В. Нарбикова Стихи поэта КАК

В.Нарбикова

 

Стихи поэта КАК

 

 

Константин Александрович Кедров – КАК –  для меня так и остаётся «как?». Я ему задавала совершенно нешуточные детские вопросы «как?», на которые он никогда мне не отвечал:  «Да как сама знаешь», – то есть он не отмахивался, как от дурацких вопросов.

Он сказал: «Ты веришь, что можно вывернуться?» – «Верю. А как?» Вот если встать как звезда: голова наверху, руки распрямить, ноги расставить, всё, что внешнее окажется внутри, а всё, что внутри – снаружи. Да нет ничего проще. Но это не упражнение. Это то, что нельзя придумать. Это то, что один увидел, а другой в это поверил. Всё так просто. «Сколько бы ни было лет вселенной у человека времени больше».

Я спросила у КАК, «можешь объяснить мне, только подоходчивей, теорию относительности, потому что у Эйнштейна я как-то слабо понимаю». – «А ты сначала, расскажи, как слабо». – «Ну, я, например, понимаю, что вот если представить автобус в воздухе с двумя водителями: впереди и сзади, автобус одновременно едет в разные стороны и не разрывается». – «А в каком времени?» – «А вообще». И защищалась.

То есть нападала.

 

«Так думал я,

сравнивая правую и левую сторону белой девочки

подсыхающей вокруг неба,

и решил, что справа всегда немножко больше,

чем слева

и вспомнил жалобы,

что правому всегда достаётся больше

даже от собственного тела приходится иногда таиться».

 

И, собственно, подумала: стихи могут быть про всё, но не всё будет стихами. А, может, это не я первая подумала. Но зато я первая подумала, что это я первая подумала. Меня даже иногда удивляло, что КАК ничем нельзя удивить – про всё он где-то или видел, или слышал, или читал, или это ему снилось. В общем, это человек-странник, убегающий от себя так далеко, что, приближаясь к самому себе, он становится настолько огромен, что становится невозможно себя охватить, и он удаляется опять на невероятное расстояние, чтобы взглянуть на себя оттуда, чтобы лучше себя увидеть, это человек-волна. И если путь физически может быть человеком, то это КАК.

 

«я в тесном не-сне живу

постоянно воспламеняем

люблю

Два волкодава Заинька и Настасья

посуху плывут из грозы».

 

Про что это? А это про то, что я в тесном не-сне живу постоянно воспламеняем люблю, два волкодава, Заинька и Настасья, посуху плывут из грозы. 

Я как-то сказала КАК, я тогда писала роман «План первого лица. И второго», это был какой-то восемьдесят какой-то год, что я не верю, что параллельные линии не пересекаются, и привела ему пример, что вот если взять две параллельные спички и поджечь их, то ведь они пересекутся. «А ты сама знаешь, что такое план первого лица?» – в свою очередь спросил меня он. Конечно, сказала я, план первого лица относится к любимому, я тогда была страстно влюблена, а всё остальное – это фон. «Ты имеешь в виду геометрию Лобачевского», – сказал КАК. Я собственно имела в виду страсть обугленных спичек.

В общем, стихи писать просто. Не так просто хулиганить в стихах. И совсем не просто писать о стихах. А уж совсем не просто, когда предметом стихов становятся стихи. И КАК написал стихи Пушкина, Хлебникова, Хармса, Заболоцкого, даже из живых Сапгира (потому что я до сих пор не считаю, что он умер), Тредиаковского, можно назвать ещё разных хороших поэтов, и это не будет преувеличением. Он так не любил моего любимого Михаила Кузмина, что его не написал. А, может, не мог.

И тут я договорюсь до того, что он поэт изподвыверта. Вообще-то это для меня самый большой комплимент.

 

«Премьера.

Я загримирован

я на верёвках ввысь парю

я в рампе заживо горю

я с башмачками вниз спускаюсь

и Золушкиного лица

слезой нечаянно касаюсь

Вот башмачки из хрусталя

Возьми их Золушка скорее

Хрустальные возьми земля

А кожаных я не имею».

 

Страсть к сочинительству – самая страшная страсть. Поэтому чтобы ничего не сочинять, расскажу я вам одну историю, вымышленную, про то, как ходили в магазин – в деревню. Неужели жизнь ради рассказа? А жизнь – это реальная история или сочинение? Например, воспоминание о каком-то запахе – это повод для какой-то реальной истории? А что было сначала? То ли запах, то ли история? Кто знает?

