Чему быть - того не миновать
Мысль стиха понятна, стержень есть во всём и должен быть. И всё правильно про Родину... Каждый выбирает СВОЮ. И всё надо ценить. Но. Иоганн Себастьян Бах - был гениальный полифонист. В жизни существует полифония! Это, когда идут параллельные ЛИНИИ, дающие возможность человеку раскрыться во всём, в разных ипостасях. Это касается и творчества, и работы, и любви. Все стараются подмять под себя другого и навязать ему свои принципы, представления. То же самое мы допускаем и в отношении детей, навязывая им своё. А оно им - не надо. У них ВСЁ будет СВОЁ. Жертва - препротивное слово и по смыслу, и по содержанию. А все в этой жизни - жертвы чего-то. И любви - чужой или родной, которая давно испарилась, но держат принципы,- а часто даже не принципы, а привычка и страх потерять то, что есть во имя того, чего нет, что может быть. И будет ли?!. Здесь действует принцип РАЗРУШЕНИЯ перед СОЗИДАНИЕМ. Это - как открыть Космос, как открыть Закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ. Это - КАК ВЫЖИТЬ для тех, кто не может и не хочет жить АБЫ КАК. Ты ведь не станешь пить испортившийся кефир или есть протухшее мясо?! Сравнение с человеком, конечно, слишком убогое и даже неправильное. Но ЧТО-то В ЭТОМ ЕСТЬ, Исторя Любви,- как поёт Игорь Николаев.
Кажется, я пишу прозу! Ну и хорошо. Стихи - КВИНТЭССЕНЦИЯ. Проза - есть куда деться!.. Или нет. Проза - ТОЖЕ КВИНТЭССЕНЦИЯ, только более растянутая в Пространстве и во Времени.
"Не бывает радости без слез.
Не бывает дыма без огня.
Не было б лозы, не было б вина,
Не было б меня, не было б тебя.
Накормили нотами клавиши
И придраться вроде бы не к чему.
Половину вырвали у души,
А потом спросили, но почему?"
Я не спорю с тобой. Я просто размышляю. Потому что эта Тема и есть САМАЯ ГЛАВНАЯ ТЕМА ЖИЗНИ. Как прожить ЭТУ единственную жизнь, чтобы не потерять вкус мёда, заменяя его сахаром, и запах цветка, гиацинта, например, который как только сойдёт снег,- тут же проклюнется, извини, чуть поторопилась!- Сперва проклюнутся подснежники и крокусы, а вот уж за ними - ВРЕМЯ ГИАЦИНТА! Как??? Не потерять ЗАПАХ, ВКУС, ЦВЕТ Закатов и Рассветов, настоящий ВДОХ СВЕЖЕГО МОРСКОГО ВОЗДУХА, ВЫДОХ с ЖЕЛАНИЕМ /а не по принуждению!....../ СНОВА ВДОХНУТЬ. Да хоть и ВЗДОХНУТЬ!!! Ну и что? БЕЗ БОЛИ прожить нельзя. Мы рождаемся с болью и умираем с ней. И живём с ней.
Сказано же: "Не бывает радости без слез."
...И добавить НЕЧЕГО.
И: "Не бывает дыма без огня." Кричу: ОГНЯ, ОГНЯ, ОГНЯ!!!......
У меня две дочки. И обе - ОГНИ! Старшая Гаянэ - Овен, САМА ВЕСНА, РОЖДЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, Знак, обладающий огромной силой ВОЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ вплоть до "из мертвых"! Вторая - Анастасия - Лев, доминирующий Знак ОГНЕННОЙ СТИХИИ. Муж - Телец, САМА ЗЕМЛЯ ВО ВСЕХ ПРОЯВЛЕНИЯХ, но по асценденту - он Лев. КОШМАРНОЕ СОЧЕТАНИЕ, кто знает, из за большого ЭГО. ТОЛЬКО ОН и больше НИКТО! Кстати - Гаянэ - по асценденту Рыба, и дочка у неё Рыбка Золотая /9марта!/ ЗНАК, следующий за Овном. Артистический, творческий до мозга костей! Её зовут Николь. Ребёнок - ИНДИГО. СУПЕРАКТИВНЫЙ. Я с ней одна даже оставаться боюсь, тем более гулять....... Говорят, я в детстве была такая! Я не ходила. Я только бегала. СКОРОСТЬ - моё одно из главных качеств было всегда. Сейчас это качество уравновешивается ЛЕНЬЮ. Вернее - СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬЮ НА ГЛАВНОМ.
