О псевдолитературных изысканиях в сайте Фабула

В сайте "Фабула" усилиями известных личностей распространилась зараза поиска сдвигологий и неблагозвучных слияний в стихах,  да и не только в них.
Дело дошло до того, что этими глупостями засоряют сайт даже редакторы.
Приведу недавнюю цитату.

Цитата
Редактор раздела поэзии

Репутация: +
9
-

offline +0-

"Как и образование?"
Каки, Сергей, даже у Вас присутствуют. Менторский тон свой приберегите
для своей жены. Я Вам не девочка-фанатка Вашего таланта.
Ещё раз повторяю - на Ваши неадекватные выпады поданы жалобы.
18:41 06.02.2013

Сергей Крюков

Репутация: 351

online 0

Я всегда говорил, что учебники Реформатского и Виноградова в руках неграмотного "литературопостигателя" - это не инструмент.
Рубить дрова обухом топора или загонять кол в землю лезвием.
Сдвигологии, неблагозвучные слияния и прочая... имеют смыслы только при написании стихов,
да и то их роль ничтожна в сравнении с глубиной стихотворения, с его новизной и художественной ценностью...
Вот Валерия Цыбуленко недавно зацепила моя рифма "солнце - оконца", о чём он в перепевочке имел неосторожность написать.
А того не знает, что на своём месте такие рифмы, как, например, "вновь - кровь - любовь" не только применимы,
но попросту необходимы.
Но – именно на нужном месте.
А я ведь это в сайте в своё время пояснял.
Так и с "каками". Если в стихотворной строке слова сливаются неблагозвучно,
то, несомненно, желательно текст вычистить,
а в прозе - да ещё и в комментарии, - об этом даже заикаться смешно.
Как же Вы, уважаемый РРП, при таких познаниях стали вдруг редактором?
Чудеса в решете...
19:42 06.02.2013


Сегодня те, о ком идёт речь, выдали в очередной пошлой перепевочке новый шквал претензий к моим стихам. Да всё – на ту же тему, которой овладеть не в состоянии.

Если в стихотворном тексте такты ложатся таким образом, что образуются слияния слов, то возникает сдвигология, то есть словесный сдвиг.
Например: «Подошёл к окну» КОКНУ слилось неблагозвучно.
«Ты знаешь, как и я…» КАКИЯ слилось неблагозвучно.
«Руби лихую голову!» В поэме Веры Инбер стихотворные такты легли так, что образовалось неблагозвучие.
Но – если при тех же сочетаниях слов стихотворные такты ложатся, не образуя при произнесении текста слияний слов,  – то ни сдвигологий, ни неблагозвучий не возникает в принципе.
Да,  в текстах даже у профессионалов встречаются порой слияния  и иные «огрехи»,
Но это не означает, что их непременно необходимо вычищать.
Приведу фрагмент недавней переписки в комментариях.

Цитата
Алексей Таманцев:

Здравствуйте, Сергей Константинович.

Сразу предупреждаю, что я (как Вы выражаетесь) один из самых наглых дилетантов  , но все же осмелюсь высказать свое нелицемерное читательское (наглое и дилетантское) мнение. Ага.

Больше всего понравился первый к., только (может и глупость ляпну) может в последней строке заменить "века" на "года", т.к. первый вариант звучит двойственно (для меня, во всяком случае). Ну и столкновение одинаковых согласных заодно уберем.(Прожив-века)Во втором мне почудился перебор: твоей, твою, ты.
На последней строке у меня осталось легкое недоумение "к тебе" - это все же к кому? Вынужден  констатировать, что я не только один из самых наглых дилетантов, но еще и на редкость тугодумист. Не серчайте, ведь читатели (наверное) всякие важны... Не люблю лицемерить, хотя конечно, возможно умнее промолчать, тем более, что ... Не знаю, может я и неправ. 
С улыбкой, А.Т. 

Сергей Крюков:

Приветствую, Алексей!
Я  так понимаю, что, если дело дошло до построчного разбора произведения,
до анализа техники написания,
то остальное - по умолчанию -
идеально?

