Николай Тюрин - Путь к песне - 8

– Вадим Валерианович  представлял вас публике, комментировал ваше пение… Расскажите о совместных выступлениях.

– Что тут рассказывать! Кожинов об этом писал… Он устраивал мои концерты.  В Авиационном институте, например… Когда  обо мне говорил, мне даже было неудобно: перемасливал! Вадим Валерианович  сам любил петь под гитару. И мы с ним больше пели после концертов – за столом!

 Однажды мы выступали  в издательстве «Молодая гвардия». Это было, кажется, в 1980-м году, уже после публикации в «Огоньке». В зале находилась  вдова Михаила Пришвина. После концерта она встала и говорит: «Мне 80 лет… Я прожила долгую жизнь, слушала многих певцов – и Шаляпина, и Собинова, но такого пения  никогда не слышала». Валерия Дмитриевна подошла и пригласила  в гости: «Приезжайте ко мне в Дунино, на дачу».

 В первый раз я поехал  с Александром  Лобзовым.  Пилили и кололи там дрова. Когда хозяйка к нам подошла,  на терасске сфотографировались. Но фотоснимки, как выяснилось позже, оказались неудачными – сплошной туман!  Валерия Дмитриевна  рассказывала о Пришвине. Многое уже забыл.  Но кое-что запомнилось. Например,  о том, как им делали новую печь.  Она сговорилась с печником о цене, но Михаил Михайлович, когда печник пришёл, стал  торговаться и выговорил меньшую сумму.  Через некоторое время затопленная печь стала издавать  какие-то странные свистящие звуки. Вызвали печника, тот разобрал кладку и вытащил замурованное в печь куриное яйцо. «Зачем это сделали?» – спросили его, а тот: «Не надо жадничать!»

 –  Но не только же дровами там  занимались!  Небось и пели в доме Пришвина…

– Конечно,  пел! Валерия Дмитриевна всегда ласково меня приглашала. Приобнимет и, смеясь, говорит: «Николай Александрович, приезжайте в любое время!».

– Всегда рады и мы Вам в редакции. Не сомневаюсь, что помните  первое выступление у нас в Крапивинском. А запомнили, какой это был день?

– Мы пришли в мае 1997 года, а вот день запамятовал…

– Ваш небесный покровитель вам сопутствовал: это был канун Николы Вешнего! Но  ваш, Николай Александрович, день рождения ближе к Николе Зимнему. Вам исполнилось 80 лет.* Позвольте мне вас поздравить с этим славным юбилеем и пожелать вам здоровья, духовной крепости и, конечно же, вдохновенных минут – во всех видах вашего творчества! Многая вам лета!
               
Беседу вёл Георгий Куликов

  * 10 ноября 2017 года Николаю Александровичу Тюрину исполнится  90 лет.

Беседа была напечатана в журнале «Культурно-просветительная работа» («Встреча») – №12, 2007 г. Текст беседы уточнён и  расширен (по сохранившейся диктофонной записи), и согласован с Николаем Тюриным.

В дополнение, с разрешения автора,  прилагаю автобиографический очерк Николая Александровича. Он  предваряет шуточную его поэму «Под Рубцовской звездой»,  которая начинается такими стихами:

Под Рубцовскою звездой
Собрался большой гурьбой
Цвет поэтов вологодских,
Ленинградских и московских
С намереньем, стало быть,
По реке до Тотьмы плыть
И на берегу высоком
Славной Сухоны широкой
Всероссийскому поэту
В бронзе памятник открыть

И очерк, и поэма, а также уникальные репортажные фотоснимки и нотные записи песен Николая Тюрина на слова Николая Рубцова были опубликованы в журнале «Культурно-просветительная работа» («Встреча») – №12, 2005 г.




Николай Тюрин

В ТОТЬМУ, К ПОЭТУ

По прошествии времени вспоминаются со светлой грустью интересные люди, с которыми довелось повстречаться на путях-перепутьях и которые сумели затронуть самые тонкие струны души.

