Каждый человек непрестанно творит свою судьбу
Беспредельность ужасом бы стала,
Сердце мира - вечною тюрьмой,
если бы судьба вас приковала к колесу безжалостной рукой.
Но - на вас цепей не налагали,
ваша воля всяких мук сильней;
в Сердце мира нет людской печали,
Совершенство - цель земных путей.
"Свет Азии" проповедь Будды.
Санскритское слово "Карма" означает "действие". Быть и действовать - одно: вся вселенная - одна великая непрерывная Деятельность, управляемая незыблемым законом справедливости, Кармой. В мировой деятельности все связано со всем, все находится во взаимной зависимости и все стремится к единой цели. Каждое действие во вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время - причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и действий, которые, в осуществлении, являют жизнь Вселенной. Отсюда - значение Кармы как закона причинности. В применении к человеку, Карма являет собой всю совокупность его деятельностей. Все, что человек представляет собой в"настоящем и что он представит из себя в будущем, все это - последствие его деятельности в прошлом. Таким образом единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.
В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого. Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей,, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она не исчезла, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это - все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой длянас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть всей сложности ее узоров.
Причина тому - наше неведение законов духовного мира. Совершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у дикаря относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из ружья, непонятным образом произведенные звуки кажутся ему чудом, потому что он не знает законов, послуживших причиной поразившего его явления. Чтобы перестать считать такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы. Знать же можно только потому, что законы эти - неизменны. Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бессильно возмущаться перед "неразгаданным сфинксом", готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название судьбы, случайности, чуда, но эти слова ровно ничего не объясняют.
Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие делают возможным исследование физической природы, управляют и его жизнью, но что законы эти только устанавливают условия, необходимые для каждого его действия, но не предписывают самого действия, - тогда только кончится его бессилие, и он поймет, что может стать господином своей судьбы.
Каждый человек непрестанно творит свою судьбу: в трех сферах жизни, умственной, чувственной и физической, созидаются человеком новые силы, которые и качественно и количественно представляют из себя результаты его прежних действий, он же - одновременно и причины его будущего. Силы эти действуют не только на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра - человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответствен за все, что возникает в пределах их влияния. Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется строгим законом справедливости и никогда не зависит от случайности. "Случайность" - понятие, созданное невежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет: "если я страдаю сегодня, это происходит от того, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его". Такова речь человека, понявшего закон Кармы. Независимый дух, уверенность в себе, мужество, терпение и кротость - вот неизбежные последствия такого понимания, проникшего в сердце и волю человека.
Кто в первый раз слышит о Карме и начинает понимать, что все его действия подлежат такому же неизменному закону, по какому в природе день сменяется ночью, того это сознание удручает вначале, оно представляется ему как бы железным законом необходимости. Но это удрученное состояние проходит по мере того, как человек яснее узнает законы, управляющие не формой, а сутью явлений. Он узнает, что хотя закон везде неизменен, но силы невидимого мира - вследствие своей тонкости и деятельности вне пространства и времени, которыми скована физическая материя, - подлежат невообразимо быстрому передвижению и бесконечному разнообразию сочетаний. Делая разумный подбор в данных своей внутренней жизни, человек убедится, что может работать с успехом - даже на протяжении одного короткого воплощения - над изменением своей Кармы; узнав закон, он поймет, что работа эта совершается в пределах им же созданных свойств и способностей и им же самим поставленных ограничений, следовательно, источник всего переживаемого - он сам, его бессмертная душа, и в его власти направить свои силы к желаемой цели. Человек сам строит свой дом; он может ввести в него "мерзость запустения" и в его же власти перестроить его до основания, сделать его прекрасным. Когда он думает, чувствует и стремится, он как бы работает над мягкой и пластичной глиной, которую мнет и формует по своему усмотрению; но глина эта мягка только пока в руках его; сформованная, она быстро затвердевает. Вот почему сказано: "взгляните! глина в огне твердеет и делается железом, но форму ей дал сам гончар. Человек, ты вчера был господином, ныне господином твоим стала Судьба" (Hitopadesha).
Чтобы понять всю истину этого изречения, следует сопоставить два образа: человека, живущего изо дня в день в подчинении у своих прихотей и страстей, и спокойного Мудреца, ясно знающего, куда и зачем он идет, и представить себе, в каких цепях рабства находится первый, и как полна может быть свобода у человека совершенного.