 

«На дворе трава

на траве дрова

дух древесный

кружится голова

Стрекоза трепещет в моей руке

пароход гудит

я бегу к реке

Я с отцом занимаюсь культурой речи

а коза понимает по-человечьи

– Кар-р-р! – кричат вороны , чёрные птицы
Продолжаются первые репетиции

А отец упрямо твердит с утра

– На дворе трава, на траве дрова...
Стрекоза в руке моей чуть жива»

 

И КАК никогда не мог ответить, ну как можно быть или крестьянином или рабочим. Он даже не мог быть ни тем, ни другим. Даже ремесленником. Хотя, кажется, Розанов, тоже мой любимый поэт, потому что чистая философия это и есть в чистом виде поэзия, так вот, кажется, он сказал: не выходите, девушки, замуж за поэтов, выходите лучше за ремесленника. Так вот есть и крестьянин и рабочий. А есть крестьянин-рабочий. Крестьяне-рабочие как пчёлы, которые обхаживают матку. Или они действительно, эти пчёлы, придурки? или они прикидываются? Вечно в похмелье, губы еле шевелятся, что скажут, не разберёшь, а у Брейгеля-старшего вообще из дурдома – изподвыверта.

Или они все сами по себе, а я сама по себе, или я больше никого не  полюблю, потому что это тогда не имеет смысла – изподвыверта. А что значит смысл?

А то, что в чём-то должно что-то заключаться.

Остальное бессмысленно.

Вот, например, груша.

Её даже можно съесть.

А потом-то и окажется, что то, что ты съел, – этого нет.

Это даже не пустота, да какая так пустота, это просто раз изподвыверта.

Ты знаешь вкус?

Что бы ты выбрал? быть слепым? глухим? немым? Или разговаривающим попугаем? Интересно, вкладывает ли попугай какой-то смысл в то, о чём он говорит?

Вот, например, он говорит – «попка-дурак», а он-то сам знает, что именно он «попка», и именно он «дурак»? или это для него просто набор слов? забор? Звук, над которым эти глупые люди смеются.

Она была пастух, а он ее единственное стадо. И он шёл сзади неё, типа какого-то кандидата наук, в непромокаемой куртке, с опущенной головой, как будто эту голову должны были ему отрубить – так она видела. И на всё это шёл дождь. Они бы могли так ходить сто лет...

А, может быть, они тоже люди? а, может быть, у них тоже своя жизнь? кто знает? это догадки...

И вот мечта, которая пока ещё не осуществилась – мне так хотелось очень давно, ёщё в детстве, чтобы мужем моим были два брата. Один из них был бедный, а другой богатый, так распорядилось наследство. И сначала я хотела, чтобы моим законным мужем был богатый брат, а с его бедным братом мы бы тайно занимались любовью. А потом богатый брат об этом узнал и нас убил. Нет, всё наоборот, он узнал и нас простил, и мы занимались любовью втроём, с двумя братьями.

Или даже не так, моим законным мужем был бедный брат, и чтобы добывать какие-то деньги, я тайно занималась любовью с богатым братом, а бедный об этом узнал и нас убил, нет, он нас простил, и мы занимались любовью втроём.

Аввариантов – мннооожжистттвооооо...

Я всё равно за счёт кого-то живу.

Сначала за счёт мамы и папы, бабушки и дедушки, за счёт мужа, друзей, и за счёт русской литературы и поклонников моего таланта (в любых проявлениях: включается интерьер, походка, голос и просто так...)

А, собственно, почему я не живу за свой счёт?

А, собственно, что у меня есть?

То, что никому не принадлежит, в том числе и мне.

Допустим...

В течение нескольких дней я живу за счёт приятелей. Очень милые ребята.

Один похож – на Джойса. Второй – на Эйнштейна с высунутым языком. Третий – на мишку на лесоповале, с известной картины Шишкина «Мишки в сосновом лесу», или в какой-то там роще, не помню щ а с...

Они галантны, они ухаживают за мной.

Я просто таю- ю - ю- юю - ю...

Они конечно люди. Но в то же время и не совсем.

Не то, что они не мужчины. Но они меня не волнуют.

А почему?? Нет, нет, нет – в них нет ничего отталкивающего.

В некоторых бабниках этого отталкивающего бывает и побольше.

Один из них, этот бурый медведь в сосновой роще, даже красив.

У него красивый голос и он улыбается.

И он меня не волнует.

Он знает, что он умеет улыбаться.

Наконец-то я поймала эту улыбку, обращённую ко мне. Потому что она была налету.

 

«В это время змея сползающая в мазуте

оставляет вожу на шпалах как шлейф Карениной

«В это время в гостиную вваливается Распутин

и оттуда вываливаются фрейлины

всё охвачено единым вселенским засосом

млечный осьминог вошёл в осьминога

двое образующие цифру  8

друг из друга сосут другого

Так взасос

устремляется море к луне

Так взасос пьёт священник из чаши церковной

так младенец причмокивает во сне

жертвой будущей обескровлен».

 

В этом смысле, самые здоровые – голландцы в скверике.

Они смотрят на солнце.

