Измеритель ума без интеллекта
Любая власть не любит перемен, а их отсутствие - неизбежно приводит к застою общественного и технического развития. И речь не о революционных преобразованиях, развитие цивилизации определяется наличием культурной и научной элиты в любой стране.
Президент России в одном из своих выступлений отметил, что государство, не вошедшее в десятку высокоразвитых стран, рискует стать лишь поставщиком сырья и дешёвой рабочей силы. Это жёсткие реалии нового тысячелетия.
Где же выход? Подъём общеобразовательного уровня народа - процесс очень длительный и в некоторых ситуациях и условиях недостаточно эффективный. Целесообразнее выявлять интеллектуалов и создавать им условия для творческой деятельности. И в этой области никак не обойтись без тестирования по показателю интеллекта. Да и более широкое применение тестирования - позволит использовать людской ресурс нации с большей пользой для общества и государства.
Почему же так сильно противодействие со стороны чиновников самого высокого ранга? Прежде всего они чувствуют сами своё несоответствие занимаемым должностям.
Кроме того, это прямая угроза всяческим коррупционным построениям и протекционизму.
И всё же - разрешили повсеместно применять "тесты" Айзенка даже на вступительных экзаменах в университеты. Ну это же удобная схема и кормушка недобросовестности.
Во-первых, упомянутое задание является всего навсего обычным вопросником, а не тестом. Поэтому оно допускает угадывание, да и натаскивание при платном репетиторе.
Во-вторых, этот "ребус" имеет прозрачный алгоритм решения и позволяет уже при повторном заходе значительно улучшить результат. В этом смысле даже в ЕГЭ (при множестве недостатков) более устойчивые задачи, но и их ежегодно меняют.
Мною разработан (и даже испытан в течение десятилетия) универсальный устойчивый (впервые в мировой практике) и даже нормированный тест "Интеллект". Вот здесь и началось противодействие из-за упомянутых выше причин.
Предвидя всё это, я отправил аргументированное предложение Президенту РФ (на тот момент) Дмитрию Медведеву. Резолюция была незамедлительной, поэтому вскоре мной был получен ответ сразу от двух ведомств: Министерства образования и Управления по контролю качества образования.
Если первые ограничились отпиской, то вторым сам Бог велел запросить у меня дополнительные материалы, которые были мной сразу отправлены. Ответ я получил тоже быстро. Вот выдержка: "Предлагаемая Вами методика выходит за рамки компетенции Управления оценки качества образования. Возможно она найдёт своё применение в будущем, когда в Российской Федерации будет окончательно сформирована Общероссийская система оценки качества образования,..."
Как может найти применение то, что выходит за рамки?
Обидно, что выдадут за своё прозрение мой труд.
И к кому обращаться, если это - итог моего обращения к Президенту РФ?
Мне даже НЕ РАЗРЕШИЛИ принять участие в сопоставительном контрольном тестировании.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ?
Поводом для написания этой статьи послужила вчерашняя передача "Измеритель ума IQ" на канале "РТР Планета", из которой следовало, что "Сколько учёных - столько и определений интеллекта". Само название передачи лишено логики и смысла. Да и актуальные вопросы были затронуты в ней весьма поверхностно.
Прежде чем высказываться далее - считаю необходимым привести определения основных понятий, затронутых в этом эссе.
ИНТЕЛЛЕКТ - отражение разума.
Интеллект - это то, что всегда при себе.
УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА - степень совершенства разума.
РАЗУМ - проявляемое состояние рассудочной деятельности.
ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА - число, показывающее способность разума
совершенствоваться (не путать с IQ).
Поскольку считаю оправданным (и достаточным) измерять только основные составляющие интеллекта: внимание, память, воображение и кругозор, - то приведу и их определения.
ВООБРАЖЕНИЕ - свойство мышления,
позволяющее представлять абстрактные образы реальными и наоборот.
Воображение - выявляет уровень развития других основных составляющих
интеллекта: внимания, памяти, кругозора - в их взаимосвязи.
Воображение ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ степенью преломления представлений, ощущений и
чувств в сторону интуитивного или волевого интереса.