Пестрые узоры, которые созидаются тканью человеческой Кармы денно и нощно, переплетающиеся нити стольких разнообразных существований так сложны, что изучение Кармы - самая трудная из всех наук. Человек не только создает свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его индивидуальная Карма входит в состав различных групп: расы, нации, семьи, и вплетается своими нитями в общую ткань коллективной Кармы каждой из этих групп.
Чтобы выяснить для себя хотябы самые общие понятия о человеческой Карме, необходимо выделить из сложного общего три категории сил, из которых образуется человеческая жизнь.
Эти три категории: мысли человека, его страсти и его поступки.
Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей Кармы, как в области умственной. В силу большой подвижности и тонкости умственных вибраций, мыслитель, сознательно творящий свою умственную жизнь, может работать с такой же точностью и уверенностью, как архитектор, воздвигающий здание по начертанному им плану. Каждая новая мысль прибавляет новую черту к возводимой постройке, ни одна из них не пропадает даром. Группы однородных мыслей, повторявшиеся на протяжении нескольких жизней, определяют строй каждого ума, и так называемые врожденные мысли и способности не что иное, как результаты умственной работы прошлого.
Зная этот закон, человек - путем сознательного подбора своих мыслей может построить свой ум постепенно таким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы; наоборот, освобожденный от оков физического тела, человек легче и полнее ассимилирует весь принесенный из земной жизни запас опыта. По возвращении своем на землю, он приносит с собой все раньше приобретенные мысли, которые в загробной жизни переработались в наклонности и способности; соответственно последним построятся и новые проводники внутренней жизни: мозг и нервная система. Вот почему сказано: "человек - создание размышления; над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей" (Chandogyopanishad, 111, X1Y, 1).
Таким образом,сохраняется бессмертное содержание человеческой души, и мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и безвременно погибшие гении. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивает ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, до которой достигла в предыдущем воплощении.
Стремления и желания, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в способности; повторявшиеся мысли - в наклонности, волевые импульсы - в деятельность; всевозможные испытания претворяются в мудрость, а страдания души в ее совесть. Разнообразные хорошие возможности, представлявшиеся человеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплывут сызнова, но уже в иной форме, как неопределенное влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум причинам: силы, которые - в прошлом - вызывались тщетно к проявлению (кармическим требованием), вследствие бездействия - не до развились, и случай, т.е. условия, раз подобранные Кармой, могут и не повториться.
Распространенное убеждение, что среда создает наш умственный строй, происходит от неведения истинного течения нашей внутренней жизни. Не среда создает ум человека, а человек - действием кармического закона - устремляется в ту среду, которая соответствует его наклонностям. Доказательством служат люди, резко отличающиеся с раннего детства от своей среды; в них нет ничего общего с окружающим, и если воля их сильна, они изменяют направление своей Кармы, переходя в иную, более сродную для них среду. Попадают же они в неподходящую среду благодаря тому, что поступками своими и грехами связали себя тесно с людьми именно этой среды. Если таких людей немного, то это доказывает не то, что среда создает наш ум, а то, что каждый человек устремляется в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум; если постройка хороша - мы пользуемся всеми ее преимуществами, если дурна - мы сами испытываем всю ответственность за дурные ее свойства. Но этого мало: последствия мысли отражаются не на одном творце ее. Нет ничего более ответственного, как мысль человеческая, ибо ни одна сила так легко не передается другим, как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, он - в силу быстроты и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем свет и электричество, - легко передаются окружающим. Мысль одного человека передается другому, мысль последнего - первому, завязываются нити, которые свяжут вместе людей к добру или злу, определят для нашего будущего родных, друзей или недругов. Вот почему иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненавидят как будто незаслуженно. Закон, исходящий отсюда, сводится к следующему: наши мысли, действуя на нас самих, создают наш умственный и нравственные характер; благодаря своему воздействию на других, они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем воплощении.
