Стереотип во вред или на пользу?

Случайное размышление на такую вот "стереотипную" тему.
Не судите строго. Давно это было.


 Пока мы маленькие, даже самое незначительная новизна кажется нам интересным происшествием. Вот почему наши детские воспоминания иногда бывают столь яркими и незабываемыми. Они фиксируются в сознании впервые. Со временем же они накапливаются, вместе с убеждениями, стереотипами, прочим. Ведь у взрослых людей свой набор образов уже накоплен и для экономии собственных сил каждый из нас, сталкиваясь с новой информацией, не выстраивает заново образно-смысловой ряд, а использует уже зафиксированные в мозгу клише-заготовки. Так я понимаю происходящее.
 На мой взгляд, данный механизм похож на распознавание слов во время чтения. Взрослый человек не читает каждую букву в знакомом слове (ну разве что первые и последние), а воспринимает "силуэт" слова целиком. Также взрослые мы уже знаем, что огонь — красный и горячий, трава — зеленая и мягкая, цыгане - воруют (не без этого, да). Если опросить на улице множество людей, то большинство ответит примерно так. И почти никто не вспомнит, что огонь бывает синим, а трава — желтой и ломкой.
Я считаю, что всю свою жизнь мы подвергаемся преследованию стереотипов: когда ходим в детский сад, в школу, в институт, а затем на работу. Повсюду можно услышать высказывания, типа: «место женщины на кухне», «американцы - нация тупиц и лентяев», «сила решает все» и т.д. и т.п. Согревает тот факт, что, вопреки теории "стереотипности", далеко не все придерживаются подобных мыслей. Приятное исключение из правила.
 Стереотипы, типа «снег - белый», «море - синее», «доброта - хорошо», постепенно превращаются в своеобразные штампы - клеше, который прочно заседают в нашем подсознании.
Однако, многие люди живут в ладу с собой, следуя своим стереотипам, убеждениям, принципам.
 Стереотипы многолики. Здесь, например, человек смотрит на своего более преуспевающего товарища. При этом он может чувствовать себя несчастным, неудачником. А потом решает, что именно таким, как его товарищ и должен быть счастливый человек: молодым, улыбающимся и успешным. Затем, забывая обо всём и всех, начинает пытаться подражать оному. Что, возможно, и хорошо.
 Но вот еще один пример:  юноша копирует поведение своего кумира (политика, актера, солиста модной рок-группой). Отслеживает все до мелочей. Даже поведение кумира в обществе, когда и куда тот ходит, что делает. И сам становится неловкой пародией обожаемой персоны.
А если этот «кумир» ведет себя в обществе асоциально? Или бросается ради забавы на людей с оружием? Хорошо ли тогда подобное подражание? Подражание, основанное на стереотипе.
 Также существуют множество стереотипов рекламного характера.
 Определенный род стереотипов - стереотипы восприятия — наши верные союзники. Хотя и им иногда следует нет-нет да изменять. К примеру, Дрю Жан-Мари в своей книге «Ломая стереотипы» освещает следующую мысль: чтобы создать эффективную рекламу, нужно взять любой рекламный стереотип - и поступить вопреки ему. Сознательно исказив стереотип, можно получить необычный и яркий образ. Например, в рекламе каких-нибудь шоколадных батончиков. Они будут отличаться от других батончиков тем, что у них шоколад внутри, а вафли снаружи. В рекламе бренда тоже сделать все наоборот: ребенок пугает чудовище, а девушка сидит на стрекозе. Увидите такое один раз — и потом долго не сможете забыть. Владельцам бренда только это и нужно. Потому я считаю, что людям важно потреблять больше полезной, не психологически-назойливой информации. Лучше иметь больше знаний, обогащающих и душу и разум.
 Слепо подражать стереотипам - принципиально рушить стереотипы. Человеческая жизнь слишком коротка для того, чтобы пытаться кому-то что-то доказать. Жизнь дана для того, чтобы жить и радоваться, узнавать что-то новое, развиваться и создавать свои собственные, индивидуальные, никем не затертые стереотипы.
Опять же, это лишь мое мнение.

20.04.07


Рецензии