В защиту канона Любви

«Экуменизм, безусловно, выгоден тому, кто всеми средствами стремится к мировому господству (страсти по Граалю), что само по себе является утопией.
Всякая утопия – это результат ослабления умственных способностей.
Объединение Православия и Католицизма со всеми его ответвлениями, ввергнет человечество в ещё большее безобразие, ибо исчезнет иллюстрация того, к чему ведёт изменение канонов – просто не с чем будет сравнивать…
Православие и Католицизм полезно подчёркивают друг друга, по-разному свидетельствуя о Христе – в этом, полагаю, проявление Божьего Промысла…  Одним из подтверждений того, нахожу, признание святости блаженного Августина обеими церквями…»
                М. К.




Интересно, кто первый сказал, что фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является наиболее основательной среди прочих рисований на эту тему… Это проповедь язычника, называющего богами внешние воздействия на телесность, и, в таком случае, искажающую и истинную душевность, и истинную духовность человека… а Христос пришёл в мир не усилить искажение, но исправить искажённое…
Надо сильно вдуматься: какой резон в бракосочетании Ему, сознательно и добровольно Идущему на Голгофу, по существу, ради утверждения и проведения в жизнь сказанного Им в заповедях и проповедях?..
Можно предположить, что таким образом – то есть женившись на Марии Магдалине и зачав в ней потомство – Он дал бы ещё одно свидетельство того, что Он не призрак, а живой Человек… Но тогда возникает другой вопрос – кто этот, потребовавший такого свидетельства, и чтобы ему внял Сам Христос? Трудно поверить, что это был кто-то из учеников, столь ревностно относящихся к любым вмешательствам извне в их отношения с Учителем – тут достаточно рассмотреть эпизод с алавастровым сосудом, который разбила Мария (кстати, не Магдалина, а сестра воскрешённого Лазаря (Ин. 12: 1-8))… И вообще, трудно представить себе такую фигуру (может быть это Ден Браун сквозь время, или сам Леонардо да Винчи)…
Нужно иметь сильное повреждение ума, чтобы предположить, будто Спаситель человечества пленился красотой женщины (пусть даже царских кровей) настолько, что возжелал физической близости, и овладел ею, благодаря Своему Божественному обаянию… или она, будучи страстно в Него влюблена, чисто по-женски, прельстила Его и склонила к сожительству, как простого бразильского юношу на карнавале…
Любопытен и тот факт, что сам живописец женат не был… Есть предположения нетрадиционной ориентации – видимо, не без основательные, а иначе чем объяснить эти его художественные манипуляции половыми признаками (ведь не только в этой картине)…
Однако, Дэн Браун, как указано в его биографии, женат, и жена помогает ему в его научных изысканиях… Вообще, Дэна Брауна трудно оценивать, как мыслителя – на звание ересиарха он не тянет, но, как литератор, конъюнктуру уловил блестяще (может быть и невольно)… В его биографии так же говорится, что семья в которой он родился и рос принадлежала к Епископальной церкви США, внутреннее устроение которой вполне соответствует характеру романа «Код да Винчи». В этой церкви практикуется ординация женщин, и она (эта церковь) призывает к полному гражданскому равенству для сексуальных меньшинств – видимо, это считается большим достижением в области демократизации конфессиональных структур…
Некоторые специалисты считают, что Дэн Браун своим романом сильно навредил фреске, что живописец не закладывал в неё такого смысла. Возможно и так, но нет дыма без огня – отчего тогда люди находят в этой картине нечто такое, что побуждает их к многочисленным карикатурным интерпретациям, как эротического, так и гастрономического содержания. Видимо художник чего-то недоглядел, недодумал, недоуглубился, увлекшись новаторством, революционностью идей – разумеется, исходящих из его внутреннего содержания и реакции на состояние окружающей среды того времени. Недоумение наблюдается не только в сюжетно-смысловом аспекте, но и в технике исполнения – написанная маслом по штукатурке, картина начала ветшать уже при жизни автора, и при всей своей гениальности, он не смог найти метода её спасения… Не случайно всё это – работа над фреской была завершена в 1497 году, и, по существу, она есть предъявление другой революции – Мартину Лютеру на тот момент уже 14 лет от роду…
Считается, что «Тайная вечеря» одно из немногих произведений, доведённых мастером до конечного блеска. Но, действительно ли это так, если лик главной фигуры, Спасителя, так и остался на стадии наброска? Он не нашёл натуры – в тех людях, среди которых он искал, не оказалось нужного света – божественной красоты… Это и есть следствие пренебрежения каноном… Ослабление канона ведёт к ослаблению ума и отдалению от святости… Искусствоведы – народ простой – им подавай новаторство, революцию вынь да положь… 
Будучи в силах Леонардо говорит: человек рождён для мысли и деяний… но на смертном одре он будет сильно опечален – крайне недовольный собой, он скажет: я виноват пред Богом и людьми – я ничего не успел… И действительно, он был раздираем идеями, столь плотно посещавшими его – хватался за реализацию сразу многих и не доводил до конца… Он наблюдал за птицами и рисовал летательные аппараты, но, вероятно, бросал начатки, когда приходило понимание, что сотворить живую птицу человеку (из человека) всё равно не удастся – неразумно твари состязаться с Творцом… или он предвидел всё то, с чем столкнётся человечество на пути научно-технического прогресса… Как бы там ни было, он рассуждал о добре и зле, но был далёк от ортодоксально-аскетического богословия – он был сугубо светским человеком: любил хорошо одеваться и представлять себя в элитных кругах… В такой суматохе невозможно углубиться в святость (как это делают иконописцы) и увидеть истинный лик Христа… Он искал святую натуру среди несвятых, и, естественно, находил лишь гримасы порока и страстей… И эти его слова: «Кто не знает математики, пусть меня не читает» – разве они от святости? – нет – святость не такова – святость просто открывается всем: и учёным, и простецам… а замечается или нет – другой вопрос – вопрос чистоты совести и любви, но никак не тщеславного мозгования...
 Определённо, исследуя предмет, невозможно обойти вниманием нестроения в Католической Церкви, которые и породили эту пышную протестантскую отрасль, столь далёкую от глубин истинно христианской аскетики – теперь (впрочем, как и во времена Великого Возрождения) её можно найти лишь в святоотеческом наследии Православной Церкви, которая неуклонно ведёт свою родословную от фундаментальной закладки святых апостолов… И тут не мешало бы рассмотреть причину разделения Церкви на Восточную и Западную (в Х1 веке)… Она, по существу, подаётся блаженным Августином (1V-V вв.) и на первый взгляд может показаться ничтожной – в Евангелии сказано: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; (Ин. 15, 26)», то есть Святой Дух исходит к нам от Отца через Сына – блаженный же Августин составил учение о том, что Святой Дух исходит и от Сына, в равной степени, как от Отца… Понятно, что сделал это он из необъятной любви ко Христу, и не видел в этом греха… Но иной человек, далёкий ещё от очищения глубоким покаянием, таким образом, ставится перед выбором – к Отцу обращаться в молитве, или к Сыну?.. Конечно, человек зажмуренный, само обольщённый, ослабленный гордостью, обратится к Отцу – Его заповедь мягче… Тогда зачем нужен Сын – эта Жертва напрасна? – долой невыполнимые, убийственно-трезвые заповеди Христа и нагромождения церковных толкований!.. Разве это не очевидно?..
Православная Церковь не допускает ослабления канона (за то и не в чести у вольнодумцев), но известны случаи, когда и крещёные в православной купели покидали лоно Церкви, и удалялись в «свободные» секты, потом уходили и оттуда, и, становясь полностью независимыми от канона, диктовали свои доморощенные учения… Но разве католический, а затем и протестантский мир, не стремились подорвать канонические основы православных держав?..  А между тем Христос говорит: «Я есмь путь и истинная жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин. 14, 6)» Куда уж яснее: Святой Дух к душе человека исходит от Отца через Сына, и душа восходит к Отцу опять же через Сына, а вовсе не напрямую, как может показаться самовлюблённому гордецу… Но блаженный Августин не был таковым – он был хорошо образован и всем сердцем боголюбив…
Итак, Западная Церковь приняла эту поправку и внесла её в Символ Веры, и папские претензии на вселенскую власть получили видимое основание… Весьма наглядны последствия этого «незначительного» отступления от заветного канона в разнице аскетических опытов: в католицизме это прелестное чувственное (зачастую сексуальное) разгорячение, вводящее подвижника в состояние самообольщения и мечтательности; православная же аскетика базируется на трезвении и глубоком внимании себе: всякая мечтательность и горячность отсекается, а видения или голоса подвергаются сомнению и проверке (особенно образы Христа), и, как правило, с помощью духовного наставника, который имеет опытный взгляд со стороны Христовых Заповедей и святоотеческих поучений… Строго говоря, православные подвижники, опираясь на опыт предшественников и помощь Господа, борются с демоническим влиянием, и в этой борьбе совершенствуются духовно… иные же напротив – сориентированные на внешний эффект, сами подставляются под рога и копыта, принимая желаемое за действительное – а уж бесы такие мастера перевоплощения, что, даже самым гениальным артистам театра и кино до них далековато…
А сколь ярко запечатлелись в истории Католичества Крестовые походы и все эти орденские образования, поставившие во главу угла экономическое могущество… в результате чего, всех подвели под власть денег, и втемяшивают научную идею Большого взрыва, чтобы окончательно закрыть тему Бога…
Революция Мартина Лютера, «освободила» недовольных превышениями католического священноначалия и повела дальше (но по этому же пути – ослабления канона) – протестанты упразднили пять из семи Таинств, оставив лишь Крещение и Причастие… но этим всё только началось – протестантизм разветвлялся и множились новаторские доктрины… к примеру, упомянутая выше Епископальная церковь США отпочковалась от Английской церкви во время войны за независимость Штатов, сохранив при этом англиканское направление – результат налицо…
Однако, в полной мере понять всё это можно только одним: личным опытом молитвы и поста, личным опытом вживания в Священные Писания, личным опытом созерцания Божьего Промысла, личным опытом трезвого рассуждения о жизни в целом и судьбе человека в частности, и, конечно же, личным опытом покаянного погружения в Христовы Таинства – таким, и только таким образом, становясь подлинным причастником Царства Божия.
Но до этого нужно ещё дорасти – то есть душа должна устать от своеволия, плотских развлечений и предложений рынка, и хорошенько истосковаться о Господе… Только в таком состоянии (глубокого понимания и покаяния) можно обрести Божью благодать и обнаружить, что западное искусство (впрочем, любое светское, за немногим исключением) да – может быть гениально, но не божественно, как утверждают иные специалисты (называя иконами образцы светской живописи на библейскую тему) – оно пробуждает некие чувства и мысли, но не достигает духовных высот, к которым устремляется жаждущая Божьей правды душа…
Зловещая фигура Зигмунда Фрейда, с его сигарами и сексопатологией, тоже не случайно возникла на трагических складках исторического полотна. Вся его жизнь – пророчество и худой образец – теперь так живёт большинство «образованных» людей – и эвтаназия, которой кончил жизнь выдающийся доктор, становится нормой…
Не случайно так же и то, что отец психоанализа, посвятил Леонардо да Винчи отдельный труд – возможно, он услышал слова гения: «человек рождён для мысли и деяний»… и эти слова (вполне допустимо и что-то ещё) возмутили его сознание – он понял, что сублимация – единственный путь творческой реализации таланта, как подтверждение человеческой доминанты над прочими творениями Бога – он тоже отказывается от удовлетворения естественной потребности… В любом случае, он со всей горячностью уязвлённого исследователя принимается искать у своего мультигениального пациента (эпохи Возрождения) «искривление позвоночника» – и находит его… Впоследствии все и вся, всех времён и народов будут подвергнуты такому препарированию… Элита, как всегда в таких случаях, бросается в крайность (конечно же её подталкивают) – армия психологов (с «научной» точкой зрения в основании) неуклонно растёт и вяжет население планеты вдоль и поперёк, всё больше и больше ставя в зависимость от себя, и отлучая от Церкви и Бога…
Возбуждение детородных органов и использование их в качестве орудия главного в жизни удовольствия и развлечения навязывается обществу потребления всеми средствами (а что ещё можно предложить населению, астрономически удалённому от Бога, природных ресурсов и золотых фондов? – разумеется, вкупе с водкой и наркотиками) – в таких условиях шимпанизация неотвратима – и она, то есть деградация, просматривается прежде всего в поведении публичных людей, в том, как они представляют себя и участвуют в разработке и реализации социальных программ...
Рассуждение на тему сексопатологии приводит человека в состояние мыслителя с определённым уклоном. Естественно, когда такой интеллектуал берёт в руки Евангелие, он претыкается на взаимоотношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины – он не понимает, как может быть иначе, и что значит Богочеловек – и не поймёт до тех пор, пока не повзрослеет – то есть превзойдёт влияние телесности на формирование мировоззрения… Однако, это потребует немалых усилий – сегодня все знают, что такое психоанализ, а в иных кругах, даже, считается дурным тоном не ходить к психологу… Но как себя чувствуют в глубине сердца сами психоаналитики (эти коучеры и коучи): счастливы ли, полны ли здоровья и гармонии? Ответ в вопросе – куда они «сливают» негатив, собираемый с клиентов? Никуда – друг другу – всё остаётся внутри системы – то есть она негативна в основании и пропитана негативом насквозь, сверху до низу… Они говорят: мы не против церквей и религий – но это лукавство – Церковь, по сути, есть независимое и полноценное социальное образование – прямая конкуренция в борьбе за «электорат» – источник кассовой полноты (надо посмотреть на их расценки и доходы)… а иначе, почему бы им не пойти в священники – это и глубже, и выше…
С другой стороны, настораживает и появление церковной психологии – православный психолог консультирует, ориентирует и отправляет несчастного к пастырю, а тот, если не справляется, отсылает обратно к психологу… в таком случае надо ставить вопрос о соответствии – умён ли ты, батюшка, умеешь ли молиться и в полной ли мере доверяешь Христу?.. Понятно, что современному человеку, академически образованному, ближе язык науки, нежели язык религии – тактически, видимо, ход верный – сотрудничество Церкви и науки во спасение человечества – но вектор просвещения должен быть неуклонно направлен в глубь Церкви – к Богу – к Любви – к Истине – к незыблемым ценностям… а никак не на внешнее благополучие (успешный бизнес, публичное признание, удовлетворение политических амбиций и прочее такое), и не болтать человека между недоумением консультанта и сомнением духовника…
Веками Церковь обходилась без психологии, то есть специальных, научно разработанных методик – это от того, что в церковной речи заложено всё, причём, и лаконично (10 заповедей) и в широкой развертке (Проповеди Христа и толкования отцов Церкви) – проблема понимания, а не размена (подмены) понятий…
Грех есть причина всех несчастий человека (человечества), и всякая душа, угнетённая грехом, нуждается в освобождении – в глубокой, откровенной исповеди – в добровольной сдаче Верховному Судье и Целителю своих недугов и злых накоплений (и, главное, перед Богом и Богу – священника надо рассматривать лишь как пособника и друга)… И в этом смысле Фрейд является изобретателем психоанализа лишь условно – поминаемый уже блаженный Августин значительно и во всех смыслах опередил его в своём труде «Исповедь», книгу вторую которого святой начинает словами: «Я хочу вспомнить прошлые мерзости свои и плотскую испорченность души моей не потому, что я люблю их, но чтобы возлюбить Тебя, Боже мой.» 
Покаянно обращаясь к Богу, душа действительно освобождается от гнёта, томящего совесть, и успокаивается, и пребывает в радости, помилованная и умилённая...
Безбожному же обывателю лень думать, страшно разжмуриваться – обличать себя в самообмане перед оком высшей справедливости… пусть лучше какая-нибудь бабка руками помашет и пошепчет (снимет порчу, или сглаз), или кто-нибудь даст таблетку, или под гипнозом (светская психология усыпляет, говорит: ты хороший, это окружающие – мерзавцы, довели тебя такого состояния) – всё что угодно, только не с покаянием к Богу, Который не имеет лицеприятия, и правда Его – меч обоюдоострый, отсекающий всякую ложь… Видимо, это первородный страх гордости: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт. 3, 8)»
Строго говоря, удивляться успеху Дэна Брауна не приходится – помимо хорошей проплаты и грамотного пиара, подготовка к широкому принятию литературного замысла осуществлялась веками… и эта линия не обрывается с угасанием волны нашумевшего романа, ибо несёт в себе квинтэссенцию всего западнического миропонимания, доминирующего теперь во всём мире – и в будущих поколениях, каждый, кто впервые откроет Евангелие испытает те же предчувствия и догадки, и потом найдёт им подтверждения в публикациях таких же юных и пылких мыслителей, среди которых, как было подчёркнуто выше, немало академиков и общественных деятелей, весьма достойных на первый взгляд… 
Увы, торопливому и тщеславному Западу некогда углубляться в бездну восточной премудрости – он слишком увлечён процессом демонстрации собственной силы и блеска: внешней политики, внешней экономики, и, вообще всего внешнего, поэтому вместо «Тайной вечери» нам предлагают «Корпоративную вечеринку», кисти великого живописца, со всеми вытекающими отсюда последствиями: рыночные отношения во всех сферах (даже в брачном союзе), ювенальная юстиция, безобразие вместо образования и прочее, прочее, прочее… Однако это лишь половина общечеловеческой проблематики нашего времени – другая половина состоит в том, что и сам Восток сегодня ослеплён блеском и подавлен силой западного влияния в такой мере, что ему уже трудно не только практиковать свою мудрость но и понимать её во всей полноте…
Вопрос «что делать?» актуален всегда. Широкая дорога доминирующей цивилизации и покрытие имеет превосходнейшее, и указатели ярчайшие, и пункты обильного питания на каждом шагу, но ведёт она в пропасть… Спасаться надо, как предлагают святые отцы Православной Церкви, узкими и тернистыми тропками, и в одиночку, при этом, уповая на Господа, всячески помогая попутчикам, и принимая помощь от более совершенных… Такие боголюбивые личности, среди духовенства, монашества и мирян, и составляют структурное единство Православной Церкви… остальные – крещёные по недоразумению захожане, тупо рассчитывающие лишь на чудесные исцеления и решение бытовых вопросов (Господи помилуй!)… да легкомысленные туристы, ищущие под церковными сводами экзотических развлечений и расширения сатирического кругозора… Поэтому сегодня в широких массах трудно настаивать на безусловно православном аскетизме, то есть строгом соблюдении уставных правил… Но если борьба за детей (которую во многом провоцирует Запад), их воспитание и образование, учитывая сегодняшний уровень информатики, будет определяться хотя бы одним лишь трезвением их родителей – уже получим хороший результат…

Словом, как бы ни были убедительны и прелестны искушения новаторством, заветный канон надо держать всеми силами – Христос не изменяется под влиянием времён и революционных течений.


Слава Богу за всё!


16.02.13
4:22


Рецензии