Вторая категория сил, созидающих нашу карму, состоит из наших желаний. Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют наши страсти, и они же определяют судьбу человека после смерти в Частилище. Желания, т.е. внутренние влечения человека к внешним предметам, притягивают его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей приковывает нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к небесам. Вот почему сказано: "человек родится сообразно своим желаниям". Желания человека определяют место его воплощения. Если они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут для его нового воплощения подходящее тело страстей, и это тело устремит его в такую семью, в недра такой материи, кровь которой может дать подходящий материал для его физической оболочки. Желания наши действуют на окружающих так же, как и мысли: они передаются другим. Но так как в данный цикл человеческой эволюции желания наши сильнее наших мыслей, то и кармическая связь, сотканная желаниями, связывает людей еще сильнее, чем их мысли. Соединяя нас путами любви или ненависти, желания создают нам будущих врагов или друзей, и они же могут соединить нас с такими людьми, о завязавшейся связи с которыми мы и не подозреваем. Например: поводом к такой связи может послужить ненамеренно данный толчок к преступлению, даже к убийству. Может случиться, что очень сильный злобный порыв одного человека повлияет на другого в такой момент и в такой обстановке, которые располагают к убийству. Бывают такие внутренние состояния между добром и злом, находятся в таком неустойчивом равновесии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из невидимого нам психического мира решают наклон колеблющихся весов в ту или другую сторону. Таким решающим толчком для колеблющегося человека может послужить порыв злобы, идущий из сердца другого человека. Первый поддается искушению и - убьет, а создатель злобный мысли будет связан в будущем воплощении с убийцей, даже если бы он раньше вовсе и не знал его, и вред, причиненный злобным порывом тому, кто совершил убийство, неминуемо отзовется на создателе гневной мысли. Иногда совершенно неожиданное несчастье, по-видимому незаслуженное, внезапно обрушивается на человека; его низшее сознание, не подозревающее, что источником его несчастия был вред, причиненный его дурными страстями другому существу, возмущается, негодует на кажущуюся несправедливость, но это негодование исходит из его неведения, а его бессмертная душа получит при этом урок, который никогда не забудет. Ничто незаслуженное не заставит страдать человека; недостаток памяти - необходимый для нашего же блага на низших и средних ступенях развития - не помешает совершиться закону справедливости.
Из сказанного следует, что наши желания, действуя на нас самих, создают наше тело страстей и, через его посредство, влияют на образование нашего физического тела в ближайшем воплощении; они же определяют место нашего рождения и влияют на подбор людей, с которыми мы будем связаны в будущем.
Третья категория сил, создающих карму, - наши поступки. Они влияют сравнительно мало на истинную суть человека, на его бессмертную душу. На развитие последней влияет мотив поступка, а не самые поступки. Последние представляют собой результаты мыслей и желаний прошлых воплощений. Поступки влияют на суть человека косвенно, вызывая в нем новые мысли и желания; но сила, созидающая бессмертную душу, исходит из деятельности ума, сердца и воли, а не из внешних проявлений человека. Часто повторяемые поступки создают физические привычки, которые могущественно влияют на условия земного существования и в то же время ограничивают проявление истинного "я" в земном мире; но физические привычки не переживают одного воплощения и уничтожаются со смертью физического тела. Но - вопрос совершенно меняется, если мы начнем исследовать те последствия, которые наши поступки оставляют на окружающих. Вызывая благополучие или страдание наших ближних, поступки связывают нас так же, как и наши мысли и желания с теми людьми, на судьбу которых они имели влияние. Если в прошлом мы были причиной страданья для окружающих, в будущем мы испытываем не меньшие страданья, и - наоборот, если мы содействовали улучшению их внешнего благосостояния, кармический счет выплатит нам за это содействие счастливыми условиями нашей земной жизни; и условия эти - дурные или хорошие - погасят навсегда результаты как дурных наших поступков, так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков не зависят от их мотива.
