Картина Анатолия Власова Радонежский Иерусалим
Окрестности Сергиева Посада, Скитские пруды - местечко Птицеград, кто знает.
Но мало кто знает, что это - Радонежский Иерусалим.
"Радонежский Иерусалим" - это мы его с Анатолием так назвали в научных статьях.
Автор идеи не называл эту местность - и саму свою идею - так громко, но суть от этого не меняется: автор идеи, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, чаял перенести Иерусалимские реалии на Радонежские земли.
Последователь идеи - митрополит Платон (Левшин) много сделал для воплощения грандиозного замысла.
Дело в том, что в Подмосковье к тому времени уже был Новый Иерусалим, основанный патриархом Никоном в Истре. Храмы истринского монастыря по виду повторяли или напоминали Храмы Иерусалима. Реалии местности тоже были названы по-новому, по-Иерусалимски: близтекущий ручей, роща, холм повторяли названия Святой земли.
Идея была не только в том, чтобы дать многим паломникам почувствовать близость святынь - не все, далеко не все посетят Иерусалим, Истру же - уж как-нибудь удастся увидеть; но и в том, чтобы "освятить" Отчую землю, возвысить её до Иерусалима Горнего созданием "второго Иерусалима" земного.
И вот митрополиты Филарет и Платон повторяют и творчески развивают задачу.
Ведь близ Лавры сама география подсказывает решение. И появляются на восток от Лавры Гефсиманский Скит, опекаемый о. Филаретом, (Гефсимания), Вифания (Вифанский монастырь построен о. Платоном), Боголюбивая Киновия, скит Параклит. Здесь Лавра мыслится как Храм Гроба Господня в Иерусалиме, и остальные реалии расположены на таком удалении от нее (3-5 км,) как в настоящем Иерусалиме.
Такой точной топографической привязки в Истринском Новом Иерусалиме не было.
Вот мы и назвали его Радонежским - он иной, глубже по замыслу, потаённее, сложнее для осмотра. Здесь надо жить, провести недели, - скажем, жить при монастыре, проникнуться...
И никаких туристических троп по нему не было и нет.
Но они должны быть, несомненно!
Потому что замысел митрополита Филарета и митрополита Платона явлен миру не для того, чтобы исчезнуть.
Пусть пока неявно явлен.
Повторяя для России ещё один Иерусалим, данный в реалиях географии, топонимики (названий местности), культовых построек, святые отцы искали Иерусалима Горнего, стремились Рай приблизить к земле. Или землю Отчую - к Райским высям.
Это ли не пример действенного отечестволюбия?
А картина Власова "Радонежский Иерусалим" просто говорит о том, как здесь красиво...
Свидетельство о публикации №113021510724