирующее Страсбург, с лицом и фигурой юной Джульетты Друэ – именно она более пяти десятков лет назад служила ему моделью для статуи в мастерской скульптора Прадье.
   Тело Гюго было выставлено 31 мая для прощания с народом под Триумфальной аркой на площади Звезды. Весь Париж день и ночь бодрствовал возле усопшего.  Повсюду разливалось безбрежное людское море, полнящееся гулом восклицаний и  шелестом его стихов, произносимых вполголоса сразу тысячами людей. Женщины, отцы с детьми на плечах, старики, подростки – два миллиона человек – пришли проститься с тем, кто ещё при жизни шагнул в бессмертие.
   Кончина Виктора Гюго побудила Национальное собрание принять решение о возвращении Пантеону первона-чального назначения – усыпальницы праха великих французов, - и похоронить его именно там.
   Перенос тела начался  почти в полдень 1 июня. Процессию открыл эскадрон кирасиров во главе с губернатором Парижа. Каски всадников и вынутые из ножен сабли множили ослепительными бликами солнце. За ними следовали со скорбной дробью барабанщики, потом одиннадцать повозок, увенчанных цветами. Среди этого пышного великолепия последней антитезой Гюго, завещавшего отвезти его на кладбище в катафалке для бедных, выглядели простенькие, нищенские дроги с гробом писателя и двумя веночками  из роз. Во след ему шли многочисленные родственники, друзья, представитель дома президента республики, генералы, политики, академики, сотни делегаций,  и среди них – многочисленная группа русских эмигрантов с народовольцами во главе. Все несли цветы. По подсчётам парижских газет, цветов в этот день пронесли на миллион франков!  Когда погребальный ковчег достиг Пантеона, началось последнее прощание,  выступления, речи, шествие народа. Церемония длилась до половины седьмого вечера. После этого прах защитника отверженных возложили  в склеп Пантеона, в его последнее вечное пристанище… 

ПОСЛЕСЛОВИЕ
 
Многие писатели и художники сравнивают  Гюго со стихией:  с  бурей, с безбрежным океаном, с бесконечным материком, с огнедышащим вулканом.  Что ж, размышления о жизни и творчестве великого романтика располага-ют ум к фантазии, к чрезмерным образам и сравнениям.
   - В то час, когда старый бог расставался с жизнью, - говорил о нём Ромен Роллан, - в Париже бушевала буря, гремел гром и падал град…
   Так Виктор Гюго уходил в бессмертие, которое он создал своими книгами и всей  своей жизнью.  В масштабах тысячелетий, на фоне долгого движения человечества вперёд, его появление кажется вспышкой, как – будто густая мгла серых облаков разорвалась ослепительно – розовой молнией.

Из стихов В. Гюго

  ЗИМНЯЯ СТУЖА

Зима. Дороги замело.
Шумит метель. Тебя печалит
Людская ненависть и зло,
И резкий ветер пальцы жалит.

“Поля под снежной пеленой,
Туманней дни, темнее ночи…”
Захлопни дверь, окно закрой, -
К тебе ворваться стужа хочет!

Но сердце настежь распахни;
Оно как светлое оконце:
Пускай темны и хмуры дни,
В него любви заглянет солнце.

Не верь о счастии словам,
Не верь попам и их святыне,
Не верь завистливым глупцам,
Одной любви поверь отныне,

Одной любви, что на земле
Сквозь мрак, не угасая, рдеет,
Звездой горит в полночной мгле,
Под мирным кровом пламенеет.

Люби. Надежду затаи.
В душе своей, простой и милой,
Где шелестят стихи мои,
Всё сбереги, что прежде было,

И верность сохранить умей,
К высоким помыслам стремленье.
Не торопись судить людей
За их грехи и заблужденья,

Не отступай, не трепещи
Пред злобой и враждой людскою,
Горящим факелом в ночи
Любовь да будет над тобою.

Пусть демоны вражды и зла
Тебе грозят, а ты их встретишь
Чиста, спокойна и светла
И на вражду добром ответишь.

Ведь злоба сердце леденит.
Что толку в гордой укоризне?
Пускай, как радуга, горит
Твоя улыбка в этой жизни.

Зима сурова и страшна,
Но не потушит солнца мглою!
И вечной быть любовь должна,
Как вечны звёзды над землёю.

                АФОРИЗМЫ

- Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

- Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

- Иллюзия - главное основание грез; отнимите у любви иллюзию, и вы отнимете у нее пищу.

- Любви всего мало. Она обладает счастьем, а хочет рая, обладает раем - хочет неба. О любящие! Все это есть в вашей любви. Сумейте только найти.

- Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.

- Идеи - редкая дичь в лесу слов.

- Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.

- Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами - сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина.

- Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях.

- У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.

- Смех - это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица.

- Истинная любовь не знает пресыщения. Будучи всецело духовной, она не может охладиться.               


Рецензии