В 1937 – 1938 годах я жил в Москве, на Новом шоссе, у Соломенной сторожки, в доме своего дедушки Ивана Тимофеевича Булыгина (до революции он работал писарем-каллиграфом в Петровской сельхозакадемии), часто приходили к дедушке гости: его брат Алексей Тимофеевич, бывший регент, почётный гражданин Москвы и бабушкин брат Владимир Иванович, бывший дьякон домовой церкви 1-го кадетского корпуса. Хорошо сиживали за графинчиком с закусочкой, пели (два баса и дедушка – тенор), увлечённо спорили. Дедушке нравился Сергей Лемешев: «Ах, какой чудесный тембр голоса, лирический тенор, так поёт русские песни! За сердце берёт!» Алексею Тимофеевичу нравился Иван Козловский: «Ваня, ты не прав. Лемешев к 70-ти годам петь уже не будет. Петухов будет пускать, а у Козловского – школа! Он до ста лет не испоётся». Я всё представлял, какая у него школа, большая деревянная или каменная.

Примерно году в 1960-м, может быть, чуть позже, я подвизался в самодеятельности Радиокомитета на Пятницкой улице. Вокальный кружок вела заслуженная артистка СССР Нина Петровна Александрийская. Однажды  сказал ей, что мне очень нравится как поёт Иван Михайлович Скобцов. «Коленька, хорошо, что вы напомнили о нём! – откликнулась она. –  Мне нужны одни ноты, которые он обещал мне дать, я позвоню ему, что вы придёте за ними, ладно?». Я, конечно, согласился и, не откладывая это дело в долгий ящик, поехал к нему домой.

Он жил тогда у Белорусского (Александровского) вокзала. Встретил меня приветливо, угостил кофием, изъявил желание послушать меня. У него гостил его друг, морской офицер, кажется, капитан 2-го ранга. Он сел за инструмент, стал играть «Элегию» Яковлева. Иван Михайлович сказал: «Что ж, у вас есть и тут (он приложил руку к голове), и тут (показал он на сердце). Дай вам Бог, а учить я не могу, учеников не беру». Я попросил ноты народной песни «Зашумела, разгулялася». «Э…это вы сейчас не споёте – сложно!»

Тогда я точно не спел бы, а после пел в концертах, да и сейчас могу петь эту чудесную песню. Потом я частенько бывал у него дома, провожал его на гастроли в Германию. Когда он переехал на Щербаковку, я был у него в однокомнатной квартире, попросил ноты и слова песни «Заветные следы». «Ну, что, без отдачи? – спросил Иван Михайлович. Так и получилось, больше мы не встречались. Он подарил мне также хороший этюд маслом «Дом егеря в с.Степанцево».

Давно уже нет на свете этих славных людей, но живы они в моём сердце. Ну, а как не вспомнить о русском лирике Николае Рубцове! Тем более, что у него юбилей, было бы ему… Эх ма, беспощадна жизнь, не жалеет она художников.

Мне кажется, что соприкосновение с поэзией Николая Рубцова начинается со строк, входящих в душу, осязаемых:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Стихи неброски, как и природа его родного края. Но они – завораживают, согревают и тревожат, потому что несут в себе искреннюю любовь к земле и людям, её населяющим – любовь к своей Родине.

«Что вас подвигнуло приехать на Вологодчину, посетить Рубцовские места? Вот вам лист бумаги, напишите, пожалуйста, а мы поместим текст в газете «Вологодский комсомолец», – предложил мне Олег Коротаев, «главный комсомолец» на Вологодчине. Это было в сентябре 1985 года. Писатели и поэты из Москвы, Вологды, Ленинграда и других городов плыли на теплоходе «А.Кубов» в город Тотьму, на открытие памятника Николаю Рубцову. Я получил официальное приглашение от Вологодской писательской организации. Сейчас на календаре опадают листы 2005 года, прошло с тех пор почти 20 лет, а я так и не удосужился ответить редактору – что меня толкнуло приехать на Вологодчину? Теперь могу сказать только одно: мысленно я всегда находился под впечатлением увиденного и услышанного, как будто просматривал старую киноплёнку, с кое-где стёртым изображением и неясным звучанием голосов, а то вдруг с чётким и ясным изображением и чистым звуком.

