Что будет после окончательной победы.. 2 часть

 http://www.soznanie.info/st_altshull.html
Генрих Альтшуллер
 
Статья выдающегося методолога
техники и изобретателя - Генриха
Альтшуллера (ныне покойного).,
статье более 10 лет, но она
актуальна - анализ очень точный.
 
Что будет после окончательной победы..
 
 
Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой.
За каждую такую победу она нам мстит.
 
Ф. Энгельс. Диалектика природы.
Есть три основных типа разрушающего воздействия современной технической цивилизации на природу:
 
 
1. Преступное разрушение природы.
 
Наиболее откровенная форма уничтожения природной среды. Например, поджоги леса: в пожарах гибнут сотни тысяч гектаров леса. Сброс отходов с танкеров - в открытом море, тайком. Сброс - в реки и озера - отходов нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Выброс вредных газов в атмосферу - вопреки всем санитарным нормам.
 
Недопустимость преступного разрушения природы в какой-то мере осознана обществом. Законы, защищающие природу от варварского истребления, постоянно ужесточаются.
 
Здесь есть резервы для защиты природы: в принципе, в любой день могут быть введены еще более суровые законы и налажен еще более строгий контроль за их выполнением.
 
 
2. "Законное" разрушение природы.
 
Законы позволяют разрушать природу в определенных, якобы безопасных для природы, пределах. Через каждые 10-15 лет выясняется, что пределы эти надо резко ужесточить: нормы пересматривают, делают более жесткими, но в большинстве случаев бывает уже поздно... Казалось бы, надо сразу ввести очень жесткие нормы. Но это разрушило бы основы технической цивилизации. Так, чтобы ликвидировать фотохимический смог в Лос-Анджелесе, надо запретить автомобильное движение. Кто пойдет на это?.. "Законное" разрушение природы продиктовано экономической целесообразностью. Изменить понятие "целесообразности" трудно: надо изменить представление о человеческих ценностях. Пока в споре "автомобиль в центре города или лес на окраине города" безусловно побеждает автомобиль...
 
Разумеется, есть и такое "законное" разрушение, которое не диктуется железной экономической необходимостью. Такова ситуация с целлюлозными предприятиями на Байкале. Площадь усыхающих лесов в районе Байкала составляет сейчас полмиллиона гектаров, гибнет рыба, изменяется состав воды... Получение какого-то дополнительного количества целлюлозы перевешивает - как фактор экономической "целесообразности" - ценность уникального природного региона.
 
Иногда "законное" разрушение природы идет не непосредственно, а по цепочке. Закон не запрещает строить танкеры все большего водоизмещения. Но большой танкер - это много нефти, сосредоточенной на одном корабле. А море остается морем - со всеми его опасностями, и если гибель небольшого танкера - опасная авария, то гибель супертанкера, перевозящего полмиллиона или миллион тонн нефти,- это катастрофа планетарного масштаба.
 
Бурно развивается авиация: растет число самолетов, увеличивается мощность двигателей и высота полетов. В атмосферу - на "законном" основании - выбрасывается все большее количество вредных газов. Закон не видит нарастающей опасности разрушения озонного слоя в атмосфере. Между тем, озон защищает все живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей.
 
Нарастает мощность лазерных устройств - закон пока не задумывается над возможными последствиями воздействия мощных лазерных лучей на атмосферу...
 
Законы стремятся не задеть интересы экономики. Законы не заглядывают в будущее. Этим объясняется все более мощное "законное" разрушение природы.
 
Здесь есть определенные резервы. Законодательство может быть более суровым и более дальновидным. Но резервы эти не слишком велики: нельзя заметно притормозить экономическое развитие и научно-технический прогресс.
 
 
3. Необходимое вытеснение природы.
 
Численность населения на планете быстро увеличивается. Нужны новые города, новые заводы и фабрики, новые дороги... Нужно новое место для технического мира - взять это место неоткуда - можно только отнять его у природы.
 
Предположим, искоренено преступное разрушение природы, изданы мудрые и дальновидные законы, положившие конец хищническому развитию экономики, нет откровенно преступного истребления природы и нет "узаконенного хищничества". Все равно техника будет стремительно вытеснять природу: нужно место для увеличивающегося населения, нужно место для техники, обеспечивающей высокий уровень благосостояния всему быстро растущему населению планеты.
 
Предположим невероятное: уже сегодня введены эффективные меры уменьшения темпов роста населения Земли. В самом идеальном случае эти меры скажутся через три-четыре поколения. А этого времени сверхдостаточно для практически полного вытеснения природы техникой.
 
 
Мысль 1
 
Сегодня еще существует шаткое равновесие природы и техники, но потенциально природа обречена; она неизбежно будет вытеснена стремительно растущей техникой - даже если хищническое истребление природы (незаконное и "законное") будет прекращено.
 
Мысль о том, что природа даже в самом идеальном случае неизбежно будет вытеснена техникой, встречает сильное психологическое сопротивление. "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда..."
 
Наиболее распространенный довод: на нашей планете еще много свободного места. Действительно, города, производственные предприятия, дороги занимают всего 3,2 процента земельного фонда нашей планеты; пашни и сады - 10,6; пастбища - 23,2; водохранилища, реки и озера - 2,4 процента. Итого - 39,4 процента имеющегося фонда. Как будто не так и много - меньше половины. Но что представляют собой оставшиеся земли? Ледники, пески и земли, испорченные человеком,- 15 процентов; леса - 30; пустыни - 6,9; болота - 3; тундра - 5,5 процента.
 
Земля поделена без остатка!  Уже прекратился рост площадей, отведенных под пашню. Площадь лесов ежегодно уменьшается на 1,7 процента (то есть на 0,5 процента от всего фонда). Это катастрофические темпы: не будет лесов и океанов - не будет кислорода в атмосфере. Осваивать пустыни? Очень дорогое и медленное дело! Вот Каракумский канал. Бетонное русло строить было дорого - канал имеет земляное русло, через которое теряется 17 процентов воды. 170 тысяч литров воды в секунду!
 
Поднимается уровень грунтовых вод, образуются соляные озера... Последствия предсказуемы только в одном: ничего хорошего ждать не приходится. Осушение болот? Нарушается экологическое равновесие, исчезают многие виды растительности, вымирают некоторые виды животных... Необходимо все - и пустыни, и болота, и леса. То, что можно было взять у природы, в основном уже взято...
 