До сих пор были разобраны три категории причин, которые оставляют свои последствия - с одной стороны на их творца, а с другой стороны - на те существа, которые заключены в сфере его влияния. Теперь мы подходим к другому закону кармы: каждая сила действует в своей сфере. Если человек посеет семена в землю, он может собрать жатву только на земле. Он может посеять хлеб с дурным намерением, например, с мыслью добыть средства для злого дела; но из семян, посеянных им, вырастет совершенно такая же рожь или пшеница, как если бы он сеял с мыслью накормить голодных сирот. Мотив - выражение умственных, чувственных или духовных сил, и последствия его могут выразиться только в сфере мысли, страстей или духа, смотря по тому, откуда мотив исходит. Но - когда мысль или чувство перешли в поступок, последний отразится только в земной среде, и притом совершенно независимо от мотива. Если человек устроит хорошую школу или больницу для бедных, будет ли при этом мотивом его честолюбие, желание похвалы или награды, бедняки, пользовавшиеся его школой или больницей, выиграют одинаково, как если бы мотив его был самый возвышенный. Но для истинной сути человека, для бессмертной души разница окажется чрезвычайно важной: в первом случае, когда мотив был эгоистический, плоды его деятельности проявятся только в физической среде, душа его останется при этом незатронутой; во втором случае, когда его мотивом было бескорыстное стремление к добру, мотив этот облагородит душу и оставит в ней новое зерно бессмертия, ибо добрые движения души и составляют тот посев, жатва с которого собирается в вечности. Добрые, злые или смешанные мотивы поступков отразятся на уме, сердце или воле человека, но последствия поступка, если последний вызвал благосостояние или радость для окружающих, - будут одинаково благоприятны для самого деятеля, какой бы мотив ни руководил им. Законы кармы ведут строжайший счет и выплачивают за все, сделанное человеком, до мельчайшей дроби. Самый сухой эгоист родится в хороших условиях, если он - в прошлом содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли он в этих условиях доволен и счастлив, или же мрачен и неудовлетворен, это будет зависеть от другого кармического счета, который подводит итоги его мотивам, иначе - тем хорошим и дурным свойствам, которые он вырабатывает в тайниках своей души. Может случиться, что человек с прекрасной душой родится в самых неблагоприятных условиях, если он в прошлом своими необдуманными действиями вызвал нужду для окружающих; но если им при этом владел чистый и бескорыстный мотив, он уже придал ему такие свойства, которые помогут ему переносить нужду терпеливо и легко. Закон, по которому каждый вид проявляемой энергии отражается именно в той сфере, из которой энергия эта исходит, имеет величайшее значение для развития человеческой души. Ибо физическая энергия, т.е. поступки человека, принося ему земное благо или страдание в той же мере, в какой они повлияли так или иначе на других, погашаются вполне этими последствиями: они не несут в себе той творческой силы, которая собирает сокровища для его бессмертной души. Человека можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и обрабатывает его при сиянии солнца и в непогоду, в холод и р жар; когда поле вспахано и засеяно, работник возвращается домой, снимает свою одежду и ложится отдохнуть. Когда он выйдет опять в свое поле, чтобы собрать жатву, одежда на нем будет уже другая, но от этого нисколько не зависит, какова будет жатва: сеял сам человек, а не временная его личность, и если семя его было скудно, и жатву он соберет скудную. Безразличный мотив останется для души без последствия; дурной - задержит ее развитие; хороший - обогатит ее навсегда; высокий мотив, имеющий в виду только волю Единого, ничего не желающий для себя, поведет человека к освобождению. Чем выше источник, из которого исходит внутренняя деятельность человека, тем продолжительнее и могущественнее будут ее последствия. Когда перед совестью человека, знающего закон кармы, является столкновение различных обязанностей, и ему неясно, как следует поступить, он постарается спокойно разобраться во всех своих мотивах; очистив сердце свое от всего эгоистического, он выберет наиболее бескорыстный мотив; решив раз, он будет действовать уже без колебаний и без страха, зная, что если и поступить неправильно, важно только побуждение, последствия же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как урок, который не изгладится из его души никогда.
Индусские учения различают три вида человеческой кармы:
- Зрелая Карма - Prarabdhakarma.
- Скрытая Карма - Sanchitakarma.
- Зарождающаяся Карма – Kriyamanakarma
Зрелая карма уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода выбора была в прошлом; выбор сделан, в настоящем остается только уплатить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что они не могут осуществиться одновременно. Существуют также кармические обязательства относительно известной нации или определенной общественной группы, а между тем другие обязательства требуют иных условий воплощения. Следовательно, в одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей кармы. Духовные силы или, иначе, законы, правящие человеческой кармой, избирают ту часть из каждой индивидуальной кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые представляют наиболее подходящие условия для осуществления именно той части, кармы, которая выделена из ее общего итога. Соединяются вместе такие условия, при которых могут проявиться последствия тех из созданных человеком причин, которые не противоречат одна другой, совмещаются между собой. Причины эти, зарожденные человеком в предыдущих воплощениях,определяют
а) продолжительность его земной жизни,
б) особенности его физической оболочки, ее положительные и отрицательные свойства, в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем человек войдет в соприкосновение,
г) общественные условия,
д) строение орудия души: мозга и нервной системы, определяющее те пределы, в которых проявятся силы души,
е) соединение всех созданных кармическими причинами радостей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в течение одного и того же воплощения.
