Пожалуйста, не убивайте поэтов! Глава первая
Это особенность моего восприятия книги – внешне она должна быть чистой. Так когда-то научил меня дед, завзятый книжник Израиль Ильич Хоросухин, и эти привычки я пронёс через всю жизнь.
Но было исключение. Один маленький сборник стихов я затаскал до такой степени, что потом самому страшно было взять его в руки. Я не расставался с этой книжкой на протяжении десятилетий почти никогда. Она путешествовала со мной в дорожном рюкзаке, в чемодане, в бауле. Часто я перед сном открывал её, как молитвенник, и смотрел на молодое красивое лицо автора, не успевшееся состариться.
Помню, что эта книжка была со мной в 1957 году на военных сборах в Термезе. Шли плановые войсковые учения. Нам, роте курсантов, было приказано окопаться в выжженной солнцем степи. Стоял июль. Сгоревшие травы пахли болью и смертью. При свете фонарей, в золотых пятнах, выхваченных из вечерней тьмы, передвигались на длинных тонких ногах пауки, похожие на медуз.
- Окопаться! – прозвучала команда.
Но никто не взял в руки лопаты. Ходили и давили ногами коричневых или жёлтых фаланг.
Последовала другая команда:
- Погасить свет! Взять шанцевый инструмент в руки!
Мы копали траншеи в полной темноте, не видя, что творится вокруг.
Забрезжил рассвет. Вдалеке послышался гул моторов. Танки давили гусеницами степь Впереди них, в синей утренней дымке, неслась на наши окопы целая армия фаланг.
- Не стрелять! – кричал командир.
Но нервы не выдерживали. То слева, то справа раздавались холостые выстрелы. Курсанты в упор расстреливали фаланг.
Одна из этих тварей свалилась на руку моему другу, молодому литератору, автору интересных хлёстких эпиграмм, Володе Мыслякову.
Он закричал от ужаса, увидев на руке кровь.
- Она меня укусила. Я непременно умру! – бессмысленно повторял Володя.
Мы знали, что прикосновения фаланг могут быть смертельными. Эти пауки способны заражать трупным ядом.
- Бессмысленно! – повторял Володя, – Я мог бы написать что-либо стоящее для человечества. А теперь погибну из-за какого-то мохнатого паука. Абсурд!
Прибежал фельдшер, высосал отравленную кровь, наложил повязку.
- Успокойся! – сказал фельдшер Володе – Фаланги ещё не вошли в свою смертельную силу. Такими они станут к осени. Живи и радуйся жизни.
Я вздохнул свободно. Рядом со мной на бруствере лежала книжка, та, о которой я говорил выше. Я раскрыл её и посмотрел в лицо автору. Тот улыбался.
- А ты, - с горечью сказал я, - ты не спасся, мой брат. Тебя похоронили на финской земле.
Душу охватила горечь.
Я купил эту книжку случайно. Мне было девятнадцать лет. Меня терзала поэзия, по ночам снились рифмы. Я бредил стихотворными размерами, поэтическими образами.
В книжных магазинах скупал всё, что хоть отдалённо напоминало стихи. Так и приобрёл томик поэтических произведений Арона Копштейна, ещё не догадываясь, что эта книга станет моей судьбой.
Открыл наугад и прочитал:
«И вечный бой. Покой нам только снится» -
Так Блок сказал. Так я сказать бы мог.
- Ого! – подумал я. – Этот парень пытается встать вровень с самим Блоком. Я уже люблю его.
У меня никогда не было старшего брата, хотя я с детства мечтал о нём. Арону Копштейну, когда он погиб, было двадцать пять. Мне, вчерашнему школьнику, он сразу представился взрослым, способным защитить меня от бед.
- Вот мой брат! – подумал я. – Мы прекрасно поладим. Ведь я тоже пишу стихи и мечтаю о славе.
Фотография Арона Копштейна была нечёткой, расплывчатой. Но я подробно рассмотрел это круглое лицо в вязаной, похожей на лыжную, шапочке, эти характерные для евреев библейские черты лица, эту открытую улыбку.
Потом я жадно набросился на стихи. Мне, желторотому юнцу, они показались необычайно зрелыми. Я влюбился в Арона Копштейна. Он стал моим неразлучным спутником.
С годами я собрал по крупицам все сведения о своём названном брате. Еврейский мальчик, круглый сирота, детдомовец, потом – рабочий на заводе, перед финской войной – студент ИФЛИ, где учился вместе со многими известными поэтами.Добровольцем ушёл на ту, как писал Твардовский, незнаменитую войну.
Был убит, вытаскивая из-под огня смертельно раненого друга, тоже поэта и своего сокурсника Николая Отраду. Жизнь Арона Копштейна оборвалась в двадцать пять лет. Сначала я сравнялся с ним годами, потом перешагнул этот рубеж. Потом стал ощущать Арона, как младшего братишку. Но всегда любил и жалел его.
Сейчас, с высоты своего возраста, я понимаю, что Копштейн был необычайно одарён. Но не успел развить свой талант.
Я часто сравниваю его с другим поэтом того же поколения, тоже безвременно ушедшим из жизни – с Павлом Коганом, с тем самым, который сочинил «Бригантину» и написал любимые мной строчки:
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.
Коган вырос в другой среде, он был интеллигентом и интеллектуалом с раннего возраста. Копштейну ещё предстояло духовное развитие. Но время совершило непростительную ошибку, убив его в двадцать пять лет.
Арону предстояло многому научиться. Он не успел. Вместо фрака или элегантного костюма он примерил шинель, гимнастёрку и кирзовые сапоги. Да так и остался в этой одежде. Хотя душа тянулась к высокому. Он признавался:
Я не любил до армии гармони,
Её пивной простуженный регистр,
Как будто давят грубые ладони
Махорочные кнопки жёлтых искр.
Душа мечтала о скрипке и фортепиано, но всё остановилось на гармони.
Если бы Арон слушал лекции моего педагога профессора Библера, он знал бы, что стихи не должны казаться длинными, иначе они вызовут у читателей скуку. Поэт должен уметь вовремя поставить точку. Копштейн ещё не овладел этим искусством. Более того. Судьба сама поставила точку в его жизни. И сделала это очень преждевременно. Он из тех, о которых его ровесник, другой прекрасный поэт военного поколения писал, что они ушли «не долюбив, не докурив последней сигареты».
В одном из своих стихов, обращённых к женщине, Арон писал:
Мы с тобой простились на перроне,
Я уехал в дальние края.
У меня в «смертельном медальоне»
Значится фамилия твоя.
Он обещал вернуться, утверждал, что «врозь мы не умрём». Не получилось. Он побратался на поле боя с Николаем Отрадой.
Я много раз слышал, как поэт Михаил Луконин, вернувшийся с фронта и ставший успешным советским литератором, читал в различных аудиториях стихи, посвящённые своему другу Николаю Отраде. Это были хорошие стихи, искренние. Одно не устраивало меня – отсутствие в них упоминания об Ароне Копштейне, потому что Отраду и Копштейна уже нельзя разделить.
И ещё одно волновало и волнует меня – кому была нужна эта «незнаменитая война», унёсшая столько жизней.
Я убеждён, что поэты не должны воевать. Их предназначение писать стихи.
Тем более, поэты не имеют права умирать по чьей-то прихоти, из-за чьих-то ложных представлений и амбиций. То, что случилось, очень страшно и несправедливо.
Р.Маргулис
Свидетельство о публикации №113022002738