Другой довод: техника, развиваясь, стремится к миниатюризации, современные ЭВМ в тысячи раз компактнее ЭВМ первого поколения. Да, рабочие элементы современных машин становятся компактнее: увеличивается производительность на единицу веса и объема. Но именно это создает условия для взрывного роста массовости машин: в тысячу раз меньше объем, но зато в тысячу раз больше число рабочих элементов, и в тысячу раз больше места на Земле занимает тот или иной вид машин, и тем больше пространства нужно для производства и обслуживания микротехники.
 
Еще один довод: технику можно вывести в космос... Напрасная надежда! Выход в космос требует особо интенсивного расширения производственных площадей на Земле: нужны новые добывающие, перерабатывающие, машиностроительные предприятия. Нужны новые города, дороги, космодромы...
 
Природа обречена. При самом бережном отношении она все равно будет вытеснена техникой. Даже если мы попытаемся затормозить развитие техники, тормозной путь окажется слишком длинным.
 
Через три-четыре поколения человечеству предстоит жить в мире, в котором природа будет на задворках. Леса пройдут стадии заповедников, потом парков, потом садов и превратятся в чахлые скверики. Пашни станут полутеплицами. Атмосфера загрязнится до недопустимых для человека норм... Может быть, это произойдет не за три-четыре, а за пять-шесть поколений - какая разница?! Важно другое: это неизбежно произойдет, это произойдет неотвратимо, даже при самом бережном отношении к природе, произойдет - потому, что это уже запрограммировано. Мы не успеем сменить стиль жизни, не сумеем понять, что "природные ценности" несоизмеримо выше "автомобильных ценностей". У нас не осталось времени, чтобы перестроиться и спасти природу.
 
Но есть - еще есть! - время, чтобы взглянуть правде в глаза и подготовиться к жизни в новом техническом мире.
 
До сих пор техника имела дело, так сказать, с бесприродными "микромирами". Искусственные, технические миры создавались в ограниченном пространстве: в подводных лодках, в кабинах самолетов, на космических аппаратах, в какой-то мере - в производственных и жилых помещениях. В основном же цивилизация была природно-технической. Природа не исключалась, она работала вместе с техникой (и наоборот - техника вместе с природой).
 
Тем не менее в развитии техники очень важное значение имели задачи, выдвигаемые для создания и совершенствования бесприродных "микромиров". Они были одним из главных приводов технического прогресса. Создание и функционирование большого бесприродного технического мира потребуют решения множества технических задач. Нужды нового мира на долгое время станут основным фактором, определяющим будущий технический прогресс.
 
 
Мысль 2
 
Проектирование бесприродного технического мира (БТМ) позволит заранее выявить задачи, жизненно важные для существования и развития цивилизации, и своевременно подготовиться к их решению. Таким образом, проектирование БТМ даст стержневую линию не только для социального, но и для технического прогнозирования.
 
Сейчас мы щедро оплачиваем исполнение наших желаний валютой природных ценностей. Захотели обзавестись миллионами автомобилей - пожалуйста! Заняли автодорогами тысячи и тысячи километров природного простора, изломали природу нефтедобычей и нефтепереработкой... Захотели издавать несметное количество печатных изданий - пожалуйста! Пустили под топор леса - источник кислорода...
 
Перенести такой  мир в бесприродные условия невозможно: нечем платить. БТМ должен быть основан на иных принципах.
 
Мысль о неизбежности мира без живой природы пугает наше воображение. Но отключим на время эмоции и попытаемся трезво оценить возможность создания БТМ.
 
Принципиальная осуществимость БТМ зависит, прежде всего, от возможности или невозможности техническими средствами сделать то, что природа делает "автоматически" и "бесплатно":
обеспечить человечество кислородом, питьевой водой, пищей, энергией, материалами... Перечень даров природы бесконечен. Природа "автоматически" и "бесплатно" снабжает человечество оптимальными факторами существования: силой тяжести, атмосферным давлением, освещением, температурой и влажностью воздуха.
 
Природа неутомимо уничтожает отходы. Обеспечивает ритмику: смену времен года, суточный цикл, биоритмы и т. д. Дает надежный защитный комплекс: защиту от радиации, вредных излучений, перегрева и переохлаждения...
 
В рамках этой статьи мы затронем только вопрос о техногенном обеспечении трех наиболее важных функций природы - снабжения человечества кислородом, пресной водой, питанием.
 
"Проектирование БТМ", "жизнеобеспечение в БТМ" - при постановке задач в таком виде может создаться впечатление, что БТМ это нечто, что можно начать и кончить строить, между тем мы уже живем в БТМ.
 
Мы практически не бываем на открытом воздухе: дом, метро, автобус, цех или другое рабочее помещение, магазины, театры, спортивные залы. Мы не пьем ключевой воды, редки в нашем рационе биологически чистые продукты...
 
Это первая, начальная фаза БТМ, когда среда обитания в значительной мере уже бесприродна, но жизнеобеспечение еще основано на природных системах.
 
Следующая фаза - промежуточная: часть функций жизнеобеспечения будет выполняться искусственно, а часть - с использованием природных процессов. При этом "искусственная" часть будет постоянно возрастать.
Наконец, заключительная фаза: идеальный БТМ - мир, в котором степень независимости от природы (точнее: от того, что к этому времени останется от природы) очень высока (порядка 90 процентов) и продолжает увеличиваться.
 
Создание БТМ - долгий процесс, включающий существенно разные фазы. Полный (идеальный) БТМ отделен от нас, живущих в эпоху "раннего" БТМ, долгими столетиями. Но первоначальные, прикидочные расчеты по жизнеобеспечению человечества целесообразнее относить к полному БТМ - процесс его формирования может оказаться быстро ускоряющимся. Еще одно предварительное - перед расчетами - соображение. По прогнозам ООН к 2080 году население Земли стабилизируется и составит не менее 8 миллиардов человек. К этому времени мощность всех энергетических установок будет составлять примерно 7*10^10 киловатт. Исходя из этих данных, мы и будем вести расчеты.
 
 
Обеспечение кислородом.
 
Для дыхания одному человеку требуется 550-600 литров (0,83 килограмма) кислорода в сутки.
 
Всему человечеству на весь 2080-й год понадобится 1,6*10^15 литра, а на нужды техники (при современной структуре потребления кислорода) - 6 - 9*10^17 литров. При получении кислорода из загрязненного воздуха глубоким охлаждением затрачивается 0,0004- 0,0016 киловатт-часа на каждый литр кислорода. Для всего человечества это составит 1,9*10^9 киловатта в год, или 0,27 процента вырабатываемой во всем мире энергии.
Чтобы обеспечить замкнутый цикл, необходимо получать кислород из выделяемого при дыхании углекислого газа. При разложении углекислого газа электролизом с применением твердых электролитов на каждый литр кислорода, получаемый в течение часа, требуется установка мощностью 6-8 ватт. На каждого человека необходима установка мощностью 150 ватт, на все человечество- 1,2*10^9 киловатта, или 1,7 процента вырабатываемой в 2080 году энергии.
 
