Стихотворение длиною в жизнь. Глава первая

Я неожиданно поймал себя на мысли, что никогда и нигде не писал о Дмитрии Константиновиче Дудкине. Поймал себя на этой мысли и страшно смутился.
Дмитрий Константинович сыграл невероятно важную роль в моей жизни. Боюсь напыщенных фраз, но до сих пор я ощущаю его, как своего духовного отца, как человека, сформировавшего во мне гражданина.
Я часто вспоминаю Дмитрия Константиновича, его высокую негнущуюся фигуру, его мягкую интеллигентную речь, его манеру встряхивать головой при несогласии с чем-либо, его ровный необидчивый характер, бесконечное терпение.
Казалось, он соткан из терпения и мягкости.
Мы общались на протяжении неполных пяти лет, но мысленно я беседую с ним всю жизнь, поверяю ему свои тайны, сомнения, колебания. И чувствую, что он мне отвечает – издалека, из вечного уже своего небытия.
Он был ссыльным, вернее, высланным из Москвы в Сталинабад. Почему, за какие грехи – не знаю.Но твёрдо убеждён в его честности, порядочности, высоких моральных качествах.
Мне приходилось бывать у него дома – неустроенный, очень скудный быт, больной ребёнок, на всём печать бездарно разгулявшейся судьбы.
Но ни разу не видел я его на людях внешне опустившимся, небрежным. Всегда отутюженный, при галстуке и белом воротничке, он являл собой образец элегантности и высокой культуры.
Дмитрий Константинович руководил литературным объединением при редакции газеты «Комсомолец Таджикистана» Мы, начинающие поэты и прозаики, собирались там по средам, горячо спорили, короновали идолов, свергали их беспощадно , безжалостно.
Последнее слово всегда было за Дмитрием Константиновичем. Он многое знал, был, и не без основания, в наших глазах ходячей литературной энциклопедией.
Никого из студийцев он не ругал и не отталкивал, старался даже в самых бездарных найти крупицы одарённости.
По своей литературной профессии Дмитрий Константинович считался кинодраматургом, но никто из нас никогда не читал его произведений.
Однажды я сказал своему сокурснику и другу Эдику Карпухину:
- Странно, что мы до сих пор не знакомы с творчеством нашего мэтра.
- Друг мой, - ответил Эдик в привычной для себя философско-минорной манере, - власти позаботились, чтобы мы об этом ничего и не знали. Наверняка, его фамилия удалена из всех титров в фильмах, снятых по его сценариям.
Возможно, так и было. Недавно я пытался в бесконечных сокровищницах Интернета найти имя Дмитрия Константиновича Дудкина. Тщетно. Его будто и не было на свете.
Но он был. И я тому свидетель. Быть может, один из немногих оставшихся.
Когда я учился на третьем курсе, произошла эта страшная, безобразная, бесчеловечная история. Какой-то «доброхот», чувствуя свою безнаказанность и полную социальную незащищённость Дмитрия Константиновича написал на него донос в газету» "Правда". Я не могу назвать эту грязную стряпню ни статьёй, ни даже заметкой. Это был подлый донос, может быть, сведение личных счётов. В  публикации утверждалось, что замаскировавшийся враг Дудкин, высланный за неблагонадёжность из Москвы, продолжает и в столице Таджикистана вершить свои чёрные дела – он развращает молодое поколение, воспитывает это поколение в духе чуждой морали.
Публикация имела большой резонанс в городе. Наш курс был выбит из колеи. И хотя всего несколько человек со всего большого курса регулярно посещали литстудии, но Дмитрия Константиновича знали и уважали все.
Было решено написать в « Правду» коллективное опровержение. Танюшка Дёмина, светлая ей память, доброхотка и радетельница за человечество, собрала подписи. Не помню какими путями, наше письмо попало в ЦК партии.
И началось. Вскоре на курс пожаловал серьёзный дядя из органов. На общем курсовом собрании он заявил:
- Вы что, самые умные? Вы что, умнее партии? К вашему сведению, газета «Правда» - рупор партии. Она никогда не ошибается. Если написано, что ваш Дудкин – подонок, значит, так оно и есть.
Далее он добавил:
- Лично мне не нужно, чтобы вы забрали назад свои подписи. Это нужно вам, людям, вступающим в жизнь. Очень надеюсь на ваше благоразумие.
Потом каждого из нас по очереди вызвали в кабинет декана, где в присутствии того же дяди из органов требовали отказаться от подписи в защиту Дмитрия Константиновича. Большинство свои подписи отозвали.
Дядя из органов фотографировал каждого глазами, запоминал, кто же скрытый враг.
Эту историю мне припомнили через несколько лет, когда по доносу я сам был выслан из Сталинабада.
Но собственно мой рассказ не об этом. Он о стихотворении Алексадра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».
Сейчас это стихотворение широко известно, прежде всего, благодаря фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», но когда-то его можно было прочитать только в списках. Впервые нам в студии показал «Балладу о прокуренном вагоне» именно Дмитрий Константинович.
Целую неделю я ходил буквально оглушённый, повторяя про себя:

