Аль-Фараби

К 1140-летию одного из крупнейших представителей восточной философии, ученого-энциклопедиста, автора комментариев к сочинениям Аристотеля  и Платона
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки

Часть 1.

Шёл по пустыне
Как-то один человек,
Жаждой измучен.
Был этот странник
В белой чалме, а в руке
Посох держал он.
А за плечами сума.
Много прошёл он
Уж не держали его
Посох и ноги.

Видит оазис
Или мираж впереди -
Шагу прибавил.
Вышел навстречу
В белой одежде старик
С виду суровый
И говорит тот старик:
- Эй,  чужестранец!
Мимо иди, не пущу
Я тебя в дом свой.

Не для того же
Сам от людей я ушёл
В эту пустыню,
Снова чтоб  видеть
Зло их и подлость терпеть.
Все вы враги мне.
- Стой,- говорит путник тот -
Силы теряя,
- Чем я могу доказать,
Что зла во мне нет?

- Ладно, ответь мне,
Просто скажи - что ценней,
Что есть прекрасней
В яблоке спелом:
Сок, аромат или вкус
Можешь ответить? -
И приподнял на руке
Плод тот румяный.
Путник глазами сверкнул
И отвечает:

- Нет, все три свойства
Те, что назвал ты старик,
Не так уж ценны.
Есть то, что вечность
Жизни продляет ему,
Это есть семя.
Семя родит новый сад,
Только воды дать
Надо… сказал и упал
Старцу на руки.

Притча другая
Есть про того мудреца,
Странником был что:
Как-то в Халебе
Сайф ад-Даула-султан -
Местный правитель,
Всех пригласил во дворец
Знатных учёных,
Также поэтов позвал
И мудрецов он.

Входит мудрец тот.
Важно султан восседал
На видном месте -
Самом почётном
И пригласил его сесть.
- О, повелитель
Гость говорит, где мне сесть?-
Сайф отвечает:
- Здесь по достоинству все
Место находят.

Ну, выбирай же!-
Гость подошёл, подождал
И не садится.
Рядом с султаном
Встал и промолвил так, что
Все испугались:
- Место своё я прошу
Вас уступить мне,
Больше не вижу я здесь
Места достойней.-

Стража вскочила,
Но их султан удержал
И говорит им
На им понятном
Только одним языке:
- Пусть посидит он
Если он мудр, то простим,
Вы потерпите.
Если не тот, кто он есть -
Строго накажем.

- Да, правда ваша!
Вдруг отвечает мудрец,
Сев на то место.
Точно – терпенье
Было уделом для всех
Мудрых и сильных.
- Как разгадал ты смысл слов
Тех, что сказал я?-
Спрашивал ад-Даула,
Им поражённый.

О, повелитель!
Я из других языков
Семьдесят знаю.
И улыбнулся.
И восседал тот мудрец
На видном месте.
-Что же, вам слово тогда -
Вы мой учитель.-
Мудрый султан произнёс:
- Я умолкаю.

Часть 2.

Там где впадает
Речка Арысь в Сыр-Дарью,
Город Отрар есть.
В городе этом
Он и родился на свет
В веке девятом.
Как  это было давно,
Трудно представить.
Греки прозвали его -
Альфарабиус

Древний тот город
В те времена был Фараб -
Он из Фараба.
Вот почему мы
Аль-Фараби и зовём
Этого предка.
Было  имён у него
Шесть и  последним
Имя стоит: Ат-Тюрки
значит  он тюрк был.

Город известен
Тем, что шёл «шёлковый путь»
Мимо Фараба.
Много богатых
В городе жило тогда
И охраняло
Сильное войско его,
А предводитель
Их был отец Фараби -
Он был кипчаком.

Библиотека
В городе этом была
Очень большая.
Александрийской
Не уступала она -
Раньше считалось.
И молодой Фараби
Часто бывал в ней -
Вот и не стал он бойцом,
Стал он учёным.

После в Багдаде
Он изучил языки
Многих народов
И подружился
С Абу Баширом Мата -
Тот был известен,
Как переводчик большой
Греческих текстов.
Он научил Фараби
Этой науке.

Позже изучит
Многие Аль-Фараби
Тексты Платона.
А, Аристотель,
Стал его главный кумир,
Он комментарий
К книгам его написал,
Стал знаменитым.
Школу его возродил -
«Перипатетик».

Будет арабский
В те времена "Халифат"
Очень могучим.
От Туркестана
Вплоть до Испании он
Распространялся.
Кроме ислама его
Объединила
Та философия, что
Греки создали.