Во всем этом для человека нет выбора; выбор его был сделан в прошлом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву. Одним из проявлений зрелой кармы представляют собой поступки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих воплощений в одно целое, вызывают душевное состояние, которое можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристаллизации вещества. Как самой ничтожной частицы вещества достаточно, чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна последняя мыль), чтобы накопившиеся однородные мысли кристаллизовались в поступок. Если мысли эти были злые и мстительные, явится момент, когда при легком толчке человек идет на преступление. Или - наоборот - если ум его создавал постоянно бескорыстные мысли, направленные на помощь ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются в акт героизма. Если при этом человек не успеет обдумать своего поступка, а это почти неминуемо при таком неустойчивом внутреннем равновесии, будет ли его поступок преступный или героический, сам человек изумляется, "не верит себе", говорит: "не понимаю, как мог я сделать это"! Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют совершенно определенно нашу волю, и момент их выполнения не более, как вопрос времени. Но если творец мыслей успеет подумать, свобода выбора еще возможна: он может противопоставить закоренелой мысли новую и, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль. В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и создает для него те ограничения, которые он называет своей судьбой. Он ограничивает себя своими же прошлыми мыслями, неосуществленными возможностями, ошибочными предпочтениями, неразумными уступками; он связан своими позабытыми желаниями, скован грехами своих прежних дней. И все же - он свободен. Он, создавший свое прошлое, которое держит в оковах его настоящие, может работать и внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить себе свободной будущее. Когда сильный узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного человека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознание, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом и что все ограничения, которые связывают его, созданы им же самим.
Между этими двумя полосами: свободой воли и предопределением, происходят все сложные сочетания свободы и необходимости, на которых построена вся драма человеческой борьбы. Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся привычками: привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка -нехороша; тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера. После многих услсий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес, и - потерянная свобода - обретается снова... К сожалению, почти всегда только для того, чтобы ковать волю в новые цепи.
Таким образом, наши собственные мысли и желания создают постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а последние являются одним из самых сильных ограничений свободы нашей воли.
Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичными, иногда создают в нас предрассудки, личные и национальные; мы живем с ними, даже и не подозревая, что это - стены, построенные нашими собственными руками, которые закрывают перед нами светлые горизонты истины.
Другой вид "зрелой" кармы проявляется в минуты так называемых "внезапных обращений". Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного "я" как бы грубую кору, которая держит его в плену. Плен этот может длиться в течение нескольких воплощений. В это время бессмертная душа, собиравшая опыты, успела многому научиться и приобрести высшие свойства; но последние могут долго оставаться скрытыми под грубой корой. Потребуется сильный толчок - иногда он является в виде хорошие книги, вдохновенного слова, яркого примера - чтобы разорвать кору и освободить душу. В человеческой истории записано не мало таких случаев "внезапного обращения".
Скрытая карма. Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно; осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявлялись бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарожденных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течение веков, мы нагромождаем целые горы причин, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности кармы: одна проявляется, а другая ожидает, как бы в тени, случая, чтобы проявиться. Из этого можно вывести, что "скрытая" карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофагах, - как только появится налицо все необходимые условия.
С психологической точки зрения "скрытую" карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого. В противоположность "зрелой", "скрытая" карма подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усилены, ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошедший в состав нашей кармы.
Карма зарождающаяся создается непрестанно нашими мыслями, желаниями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта карма и представляет собой созидающую силу человека. Сознательно строящий свою карму должен владеть своими мыслями, господствовать над своими желаниями, направлять свои поступки; действуя так, он сам создает свое будущее. Это - труд, доступный только созревшей душе, сильной воле, и такая воля может уничтожить свою карму, сжечь ее в огне внутренней битвы. Рядом с этим она может привести в действие и свою "скрытую" карму, - уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы ее на землю бесчисленное число раз. Познавший закон может с его помощью освободить себя. Казавшийся прежде цепями, познанный закон дает нам крылья, на которых мы можем подняться в сферы безграничной свободы.
Прежде чем продолжать дальше, необходимо напомнить, что неясно понятый закон кармы может повести к совершенно неверным выводам. Плохо понявшие его люди могут придти к безразличию и сухости, к мысли, что "раз человек сам заслужил свою трудную долю, не следует и помогать ему". Но такое рассуждение показывает непонимание закона справедливости. Раз человек становится на вашем пути и вы можете помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но - уже не ему, а вам. Свой - он уплатит страданиями, а ваш - вы уплатите тем, что поможете страдающему. Пропуская случаи помочь, вы пропустите возможность заплатить свои долги. Если карма не мешает улучшать нашу собственную участь и стремиться к совершенствованию, еще меньше она мешает улучшать судьбу наших ближних.
Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если душа должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязательства, а с другой стороны - благодаря постоянно возникающим мыслям и желаниям не перестает зарождаться новая карма, - не вытекает ли из этого полная невозможность освободиться из-под власти кармы? Не теряется ли всякая надежда обрести свободу?
Орудие спасения человека - его воля. Пока воля у человека не развитее до тех пор он в рабстве у предопределения, он обречен двигаться роковым образом по "равнодействующей" своей собственной кармы. Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля его может вводить во всякое время новые величины в "уравнение" его жизни. Пока воля направляется непросветленным разумом, до тех пор и целями ее бывают явления временные; но когда разум, проникая все глубже в суть явлений, достигнет мудрости и познает, что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветленная воля человека поведет его к осуществлению истины и освободит его. Таким образом все столь различные решения трудной проблемы о свободе воли и о предопределении - верны, каждое на своем месте. Неизбежная судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относительная свобода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, полная свобода для того, кто познал истину. Только познавший истину в силах уничтожить свою карму, превратить ее в перл и освободить себя от оков, которые казались вечными.
Что же такое это - освобождающая истина?
Часть 2
Что же такое это - освобождающая истина?
"Истина, - сказал один из великих философов Индии, - может быть выражена в двух строках: Brahman, Абсолютное, Единое - истинно; вечно меняющаяся вселенная - не реальна; её существование - относительно, и человек - по своей сущности - божествен". Воля Единого выражена в законе кармы. Цель человеческой эволюции -полное осуществление божественных свойств человека, отождествление его воли с Волей Единого. Когда человек осуществит это единение в себе, час его спасения пробьет. Таков конечный смысл учений всех великих Учителей человечества.
Но движение человека вперед к освобождению возможно только благодаря неизменному закону. Всякое сознательное проявление человеческой воли ведет к изменению его жизни, но - не вопреки, а благодаря закону. Если бы вся вселенная не управлялась неизменным законом, если бы не было непреложно, что такая-то причина произведет именно такое действие, как могла бы развиваться в безопасности самая жизнь? Закон - везде и во всем, произвола нет. Отсюда мы видим, что воля, просветленная мудростью, может освободить нас только благодаря закону причинности, благодаря карме. Но - в таком случае нас связывает нечто другое, а не карма? Карма - только колесо причин и действий, колесо, которое катится безостановочно от зари и до заката Вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу - наши собственные желания. Если мы захотим обрезать нити, привязывающие нас к этому колесу, - мы должны уничтожить желание. Но уничтожить желание возможно только, убив в себе чувство обособления, эгоизм, который отделяет нас от остального мира. Желать можно только то, что вне нас; если мы познаем, что в нас самих сущность всех вещей - ибо и я и все остальные только часть Единого, желание должно прекратиться, а вместе с тем распадутся и наши цепи.
Желание ослепляет нас, оно ведет нас в запутанный лабиринт пространства и времени, где каждая вещь кажется отдельной от каждой другой вещи, тогда как в действительности вселенная есть проявление единой Воли; следовательно, по самой сути своей, представляет единство. Пока перед глазами человека пелена иллюзии, пока он идет вперед в неведении, желание необходимо как могучий рычаг для развития всех сил человека. Отделенный от остального мира, замкнутый в свой эгоизм, человек, - путем бесчисленных столкновений с объективным миром, путем опыта и страдания развивает себя как индивидуальность, как само осознающий центр жизни. Но без желания не было бы борьбы, движения, следовательно и развития, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо только деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.
Как же решить это кажущееся противоречие?
Для большинства людей в личном желании и коренится побудительная причина для деятельности, и убить желание равняется для них полному отречению от всякой деятельности. А между тем, великий урок, данный Блаженным Кришной, обращен не к отшельнику и не к ученому, а дан на поле житейской битвы борцу,Агjиnа, который стремился выполнить как можно лучше свои обязанности. "Без привязанности выполняй постоянно Деятельность, которая есть долг, ибо действуя без привязанности, человек воистину достигает Высочайшего". Не в поступках, а в желании, не в деятельности, во влечении нашей души к ее плодам, скрыта связующая нас сила. Мы действуем с целью пользоваться плодами нашей деятельности: душа ожидает - и природа должна удовлетворять; душа просит - природа дает. С каждой нашей деятельностью связаны ее плоды, а та невидимая нить, которая образует эту связь, есть наше желание. Когда мы обрежем все нити, привязывающие нас к плодам нашей деятельности, душа освободится, и карма не будет иметь власти над ней.