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал безумным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда вагон на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда вагон на скользком склоне
От рельс колёса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

Помню, я ходил от одной телефонной будки до другой и без конца названивал Дудкину:
- Дмитрий Константинович, а что известно об авторе?
- Дмитрий Константинович, а он лагерник?
- А он жив, Дмитрий Константинович?
Я был убеждён, что Александр Кочетков – из репрессированных. Время было жестокое. Люди уезжали в арестантских вагонах и исчезали навсегда.
Это сейчас я многое уже знаю об Александре Кочеткове. У меня была его единственная изданная после войны книжка «С любимыми не расставайтесь», которая исчезла вместе со всей моей огромной библиотекой во время поспешного отъезда из неспокойного Таджикистана.
Кочетков, к счастью, не был репрессирован. Это стихотворение было откликом на крушение Сочинского поезда в начале тридцатых годов.
Но как во время оно подоспело! Жизнь сама решила, что «Баллада о прокуренном вагоне» - страшное свидетельство времени. И поэтому  стихотворение стало легендой.
Напоследок мне захотелось сказать несколько слов об Александре Кочеткове, авторе «Баллады о прокуренном вагоне», который в моём сознании тесно переплёлся с Дмитрием Константиновичем Дудкиным. Со временем они стали для меня, как близнецы-братья - настоящие русские интеллигенты, негромкие, но значительные по своей жизни и судьбе. Кочетков прожил сравнительно недолгую, но очень насыщенную творческую жизнь. К тому времени, когда я познакомился с его замечательным произведением, самого Кочеткова уже не было в живых. Он скончался также тихо и неприметно, как и жил. Скромный библиотекарь, трудяга, поэт и переводчик, он успел многое написать. Десятки стихов, поэтических переводов, пьес в стихах на исторические и литературные темы.
Где всё это?
Книжка «С любимыми не расставайтесь» не принесла новых сенсаций. Там собраны умные, тонкие поэтические произведения, чувствуется рука мастера. К сожалению, там нет взрыва, нет стихотворения, равного целой эпохе.
Но ведь эта книжка – капля в огромном море творческого наследия поэта, которое до сих пор не собрано, не изучено, не систематизировано.
А вдруг нас ждут новые потрясения?
Не знаю, имею ли на это право, но очень хочу привлечь внимание литературоведов к не известной пока сокровищнице по имени Александр Сергеевич Кочетков. Очень надеюсь на отклик.
                Р.Маргулис


Рецензии
Добрый день... или уже вечер?...всё равно,что бы ни было...добрый!
Не знаю,как литературоведы,а я заинтересовалась Александром Сергеевичем Кочетковым и почитала его стихи.
Но в Вашем "Стихотворении длиною в жизнь" меня очень задела судьба Дмитрия Константиновича Дудкина. Особенно этот
злополучный донос в газете "Правда"
Конечно я не жила в то время и наверное многое не понимаю,но знаю,что не каждая писулька печатается. Была же цензура. Почему не проверенные факты публикуют в такой газете, объявленой "рупором партии" "которая никогда не ошибается". Любой мог написать донос,но не любой донос мог быть предоставлен огласке . Что же это тогда за газета? Или донос-запланированый удар по Дмитрию Константиновичу и свыше пришла депеша,требующая напечатания.Скорее всего это так. Тогда это уже не простой донос,а человека,имеющего влияние на газету или наделённому властью.
Личные счёты со счетов не скидываются.
Не мог же любой человек с улицы прийти и попросить напечатать.
Или мог?
Тогда грош цена такой газете и кто ею заправляет...редактору?

Прокопьевна   26.02.2013 18:05     Заявить о нарушении