ПАМЯТЬ - единственный вариант временно-пространственного расположения информации на её носителе, откуда бы она ни поступала (извне или изнутри). Память структурно является одновременно и свёрнутым клубком, и развёрнутой картиной, она функционирует в одной точке записи или считывания на нейронной сети головного мозга, а эта точка (очаг возбуждения) произвольно или непроизвольно постоянно контролируется человеческим сознанием. Память через воображение активно управляет вниманием, давая добро или запрет на актуализацию информации. Память сохраняется в результате постоянной подпитки новыми сигналами, даже если они и не нагружены информационно, а только имеют энергетический потенциал. Эти внешние сигналы (для структур памяти, а не для мозга в целом) не выпускают сигналов более медленных (внутренних). Последние и обеспечивают функционально то, что мы называем памятью. При этом информационная подпитка происходит как в освободившийся или вновь созданный резонатор (отрезок синапса), так и в уже занятый, изменяя его параметры.
Память ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ количеством и качеством заполнения.
Под КРУГОЗОРОМ понимается структурная активная ориентация памяти в процессе мышления через внимание и воображение с учётом сектора компетентности конкретного человека.
Кругозор ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ осведомлённостью в различных областях науки, техники, литературы, искусства и спорта.
При этом ВНИМАНИЕ характеризуется концентрацией воли на ощущениях и восприятиях - для точного выполнения поставленной задачи при контролируемом задействовании других составляющих интеллекта.
Применительно к человеку, ИНТЕЛЛЕКТ - это воплощённая в реальность возможность человеческого субъективного разума самосовершенствоваться, отражённая в уже сформированных количественных и качественных свойствах мышления: внимании, воображении, памяти, которые образуют кругозор, в свою очередь на основе полученных знаний направляющий внимание и воображение личности к решению задач, способствующих продвижению к поставленной цели и т.д., цикл за циклом с наименьшими потерями (ошибками).
Возможность и действительность (взаимопревращаясь) составляют цепь единого целого в пространстве и времени. Это целое воспринимается в движении и развитии, которые могут быть как равномерными (только теоретически), так и ускоренными или замедленными, что имеет место в быту, в Галактиках Вселенной. И всё это умозрительно моделирует мозг человека.
Таким образом, можно сказать: УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА - это достигнутая степень совершенства разума. При этом под РАЗУМОМ я понимаю проявляемое состояние рассудочной (мыслительной или иной) деятельности, которое позволяет субъекту (объекту) адекватно отображать источник и предмет информационных притязаний, а также и сами притязания.
И не стоило бы забывать организаторам и ведущим этой телепередачи два момента:
- измерить ум человека невозможно, а только его ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА,
- более ста лет назад (впервые в мире) московский профессор Россолимо предпринял
довольно успешную по тем временам попытку измерения показателя интеллекта,
регистрируя память, внимание и воображение тестируемого.
Согласен я только с двумя высказываниями:
- тест (опросник) Айзенка сильно устарел,
- высоким уровнем (показателем) интеллекта обладают личности, у которых гармонично
развиты все основные составляющие интеллекта.
Поэтому только мой тест "Интеллект" наиболее полно и адекватно выявляет дарования, которые подтверждаются их дальнейшей деятельностью с большой долей вероятности.
Тест "ИНТЕЛЛЕКТ" оценивает:
- показатель интеллекта,
- внимание, воображение, кругозор и память,
- полную характеристику интеллекта (по 20 параметрам),
- человеческий фактор (по десяти параметрам),
- наклонности (к технике, к гуманитарным наукам),
- приоритеты человеческого сознания,
- уровень развития логического мышления,
- профпригодность (соответствие занимаемой должности).
Ни для кого уже не секрет: человек с низким уровнем интеллекта - опасен для общества на всех должностях, где принимаются решения, влияющие на судьбы, а то и жизни граждан.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Владимир Юденко. Тесты на профориентацию.
http://www.proza.ru/2010/02/27/1452
2. Владимир Юденко Тест "Воображение"
http://www.proza.ru/2009/03/09/935
3. Владимир Юденко. Что отличает интеллектуалов...
http://www.proza.ru/2009/12/02/1465
4. Владимир Юденко. Что такое интеллект? Определение.
http://www.proza.ru/2009/02/21/872
5. Владимир Юденко. Для чего надо измерять интеллект?
http://www.proza.ru/2009/01/21/645
6. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов - для освоения Космоса.
http://www.proza.ru/2011/01/05/801
7. Владимир Юденко. Сразу два изобретательских рекорда.
http://www.proza.ru/2012/03/19/1971
*** Эта статья опубликована по просьбе Президента Клуба интеллектуалов
по международным связям, участника нескольких космических проектов,
автора пятидесяти изобретений, доктора технических наук
Генриха Павловича Ермолина.
27.02.2013
Свидетельство о публикации №113022709565