 

«Саратовская боль любви первоначальной

не назывная, приставная боль

как сеча при Керженце

когда от угла до утла

стоят четыре стола

 

Но если

все испуганы птицы грелки

пряники

на востоке изнывает заря

О армада

я твоя принцесса-коза

надо мне надо

надо мной мир дурак

расстановка сил

что-то наподобие костяка

Сам я изнываю

и недруга призываю

о умоли мою мать

о моли»

 

Получается, что хорошие - это только моногамы.

Раз в жизни влюбился.

Раз в жизни женился.

И раз в жизни по – е - е-ха-хаал-е , а больше ни с кем ни пе-ре-е-е-ха-а-л.

Такого случая я в жизни не видела.

Буду очень признательна, если подобные факты поступят.

Но как это можно проверить, что это факты.

Потому что ни читателям, ни тем более писателям верить на слово нельзя.

Да мало ли что привидится даже моногаммам....

 

«Танюша-растяпа

забыла чулочек надеть

а в нем ведь пальчики были

и ближняя козочка

всё лелеяла

и растекались боженьки по поляне

Надолго ли к нам

Надолго»

 

И не надо эту репродукцию с картины Шишкина показывать мишкам в зоопарке. Там этот мишка в зоопарке себя не узнает, а вы как думаете?

Эйнштейн тоже оказался приятным собеседником.

Сначала он только язык показывал, а потом разошёлся, то есть изподвыверта!

Замечу, что компания была приятна ещё и потому, что ревность в виде пола в ней отсутствовала (то есть мужчины к женщине) – отсутствовала. Так как бывает в так называемой нормальной компании.

Запутавшись в лабиринтах многоэтажных панельных домов, в общем, почти в центре в каком-то странном районе, тем более, почти ночью, в общем, было уже почти темно, хотя ничто не напоминало рассвет.

Так вот вышел навстречу мужик вполне приличный, а прямо – изподвыверта – и я ему говорю (зная про единственный ориентир):

– простите, а где здесь у вас труба?
Он всё понял и сказал:

– пойдём со мной

Я всё поняла и сказала ему в ответ:

-–нет, я имею в виду в архитектурном смысле.

То есть изподвыверта....

С моим приятелем мы посетили кафе рядом с  «Вопросами литературы», в полуподвале, а «Вопросы литературы» – в бельэтаже, а «Дружба народов» – у Толстого Льва Николаевича в конюшне. У всех своё место. Даже у рыбок в аквариуме.

И мы с моим приятелем в этих «рыбках» заказали по 50 г. водки и по кофе, а по воды у нас денег не хватило, и мы предложили официанту, что мы будем – прямо из аквариума.

Он, такой галантный, сама любезность, принёс нам воды прямо из бутылки.

А вечером, как ни странно, я оказалась в том же кафе, где не было ни одной женщины, кроме  автора этих строк.

Но вот что странно! Среди мужчин я видела не то что женщин, это были некоторые производные, то есть, как бы сказать, забыла, как это называется, когда число не может разделиться, и получается такой остаток, который до конца разделить невозможно, то есть такая неудовлетворенность пола, такой бесконечный остаток, потому что когда мальчик и мальчик –  у них одно и то же, а когда мальчик с девочкой – у них разное, а в сторону Христа Спасителя – у них пробки.

А люди говорят:

«как пить дать»

значит есть вода.

А люди говорят:

«ты плюнул мне в душу»

значит есть душа.

А люди говорят: «с милым и в шалаше рай»

значит есть рай.

А люди говорят: «гореть тебе синим пламенем»

значит есть синий свет, про который люди говорят.

А люди говорят: «мы пахали».

Значит есть мы и значит они пахали.

А люди говорят: «царствия небесного»

значит есть царство, про которое знают люди, что оно царство.

А люди говорят: «с миру по нитке».

значит есть мир, есть нитки, и есть люди.

А люди говорят: «скатертью дорожка».

Скатерть? накинутая на эту дорожку? про которую люди говорят?

 

«На чугунной плите написано:

... член   Общества Геттингентских северных антиквариев

почётный попечитель и многих орденов кавалер...

Ни слова о воображаемой геометрии»

 

И 3 П О Д В Ы В Е Р ТА. . .

 


Рецензии
Да, здорово,очень понравилось, но странное совпадение— у меня в детстве тоже была мечта о муже, который был бы двумя братьями, только разница между ними в другом. Один бы был смелый, сильный, решительный, но грубоватый,а другой добрый, мягкий, ласковый, но малость недотепа. Я даже рассказ написала, который назвала «сказкой», (я все, что писала в детстве почему-то называла сказками). У моей героини были дети — мальчик и девочка, а так как не было возможности разобраться, кто есть чей отец, то они обоих братьев называли «папами». Вся семья жила дружно и счастливо. Я только не могла понять, отчего же так рассердилась бабушка и за что уничтожила мою детскую рукопись?
ТШ

Татьяна Шепелева   27.02.2013 14:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.