У нас в гостях В. Б. Феркель
Начну опять же с выдержки из репортажа Андрея Яншина:
«Владлена Борисовича Феркеля можно смело назвать – человек-оркестр. В прошлом инженер и актер «Манекена», сегодня он известен в городе как литератор, книгоиздатель, преподаватель, составитель словарей, и прочее… Можно назвать его и человек-коммуникатор. Столь обширен круг его человеческих и деловых контактов».
Небольшая справка:
В 1980 г. окончил Челябинский политехнический институт. С 1989 года работал в средствах массовой информации (газеты «Автомобилист», «Народная дума», «Команда», «Челяба»). С 1992 занимается внедрением компьютерных технологий в СМИ. При непосредственном участии В.Б. Феркеля были созданы такие издания, как «Дело», «Ва-Банк», «Челяба», «Квартира», «Лидер», «Городской дилижанс», «Уральский курьер», региональные представительства газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Известия» и др. С 1996 года занимается книгоизданием. Издательская деятельность ориентирована на выпуск книг местных авторов. В их подготовке он принимает непосредственное участие как составитель, автор и редактор. В 2000 году перешел на работу в издательский дом «Провинция» (Москва) и стал генеральным директором нового областного издания «Синегорье». С 1998 года — соредактор сетевого ресурса «Челябинский глобус», посвященного темам культуры и искусства Челябинской области. Директор издательства «Цицеро». Неоднократный участник жюри областных конкурсов СМИ. Работает на кафедре русского языка и литературы с 2005 года - старший преподаватель. Курирует специализацию «Филологическое обеспечение информационно-издательской деятельности», руководит учебной и производственной практиками студентов-филологов.
Сфера научных интересов: феномен поэтического образа.
Автор более 50 научных и научно-методических публикаций.
Читает курсы: «Современные компьютерные технологии», «Основы издательско-полиграфической деятельности», «Технология редакционно-издательского процесса», «Менеджмент и маркетинг», «История книжного дела», «Основы верстки», «Стандарты в книжном деле», «Редактирования отдельных видов литературы», «Реклама книги».
В нашей встрече слегка приоткрылась только деятельность этого разностороннего человека как издателя и как автора.
Ф.Б.: В основном занимаюсь издательством. В прошлом году выпущено 182 наименования.
Это и научные, и научно-популярные, и поэтические издания. С 1987 года занимаюсь
собиранием поэтических образов. Сначала это были книги с моей книжной полки,
потом поэты 18-19 в.в., сейчас уже прорезаются поэты 21-го века. Всего выпущено
четыре словаря поэтических образов. Это:
Частотный словарь поэтических образов, 2000 г.
Поэтические образы. От Абажура до Яшмы. 2002г.
Поэтические образы. От Акации до Ярмарки (из практики поэтов XVIII-XIX веков)
Поэтические образы. От Августа до Января 2012.
А также монография «Образ в поэзии как отражение концепции человека и мира»,
2007г., которая представляет собой статистическую обработку данных.
Издал книгу своих поэм «Возвращаемся вспомнить былое…» 2011г.
Несколько биографических словарей:
«Биографический словарь личных имен романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (свыше 200 биографических справок о персонажах и личностях,
упоминаемых в романе);
«Биографический словарь персонажей романа В.Я.Шишкова «Емельян Пугачев»
(свыше 1500);
По роману «Война и мир» Л.Толстого, «Петр I» А.Толстого, «Иван Грозный»
Валентина Костылева.
Язык живет и развивается. Язык Радищева уже сильно отличался от языка
современников Пушкина. Мы с вами подчас не понимаем язык, на котором общается
наша современная молодежь. И родилась такая работа, как:
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность» ода. Это перевод
«с русского на русский», с русского языка времен Радищева на наш современный
язык.
Вопрос: Что является предметом поэзии?
В.Б. Подходить надо с точки зрения присутствия поэтического образа. Например, у
Твардовского нет ни одного поэтического образа. На надо разжевывать – написал три
строчки – и дай людям подумать.
Вопрос: Частотность больше десяти – штамп?
В.Б. Это не критерий. Они же говорят по-разному.
«Искусство не программируется …Таланты не выращиваются квадратно-гнездовым
способом. Они рождаются». (А.А.Вознесенский)
Вопрос: Кто основной поставщик образов из наших поэтов?
В.Б. Сразу скажу, что метафора – это не образ. В конце словаря есть статистика.