Потому что хоть я и собираюсь жить не менее ста пятидесяти лет, но наблюдая за тем, что происходит вокруг, иногда закрадываются сомнения... Возможно ли это в наше время. Конечно, для этого много чего надо. А точнее - ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ. В ЭТО входит ВСЁ. Питание, режим... Скажу даже больше. Надо превратиться в ЗОМБИ и действовать только ПО ПРАВИЛАМ. Я всё знаю, и давно, ЧТО и КАК надо ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ. Можно ЗАНОВО ВОСКРЕСНУТЬ - НЕ УМИРАЯ. И это - НЕ СЛОВА. Только... надо ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ. Стать тем, кого вокруг нет - ни одного! /почти ЙОГОМ./ Потому что ни у кого не хватает для этого ВОЛИ. Здесь одного Овна - МАЛО. Это - больше, чем уйти в монастырь!! ЭТО - ВСЁ ВМЕСТЕ. ПОЛНОЕ РАСТВОРЕНИЕ В ЖЕЛАНИИ, В ПРОСТРАНСТВЕ, В МЕЧТЕ! И ТЫ ЕЁ ПОЛУЧИШЬ... ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ ОТКАЗА ОТ САМОЙ ЖИЗНИ. Какой?.. Ты станешь БЕЛОЙ ВОРОНОЙ, и даже БОЛЬШЕ. Тебя ВСЕ ПЕРЕСТАНУТ ПОНИМАТЬ. И будут крутить пальцем у виска. Тебя обзовут сумасшедшим или святым. Но это - НИ ТО, НИ ДРУГОЕ. Потому что в моём варианте, как я это вижу,- должна присутствовать ещё и Любовь! Без неё - всё бессмысленно. Все усилия и потуги - это всего лишь МЫШИНАЯ ВОЗНЯ, "не достойная мыслящего человека." Гнусное "пар де пи"!.. /"Покровские ворота"/
"Не было б лозы, не было б вина",- ах, какое счастье, что оно есть, существует! Потому что вино /заметьте, одна только буква и уже ВИНА!/ сглаживает, выявляет самое лучшее в человеке, присутствует на всех праздниках и наоборот, похоронах. Счастливые люди, умеющие делать вино. В этом смысле был необыкновенный мой отец. Он делал вино из рябины, черники, яблок, смородины... Для этого ему нужен был погреб, настоящий, он сам сделал его под маленькой комнатой, превращённой из кухни в отдельную комнату для меня, когда я подрастала. А в студенческое время, когда училась в консерватории, уединялась там для своих занятий и своей личной духовной жизни. Чтобы никто не мешал. Это отдельная Тема. Так вот под ней - папа, потратив на это весь свой отпуск и сделал подвал. Такую же комнату под комнатой. Помню, как он выкидывал песок в окно, в сад, освобождая пространство от земли. Это было летом. Мамы дома не было. Она уехала на Кавказ в Ессентуки в санаторий. Не помню, в этот раз или в другой, она брала с собой Алика, моего младшего брата, у которого были проблемы якобы, во что я не очень верю, с почками или с печенью... Не важно. Его уже нет.
Так я - про вино. Оно было потрясающее. Даже в период, когда Надежда Александровна Павлович регулярно два раза в год и даже больше приезжала из Москвы и жила в ЭТОЙ КОМНАТЕ,- даже она на праздники, сидя за столом, выпивала несколько рюмочек черничного вина и хвалила необыкновенно. Она его называла Церковно-приходское! Так и осталось. Когда что-то, папа лез в подвал, находящийся прямо в квартире, и частенько там задерживался... Мама всё ругалась по этому поводу. Потом уже я догадалась, что он иногда там причащался, а потом довольный вылезал прямо к столу, на котором уже дымилась отварная картошка лучшего сорта, потому что мама у меня была белоруска, а значит, толк в картошке понимала. Я это понимаю только сейчас. Мне тоже стало не ВСЁ-РАВНО, КАКАЯ КАРТОШКА НА СТОЛЕ! Вплоть до ТАКИХ тонкостей...
Чтобы закончить про ВИНО, скажу, что неоднократно помогала папе собирать в лесу рябину, это не просто, особенно, если дерево высокое, а рябина на нём такая, что мимо пройти никак невозможно. Папа залезал на дерево, палкой с крюком подтягивал нужную ветку, а потом срывал и бросал вниз на расстеленную тряпку, а я собирала и складывала в мешок. Потом он выдавливал сок, который отстаивался в огромных бутылях, пока не начинал бродить, потом он добавлял порционно, не знаю по сколько, несколько раз /через определённый интервал времени/ сахар, потом, как он говорил, колдовал сам над ним. Однажды я спросила рецепт, как всё-таки до тонкостей он это проделывал, потому что вино было такое, что если бы он был предприимчивым человеком, а ещё лучше жил во Франции, то мог бы иметь патент на производство вина. Уж очень оно было ПРЕВОСХОДНЫМ! РЕЦЕПТ НЕ СКАЗАЛ!.. Но я отвлеклась.