Обеспечение человечества кислородом в БТМ - относительно несложная задача, если речь идет только о дыхании. Иное дело - искусственное обеспечение кислородом техники: тут требуется вдвое больше энергии, чем ее будет вырабатываться во всем мире.
 
Техника должна стать бескислородной.  Прежде всего это означает отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа. Нужен поток новых изобретений по переходу на бескислородные процессы.  Сегодня такие изобретения невыгодны. Но создавать и разрабатывать их надо именно сегодня. Завтра будет поздно.
 
Обеспечение водой. Норма потребления воды на одного человека в сутки 2,5 литра, в условиях пустынь до 10 литров.
 
На бытовые нужды в крупных городах норма примерно 500 литров. С учетом расходов на промышленность на каждого человека приходится до 6500 литров воды в сутки.
 
При длительных полетах на космических кораблях и орбитальных станциях суточная норма потребления 2,2-2,5 литра на человека, кроме того, на санитарно-гигиенические нужды расходуется от 6 до 25 литров воды в сутки. Известно много физических, химических, электрохимических и биологических методов получения воды опреснением морской воды или регенерацией ее из отходов жизнедеятельности людей, использованных санитарно-гигиенических или технических вод. Расход энергии при этом может составить 8-10 киловатт-часов на кубометр воды.
 
 
 В таблице приведены данные о расходе энергии при различных вариантах потребления воды. Космонавты обходятся 28 литрами воды в день и меньше, поэтому можно рассчитывать на снижение расхода воды на бытовые нужды по крайней мере до 150 литров на человека в день. Ни один из вариантов удовлетворения потребностей в воде не вызывает особой тревоги - за исключением, конечно, нужд промышленности и сельского хозяйства: здесь необходима интенсивная перестройка на безводную технологию.
 
Общие расходы на водообеспечение, по всей видимости, не превысят 10-12 процентов от вырабатываемой энергии, из которых на жизнеобеспечение приходится только 0,014 процента. В настоящее время водоснабжение отнимает 0,7 процента всей вырабатываемой энергии.
 
Обеспечение питанием.  Энергетическая ценность питания одного человека должна составлять 3000 килокалорий в сутки. Всему человечеству ежегодно требуются 1,16*10^9 киловатт "пищевой" энергии. Для определения общей потребности в энергии необходимо знать к.п.д. системы по производству пищевых продуктов. При использовании природных систем (собирательство, охота) затрачивается в несколько раз меньше мускульной энергии, чем содержится в добытой пище, но этот способ требует в 20 000 раз больших площадей и в 33 раза больше человеко-часов рабочего времени, чем современная технология производства питания. Экономия площади и время, техника снижает к.п.д. получения пищи. В Англии, например, на 1 килокалорию затраченной технической энергии приходится только 0,4 килокалории произведенных продуктов.
 
В производстве питания наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, постоянно снижается природно-ресурсный потенциал, что приводит к уменьшению к.п.д. С другой - совершенствуется и упрощается технология, что повышает отдачу от затраченной в производстве питания энергии. Широкое распространение, например, получает сейчас новая технология в производстве питания, при которой полностью исключается этап животноводства - растительный белок искусственно превращается в равноценный животному.
 
Пока не известна технология, которая позволяла бы обеспечить замкнутый цикл воспроизводства продуктов питания без элементов природных систем. На ближайшее будущее тенденции развития будут состоять в использовании более простых природных систем с их симбиозом с технологическими процессами. Вместо экосистем используются их фрагменты, вместо животных - растения, вместо растений - клетчатка и бактерии. Одновременно развиваются технологии искусственного синтеза пищи. В любом случае к.п.д. производства продуктов питания не будет ниже (не должен быть ниже!) 3-4 процентов. При этом для обеспечения питанием человечества потребуется 2,9*10^10 киловатт или около 40 процентов всей вырабатываемой энергии. Сейчас сельское хозяйство потребляет 10 процентов энергии.
 
В сущности, обеспечение БТМ основными продуктами, необходимыми для поддержания жизни, почти всецело зависит от "энергетической платы". Даже современный уровень техники гарантирует энергетику, необходимую и достаточную для постройки БТМ вместимостью в 8 миллиардов человек. Населению БТМ придется отказаться, конечно, от автотранспорта и авиатранспорта (в их современных формах, связанных с чудовищным расходом кислорода, воды и ценных продуктов), но жить в БТМ-дышать, пить, питаться - будет возможно.
 
 
Мысль 3
 
Технически (энергетически) создание БТМ осуществимо уже на современном уровне техники. Это отчасти печальный вывод. Ибо нет самого сильного фактора, который бы сдерживал вымирание природного мира. Как ни грустно, без природы можно выжить, построив БТМ. И природу быстро добьют...
 
Наши выкладки - "первоприкидочные" оценки "самого-самого" минимума. Между тем, природный мир построен с колоссальной избыточностью. Эта избыточность с точки зрения, так сказать, самого природного мира обеспечивает ему высокую надежность. А с точки зрения человека, и если так можно выразиться, с точки зрения науки и техники, избыточность дает возможность познания и развития.
 
Исследование и перестройка мира связаны с ошибками. В мире без избыточности такие ошибки означали бы катастрофу. Миру природному или бесприродному - нужна избыточность.
 
Один пример: судьба Кара-Богаз-Гола. В 1982 году 200-метровый пролив между Кара-Богаз-Голом и Каспием перегородила дамба. Такое решение было принято из-за обмеления Каспия якобы в результате огромного водоотбора на Волге. Позже, когда соли Кара-Богаза из ценного сырья превратились в разносимый по огромным площадям яд, оказалось, что потери от высыхания Кара-Богаза выше потерь от обмеления Каспия.
 
Попутно выяснилось, что уровень Каспия не понижается, а повышается: главным фактором, определяющим его уровень, оказались тектонические процессы его дна, а не испарение воды Кара-Богаз-Гола и не водоотбор на Волге... В БТМ, не имеющем избыточности, такой "прокол" означал бы глобальную катастрофу или, во всяком случае, чрезвычайное бедствие. В мире с высокой избыточностью легко переносятся и значительно большие "проколы"...
 
Проектирование БТМ с достаточно высокой степенью избыточности в первом приближении сводится к созданию запасов энергии и ограниченного числа наиболее важных веществ. Такая задача не выходит за рамки реальности. Причем "запасы" вовсе не означают "неиспользуемые запасы".
Зимой высокогорное село Куруш в Дагестане полностью оторвано от цивилизации. С древних времен заборы рядом с домами делают там из кизяка. Если к концу зимы топлива не хватает, заборы постепенно разбираются на отопление. Летом запасы восстанавливаются.
 