Например, Година Н. – 55, Губанов Л. – 85, Кожейкин А. – 46, Рубинская Н. – 65,
И.Аргутина – 16… Вообще в последний словарь вошли 258 авторов.
Вопрос: Графомания или поэзия?
В.Б. Я так не разделяю. Читаю и отмечаю, нашел – не нашел. Читаешь всё подряд.
Критерий? Личный взгляд? Проверял на студентах. Раздавал и предлагал найти. В
основном совпадает. Так что есть объективные критерии.
Вопрос: Применительно ли сравнение между стихами?
В.Б. Нет, просто интересен или нет с точки зрения того, что ищешь. Идти не только от
образности словесной. Есть образ внутри стиха.
С Н.А.Ягодинцевой как-то пытались систематизировать поэтические понятия.
Секрет Пушкина – образная система от малого, частного до большого.
Есть поэты экстраверты и интраверты. Это тоже надо учитывать. Цветаева, например, интраверт.
Есть недообраз – образ, не дотянутый до совершенства.
Сравнивать не имеет смысла.
Вопрос: Образность обязательна в стихах?
В.Б. В твердых формах, например, в сонетах, встречается редко. Есть стихи
публицистического аспекта, даже дидактические. Лишь бы отрывались от прямой
публицистики.
«Разбейте стихи на слова.
Отбросьбе бубенчики рифм, ритм и размер.
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если все же останется что-то,
это и будет поэзия». Леон Фелиппе
Поэзия – ремесленное явление. Нельзя сидеть и ждать вдохновения. Мы со
студентами как-то доделывали Пушкина (из его недописанных стихов). Правда, я им
не говорил, что это Пушкин. Получилось неплохо. Надо научиться писать стихи.
Вопрос: Что издаете? Бывает ли, что издаете из уважения?
В.Б. Нет. Я занимаюсь чисто технической работой. Я не учу автора писать стихи. Если
автор настаивает, я его издам. Но было, что несколько раз отказывались печатать,
например, когда стихи были направлены на разжигание национальной розни.
Вопрос: Культура – то, что объединяет людей, поэзия – часть культуры. Субъективизм не
идет в разрез?
В.Б. Галич: «Пусть каждый шагает, как хочет. Общее складывается из этих кажущихся
хаотических движений».
Вопрос: Встречались ли антиобразы? Как кич?
В.Б. Наверное, это штамп. Я собирал положительное, оригинальное…. Петрушковщина –
стало для меня своеобразным направлением, поток бессознательного.
Вопрос: Встречалось ли такое, что не можешь перевести в слово?
В.Б. Если владеешь словом, то должен выразить.
Владимир Феськов попросил высказать мнение по своему стиху «Ветер и осень»:
«Негодует ветер,
стонет, злобно воет.
Он подружку Осень
ныне похоронит.
Похоронит, стихнет,
снегом припорошит,
Но взовьется снова:
- Осень жаль мне очень!
Так и будет сирый
Зиму всю метаться,
Затихать в сугробах,
Бурно возмущаться…
Он угомонится
Только в бабье лето,
Припадет к подруге:
-Осень, ты ли это?
В.Б. : Элементы, использованные автором, уже где-то были, но в целом –
стихотворение хорошее. Вот песенные стихи. Отдельно – полный хлам, но все
вместе …. Иногда не надо опускаться до уровня анализа.
Вопрос: Часто говорят – не хватает полета, легкости.
В.Б. Легкость – это ремесло. «В поэзии каждое слово должно стоять на своем месте»,
чтобы даже мысли не возникало, что его здесь не должно быть. Легкость приходит
через тяжесть.
Вопрос: Есть ли учебники для начинающих?
В.Б. Есть поэтический словарь Квятковского, читайте Михайлова, Эткинда, Эпштейна…
Но главное – надо больше читать хорошую поэзию и анализировать ее.
Вопрос: У Ягодинцевой есть тезис, что занятие литературой и поэзией – не самоцель, а
ступени духовного развития.
1. Лирика (общение с природой)
2. Рефлексия (биология)
3. Социум
4. Вселенная
5. Универсум
В.Б. Каждый поэт идет по этим ступенькам, до какой считает нужным.
На этом наши вопросы не закончились. Просто у Владлена Борисовича время кончилось.
Он подарил нам свои книги, которые принес с собой. Спасибо.
Такие встречи делают нас духовно богаче.
Свидетельство о публикации №113021308667