По пунктам.
"Прожить свой век" - идиома языка,
а в данном конкретном случае в соответствии с присутствующей ритмикой - конфликта двух "в" не наблюдается. Конфликт может образоваться лишь в том случае, когда стыковка слов находится внутри такта, этот же момент важен и при обнаружении сдвигологий.
Если при чтении для внятного произношения требуется специальная дополнительная пауза, то чистоты нет. Тут пауза образуется естественным образом за счёт границ тактов.
Угу?
Количество повторяющихся местоимений, как и любых повторяющихся слов, в произведении определяется однозначием прописанности сказанного.
В идеальном случае местоимения нежелательны, но, поскольку идёт обращение к некоей закадровой лирической героине, к "предмету любви" лирического героя, то, в соответствии с многовековой традицией русской поэзии, к возлюбленной обращаются - именно используя местоимение ТЫ.
В анализируемом тексте возможны по смыслу варианты второго указательного местоимения, "твою", но варианты - опять же использования просто иных указательных местоимений (эту, сию...), что дела в принципе не меняет.
Ну, а по поводу К ТЕБЕ - вопрос, как мне кажется, закрылся в пояснении ко второму пункту.
Обвинения с подследственного, надеюсь, сняты?
С взаимной улыбкой, С.К.

Алексей Таманцев:

Сергей Константинович, признаюсь честно,  Ваш ответ - это уже готовая статья для пособия по стихосложению для чайников. Мне (как чайнику) ее нужно пять-десять раз перечитать, обдумать и... задать уточняющие вопросы.   

Сергей Крюков:

Так я всегда рад.
Тут ещё мыслишка проскочила, насчёт конфликта звуков.
Этот прецедент внутри такта тоже может не иметь последствий по той простой причине,
что в слове ПРОЖИВ - "В" читается как "Ф", в то время как в слове ВЕКА - яркое "В".
Но, что любопытно, гении часто позволяли себе подобные "небрежности" сознательно,
так как их исправление наносило бы произведению урон больший, чем звуковые конфликты.
Например, "Любить иных тяжёлый крест..." Пастернака.
"...И шелест новостей и истин..."
Между Й и первой И конфликта нет из-за тактового разграничения,
а между двумя И конфликт очевиден и ухослышен,
Пастернак не мог этого не видеть и не слышать.
Но – тем не менее...

Алексей Таманцев:

Да, конечно, осознанное решение автора - это не брак. Просто художник выбрал такие краски. Почему? Он так видит. И если художник не от слова "худо", то все замечательно.
Вот и у Блока: "Я знаю: истина в вине."
Я вообще у Блока много техн. брака вижу  , повезло ему, что мы по времени не совпали, а то разнес бы его в пух и прах критик Таманцев. 
Да, а насчет "В" читается как "Ф", и правда интересно, я не подумал.
Вот у Есенина тоже:
"Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил."
Над дорогой - первое "д" читается как "т", а я уж хотел и на Сергея Александровича напасть. Повезло ему. А у меня сегодня день не задался.   

Сергей Крюков:

Зато день задался у Есенина и Блока.
В очередь, батенька!


Замечу, что уважаемый Реформатский, на которого время от времени ссылаются имяреки, очень хорошо и акцентированно всё разъяснил, нужно только уметь читать, что он написал.
А это в кружке «Умелые руки» не получается.  Для постижения подобного материала необходимы серьёзные занятия с семинарской базой, на то это и УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
Вот, собственно, вкратце – и всё, что хотелось сказать по поводу некоторых неграмотных выпадов.
А всем-всем-всем ЖЕЛАЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКАТЬ НЕ ОГРЕХИ, А ПОЭЗИЮ.
Это – куда полезнее.  Да и приятнее.
С неизменным уважениям к авторам сайта, Ваш Сергей Крюков.


Рецензии
У меня была строчка "промчались как олени" )))
Исправила :), вариант не слишком идеален получился, но лучше, чем "каколени" )))
Спасибо Вам!

Макаренко Екатерина   10.04.2013 09:46     Заявить о нарушении
Екатерина!
К сожалению, всех тонкостей техники стихосложения нельзя передать даже за пять лет учёбы в Литиституте.
Мне повезло много лет учиться у больших мастеров современности.
Вам - Спасибо, что заглянули и прочли..

Сергей Крюков -1   10.04.2013 10:22   Заявить о нарушении
Сергей, я (не обучавшаяся в литинституте) поняла одно: ляпы были, есть и будут. И даже у великих и талантливых. Предела совершенству нет.
Но! Когда учишься и стараешься себе эти правила определить на уровень подсознания, то есть надежда (у таких неумех, как я) со временем "на автомате" отметать возможные грубые ошибки.
Такие статьи очень в этом помогают! :)

Макаренко Екатерина   10.04.2013 10:27   Заявить о нарушении
Ещё раз Вам Спасибо - за то, что поняли самое главное:
нужно не только переделывать стихи, но - прежде всего - оставлять результаты познанного в качестве опыта внутреннего редактора,
ведь лучшие стихи, как меня учили, пишутся сразу начисто.

Сергей Крюков -1   10.04.2013 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.