Я заметил, чем дальше отодвинуты во времени те или иные события, связанные с собственной жизнью, даже те, что прошли как бы мимо, совершенно незамеченными, вдруг всплывают они в памяти ярко и объёмно и осмысливаются, оцениваются уже по-другому. Но это, так сказать, лирическое отступление.

Никогда бы мне не пришло на ум поехать в Вологодские края. Тем более, что я ничего не знал о поэте Николае Рубцове.  Не читал его стихов. Помог счастливый случай. В 1977 году мои знакомые из реставрационной мастерской, находившейся на территории Рублёвского музея, пригласили на вечер, попеть песни и романсы. Совместно с гитаристом В.Стабуровым мы выступили в главном храме Андроникова монастыря. Тогда ещё там не проводились церковные службы.  Среди слушателей оказалась артистка С.Светличная и кинооператор А.Заболоцкий. Начинались съёмки фильма «Целуются зори», и меня «воткнули» в этот фильм, где я оказался вроде бы ни к селу, ни к городу – с песней на стихи Фета «Крошка». Но я благодарен по сей день всем, кто дал мне возможность  соприкоснуться с неведомым доселе киномиром, познакомиться с замечательными людьми, увидеть вологодскую землю. Съёмочную группу возглавил режиссёр Сергей Никоненко – спасибо ему за доброе ко мне отношение. Я всё же чувствовал себя не очень уютно, сознавал, что не в своей «обойме».

Работала группа на пароходе  «Тарас Шевченко». Сиял чистый листопад, сверкал надраенными медными поручнями наш пароход, капитан – небольшого роста, в аккуратной форме, в полном сознании своей значимости стоял на капитанском мостике. Сам пароход старый, колёсный, тихо хлюпал плицами, медленно проплывали низкие пологие берега, хвойные леса и редкие, затерявшиеся в них по берегам домики, со скамеечками, на которых иногда виднелись старушки в белых платочках.  В последующие годы бывал я здесь, проплывал мимо тех же мест, но уже не было в помине низких домиков, старушек в белых платочках, лодочек на берегу.

Конечно же, со мной была и  «верная подруга», гитара семиструнная. В маленькой уютной каюте на двоих очень хорошо пелось. Стали заглядывать соседи, слушать пение. Первым познакомился со мной поэт Виктор Коротаев, за ним и другие. Я с удовольствием пел песни и романсы своим новым знакомым и чувствовал себя востребованным. Как известно, часто человек умирает не от голода, а от невостребованности. От ненужности другим того дела, которым он занят и которым живёт. Согласен, что искусство не приносит дохода, на нём не заработаешь. Оно просто сегодня не нужно. Вот на телеэкране мелькает броско: «Всё сразу!», «Бери удачу за горло!» Ну, положим, взял, а жизнь-то стала безвкусной, как хлеб, который сейчас выпекают. Такая жизнь не насыщает душу. Она бездуховна…

По окончании съёмок, уже в Вологде, мне подарили сборник стихов Николая Рубцова «Подорожники», с трогательной надписью: «Николаю Тюрину за нашего печального друга. Коротаев, Грязев, Ванин, Заболоцкий. Лето 1977 г.»

Именно тогда и началось моё знакомство с поэтическим творчеством Николая Михайловича Рубцова. Я быстро пролистал книгу, особо не вчитываясь и не задерживаясь на каком-либо стихотворении, и на какое-то время отложил её. Недели через три автоматически в памяти стали всплывать отдельные строки: «Вот и кончилось лето, мой друг…», «Тихая моя родина…», «Люблю тебя в дни непогоды…», «Улетели листья с тополей…»… Помню, на концерте в Доме учёных, который вёл доцент Литературного института, мой хороший знакомый В.И.Безъязычный, он сказал мне: «Вот вы поёте «улетели листья». Это неверно: не улетели, а облетели. Так будет правильно». Наверное, прав Владимир Иосифович, но у Рубцова листья почему-то улетают, и это уже образ, это относится, наверное, не только к листьям.