Что же поможет нам освободиться?
Наше неведение, что мы составляем одно со всеми, родит эгоизм; эгоизм родит желание. Но неведение наше уменьшается постепенным расширением сознания, внутренним ростом. Внутренний рост есть не что иное, как постепенное освобождение божественной сути, глубоко скрытой под каждой созданной формой. В этом раскрытии божественной сути весь смысл эволюции. Верно понятая "эволюция" (раскрытие) есть необходимый результат "инволюции" (скрывания), посредством которой Единая Всемирная Суть таинственно скрывала себя в недра материи, все глубже и глубже, пока не произошло Ее последнее проявление - физический мир. Мудрец, достигший полноты ведения, знает, что вся вселенная есть великая совокупность деятельностей, которые управляются законом безусловной справедливости; и что его собственная деятельность должна быть в полном созвучии с действиями Вселенной. Для приобретения мудрости необходимо сознание, что закон нашего бытия должен согласоваться с мировым законом, иначе - с волей Единого. Когда мы поймем это, мы будем знать, что деятельность необходима, но - деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути. Следовательно, деятельность наша должна быть бескорыстна, без эгоизма и без влечения к ее плодам, и бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою карму, не как требование морали, а как необходимость, неизбежная и доказанная. И это единственный путь, чтобы обрести душевный покой: ибо не что иное, как желание зарождают все наши земные бедствия и скорби. Только очистив сердце от эгоизма, возможно достигнуть единения с другими существами.
Но как соединить чистоту сердца и отсутствие желаний с деятельностью, необходимой для роста?
К достижению этой цели ведут два пути, "две стези", как выражаются индусские мистики: стезя Мудрости (отвлеченного
познавания) для меньшинства, и стезя Благочестия (религиозного чувства) для всех остальных. Оба пути ясно обозначены Блаженным Кришной в Bhagavad
Gita (Xll,2-7).
На первой стезе Мудрец достигает самоотречения, уничтожая в себе желание отдельного бытия и признавая законом всеобщую гармонию, совпадающую с Волей Единого. На второй стезе достигается тоже самоотречение из любви к олицетворенному Идеалу, в котором осуществилась уже Воля Единого. Оба пути приводят одинаково к цели. Самоотверженная деятельность, без мысли о себе, вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце: таким образом осуществляется двойное условие праведной жизни (деятельность и отсутствие желаний), которое казалось несовместимым.
Великую помощь на том и другом пути оказывает верное понимание закона Кармы. Знающий закон не говорит о "доброй или злой судьбе"; он знает, что Карма являет собой Волю Единого в действии, и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не следует. Если карма, ведущая нас неустанно и властно к конечной цели жизни, и заставляет нас порой испытывать боль и страдание, верующий человек не станет тяготиться этим страданием, а примет его терпеливо и безропотно: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой стороны, каждое его доброе усилие вызывает доброе последствие. А мудрый, кроме того, знает, что всякое зло есть нарушение мировой гармонии и что неизменный смысл кармы требует соблюдения полного единства в мире материи и духа. В глазах мудрого всякое действие, направленное на то, чтобы ограничить живое существо в его развитии, есть зло, а всякое действие помогающее живому существу развивать скрытую в нем божественную суть - есть добро. Он знает, что существует Единая Реальность, вне которой все -преходящие тени, и знает, что человек должен осуществить в себе сознательно единение с этой Реальностью. Человека страдал и поныне стонет в страданиях потому, что перед очами его пелена иллюзии. Его божественность обнаружится только, когда он сбросит эту пелену и освободит себя из цепей кармы, которые он сам кует своими мыслями, желаниями и поступками. Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению нашего "я" со всем и к освобождению.
Этот путь очищения от эгоизма носит по санскритски название «Karma Yoga»,от «Карма»- деятельность и «Yoga»- единение. Он ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по стезе "Мудрости" или по стезе "Благочестия", и требует, чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена его карма. Такое безропотное и радостное выполнение своего долга - выраженное в бескорыстной деятельности - есть единственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог: мысль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина. Она отражается в его глубине, как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера.
Конец
Свидетельство о публикации №113021900911