В 1962 году аналогичное решение выдвинула американская фирма "Грумман Эйркрафт": изготавливать часть внутренних перегородок космического корабля "Аполлон-С" из прессованной пищевой смеси. Другой вариант создания запасов - мебель, содержащая бертолетовую соль. При сгорании такой мебели выделяется кислород.
 
 
Мысль 4
 
В принципе можно построить БТМ с высокой избыточностью (БТМ-ВИ). Для этого потребуется сделать и реализовать множество новых изобретений. Необходима будет также более высокая степень осмотрительности при исследовании и перестройке мира. Учитывая ускоряющиеся темпы развития науки и техники, следует предполагать, что возможность создания БТМ-ВИ появится уже через 80-100 лет.
 
В том, что можно на какое-то время создать БТМ или даже БТМ-ВИ, еще, как говорится, мало радости. Мир нужен человеку на очень долгие времена, практически навечно. Человек должен чувствовать: мир будет всегда. Только в вечном мире появятся стимулы к продолжению прогрессирующей эстафеты поколений, к сохранению и развитию цивилизации.
 
Никакими техническими средствами нельзя обеспечить вечность БТМ. Это проблема по преимуществу социальная, ведь речь идет о строительстве МИРА, а не благоустроенной и долговременной клетки.
 
 
Мысль 5
 
Социально-устойчивый и развивающийся БТМ (СУР-БТМ, СУР-БТМ-ВИ) должен быть миром, неисчерпаемым для познания. Красота этого мира тоже должна быть неисчерпаемой. Только такой мир будет вечным.
Обеспечить неисчерпаемость познания сравнительно легко, например, исследованиями микромира (глубин вещества) и макро-мира (Вселенной). Неизмеримо труднее создать мир, неисчерпаемый по красоте. "Запасы красоты" - по этому "показателю" техника сильнее всего уступает природе.
 
Технические системы, как правило, приобретают самоценную красоту лишь на последнем этапе своего существования (такова, например, красота чайных клиперов или деревянного зодчества). Обычно "техническая красота" - это красота узкофункциональная (обтекаемая форма скоростных транспортных средств) или подражающая природе.
 
В 1982 году, когда начиналась работа по теме "БТМ", мы обошли бакинские магазины электротоваров. В продаже были 20 типов электрокаминов. 18 из них наивно и грубо имитировали "горение дров". Два электрокамина (самые дешевые) были узкофункциональны - они представляли собой примитивные электронагреватели. Даже в патентной литературе не оказалось ни единого изобретения, в котором "обыгрывалась" бы красота физических эффектов, присущих только технике и не используемых природой.
 
Человек появился и развивался в мире, исключительно благоприятном по познаваемости и красоте. Это одна из главных причин быстрого "очеловечивания человека". Но столь же быстро (даже намного быстрее!) пойдет обратный процесс, если исчерпаются таинственность и красота мира.
Природа имеет колоссальный "запас красоты". В БТМ такой запас создать не удастся. Неисчерпаемость красоты в БТМ может быть обеспечена только возможностью ее постоянного возникновения и развития.
 
Поясним эту мысль. До музыки был только природный шум: свист ветра, звуки леса, пение птиц, ритм прибоя... Музыка начиналась с подражания голосам природы. Но очень скоро звукоподражание выросло в МУЗЫКУ. Это единственный бесспорный случай, когда "техническая красота" (в смысле "красота, которая создана искусственно") сильнее и неисчерпаемее "природной красоты".
 
 
Мысль 6
 
Создание СУР-БТМ и СУР-БТМ-ВИ немыслимо без многих новых социально-технических изобретений типа "от шума к музыке". Решение этих сложнейших суперзадач требует огромного расхода сил и времени. Поэтому начинать надо сегодня. Завтра будет поздно.
 
В природном мире можно было мыслить методом проб и ошибок. Колоссальная избыточность природы покрывала издержки от ошибок, прощала медлительность и неэффективность решения задач.
 
 
Мысль 7
 
При построении СУР-БТМ и СУР-БТМ-ВИ и для жизни в этих мирах необходимо иное мышление - эффективное, исключающее крупные просчеты, учитывающее диалектику стремительно развивающегося мира. Отдаленным прототипом такого мышления можно считать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Точнее - общие принципы сильного мышления, заложенные в ТРИЗ.
 
Мы живем в мире, где главное - материальное потребление. За столетие такой мир съел половину природы и четыре пятых ее красоты (цифры примерные- речь идет о порядке величин).
 
 
Мысль 8
 
В БТМ неизбежно придется отказаться от материально-потребительского образа жизни, от материального потребления как главной жизненной ценности. Главным вектором БТМ должно стать творчество, направленное на углубление и расширение познания и на обогащение красоты мира. В творчество будет вовлечена большая часть населения БТМ. Потребуется развитая система воспитания творческого мировоззрения и обучения творческой технологии мышления. Дальний прототип такой системы - нынешние занятия по ТРИЗ.
 
Полагалось бы закончить эту проблемную статью традиционным обращением к читателю: авторы будут благодарны за критику и замечания. Но если говорить откровенно, мы знаем замечания и возражения. И отношение наше к ним скорее грустное, чем благодарное. Люди привыкли (и это естественно) к природному миру. Мысль о неизбежности превращения этого мира в БТМ вызывает крайне резкие отрицательные эмоции.
 
Список возражений, которые мы выслушали, пока шла работа над статьей, занял бы не один десяток страниц. Возражения эти основаны на эмоциях (или преимущественно на эмоциях) - и потому неопровержимы. Ну что можно ответить на такой довод: "Все это чушь! Я не представляю, как можно жить в мире, где не будет неба, моря, леса, животных...". Или на такое соображение: "Люди не могут жить без войн и столкновений. А в БТМ любой военный конфликт будет означать конец света...".
 
 
Первое время мы пытались противопоставить эмоциям логику, разум, расчеты. Мы доказывали, что переход в БТМ уже идет и обратного пути нет. Мы осторожно намекали, что наши далекие предки тоже не представляли себе жизни без пещер и мамонтов. Мы проводили аналогии между БТМ и кораблем: на кораблях не бывает междоусобных войн - иначе мореплавание было бы невозможно... Все это оставалось пустым звуком. Оппоненты упорно твердили: этого не может быть, потому что этого не было никогда!
 