Мне кажется, что со стихами происходит то же, что с переводными картинками, когда изображение постепенно как бы выплывает и становится всё ярче, а потом вдруг сверкает чистыми и яркими красками. Но надо было потрудиться во времени. Может быть, это не совсем удачное сравнение, но…

Мне посчастливилось побывать на Вологодской земле несколько раз. В 1977 году на съёмках фильма, и это был судьбоносный, как говорится, год, в 1979-м, в 1985-м и после, в 1998 году,  когда я получал Всероссийскую литературную премию им. Николая Рубцова «Звезда полей».

Стихи Рубцова трогают душу, волнуют сердце. Стихи – это откровение, это сам человек, одарённый высшим духовным светом:

«Я клянусь, душа моя чиста
До конца, до смертного креста»

Я почувствовал это и полюбил стихи Николая Рубцова за его трепетную любовь к родной земле, к её природе – к нашей Родине.

К сожалению, мне не довелось лично знать поэта. Но его видение мира близко и дорого мне. Иначе ведь невозможно петь песни на его стихи. Читаешь их, а мелодия приходит сама. И я запел, на свою мелодию, его стихи: «В минуты музыки», «Филя», «Звезда полей», «Пугало, огородный бог», «Созерцаю ли звёзды под бездной», «Год пройдёт, другой», «Что мне тебе ответить на обман». Позже я познакомился с композитором Александром Лобзовым, который тоже очарован поэзией Николая Рубцова.

Однажды осенью на даче у скульптора Люции Карповны Краузе залюбовался я увядающими клумбами. Луч заходящего солнца пламенем упал на цветущий георгин,  единственный среди увядших и поблекших цветов. Хорош он был необыкновенно. Я быстро набросал маслом этюд. Приехал домой и куда-то его запихнул. И вот захотелось почитать стихи Рубцова, я достал сборник и стал читать: «В саду, где пела радиола…». И вдруг – стоп! Я, волнуясь, перечитал строки:

Вот-вот подует зимним, снежным.
Всё умирает… Лишь один
Пылает пламенем мятежным –
Наследник розы – георгин!

Я снял со стены гитару – так родилась песня «Георгин».


Начало:
1) http://www.stihi.ru/2013/02/03/1093

2) http://www.stihi.ru/2013/02/03/4316

3) http://www.stihi.ru/2013/02/04/6991

4) http://www.stihi.ru/2013/02/05/3284

5) http://www.stihi.ru/2013/02/06/2834

6) http://www.stihi.ru/2013/02/08/7328

7) http://stihi.ru/2013/02/09/2733



Фильм, посвящённый 90-летию певца: "Николай Александрович Тюрин - гений русской песни" - https://www.youtube.com/watch?v=lhVNVvD-Lok


ПРИШЛА СКОРБНАЯ ВЕСТЬ:
28.07.2020 в 14-45 в 1-Й ГРАДСКОЙ БОЛЬНИЦЕ СКОНЧАЛСЯ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЮРИН.
ЦАРСТВИЕ ЕМУ НЕБЕСНОЕ!


Рецензии
Точно так, как в предыдущей рецензии - узнал из книги Кожинова. Пытался найти записи исполнения - не мог тогда. Теперь в инете они существуют, но "что-то не то" получается, "не цепляет". При том, что я уже лет 25 "эстраду" любую, за редкими исключениями (Олег Погудин) практически не воспринимаю. Может быть, записи неудачные или живое исполнение нужно? Недаром Н.А. рассказывал, как он слушал Плевицкую, записи которой на меня тоже никакого впечатления не произвели.

я Слышу   03.10.2017 13:51     Заявить о нарушении
+
А меня Погудин не "берёт за душу" - кристально-холоден! Хотя поначалу его пение вызывало восторг. С Тюриным было всё по-другому. Во-первых, да, проникся "живым пением". Потом был период охлаждения "душевного интереса"(что-то коробило!), который через несколько лет вспыхнул вновь. Я записал (любительская запись!)его "раскованное" пение: в студиях, как он мне признавался,пел он неважно - не отдавался пению целиком, пел, как говорится, "с оглядкой".

Георгий Куликов   03.10.2017 21:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.