Размер пародии и размер исходника
В смысле, понравилось мне. За читателей утверждать не берусь (Хотя… судя по некоторым откликам... Ну да ладно…).
Пришло время сформулировать некоторые позиции, и в том числе – соотношение размера* пародии с размером стихотворения «жертвы».
Большую часть своих пародий я написал, пребывая в счастливом неведении, о том, что в нашем сложном мире, вообще существует такая проблема, как: «Размер автора против размера пародиста».
Поэтому, писал, как пшеницу сеял: – Махнул направо – такой размер … Махнул налево – сякой размер … (Я ж не знал, тогда, что размер имеет значение…).
Однажды в рецензии мне написали: «…Но вы схитрили - третьи строчки укоротили, так же намного проще!)))) А я об них споткнулась, когда пыталась повторить авторский размер, так и забросила...»
Клава Елкина рецензия на «Круговорот меня» http://www.stihi.ru/comments.html?2012/11/26/7069
У меня сложилось впечатление, что совпадение размеров есть нечто обязательное, а шаг вправо, шаг влево – должен рассматриваться как недостаток. И так я считал до последнего времени.
Теперь ещё две цитаты:
1. «…а ежели у оригинала размер вообще никакой – то ж будем повторять?...»
Нигилист рецензия на «Черпало и хлебало»
http://www.stihi.ru/2013/02/05/4510
2. «… Можно выбирать в своей пародии любой размер или ритм, необязательно
как в первоисточнике. Но уж если выбрали, то стих должен быть качественным
без сбоев ритма с хорошими рифмами, потому что хороший пародист просто
обязан быть хорошим поэтом…
...
...И самое ГЛАВНОЕ, на мой взгляд - узнаваемость в пародии первоисточника. В любой
пародии должен быть виден первоисточник. Это достигается использованием
фразеологических оборотов первоисточника, его сюжетных линий, даже его рифм.
Чтобы приблизиться к первоисточнику часто приходится копировать его размер и ритм.
Очень нелегко создать хорошую пародию используя другой размер стиха -
это высший пилотаж!»
Эдмар коммент в ветке голосований в конкурсе Блиц 30
Думаю, у меня появился повод скорректировать свои представления о соотношении размеров пародии и исходника.
Итак, теперь я должен определиться с собственной позицией. На настоящий момент мое отношение к проблеме Размер vs Размер следующее:
Выбор размера – личное дело автора пародии. Автор пародии должен сам понимать, что совпадение с размером исходника, выгодно в первую очередь ему. Пародия должна как можно заметнее «перекликаться» с исходником. И размер здесь - очень эффективный инструмент.
Само по себе несовпадение размеров не должно восприниматься как недостаток, если в остальном пародия хороша (удачное использование слов и словосочетаний исходника, качественный юмор (субъективная категория) и т.д. и т.п.)
В тех случаях, когда размер исходника сложный, плавающий, в общем, трудновоспроизводимый, несовпадение с ним размера пародии, становится ещё более простительным.
Но, при прочих равных условиях, мои симпатии будут на стороне той пародии, которая соответствует размеру исходника.
Буду благодарен за критические отзывы, в том числе и за те, благодаря которым, мне придется возможно, вновь пересмотреть свое отношение к тем или иным, высказанным здесь взглядам.
* На всякий случай, уточню, что под размером имею в виду - количество стоп в строке и ритмические ударения. Если в исходнике пятистопный ямб, а в пародии четырехстопный, то Стихотворный размер у них один - ямб. Но в контексте данной статьи, я считаю их разными. То есть, Размер не равно Стихотворный размер.
Также не считаю одинаковыми два, стиха, которые написаны, допустим, оба пятистопным ямбом, но у одного катрен из 4х строк, а у другого из 5 (или у одного первая строка рифмуется с 3й, а у другого с 4й).
Свидетельство о публикации №113021202189
ситуацию с размером стиха.
А про количество катренов пародии
должно совпадать с исходником --
Вы умолчали ... АУ, Саша.
ЧАО( в значении -- ПРИВЕТ).
Галина Яловол 4 30.04.2022 11:41 Заявить о нарушении
Количество катренов в пародьке не обязано совпадать с количеством их в исходнике.
Таково моё ИМХО.
Александр Пономарев 3 27.02.2023 18:36 Заявить о нарушении