Будильник Буриме

               
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.
Б.Л.Пастернак

Обычно представляют себе адскую машину в виде бомбы и привязанного к ней будильника. По-моему, достаточно будильника.
                Юлиан Тувим

Отвлекаясь от иронически-грустного определения Тувима, сообщаю, что нижеописанный «Будильник» не есть адская машина.
Наоборот. Это некий приём, долженствующий РАЗБУДИТЬ дремлющие во многих людях таланты или, по крайней мере, способности  думать незаурядно и столь же  неординарно выражать свои мысли.
«Что есть Пушкин? – Спросил талантливый советский сценарист Николай Эрдман, и ответил, – Пушкин есть ЗАРЫТЫЙ В ЗЕМЛЮ ТАЛАНТ!»
Задача «Будильника» – эксгумировать зарытые в нас таланты, пробудить спящие (возможно, обречённые до этого на сон вечный) способности.
И «Будильник» не говорит с равнодушной скорбью: Спи спокойно, дорогой товарищ!
А взывает к Способности Творить:
«Проснись, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры!»
Но не так, как в парафразе талантливого пародиста Игоря Гарика:
«Открыв сомкнуты негой взоры
Россия вышла неглиже
Навстречу северной «Авроры»
Готовой к выстрелу уже»

Уроки литературы.
Вопросник-ответчик.
Предназначается для разумных людей, умеющих критично подходить к себе и к своему творчеству.
Буриме – ибо КАЖДЫЙ Желающий и имеющий ЧТО сказать, может добавить и свои примеры («свои» означает им предлагаемые, им же найденные в настоящей литературе или им придуманные).
Одним из методов любого самоусовершенствования является, на мой взгляд, чтение и многократное перечитывание лучших образцов литературы. Не приемлю ответа:
«Я уже это читал/ла». Это пример типичного верхоглядства, тупого школярства,   объярлычивания,  бездумного заполнения времени якобы чтением. Для того, чтобы почувствовать и проникнуться талантом автора литературного произведения, надо его читать и ПЕРЕЧИТЫВАТЬ по многу раз!
Лишь тогда есть шансы научиться на уровне бессознательном манере мышления таланта и умению ему удачно подражать. Этим развивая уже свой собственный талант.

1. Как литературно сказать, что некий человек, умный и разностороний, окружён дураками?

«Он был личностью интересной и многогранной и в каждой грани отражалась глупость.»
Фраза, «загадочная» для глупцов, которые, конечно, подумают, что даётся  ироническое описание дурака! Ключевое слово для правильного понимания: «Отражалась». Если бы написано было «светилась» или «сияла» или «излучала», то ясно, что речь идёт об иронии в сторону дурака

2. Как литературно сказать о пожилой женщине, что она была старой дурой?

Ипполит Матвеевич не любил тёщи. Клавдия Ивановна была глупа и её преклонный возраст не позволял надеяться на то, что она когда-нибудь поумнеет.
Ильф и Петров.

3. Как литературно и деликатно выразить своё длительное разочарование, несбывшиеся надежды?

«Как здоровье тёщеньки, разрешите узнать?
Мр-мр-мр, – неопределённо ответил Ипполит Матвеевич и, пожав прямыми плечами, проследовал дальше.
– Ну, дай бог здоровьичка, – с горечью сказал Безенчук, – одних убытков сколько несём, туды его в качель!»
Ильф и Петров

4. Как литературно выразить ощущение неприятного запаха?

«В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали.»
Ильф и Петров

5. Как литературно описать не очень умную и не очень развитую девушку?

«Эмме говорила на языке Лос-Анжелеса и скудная меблировка её интеллекта, о которую обивал коленки пришелец из Европы, была приобретена ею в местной  средней школе и Университете...»
Ивлин Во «Незабвенная»


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →