кривичи, смоляне и их попутчики

Уходя с обжитых мест,
Уносили родные названия.
И рассЫпались по Европе
Криви, рудени, смоляне,
Брестовене, ореше, еловци,
Добревцы и могиляне.
Несли с собой Струму, Прилепы,
Быстрицу, Сураж даже,
Встречались им по дороге
Виницы, Киевы, Галичи.
Все речные маршруты Европы,
Адриатика, Черное, Балтия
Были им хорошо знакомы -
Корабелам искусным можно
Близ любой воды быть, как дома...
И везде они были рядом.
И везде их сопровождали
Топонимы типа Ливно,
Струйно, Полихно, Хощно,
Почувадло, Копидло, Ягнило...

Еловцы и смоляне, рудени и брестовени,
Орешани и могиляне – все они были «криви».
А «криви» звался когда-то союз народов Панчалы,
А также бог Рудра – красный – яростный, гневный, убийца,
Но покровитель животных, даритель жизненной силы,
Сплав Велеса и Перуна...

О, сколько фантазий вольных нам дарит гулянье по карте...

------------------------

Натолкнула на мысль погулять по карте книга Владимира Курбатова «Тайные маршруты славян». Только он рассматривал каждое название отдельно, а я решила взять группу: главные города кривичей и города вокруг них.
Использовала карту Яндекса – она оказалась подробней Гугловской, а иногда, для территории Российской империи, Гугловский «Атлас Российский, состоящий из девятнадцати специальных карт» 19-го века. Расположение точек на карте весьма условно, поскольку трудно точно перенести из одного масштаба в другой, не обладая блестящим глазомером и твердой рукой... В основном это мелкие населенные пункты, так что точки в реальном масштабе были бы практически незаметны и не всегда так близко друг к другу. Что-то могла просмотреть, что-то очень мелкое могло не попасть на карты, но в общем и целом картинка получилась вот такая прелюбопытная...
Псков, Изборск и Полоцк не встретились ни разу. Разве что Плиска (Болгария, Македония, Тернопольская область; Псков-Плесков-Плиска) или Пысковице (Польша) для Пскова и Плоцк, Пултуск (Польша) для Полоцка. Изборск раньше назывался Избореск, Сбореск, Сборц – то ли из-бора, то ли сбор... В Болгарии встретились Сбор, Боровина, Боровци, в Македонии Борово, Боровичене, Слетово (где сбор, там и слет:)), в Сербии и Чехии Бор, в Чехии еще Боровани и Бореч, в Боснии с Герцеговиной – Борци, Борье, Брниц, но это все как-то мало и не очень похоже. Витьбу-Витебск и Вилию-Вильно специально не искала и на глаза они не попадались. Хотя и «витьба», и «вилия» – тоже синонимы кривизны...
Зато по дороге постоянно стали встречаться Брест, Бряст, Брестице, Брестик, Брестовене, Брестоване, Брестоваче, Брестач, Брестовац. До Чехии – брест=вяз. В Чехии вяз=ильм, в Польше вяз=вяз. Но в Чехии – Бржест, в Польше – Бжесць, как будто пришло с юга или названо в честь... На Украине только Берестье, Берестовец, Берестяны, Берестечко, последний Бересток встретился на южной границе Брянской области (Севск). Северней ни Бреста, ни Береста уже не заметила. Берестье (более раннее название Бреста) от бересты маловероятно, поскольку название с «е» появляется только на Украине, а «березы» распространены повсюду. Может, Брест-Литовский через Ровно (там как раз Берестье и Берестечко) пришел, а уже потом в Польшу?
Смоленск – Смолян, Смольник, Смолово, Смолов, Смолянац, Смолинске, Смолевци, Смолане, Смоляны, Смолины, Смолевичи... Смола – это лодки и корабли, это живица – кровь деревьев – целительное средство, это янтарь... И это заноза в отношениях – есть люди, которые считают Смоленск частью Беларуси. Но с тем же успехом можно считать Полоцк, Витебск, Оршу, Могилев частью Смоленской области, поскольку заселены одним народом, говорят на одном языке и исторически связаны.
Пара Смоленск-Ельня понятна – где ель, там смола. Хотя с «ел» все не так просто. Еще в 17 веке Елно писалось именно так (остался архаичный Елно в Псковской области под Холмом). Олень когда-то был «елень», «елань» (во всех славянских, кроме восточных, так и осталась пара «е(д)ла-елен(ь)»). На литовском «олень» – elnias. Грецию и греков простой народ «еленью» звал. Так что – «где тут Петя, где Серёжа»... До Словакии идут Ела, Елово, Елхово, Елешница, Елашница, Елевци, Еловци, Елах, Елеч, Елшане. В Словакии еще Елька, Ельшава, но уже Еленец, в Чехии – Еленце, в Польше Едлянка, Ельна и Елесня. На Украине – Ельница и Еланец. В Беларуси – Ельск, Ельна и Ельня.
Рудня. Руда помимо современного металлургического имела значения «кровь» и «ржа», руда-рыжий-кровь-род-родня... и Рудра... Рудно, Рудня, Рудна, Рудина, Рудинка, Руде, Рудине, Рудане, Родане, Раудяне, Рудовци, Рудинци, Рудава, Рудене, Рудка... На то количество Рудень, которое хотя бы Википедия дает, никакой железной руды не хватит... И возникает мысль: а не стали ли рудени радимичами? Но тогда радимичи тоже «криви». Радимичами они ведь из Польши пришли, по Нестору, и по-белоруски – радзiмiчы. Рудзимец появляется в Польше, и у западных славян наряду с Роудно – Радимов...
Орша – первоначально называлась Рша по реке Рше-Рже, Ржа=руда-рудша. Или от орешника – Ореша. Орех по дороге встречался постоянно, чаще в форме Ореш, Орашац, Орешени, Орешане. Ржавец тоже встречался достаточно часто. На карту я их наносить не стала.
Могилев – странное название для города. Однако в Болгарии,  Македонии, Чехии, Польше, да и у восточных славян есть Могила, Могилово, Могилец, Могильно, Могельно, Могиляны, Две-Могилы, Три-Могилы... Могила=холм, насыпь, курган. А то, что по-русски «могила», это «гроб». Так что совсем обычное получается название – Курганов или Холмов. Поскольку их не очень много оказалось, тоже на карту не наносила.
В эту же группу вошли «добр» – Доброш, Добрич, Добрушане, Добревци, Добруша, Добрня, Добрени и т.п. На территории восточных славян единственный заметный город – Добруш под Гомелем и деревня Добрич (в Болгарии два Добрича) там же, даже деревень с этим корнем не очень много, видать, выродились добрени... Тоже на карту не наносила.
Дорогобуж встретился только на востоке (Смоленская, Новгородская, Ровенская), похоже, что связан с Бугом, и появился при переходе по Западному (может, и по Южному, но тогда бы в Ровенской не было) Бугу, то есть с юга.
Часто попадались Прилепы, Буды, реки Быстрица и Черная, Струма, Устром.
Интересный прямоугольник образуют Суражи: Белостокский (на Нареве, 13 век), Витебско-Велижский (на Каспле-Зап. Двине, 16 век), Тернопольско-Шумский (на Вилии, 16 век) и Мглинский (на Ипути, 17 век). А есть ли какая-нибудь связь их с Сурожем=Судаком?.. И перекличка забавная: Нарев польский и Нарва русско-эстонская, Вилия тернопольская и белорусско-литовская...
Эти переклички вообще забавны, хотя бы река Арда в Болгарии, Артеша в Смоленской, Ордеж в Витебской... Ордеж объясняют балтским ardas – раздел, рубеж, спор, а Арду болгарскую? Рядом с Оршей протекает Адров, а одноренной ли он с Адриатикой? Кардам болгарский и Кардымово смоленское... Или вдруг в Словении на границе с Италией Айдовшчина – единственная, по-моему, на территории всей южной и западной Европы с таким суффиксом («айдов» по словенски «гречневый»). Зато на Смоленщине – Духовщина, Монастырщина, а уж мелких Боярщин, Каменщин и пр. не счесть, в Беларуси прилегающей тоже немало... Или город Луцк=Луческ на Волыни, а речка Лучеса=Лучоса – приток Днепра, между Оршей и Рудней.
И еще отступление. По дороге встречались: Киев – Сербия, Черногория, Босния с Герцеговиной, Чехия, Словакия, Польша; Виница – Болгария, Македония, Сербия, Словакия, Молдавия; Галич – Босния с Герцеговиной, Словакия; Поляне и Брянци – Словения.
А вокруг Добрича в Болгарии (бывшая территория балканских северян) собрались Росеново, Смолница, Северци и Северняк, Бдинци (Будинцы?), Одринцы, Брестница и Брестак, Дыбрава (под Оршей Дубровно, не считая маленьких Дубрав), Овчарово (Барань под Оршей и Ярцево под Смоленском), Рогачево (Рогачево под Смоленском, Рогачев Гомельский), Орешак, Кардам (Кардымово под Смоленском), Духовец (Духо, Духовщина, Смоленск)... Совпадение, скажете? Но таких совпадений для этой связки можно найти много, а когда совпадений много, это уже закономерность :)

Ну и, собственно, «крив» – кривичи. Ну ладно Криводол, Крива-Паланка, Криви-Рыт, речка Крива (каждую третью речку можно так назвать)... Но кривы, кривени, кривели, кривайцы, криваевичи, наконец, четыре Кривска (два – все в той же Гомельской, в Гродненской и Псковской), Кривен-Кшивин по обе стороны Одера, Кривня, Кривина и Кривэц по обе стороны Дуная, Кривань в Словакии, Кривадия в Румынии (рядом с Ливадией:) и Криулень в Молдавии (пусть молдаване придумывают легенды про название)! А ведь мало того, что кривы из истории раньше других крупных восточно-славянских племен исчезли, так еще и прибалтийского, якобы, происхождения...

На карте виден путь от Черного моря до Адриатики (Венеции!), причем не только по Дунаю, но и по границе с Грецией; путь от Черного до Балтийского моря по Днестру-Сану-Висле и по Днепру-Даугаве; от Черного моря в Финский залив по Днепру через Псков-Чудское озеро-Нарву и по Ловати-Новгород-Ладоге (помните варяжские пути у Нестора: Нево-Волхов-Ильмень-Ловать-Днепр и через Двину?). Причем на Днепр есть пути по Сирету и по Пруту, а также возможно морем от Варны (бывший Одессос греков) к Одессе.
Поскольку все пути связаны с реками, были эти народы по меньшей мере «рекоходами», но скорее – мореходами, поэтому смоляне играли важную роль.
Все пятеро на востоке собираются, кроме Смоленска-Витебска-Велижа, в районе Гомеля-Мглина (была Гомельская, теперь Брянская область, вроде как радимичи и дреговичи), в районе Брест-Белосток-Лукув (там же есть и Браньск, теперь наполовину Беларусь, наполовину Польша, вроде как ятвяги, дреговичи и волыняне), в районе Луцка (Волынь и Белые хорваты), и более разбросанно – Умань-Кировоград-Балта (прежняя территория уличей, бужан и тиверцев). Кстати, тиверцы граничили с северянами, живущими на Балканах, а те – со смолянами (помните, Нестор писал, что северяне – от кривичей). Примечательно, что неподалеку от четырех мест сбора стоят Суражи, а пятое, конечно далековато, но ближе всех к Сурожу=Судаку, хотя, если покопаться в более подробных картах, может, какой-нибудь завалящий Суражик там найдется...
Если бы не разомкнутость между Словенией и Словакией, получилась бы восьмерка, объединяющая Балтию, Поднепровье, Поднестровье, Повисленье, Полабье, Карпаты, Дунай, Балканы, Черное море и Адриатику.
Кстати, Гомель дает простор для фантазии. Гомила – «курган» на словенском, «куча» на хорватском – то, что в Болгарии и Македонии было Могилой. На границе со Словенией в Австрии есть Гамлиц, на границе с Австрией в Чехии – Гомоле. Потом есть дорожка по южной и восточной границам Польши на Хелм (Холм) и Ковель=Ковно, Брест и дальше по Припяти – на Гомель. Так что Гомель и Могилев – Курганов и Холмов, вон, между ними какая утоптанная дорога... И получается, что был путь через Австрию-Венгрию, только хорошо искать надо.

На Балтии славяне появились в 5–6, на Балканах – в 6–7 веках, в Восточной Европе – к приходу Рюрика (9-й век) уже жили, но как долго? Откуда взялись восточные славяне – однозначно и бесспорно сказать нельзя. Почему они вдруг распространились на всю Евразию, хотя южные и западные славяне, могущественные кельты и воинственные германцы за пределы Европы не вышли, – тем более. Конечно, центральная Европа или Карпаты – удобное место, чтобы пойти и на север, и на восток, и на юг, и на запад, но там слишком мало места. А сколько должно было быть людей, чтобы хватило разойтись во все стороны и так «наследить»? Немногочисленные варяги очень быстро потерялись бесследно... Да и были ли варяги, может они – все те же «криви»?

И по поводу «криви».
Если это от «кривой», то помимо «непрямой», «отклоненный», устойчивыми стали значения «неправильный», «неверный», «лживый» и т. п. А разве народ мог сам себя так назвать? Есть, правда, значение «кривой»=«одноглазый», а, по Геродоту, когда-то жило далеко на северо-востоке от греков племя одноглазых людей=аримаспов...
К тому же звук «и» легко становится «е», «ы», «о», так что первоначально они могли быть кръвичами=кровниками=роудней. На польском «кровный» – krwi, на литовском – kraujo, а «кривой» – krzywy и kreivas, соответственно. Для латышей русские – krievi (поскольку жили раньше в окружении кривичей, а эстонцы с финнами соседили со сло-венами, так для них русские – vene, venajan), а «кривой» – greizs, то есть кривич – не кривой :)
В общем, «дело ясное, что дело темное»...

«Вот такая история с географией» у меня получилась. Вопросы остались: куда делись добрени и откуда взялись дреговичи? Может, как-нибудь на досуге займусь... Хотя, скорее всего, дреговичи=друговиты=дра(о)говичи, а с корнем «дра(о)г» на этих же путях очень много населенных пунктов. И ни при чем здесь «дрягва-дрыгва-болото», как «древляне» не от «деревьев», а от «древности», а «поляне» – не от «поля» – равнины, а от «поля» – края (поля шляпы, поля книги), отсюда и «закраина»-Украина... или от «поле»=«степняки» (Материалы для словаря древне-русского языка, И.И. Срезневский, СПб., 1902)...
По кипчакски «кый» – «кривой», по тюркски – «отрезанный», «отделившийся», так что поляне-кияне, может быть, тоже «криви»...
Правда, были еще западные поляне, жившие рядом с куявами-куявянами, которых, как предупреждает Википедия, не надо путать с восточными полянами-киянами. Но в этом районе и восточней – к Бресту и Львову – теперешней Польши как нигде много топонимов кривичского типа: Гнезно (столица полян западных), Могильно, Стшельно, Рогозьно, Кутно, Липно, Хелмно, Кольно, Щитно, Кадзидло, Жабно, Пильзно, Кросно, Опочно, Славно, Лопушно, Стшемешно, и пр., там же и Бжесць-Куявски...

И что-то мне все больше кажется, что кривичи – собирательное название для многих родов (или племен?) одного народа, поэтому они и были «полоцкими», «изборскими», «смоленскими», «тверскими» и пр., хотя ни северян «черниговских» или «брянских» не было, ни вятичей «московских» или «орловских», и никаких других «местных» не отмечалось. Или их так много было, что у всех по одному главному городу, а у них – несколько?.. А то, что были они, по меньшей мере, в хороших отношениях с остальными славянскими (и южными, и западными, и восточными) и прибалтийскими племенами (родами, союзами?), видно по тому, сколько следов незатоптанных на их путях осталось.
А может, они и впрямь кривичи, потому что все прямо ходили, а они кругами...


***
P.S. Есть факты, а есть интерпретация фактов. Интерпретацией занимается история, привлекая факты из письменных источников, из фактов лингвистики, археологии, топонимики, генетики, но те тоже занимаются интерпретацией... Интерпретация интерпретаций – истолкование истолкований, объяснение объяснений. Но в интерпретации, как в искусстве, главное – не «что» и «как», главное – «кто» (Эфрос?). И пока нет в истории величины, равной Да Винчи или Эйнштейну, всегда будут находиться доморощенные интерпретаторы, неудовлетворенные официальными толкованиями :)


Рецензии
И, конечно, вопрос вопросов - откуда взялся Брегович?))

ЗдОрово у тебя, Я на всегда - интересно. Отдыхаю "душою измученной своей"))

Привет!

К.

Пятьсот Одна Голубая Змейка   25.02.2013 18:45     Заявить о нарушении
Привет, Кир!

Пошто душу измучил, аль зажарить собрался?))) Не дури!:)

Что бреговичи, что дреговичи - один замес... (эк меня в кулинарные ассоциации...)))))

:)

Яна Дичун   06.03.2013 17:47   Заявить о нарушении
осторожнее: я, кроме прочего, и - повар)

Пятьсот Одна Голубая Змейка   06.03.2013 22:07   Заявить о нарушении