О справедливом разделе
В споре с Полемархом Сократ формулирует такое определение справедливости: «справедливость состоит в том, чтобы приносить пользу друзьям и причинять вред врагам.» /Plato, Republic, 1.336a1,2/
Судя по содержанию спора, Сократ и Полемарх рассматривают множество людей как живущих большой дружной семьей, между которыми превалируют патриотические настроения. Во главе этой «семьи» стоит «отец», который заботится о всех членах «семьи» в соответствие с их этическими достоинствами /«хорошие друзья»/. Те, что нарушает этические правила и границы, рассматриваются как «враги». «Отец» распределяет имеющиеся у него блага на удовлетворение потребностей членов «семьи». Однако, что касается этических добродетелей, то справедливым считается такой порядок, когда блага распределяются пропорционально достигнутым уровням добродетелей.
Так как добродетелей много /Аристотель в своей «Этике» насчитал их до 36/, то достигнутый уровень этического развития каждого человека определяется, повидимому, как средне-взвешенная величина всех оценок уровня развития данной добродетели у данного Субъекта. Правдоподобным кажется допущение, что величина достигнутого уровня добродетели прямо связана с затраченным на воспитание человека трудом /плюс другие затраты/. В книге Асмуса мы находим такой текст:
«Аристотель исходит не из производственной деятельности работников, а из потребностей лиц, вступающих между собой в обмен. Если бы обмен стоял в зависимости от относительных затрат труда на производство обмениваемых предметов, то пропорциональное отношение лиц к продуктам труда было бы прямым.» /В.Ф.Асмус. Античная философия. V. Аристотель. 11. Этика. С. 276. Москва, Высшая школа. 2001./ С нашей точки зрения необходимо четко понимать, что выражение «потребности лиц» имеют отношение только с обмену. В случае распределения благ, этим процессом занят только один человек – «отец семьи». А он распределяет «бенефиты» пропорционально достигнутым результатам. Такое распределение и его справедливость легко проиллюстрировать на примере работы системы адаптивного поискового оптимизатора, у которого есть множество работающих параллельно частных оптимизаторов /в данном случае – отдельных людей, членов «семьи»/. На параболической кривой функции цели более близкое достижение человеком экстремума функции цели уменьшает его потребность в стремлении к цели, но здесь и производная функции цели страмится к нулю. Приращение функции цели равно произведению производной на приращение расходуемого ресурса. Если функция цели выражена в деньгах, то стоимость «наградного бенефита» выражается однозначно. Эта стоимость можетбыть оценена любым членом «семьи». И вполне справедливо с точки зрения «отца», если все эти оценки будут одинаковыми. Этим будет сохранен принцип равенства. Хотя доли подарков окажутся далеко не равными, но пропорциональными достижениям отдельных субъектов.
В рассматриваемом случае термин «справедливость» относится только к одному человеку – «отцу дружного семейства». Поэтому замечание Сократа: « не дело справедливого человека вредить – ни другу, ни кому-нибудь иному» /Plato, Republic, 1.335e5/ неправильно по двум причинам. Первая, члены семьи не должны иметь права вынесения оценок «кто есть кто», присвоения званий и присуждения наград. Вторая, если в семье есть кто-то, кто «работает» над разрушением нравственности , то его «усилия» должны обозначаться знаком минус у оценки такого рода «труда». Поэтому при распределении «отцом» наград разрушитель нравственности должен быть оценен по общей методике и должен платить штраф, то есть бенефит с минусом, то есть должен быть наказан. Если нарушителя нравственности назвать «врагом», то «штраф» оказывается своего рода формой нанесения "вреда врагу". И такое поведение «отца» очевидно есть справедливое действие, а сам он – «справедливый человек».
Рассмотренный выше пример, как было сказано выше, моделируется работой одного оптимизатора, в отличие от случая деловых отношений между людьми, когда более адекватной моделью оказывается поведение двух оптмизаторов в общей среде. Исследование в лабораторных условиях одного оптимизатора с несколькими параллельно включенными на общую цель частными оптимизаторами, показывает, что общая цель достигается скорее и пропорционально количеству включенных частных оптимизаторов. Более того, если процессы частных оптимизаторов скоординировать определенным образом, то цель может быть достигнута лучше/качественней. Этот результат лежит в основе обосновния необходимости «дружбы» и оправдания патриотизма. Быть членом семьи и патриотом есть преимущество жизни в коллективе /семье/ группе/ организации/в одном государстве. Но необходимость в координации деятельности членов «семьи» накладывает и ответственность на всех ее членов друг перед другом.
Таким образом, случай распределения благ в некотором смысле противоположен случаю /торгового/ обмена. Однако, оценка действий людей как справедливых остается одинакой, если стороны обмениваются ценностями обратно пропорционально их потребностям в этих ценностях, так как в этом случае имеет место эквивалентный обмен благами/богатствами.
02/14/2013
Свидетельство о публикации №113021412370