Эмоции невозможно переспорить, перекрыть, остановить. Им надо открыть "зеленый свет", пусть свободно выплескиваются. Столкнувшись с невероятным (с тем, что кажется невероятным), человек должен сначала тысячу (или десять тысяч) раз воскликнуть: "Этого не может быть!", чтобы потом, в конце концов, задуматься: "А что если?..".
 
Итак, авторы заранее благодарны за критику и замечания. И обещают неукоснительно учесть все возражения.
 
Г.Альтшуллер, М.Рубин, 1991.



 
Назначение
Суточная норма на человека (литр)
Расход на все человечество за год (литр)
Мощность уст-вок при расходе энергии 0,01 кВт-час на 1 литр
Количество энергии в % от всей получаемой в 2080 г.
На физиологические нужды
 

http://www.soznanie.info/st_altshull.html
3
 
8,76*10^12
 
1*10^7
 
0,014
На бытовые нужды
от 150
до 500
от 4,38*10^14
до 1,46*10^15
 
от 5*10^8
до 1.7*10^9
 
от 0,7
до 2,4
На пром-ть  и сельское хоз-во
 
6500
 
1,9*10^16
 
2,2*10^10
 
30,9

 
Амадита     (газета Филдви)
 



Обрести радость
 
 
     Наша жизнь идет в этом радостном мире,  словно могучая  река  следует
извивам берегов, проходит сквозь пороги и запруды, где быстрая где медлен-
ная,  где глубокая где мелкая, но какая бы она ни была, она открывает щед-
рой рукой перед каждым огромное богатство возможностей радоваться,  быть в
радости,  наполнить радостью всю свою жизнь и каждый ее шаг. Но не все ви-
дят эти сияющие возможности. У кого-то хватает сил на то, чтобы отвернутся
от чистоты и счастья происходящей с ним жизни,  от живительного океана ра-
дости,  плещущего у его ног и предаться унынию, скорби и безрадостности со
всей решимостью отчаявшегося человека. Мир вам, о люди, но жизнь - никогда
не  отворачивается  ни от кого и пока вы живы - океан радости у ваших ног.
Позвольте себе ступить в него,  омочить ноги сверкающей чистотой, побыть в
детстве хотя бы мгновенье - и жизнь ваша заблистает новыми красками.
 
     Но нет решимости.  Невидимые но прочные цепи удерживают человека, по-
павшего в их плен и не дают переступить черту, ставшую запретной. В глазах
таких людей хоть немного,  но прячется,  таится невысказанная мечта о  ра-
достной,  счастливой,  свободной жизни. Свободной? А разве мы не свободные
люди?  Да,  человек свободен,  и свобода его простирается так далеко,  что
свободен он даже в выборе своего рабства.
 
     Как странно! Какой же человек откажется от парения на крыльях радости
в  чистой  голубизне потока жизни,  от солнечного света творческого труда,
дарящего ласку и щедрость и уйдет в холодную пещеру тревог и сомнений, пе-
чалей и невысказанной жажды настоящей жизни?
 
     О, Те,  кто волей случая или судьбы оказался в этой пещере  забвения,
куда лишь отдаленно долетают трели соловья и детский смех, где тишина таит
скрытые шорохи!  Вы сами пришли сюда и сами же можете отсюда выйти. Только
вы сами.  Вы пришли сюда,  потому что хотели убежать от свежего ветра жиз-
ненных обстоятельств,  расправляющих крылья самостоятельных поступков, вы-
зывающих  в  сердце мужество и очищающих нас от всего искусственного и уже
отжившего.  Вы сможете,  сможете выйти от сюда всегда, как только поймете,
что ждать больше не нужно.
 
     Жар сердца никогда не угаснет.  Ваше сердце - вот  лучший  проводник.
Ваше мужество - вот лучший посох.  Ваше творчество - тот чудесный мост, по
которому проходит человек над пропастью лжи и страхов, насилия и рабства.
 
     Понимает человек,  что эти пропасти - не место для него, что эти цепи
- неестественны и,  бывает, грустит по детству, "безвозвратно ушедшему" по
его же словам.  И старается освободится - да не знает как,  и отворачивает
свои взоры от них,  тяжелых,  и почти всегда старается,  хотя бы на время,
забыть о них. Он сам выбирает для себя путь забвения.
 
     Чувствуя внутреннюю неудовлетворенность - он обращается к музыке. Да,
музыка  -  живительная сила,  но его внутренняя музыка уже не слышна из-за
грохота обид и грубых  ритмов  эгоистичных  мыслей,  прорывающихся  в  его
жизнь, а главное, время музыки проходит, и снова - жизнь и неудовлетворен-
ность ею.
 
     Кто-то пытается утонуть в работе.  Он так организует свое время,  что
почти не остается времени для того,  чтобы остановится, почувствовать при-
роду и услышать, хотя бы краешком уха, неразборчивый уже шепот совести. Но
приходит время испытаний,  и человек, оказавшийся на больничной койке, на-
чинает понимать безуспешность его попыток забыть о цепях, сковывающих его,
о своем детстве,  тихой и печальной мелодией ушедшей радости трогающем его
сердце.
 
     Кто-то... Разнообразны пути забвения,  но не о них здесь речь,  не  о
них. Путь к утерянной радости совсем в другой стороне. Повернуться к своим
цепям лицом и пройти к месту,  где прибиты они к скалам  небытия  гвоздями
наших же ошибок - вот этот путь.  Тяжел этот путь? Возможно, но каждый шаг
по нему отмечен наградой.  Шаг - и человек чувствует,  как  потрескавшись,
спадает ржа с какой-нибудь затаенной струнки его души и она звучит,  поет,
наполняя новыми чувствами его мир. Шаг - и слышен, рвется из груди радост-
ный  смех  - пусть только на мгновенье он вырвался - но человек чувствует:
он вернулся к нему, вернулся навсегда. Какая награда сравнится с самой не-
большой находкой на таком пути? Нет такой награды и никогда не было.
 
 
О,решивший стать на этот путь?  Ты отказался от главной лжи в  твоей
жизни. И, хоть это, может быть, и не очень приятно, попробуй понять - чего
в жизни ты боишься?  Начальника?  Свою жену?  Свою старую  маму?  (поверь,
здесь нет места шуткам,  страх очень часто начинается с детства). Кому и в
каких ситуациях ты лжешь? Себе? Детям? Родителям? От кого ты зависишь? Мо-
жет, от своего пятилетнего ребенка? (и это встречается в жизни). И кого ты
сам подчиняешь, меняя жизнь его и свою и в какую сторону?
 
     Понявший это и отказавшийся от лжи и страха, насилия и рабства в сво-
ей каждодневной жизни, и в своем трудовом дне, в минутах общения с ближним
- тот,  чьи крылья наполнены свежим ветром радости - обретает жизнь и сво-
боду.
 
