12. III. Беглецы. И. А. Худяков

12. БЕГЛЕЦЫ.

III. ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЦАРЕВИЧ.
а) Когда-то чёрт похитил где-то царевича и превратил его у себя конюхом.
Мальчик жил в конюшне вместе с жеребцом.
Однажды хозяин собрался куда-то и строго запретил всем входить в его дом; а в отсутствие его жеребец и говорит мальчику: «Ступай все-таки в дом, хоть и запрещено; не дотрагивайся только ни к чему, осмотри все подробно и узнай, что там есть».

Мальчик сделал так, как ему приказал жеребец; взошел в хозяйский дом и увидел там разные странные вещи и предметы.
У дверей стояла бочка полная крови; на стене висел ужасно большой меч; в углу стоял сундук, а в нем находился камень, ветвь ельника и чаша воды.
Возвратившись, чёрт тотчас заметил, что мальчик в его отсутствие ходил в дом, побранил его очень за это и обещал убить его, если он осмелится впредь быть непослушным.

Живут несколько времени.
Чёрт стал отправляться куда-то (у него ведь много хлопот) и строго запретил мальчику входить в дом.
Но что же?
Лишь только он ушел, жеребец опять говорит мальчику: «Не бойся, взойди в дом и делай так, как я тебе прикажу».
"А что мне делать?" - спросил мальчик.
Жеребец отвечал: «Попробуй поднять великий меч! - (А меч был так тяжел, что порядочный мужчина едва мог поворотить его). - Если не подымешь, помочи голову свою в чану у дверей и попробуй: не подымешь ли тогда».
Мальчик взошел, попробовал поднять меч, но он не поворотился.

Пошел мочить голову в чану; тут картуз его начал блистать, как золото, а он сделался таким сильным, что меч стал легким в его руках.
Он отправился, рассказал это жеребцу. «Хорошо, - отвечал тот, — поди, теперь в последнюю комнату, возьми себе оттуда суконное платье и спрячь в карман те вещи, которые в сундуке, да смотри, пролей воду из чаши; опояшься мечем, и приди ко мне».
Мальчик исполнил все и возвратился в конюшню с теми вещами, который он взял себе в дом.

Тут жеребец ему и говорит: «Сядь на меня да побежим отсюда».
Это-то и было мальчику по сердцу, он сел на жеребца и давай бежать.
Чёрт возвратился и заметил, что все вещи пропали; пошел в конюшню, там никого нет.
Пустился вслед за беглецами.

Жеребец, правда, делал только по четыре шага на версте, а чёрт все-таки догнал бы его, если б только не случилось помех.
Когда жеребец услышал шум за собою, он и говорит мальчику: "Оглянись, не приметил ли чего?»
"Позади нас идет как будто черная туча". — Отвечал мальчик.
Тогда жеребец приказал ему бросить за собой камень, который был у него в кармане.
Мальчик послушался, и тотчас за ним поднялась такая огромная, крутая гора, что сам чёрт не мог её перейти, а побежал домой достать инструменты, которыми он мог бы раздвинуть её.
Принес оттуда огромный топор и прорубил скважину, через которую он мог проползти.
Потом хотел оставить топор в скважине и взять его на обратном пути, а лиса ему говорит: «Не оставляй, я украду».
"Не бойсь [не боись?], не оставлю". — Отвечал чёрт и опять побежал домой.
От этого выиграли только беглецы.

Снова чёрт пустился вслед за ними. Жеребец заблаговременно заметил это и говорит: «Брось за нами ветвь!»
Тотчас за ними поднялся такой густой лес, что черт, хотя был очень силен, не мог пробраться через него.
Побежал домой и опять принес с собой огромный топор, которым он проложил себе дорогу.
Хотел опять спрятать топор, а лиса говорит: «Не оставляй, я украду!»
"И не оставлю, — возразил чёрт, — домой отнесу!"
Так и сделал.

Мальчик между тем спешит на своем коне, но вскоре опять слышит шум за ними.
Тогда конь приказал бросить за нами чашу воды.
Тотчас на том месте возникло такое большое озеро, что и чёрт не мог переправиться через него, потому что лодки не было.
Что делать? Стал пить воду из озера, чтоб сухо перейти его.
Пил, пил; а на желудок набил [надел, насадил? (на тело – живот, поясница)] обручи, чтоб не лопнул.
Тут пришла лиса и откусила обручи; желудок лопнул и чёрт утонул в воде, не догнав беглецов.