Мир материальный,
Как Аристотель считал -
С Богом «совечен»
И бесконечен
Только во времени он,
Но не в пространстве.
Света божественного
То сотворенье,
А эманация – свет:
Сущность и благо.

Перипатетик -
Термин «прохаживаюсь».
Как же возник он?
Просто привычку
Сам Аристотель имел
Посреди лекций
Встать и прохаживаться,
Вслух размышляя.
Ученики ж все за ним
Следом ходили.

______________________
Цикл "Ясные стихи"
QostaNay
2012г.

Продолжение http://www.stihi.ru/2013/03/16/6998


Рецензии
"Но не в пространстве.
Света божественного
То сотворенье,
А эманация – свет:"

Нет сотворенья, находящегося вне пространства света божественного!:)
Эманацией света - всегда будет тот же СВЕТ!:)

Вера Линькова 2   17.03.2013 20:09     Заявить о нарушении
Мир материальный,
Как Аристотель считал -
С Богом «совечен»
И бесконечен
Только во времени он,
Но не в пространстве.
Света божественного
То сотворенье,
А эманация – свет:
Сущность и благо

Здесь имеется в виду бесконечность материального мира, созданного божественным светом (свет, как известно имеет карпускулярную и волновую природу, но об этом Аристотель не знал)только во времени, но не в пространстве! Он же совечен с Богом, т.е. пока бог есть столько же времени будет существовать этот мир.

Спасибо.

Анар Лизари   17.03.2013 21:57   Заявить о нарушении
Со временем и пространством у древних учёных всегда были проблемы. Они не воспринимали мир ОБЪЁМНО. Что Платон, что Аристотель. Каждый прокручивал в голове только свою мысль, являющуюся частью объёма. Когда мы говорим о Боге, здесь совершенно разные составляющие времени и пространства. А в полном объём Христос воскрес. Зло уничтожено. Это уже случилось. Но мы к этому библейскому, победному времени, ещё не подошли. Время вроде как ОДНО, но разное. Потому что есть ВРЕМЯ вообще, есть ОБЪЁМНОЕ время... Так же и СВЕТ. И эмонация Света... И эмонация Бога...

Вера Линькова 2   17.03.2013 22:10   Заявить о нарушении
Вообще, ТО, как мы воспринимаем ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ - и есть карпускулярная и волновая природа Высшей Нервной Деятельности:)

Вера Линькова 2   17.03.2013 22:30   Заявить о нарушении
Вера, Христос - это другое. Аль Фараби его не имел в виду, тем более Аристотель. Вот вы здесь вырвали из текста два разных, не относящихся друг к другу предложения и объединили:

"Но не в пространстве.
Света божественного
То сотворенье,
А эманация – свет:"
___________
Но не в пространстве. - это конец предыдущего поедложения и к предложению:
Света божественного
То сотворенье,

не имеет отношения.

Анар Лизари   17.03.2013 22:34   Заявить о нарушении
Анар, со временем человечество изобретёт ещё одну науку. Она будет называться ЕДИНОМЕТРИЯ МОЗГА:) Но пока мы пользуемся великой возможностью разноаспектного восприятия. Ваша вещь совершенна. А как во всяком совершенстве, можно в любом порядке вырывать составные звенья. И они будут самостоятельно, не зависимо от разрыва, развивать спектр мышления, давать пищу нервным импульсам и тем самым расширять объём общепринятого:)
" Аль Фараби" - это "АЛЬ ФАРАБИ". Но было бы ли Вам, как автору, интересно
её прочтение через ракурс ЕДИНОМЕТРИИ МОЗГА?:) Прочитав, я сказала бы: " О, Анар, как классно!" И всё?:) Но тем и отличается живая материя от мёртвой (постулатовой) - она всегда даёт пищу для развития новых ракурсов и новых аспектов... Не будь этого, никогда бы не развивалось научное мышление:) Разве не так?:)

Вера Линькова 2   17.03.2013 22:52   Заявить о нарушении
Вы всё правильно написали. И я ни о чём не спорю. И о разрыве текстовом в моём сознании ничего... Всё цельно. И выхваченнное - само по себе квантовый пучок. Просто от Вашего импульса заработал мой:) Только от этой печки здесь и можно плясать:)Никто же не думает, как можно алгеброй поверять гармонию:) А СВЕТ БОЖЕСТВЕННЫЙ - тема тысячекратно объёмная. Всегда разная. Здесь можно предполагать, предполагать. И ни на одном предположении никогда не получится окончательно остановиться:) Догмы исключаются:)

Вера Линькова 2   17.03.2013 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.