 
 
Совершенный человек
 
Звено в цепи эволюции
 
 
В эволюции человека имеется стадия, которая непосредственно предшествует цели человеческих усилий, и когда эта стадия пройдена, к человеку, как к таковому, уже нечего добавить. Он стал совершенным; его человеческая карьера окончена. Великие религии присваивают совершенному человеку различные имена, но каково бы не было это имя, за ним лежит та же самая идея - он и Митра, Кришна, Осирис, Будда, Христос - но это просто символизирует человека, сделавшегося совершенным. Он не принадлежит к какой-то одной религии, нации, человечесткому сообществу, он не органичен рамками одной веры - повсюду это наиболее благородный, совершенный идеал.
Всякая религия провозглашает его, все вероисповедания имеют в нём своё оправдание, он тот идеал, к которому стремится каждая вера, и каждая религия выполняет свою миссию с той эффективностью, с каковой ясностью она этот идеал освещает, и точностью, с какой она указывает путь его достижения. Имя Христа, используемое для совершенного человека в христианстве, это более, чем имя человека - это наименование его состояния. "Христос в вас - надежда славы" - вот идея христианских учителей. Человек по мере долгого течения эволюции достигает состояния Христа, чтобы завершить свой путь, длившийся долгие столетия; он тот, чьё имя в западных странах связано с одним из "сыновей бога", который достиг окончательной цели человеческого существования. Слово, обычно употребляемое для обозначения этого состояния - "помазанник". Каждый может достичь этого состояния: "Посмотри внутрь себя, ты Будда", "Пока Христос не сформируется в вас".
Как всякий желающий стать музыкантом должен слушать шедевры и погружаться в мелодии мастеров музыки, также должны и мы, дети человечества, поднять свои глаза и свои сердца в постоянно возобновляющемся созерцании к вершинам, на которых пребывают совершенные люди нашей расы. Чем мы являемся, они были; чем они являются, мы будем. Все сыны человеческие могут сделать то, что совершил Сын Человеческий, и мы видим в них залог своего собственного триумфа - развитие божественности в нас есть только вопрос эволюции.
Команды: внешние и внутренние
Я иногда подразделяла внутреннюю эволюцию на субморальную, моральную и суперморальную - субморальную, где различие между правильным и неправильным незамечаемо и человек следует своим желаниям без сомнений, не задаваясь вопросом; моральную, где правильное и неправильное различается, становясь более определённым и содержательным, и происходит борьба за соблюдение закона; и суперморальная, где внешний закон превосходится, поскольку божественная природа управляет своими телами. На моральной стадии закон познаётся как барьер, ограничение во благо: "Делай это", "Избегай того"; человек борется за повиновение, идёт постоянная борьба между высшей и низшей природами. В суперморальном состоянии божественная жизнь в человеке находит своё естественное выражение без внешнего руководства; он любит не потому, что он должен любить, но потому что он сам есть любовь. Цитируя благородные слова христианского посвящённого, он действует "не по закону плотских побуждений, но силой вечной жизни". Мораль превзойдена, когда все силы человека направляются к богу как намагниченная иголка поворачивается на север, когда божественность в человеке ищет наилучшее для всех. Борьбы больше нет, поскольку достигнута победа; Христос достиг своего совершенства только когда он стал победителем, мастером жизни и смерти.
 