В богатой своей одежде и опоясанный мечем, мальчик теперь прискакал во дворец; там пробыл недолго; показал только себя так, что царь и не узнал, кто он.
Недалеко от дворца конь узнал свою родину и говорит ему: «Оставь меня в этой роще и поставь передо мной сена, а сам скинь эти платья и меч, поди к царю, наймись у него полоть сад.
Тогда принеси мне немного этой травы».
Мальчик так и сделал.
Его приняли во дворец; он полол и тем снискивал пропитание.

В то время царь вел войну, и все войско отсылалось против неприятеля.
Мальчик рассказал это коню.
Тот отвечал: «Ступай и ты воевать, достань себе какую-нибудь лошадь и поезжай с другими».
Нечего делать; мальчик объявил свою охоту и ему дали старую клячу.
Дорога шла через болото; в нем кляча [старая(ый), слабая(ый), больная(ой) - лошадь, конь, мерин /редко мул (кобыла+осёл), лошак (ослица+жеребец) ] и увязла; мальчик стал просить других всадников помочь ему вытащить её, а они смеялись над ним и ускакали дальше.

Когда все уже проехали, он оставил её (клячу) в болоте, пошел к своему коню и с ним по другой дороге отправился против неприятеля, напал на него и победил все войско прежде, нежели пришли другие всадники.
Они удивились, кто бы мог совершить такое дело, но не могли догадаться и возвратились ко дворцу, рассказали царю исход войны.
Мальчик, хотя и был ранен в руку, поспешил с поля сражения так, что никто его не видал и по проселкам пробрался к болоту, где кляча увязла.
Когда всадники скакали мимо его, он опять просил на помощь, а они только спешили ко дворцу рассказать все царю.
Царь очень удивился и хотел знать, кто совершил такое великое дело, до никто не мог объяснить ему этого.

Живут опять нисколько времени; мальчик по прежнему стал полоть в саду, а и там перевязывал свою рану.
Царевна заметила это и рассказала о том царю.
Он тотчас позвал мальчика к себе и стал раскрашивать, отчего у него рука ранена.
Тогда мальчик признался, что он сбил с поля неприятеля и в доказательство показал рану, которой он до сражения не имел.
Когда царь и тут не хотел верить ему, он отправился к своему коню, оделся в великолепную одежду, опоясался мечем [надел поясной ремень с ножнами и мечём (портупея имела дополнительные крепёжные ремни (один или два) для пояса от плеч)] и надел блестящий картуз [пер.лит-урщина. Картуз – модный, распространённый головной убор преимущественно в XIXв], сел на коня и вскочил на нем через забор прямо к царю.
Показал меч и раненную руку, и был таков. Никто не заметил, куда он удалился.
Изумленный царь не мог представить себе, что этот статный всадник был тот нищий, который полол в его саду.

Между тем мальчик возвратился в рощу и конь ему тут приказал: «Возьми меч, отруби мне голову, она не моя».
Мне её чёрт дал».
"Я не могу так поступить с моим благодетелем, который освободил меня от чёрта — отвечал мальчик".
«Ты должен сделать это, а не то я тебя убью».
Мальчик взял меч, отсёк голову и когда конь стал умирать, из него вышел царевич, который был заколдован чёртом.

Потом царевич сказал мальчику: «Пойдем теперь к отцу моему.
Ты останься в своей одежде, а я пойду таким, каким меня похитили».
Идут.
Царь тотчас узнал своего сына и стал спрашивать, кто его освободил из рук чёрта.
Царевич показал на мальчика и сказал: «Вот кто!»
"А ты кто такой?" - спросил царь у товарища своего сына.
Он отвечал: «Я уже несколько месяцев полол в вашем саду».
Ему не поверили, а подумали, что он какой-нибудь знатный граф; тогда он показал им раненную свою руку.

Теперь царевич и мальчик пошли с царем во дворец и на дороге рассказали всю историю, каким образом они встретились у чёрта и бежали оттуда, как наконец лиса избавила их от страшного преследователя и как царевич опять превратился в человека.
Когда царь узнал все это, он щедро наградил мальчика и дал ему свою дочь в супруги, а царевич стал править государством.

— Вот и сказка. Кто не верит, тот может справиться.
........................
И. А. ХУДЯКОВ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ

I. Смерть Святогора и Ильи Муромца.............1
II. Два сибирских заговора.................9
III. Народные стихотворения против взяточничества.........10
IV. Ночь на Ивана Купалу.............12
V. Народные предсказания об урожае.....13
VI. Воденчар (Болгарская сказка)...........15
VII. Сербская сказка Николича............17
VIII. Образцы финских сказок.........50

Цена 50 коп. сер.

Санктпетербург.
В типографии В. Головина, у Владимирской церкви, д. барона Фредерикса № 15., кв. № 3.
 1863.
Одобрено ценсурою. С. Петербург, 16 Сентября 1862


Рецензии