Следующая строчка - "Не было б меня, не было б тебя." Ну, тут комментарии излишни! Достаточно сказать только то, что когда то давно, сидя на камне, на привокзальной площади в Асари, площадь - это громко сказано, но тем не менее там было ВСЁ! Лотки с мороженым, которое накладывалось в ароматные вафельные стаканчики, обязательная бочка с квасом, жареные семечки. Цыгане торговали с воза картошкой, семечками и всем, чем можно было, приезжали и из Слоки, их было там много. Помню, как нас, детей, пугали, чтобы приструнить: смотри, цыгане украдут! Мы некоторых знали, которые жили прямо в соседнем доме возле парка, и они, конечно, нас всех знали и мы числились СВОИМИ, это значило, что именно с нами ничего плохого случиться не может. Помню случай, как я с другими детьми, не сказавшись бабушке Анисье, в телеге поехала в Слоку за товаром. Они пообещали привезти обратно. Дорога шла всё время между соснового леса по обоим сторонам. Короче, глухомань! В какой-то момент я испугалась, что вот и всё.
Увезли!.. Этот холод страха я помню до сих пор. Такие ощущения не забываются. Но всё закончилось хо-ро-шо. Нас, детей, привезли обратно на ту же площадь. Но больше я на воз не садилась. Хоть и приятно было проехаться на живой лошади в повозке!.. На Кубани, откуда родом мой отец - все так ездят. Ну, сейчас, конечно, и на машинах. А в то далёкое время...
"Накормили нотами клавиши
И придраться вроде бы не к чему," - что ж. Действительно НЕ К ЧЕМУ! Это как Провидение! В Асари мы жили на первом этаже. Заходишь со двора - и первая дверь налево. Под окнами - огород с картошкой, морковкой, свёклой, зеленью... Особенно помню укроп. Да и как его не запомнить! Он такой красивый и так хорошо пахнет! Между прочим, это водолейская трава,- кто не знает. Так что ешьте, Водолеи, укроп. Он вам необходим!
А на втором этаже в одной из квартир жили родственники Язепа Витола, знаменитого латышского композитора-классика, в честь которого была названа Латвийская государственная консерватория имени Язепа Витола. А в после советское время переименована в Музыкальную академию имени Язепа Витола. И мы, дети этого дома любили частенько заходить в гости. Как своих нас все принимали и угощали как могли.
На первом этаже - напротив была одна квартира /на первом - всего две квартиры, так же и на втором!/ Дом двухэтажный, сухой, прекрасно построенный и перестоит ещё много новейших домов! На первом - напротив нашей квартиры - жила латышская семья, не помню как звали хозяйку, кажется, Скайдра, а детей - было у неё две дочки - Дзидра и Муда. Так вот, когда мы заходили к ним в гости, то всегда она нас угощала бутербродами на немецкий манер, что очень удивляло мою бабушку Анисью, которая жила с нами, уехав с Кубани, продав дом со всем хозяйством, чтобы помочь старшему /из трёх сыновей/ Виктору, моему отцу, чтобы дать родителям возможность учиться и работать. На Кубани так было не принято. В одну руку кусок хлеба, в другую - кусок мяса или сала. Но в Латвии мясо кусками не раздавали, не так были зажиточны, да и Запад. Всё по-культурному. Тонкий ломоть хлеба. Но длинный, отрезанный по всей диагонали круглого Украинского ржаного хлеба, тонким слоем намазанный маслом /настоящим!/, и сверху тонкие ломтики огурцов и помидоров. Иногда это была копчёная колбаска или рыбка. Мы все довольные выходили из квартиры, и каждый держал в руке такую длинную лодку-бутерброд... Моя бабушка восхищалась такой изощрённой экономией в продуктах и училась быстро и талантливо. Один раз, когда бабушка делала бутерброд дяде Вале, третьему сыну, который тоже жил какое-то время пока не устроился у нас дома как в гавани,- он увидел как она мажет маслом и сказал с укоризной: "Даа, ты можешь жить в городе!" Я это почему-то запомнила. Было недалёкое послевоенное время, не хочу сказать голодное, потому что я как ребёнок не голодала, а деревенская хватка родителей и бабушки, их работоспособность - не могли позволить этого. Кроме того, что был огородик под окнами, ещё был огород у переезда. Совершенно не огороженный. Но в то время не принято было воровать. И всё росло и было цело, хоть и не огорожено. Бабушка самоотверженно работала на нём. Там росла клубника. На всю оставшуюся жизнь я наелась этой клубники. Её было так много, что мы не съедали в виде варенья, которое варилось в больших количествах, а даже продавали лишнее. Вообще, станции Асари и Вайвари - это такие деревенские станции. Там - только частные дома, огороды, сады, у всех всё своё. А что лишнее - продавалось прямо из дома или вывозилось на привокзальную площадь, где я сидела на своём камне - и наблюдала эту суету.