Первое посвящение
 
В эту стадию жизни Христа или жизни Будды вступают посредством первого посвящения, в котором посвящяемый - "малое дитя", иногда "маленький ребёнок, трёх лет". Человек должен "возвратить детство - состояние, которое он потерял", "стать маленьким ребёнком", чтобы "войти в царство". Пройдя через эти врата, он рождается к жизни Христа, и проходя "крестный путь", он проходит через следующие друг за другом врата на этом пути, и в конце его он определённо освобождается от жизни уз и органичений, умирает ко времени чтобы жить в вечности, и начинает осознавать себя как жизнь, а не как форму.
Нет сомнения, что в раннем христианстве эта стадия эволюции определённо признавалась присущей каждому индивидуальному христианину. Беспокойство св. Павла о том, что Христос мог быть рождён в его обращённых, может служить достаточным свидетельством этому факту, оставляя другие высказывания которые тоже могут быть процитированы; даже этот отдельно взятый стих достаточен, чтобы показать, что в христианском идеале "стадия Христа" понималась как внутреннее состояние, финальный период эволюции каждого верующего. И хорошо, что христиане могут распознать это, а не относить жизнь ученика, оканчивающуюся совершенным человеком, к экзотике, пересаженной в западную почву, но родной только для восточных стран. Этот идеал есть часть истинного и духовного христианства, и рождение Христа в душе каждого христианина есть цель христианского учения. Главная цель религии - это вызвать это рождение, и если бы это мистическое учение выпало из христианства, эта вера не смогла бы поднять к божественности тех, кто её практикует.
Первое из великих посвящений - это рождение Христа, или Будды, в человеческом сознании, превосхождение сознания "Я", выпадение из ограничений. Как хорошо известно всем ученикам, есть 4 степени, включаемых стадией Христа, между весьма хорошим человеком и мастером-триумфатором. В каждую из этих степеней вступают посредством посвящения, и в течение этих периодов эволюции сознание должно расширяться и расти с целью достигнуть пределов ограничений, налагаемых человеческим телом. В первой из них ощущаемое изменение - это пробуждение сознания в духовном мире, в мире, где сознание идентифицирует себя с жизнью и прекращает отождествлять себя с формами, в которые жизнь в данный момент заключена. Характерная особенность этого пробуждения - это чувство внезапного расширения, распространения за пределы привычных рамок жизни, узнавание Себя, как божественна и могуча жизнь, а не форма, радость, а не печаль, чувство восхитительного мира, прохождение через то, о чём мир может только мечтать. С выходом за рамки ограничений приходит усиленная интенсивность жизни, и когда жизнь течёт со всех сторон, радуясь уничтожению барьеров, чувство реальности так живо, что всякая жизнь в форме кажется смертью, а земной свет - темнотой. Это расширение столь изумительное по своей природе, что сознание чувствует, что оно никогда не знало себя раньше, поскольку всё, что оно понимало как сознание, есть несознание в присутствии этой бьющей фонтаном жизни. Самосознание, которое начинает зарождаться в ребёнке - человечестве, которое развилось, выросло, расширилось за пределы ограничений формы, думающей о себе как об отдельной, говорящей "я", "мне" и "моё", - это самосознание внезапно ощущает все "я" как Себя, все формы - как общее достояние. Оно видит, что ограничения были необходимы для построения центра самости, в котором может существовать самоидентификация, и в то же время оно чувствует, что форма - это только инструмент, который оно использует, в то время как оно само, живое сознание, есть одно из всех живущих. Оно знает полный смысл часто употребляемой фразы о "единстве человечества", и чувствует, что значит жить во всём, что живёт и движется *4, и это сознание сопровождается огромным чувством радости, радости жизни, которая даже в своих слабых отражениях на земле - один из острейших экстазов, известных человеку. Единство не только видимо при помощи интеллекта, но оно чувствуется как удовлетворение стремления к объединению, которое знакомо всем, кто любил; это единство, ощущаемое изнутри, невидимое снаружи; это не концепция, но жизнь.
Во многих страницах старых, но тех же самых строк представлена идея рождения Христа в человеке. Но всё же эти слова мира фром не способны показать и четвёртой части мира жизни!
Но ребёнок должен вырасти в совершенного человека, и многое предстоит сделать, встретиться с усталостью, вытерпеть многие страдания, провести многие битвы, преодолеть многие препятствия, пока Христос, рождённый слабым ребёнком, сможет достигнуть состояния совершенного человека. Это жизнь, полная работы среди его братьев - людей; это встреча с насмешкой и подозрением; это доставка вести презрения; это боль покинутости, страсти креста и тьма могилы. Всё это лежит перед ним на пути, на который он вступил.
При помощи непрерывной практики ученик должен научиться вбирать сознание других, и фокусировать своё собственное сознание в жизни, а не форме; так он сможет покинуть "ересь разобщения", которая заставляет его воспринимать других как нечто отличное от себя. Он должен расширять своё сознание ежедневной практикой, пока его нормальным состоянием не станет то, что он кртаковременно пережил во время своего первого посвящения. С этой целью он будет пытаться в своей повседневной жизни отождествлять своё сознание с сознанием тех, с кем он входит в контакт день за днём; он будет стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, кок они думают, радоваться, как они радуются и страдать, как они страдают. Постепенно он должен развить совершенное сопереживание, симпатию, которая может вибрировать в гармонии с каждой струной человеческой лиры. Постепенно он должен научиться отвечать на любое чувство другого, будь оно низким или высоким, как если бы это было его собственное. Постепенно, при помощи постоянной практики, он должен идентифицировать себя с другими во всех разнообразных условиях их различных жизней. Он должен получить урок радости и урок слёз, и это возможно только когда он превзойдёт отдельную самость, когда он более не просит чего-либо для себя, но понимает, что он должен жить в жизни один.
Его первая насыщенная борьба будет за то, чтобы отбросить всё то, что было для него жизнью, сознанием, реальностью и идти вперёд в одиночестве, голым, более не отождествляя себя с какой-либо формой. Он должен изучить закон жизни, лишь при помощи которого может проявиться внутренняя божественность, закон который является антитезисом его прошлого. Закон формы забирает, закон жизни - даёт. Жизнь растёт, изливая себе через форму, питаемая неистощимым источником жизни в сердце вселенной; и чем больше жизнь изливается наружу, тем огромнее приток изнутри. В начале молодому Христу кажется, что вся его жизнь покидает его, поскольку его руки остаются пустыми после излияния своих даров неблагодарному миру; и только когда низшая природа определённо пожертвована, ощущается вечная жизнь, и то, что казалось смертью существа, оказывается рождением к более полной жизни.
 
Второе посвящение
 
Сознание развивается, пока первая стадия пути не пройдена, и ученик не увидит перед собой вторые врата посвящения, символизируемые в христианском писании крещением Христа. В то время как он опускается в воды мировых печалей, реку, в которой должен быть крещён каждый спаситель людей, новый поток божественной жизни проистекает на него; его сознание осознаёт себя Сыном, в котором жизнь Отца находит соответствующее выражение. Он чувствует жизнь Монады, его Отца Небесного, проистекающую в его сознание, он осознаёт, что един, не только с людьми, но и со своим небесным Отцом, и то, что он живёт на земле есть только выражение воли его Отца, его проявленный организм. С этих пор его служение людям - наиболее явный факт его жизни. Он Сын, которого люди должны слушать, потому что из него проистекает скрытая жизнь, и он стал каналом, через который эта скрытая жизнь может достичь внешнего мира. Он священник таинственного Бога, который вошёл в покрывале, а выступает со славой, сияющей от его лица, которая есть отражение света в святилище.
Это здесь он начинает ту работу любви, которая символизирована в его внешнем служении его стремлением исцелять и облегчать страдания; вокруг него толпятся души, ищущие света и жизни, привлечённые его внутренней силой и божественной жизнью, проявленной в уполномоченном Сыне Отца. Голодные души приходят к нему, и он даёт им хлеб; души, страдающие от болезни греха приходят, и он исцеляет их своим живым словом; души, ослеплённые невежеством приходят, и он освещает их мудростью. Это один из знаков Христа в его служении, что отверженные и бедные, отчаявшиеся и униженные приходят к нему без чувства разобщения. Они чувствуют привлекающее их сочувствие, а не отталкивание, поскольку он излучает доброту, и понимающая любовь проистекает из него. Конечно, они не знают, что он - развивающийся Христос, но они чувствуют силу, которая возносит, жизнь, которая оживляет, и в его атмосфере они вдыхают новую силу и новую надежду.
 
Третье посвящение
 
Третьи врата перед ним, которые допускают его к следующей стадии его прогресса, и он переживает короткий момент мира, великолепия и сияния, символизируемый в христианских писаниях Преображением. Это пауза в его жизни, краткий перерыв в его активном служении, путешествие на гору, где пребывает небесный покой, и здесь - рядом с немногими, кто распознал его развивающуюся божественность - эта божественность на краткий миг сияет в своей трансцедентальной красоте. Во время этого затишья в битве он видит своё будущее; серия картин разворачивается перед его глазами; он наблюдает страдания, которые лежат перед ним - одиночество Гефсиманского сада, агонию Голгофы. С этого времени его лицо обращено к Иерусалиму, к тьме, в которую он должен войти ради любви к человечеству. Он понимает, что здесь он может достигнуть совершенной реализации единства, но для этого он должен пережить квинтэссенцию одиночества. Прежде, осознание растущей жизни, казалось приходило к нему извне, теперь он должен осознать, что центр её внутри него; в одиночестве сердца он должен испытать настоящее единство Отца и Сына, внутреннее, а не внешнее единство, потерю даже лика отца; и для этого все внешние контакты с людьми, и даже с Богом, должны быть отсечены, потому что внутри собственного Духа он может найти Единого.
 
Тёмная ночь души
 
По мере того как приближается тёмный час, он всё более и более ужасается потерей людского сочувствия, на которое он мог полагаться в течении прошедших лет его жизни и служения, и когда, в критический момент его нужды, он оглядывается вокруг в поисках утешения и видит своих друзей погружёнными в безразличную дремоту, ему кажется, что все человеческие связи разорваны, что вся людская любовь есть насмешка, а вся человеческая вера - предательство; он бросается обратно к себе, чтобы убедиться, что остаётся только одна связь с Отцом Небесным, что всякая телесная помощь бесполезна. Сказано, что в этот час одиночества душа наполнена горечью, и что редкая душа переходит через эту пропасть пустоты без крика боли; это тогда вырывается мучительный упрёк: "не могли ли вы один час бодрствовать со мною?" - но ни одна человеческая рука не может пожать другую в этом Гефсиманском саду отчуждения.
Когда эта тьма людского отвержения проходит, тогда надвигаясь чашей гнева человеческой природы, приходит ещё более глубокая тьма того часа, когда разверзлась пропасть между Отцом и Сыном, между жизнью, заключённой в тело и жизнью вечной. Отец, который был осознан в Гефсиманском саду, когда все человеческие друзья дремали, скрывается в страстях креста. Это самое горькое из всех тяжких испытаний посвящаемого, когда потеряно даже сознание его жизни как Сына, и час надеющихся, поскольку триумф приходит из глубочайшего позора. Он видит своих врагов, ликующих вокруг него; он видит себя покинутым друзьями и любившими его; он чувствует, что божественная опора рассыпается под его ногами; и он выпивает последнюю каплю из чаши одиночества, изоляции, отсутствия контакта с людьми или Богом, пересекая пустоту, в которой висит его беспомощная душа. Тогда из сердца, которое чувствует себя отвергнутым даже Отцом, звучит крик: "Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?". Для чего эта последняя проверка, последнее испытание, наиболее жестокая из всех иллюзий? Иллюзия, для умирающего Христа ближайшая из всех к божественному Сердцу.
Потому что Сын должен знать себя, чтобы быть единым с Отцом, которого он ищет, он должен найти Бога не просто внутри себя, но как свою сокровенную сущность; только когда он знает, что Вечное - это он, и он - Вечное, тогда он не будет подвержен чувству разделения. Тогда, и только тогда он сможет совершенно помогать своей расе и станет сознательной частью поднимающейся энергии.
 
Слава совершенства
 
Воскресший и вознесшийся пережил горечь смерти, узнал все человеческие страдания и поднялся над ними силой своей собственной божественности. Что сможет теперь побеспокоить его мир, или удержать его протянутую руку помощи? В течение своей эволюции он научился принимать в себя потоки людских бед и отсылать их обратно потоками мира и радости. В цикле его тогдашней деятельности это было его работой - трансмутировать силы диссонанса в силы гармонии. Теперь он может делать это для мира, для человечества, из которого он расцвёл. Христы и их ученики, каждый в мере своей эволюции, таким образом защищают мир и помогают ему, и борьба была бы значительно горше, и отчаяннее были бы битвы человечества, не будь присутствия среди них тех, чьи руки несут "тяжёлую карму мира".
Даже те, кто находится на ранних стадиях пути, становятся возвышающими силами эволюции, как и в действительности все, бескорыстно работающие для других, хотя работают они более неторопливо и постепенно. Но Христос-триумфатор делает окончательно то, что делают другие на различных стадиях несовершества, и потому он называется Спаситель, и эта характеристика в нём совершенна. Он спасает, не подменяя собой нас, но разделяя с нами свою жизнь. Он мудр, и все люди становятся мудрее от его мудрости, потому что его жизнь течёт в жилы всех людей, во все людские сердца. Он не скован формой, и не отделён ни от какой. Он идеальный человек, совершенный человек; каждое человеческое существо - клетка его тела, и каждая клетка питается его жизнью.
Конечно, не стоило бы страдать на кресте и проходить путь, ведущий к нему, только для того, чтобы просто выиграть время и немного приблизить своё собственное освобождение. Цена была бы слишком дорогой для такого приобретения, борьба - слишком тяжкой для такой награды. Но нет, через его победу возвысилось человечество, и путь, по которому ступили его ноги, стал немного короче. Эволюция всей расы ускорилась и паломничество каждого сделалось не таким длинным. Это было той мыслью, которая воодушевляла его в натиске битвы, которая поддерживала его силы и смягчала боль потерь. Нет такого существа, даже слабого, даже униженного, даже безразличного, даже грешного, которое не стало бы немного ближе к свету, когда Сын Всевышнего окончил свой путь. Как же ускорится эволюция по мере того, как всё больше и больше этих Сынов поднимутся победителями и войдут в сознание жизни вечной! Как быстро будет вращаться лебёдка, которая поднимает человека в божественность, когда всё больше людей станут сознательно божественными!
 
Вдохновляющий идеал
 
В этом лежит стимул для каждого из нас, кто в самые благородные минуты чувствовал притяжение жизни, проистекающей для любви к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не знает, почему страдает; о нужде, горе и отчаянии людей, не знающих, почему они живут и почему умирают; которые день за днём, год за годом, видят страдания, обрушивающиеся на них и на других, и не понимают, в чём тут резон; которые сражаются с отчаянной храбростью или свирепо восстают против условий, которых они не могут понять и объяснить. Давайте думать о боли, рождённой слепотой, о темноте, в которой они пробираются ощупью, без надежды, без стремления, без знания настоящей жизни и красоты, скрывающейся за завесой. Давайте думать о миллионах наших братьев во тьме, а потом о поднимающихся энергиях, рождённых в наших страданиях, наших битвах и наших жертвах. Мы можем поднять их на один шаг к свету, облегчить их боли, уменьшить их невежество, сократить их путешествие к знанию, которое есть свет и жизнь. Кто из нас, знающий даже немного, не отдаст себя за тех, кто не знает ничего?
 
 
 Мы знаем посредством Закона неизменного, Истины неуклонной, вечной Жизни и Бога, что вся божественность - внутри нас, и хотя она сейчас развита лишь немного, всё имеется для бесконечной способности, открытой для поднятия мира. Ведь определённо есть ещё не один, способный почувствовать пульсацию Божественной Жизни, кто ещё не притянут надеждой к помощи и благословению. И если эта жизнь будет почувствована, пусть слабо, пусть на короткое время, то это по причине того, что в сердце начался первый трепет, который развернётся как жизнь Христа, ибо приближается время рождения Христа-младенца, потому что в нём человечество стремится расцвести.


Рецензии