Так вот. На втором этаже - жили Витолы. Однажды мы зашли к ним. Заходишь прямо в большую комнату. Коридора внутри квартиры не было. И я до сих пор помню, какой испытала шок, когда увидела огромное чёрное существо, занимающее почти всю комнату. Все дети пошли во вторую, там угощали черникой, а я осталась в первой. Это был огромный чёрный концертный рояль немецкой фирмы Bluthner. Тихонько, чтобы никто не увидел я подняла крышку. Там были белые и чёрные клавиши. Целый ряд. Стройный ряд звуков, которые я в магическом состоянии остолбенения по одной тихонечко стала нажимать. Кто-то услышал, подошли и вежливо закрыли крышку. С этого момента стало ясно, что меня непреодолимо влечёт к этому чёрно-белому раю звуков. Очевидно, моим родителям сказали, что ваш ребёнок проявил огромный интерес к музыке и надо её учить. Помню, что каждый раз, когда мы туда заходили, я старалась приблизиться к роялю, угощение меня уже не интересовало. Встал вопрос. И уже тогда мама решила, что при первой возможности надо купить дочке пианино и отдать в музыкальную школу. Надо добавить, что я была очень музыкальна. Не могла слушать музыку спокойно и тут же начинала двигаться, танцевать. Это не могло остаться незамеченным. И даже речь шла о том, чтобы отдать меня в балет. Но тут папа воспротивился и категорично заявил, что нечего бегать его дочке голышом по сцене. Вопрос о балете был закрыт раз и навсегда. Но играть на рояле - это допустимо. Правда, он мечтал об аккордеоне для себя, но тут уже мама сказала своё категоричное слово. Раньше надо было учиться! А теперь - надо учить меня! И купили мне к первому классу пианино по случаю. Кто-то из знакомых евреев уезжал в Израиль и продавали инструмент. Очень красивый внешне, антиквариат, с клавишами из слоновой кости, желтоватыми, а не белыми из пластмассы как теперь делают, и потрясающим настоящим звуком не пианино, а рояля. Что очень редко бывает. Это был действительно отличный инструмент, старинный, с внутренним чугунным каркасом, сделанный немцами добротно на века. Он сейчас стоит в рижской квартире, перевезённый вначале восьмидесятых...
"Половину вырвали у души,
А потом спросили, но почему?" - про это что говорить!.. Разве жизнь расскажешь? Даже песню... "Что суждено - то суждено!" Бабушка говорила: "Чему быть - того не миновать!" Частенько... Я запомнила.
Что ещё? Раз уж до музыки дошли. Первое соприкосновение с роялем я рассказала. Ещё важно - первое музыкальное впечатление. Родители с утра уехали, папа на работу, мама на учёбу /она училась на модельера, а тогда говорили - на закройщицу/. Я осталась с бабушкой. Уж не помню, что случилось... Точно не знаю. Только она вдруг запела. "Реве да стоне Днипр широкий". Песню запомнила. Громко, с надрывом... Душа рвалась. Я сидела тихо и рыдала, сама не понимая почему. Может, её кто-то обидел, или сильно затосковала по родным местам, по Кубани... Только это было такое гениальное настоящее народное исполнение, что мало с чем за всю свою жизнь я могу сравнить это впечатление по силе воздействия. Даже сейчас, когда я пишу это, у меня наворачиваются слёзы. Не знаю, почему.
Разве можно остановить извержение вулкана?! Или ураган? Или Песню рассказать?! Вот тогда я на себе испытала силу искусства, которому оказалась подверженной всю последующую жизнь.
Можно ли переписать жизнь заново? Нет. Можно только писать её дальше...
"Солнце садится на Западе", а "встаёт на Востоке."
"Не летает высоко воронье –
Выше голубей некому летать.
Ты меня любил, так тебя надо пожалеть,
И некому тебя и не за что ругать."
У тебя - своя Книга жизни. У меня - своя!
"И..."
Чему быть - того не миновать.
22февраля 2013года
*Мне помогала Елена Ваенга с песней "Я забываю любимого".
http://vk.com/audio?q=
И стихотворение Ивана Худяшова "влечение к женщине".
http://www.stihi.ru/2013/02/20/8801
**Слева от станции виден мой зелёный двухэтажный дом и старые туи около окон.
Свидетельство о публикации №113022207588