Балетмейстер стиха

ЗВЁЗДНАЯ ПАРА

Вначале замечу, что очерк мой написан не для широкого круга читателей, а лишь для тех, кто наряду с изобразительным искусством изучает религию и философию, либо сам занимается бытописанием человека. Сведения для очерка взяты из полного собрания сочинений Сергея Есенина 1979 г. Причиной написания очерка стал пробудившийся интерес к теории языка в литературной среде Красноярска.
Из нескольких автобиографий размещённых в томе 4 п.с.с. Сергея Есенина можно узнать интересные подробности биографии автора. Бабушка Сергея водила его с собой в монастырь пешком за сорок вёрст, когда будущему поэту было четыре года. Далее в том же духе обучение верховой езде и плаванию.  Молодой Есенин был природным атлетом, он кроме артистичной художественной натуры имел и тело гимнаста. Это подтверждает ещё одно сообщение Есенина  в рассказе о его поездке в Америку. Сразу после прибытия Есенина с Дункан  в США, встречавшие звёздную пару, репортёры написали: Поэт Есенин имеет такое сложение, что мог бы стать чемпионом Америки по лёгкой атлетике. 
Вторая жена Сергея Есенина Айседора Дункан была безусловно яркой личностью. Из её дневников пытливый исследователь почерпнёт много интересного, но я обращаю внимание читателя на следующее.
Есенин не был литератором в узком смысле этого слова. По своему амплуа он был скорее сценическим художником литературы.  Художником не статичной картины, а движения, - балетмейстером, если хотите. В 23 году он назвал себя хозяином русской поэзии, я бы назвал его балетмейстером литературы. 
   В свете вышесказанного существует, написанный поэтом сценарий движения слова и образа, который называется Ключи Марии. В нём Есенин утверждает приоритет слова и образа над буквой. Объяснение своей позиции поэт начинает с орнамента. Он говорит, что первый русский переписчик, рисуя книги по византийскому образцу, особое внимание уделяет: орнаменту, украшению букв, зарисовке иллюстраций. Таким образом, книга оживлялась и наполнялась новым смыслом. Причиной такого творческого процесса Есенин считает языческую философию русских славян, выраженную в символах, обрядах, предметах и орнаментах.
Поэт говорит о мироощущении славянина и человека изначального. Наш прародитель, потеряв прямую – визуальную и словесную связь с богом, всё таки продолжает ощущать действие духа и действие это обозначает языческими символами. Как то: конёк на крыше – символ избы-повозки от земного к небесному, петух на ставнях символ временной привязки жизни к солнцу, орнамент – образное отражение ветвей, трав, цветов, как постоянное напоминание о изначальном древе жизни.  Вот что Есенин говорит о письменности.
- Западные славяне передали нам знаки для выражения звука, но заслуга их в этом небольшая. Через определённое время русские бы сами создали то, что они заимствовали у западных славян. Ибо они уже нашли главные ключи к человеческому разуму – знаки выражения действия духа, в том числе те самые знаки из которых простолюдин составил свою избяную литургию. Изба – это символ понятий и отношений к миру. Красный угол уподоблен заре, потолок небесному своду. Матица млечному пути.
Был старинный обряд – если хоронят деревенского колдуна, то рубят матицу в его доме, направляя душу от пристанища условного и временного к вечному.
Далее поэт утверждает что наши предки попробовав тысячи вариантов, нашли наиболее точные символы для выражения воздушного земными предметами. Например в отношении непогоды в северных губерниях говорили:

Волцы задрали солнечко.

Такая манипуляция образами необходима не только разуму человека, но и его душе. И разум и душа даже самих себя должны представить через образ, иначе они не осознают своё положение.
У Есенина язык символов на первом месте, вера в этот язык велика. Новаторство поэта в том что он определил символы не только предмета но и действия.
Теперь о письменности. Буквы являются механическими символами звуков. Разные эмоции могут быть выражены одинаковыми буквами, но не могут – одинаковыми звуками. Мало пользы рассуждать о внешнем виде буквы, в современном языке форма буквы не принципиальна, и язык в целом принял механические черты. На земном языке письменности – говорит Есенин – похожи и индус и якут, на воздушном языке эмоции и звука они весьма различны. Индус и якут мало различимы на английском, скажем, языке на бумаге. В свободном же общении они к нему просто не прибегнут.   
Углублённое изучение формы букв и иероглифов - это дело профессионалов, и их скрупулёзная частность не поможет увидеть общего. А именно того, что алфавитом в языке, прямой перспективой в графике, точным клавиром в музыке человек запёр себя в материальную крепость. Удобную для обороны на земле, бесполезную в небе.
Построение этой крепости, подобно строительству вавилонской башни. Быка эгоизма с помощью этой башни не упасти, дело в целом провальное. Кроме того – говорит Есенин такой материальный проект привёл к тому, что всё небо изрисовано земными символами, и места, видимого с земли, чистого места, на небе не осталось.
Особенно верно это утверждение в отношении творческой свободы по пути движения к высокому искусству.  Поэт считает естественное творческое начало важнейшим ключом для эволюции человека. В качестве примера он говорит о пастухе, который срезал тростинку  и изготовил из неё дудочку, и далее свободно. как соловей творит слова и мелодию. Пение соловья через примеры из древних сказаний Есенин проецирует и на разум человека, мысль подобно соловью скачет по веткам дерева жизни, образуя мелодию слова. Я бы уточнил: не мысль, а душа играет на теле человека, которое не что иное как часть вселенского дерева жизни.     Есенин называет миф наслоением образов, подобно тому как изба это наслоение брёвен. Поэт считает что непосредственным создателем этих мифов является древний пастух. Пастух, имея время для размышления, становится учителем и философом. Многие сказания библии именно с пастуха и начинаются, ну хотя бы сказания о Давиде.
Я не думаю, что религия или подобные ей мифы – плод воображения человека, но согласен с утверждением,  что изначально пастух был лучшим проводником духовных посланий бога. И сам Есенин говорит, что не родится в яслех  младенец, с лучами в глазах и ореолом над головой, от земных причин, а лишь от неба снисходит к нам. Другое дело что символы природных и духовных сил – языческие боги были подобраны изначально людьми. Многие видели эти олицетворённые символы и общались с ними. Теперь в основном общаются с инопланетянами. Разница между тогда и сейчас огромная. В древности человек через домовую литургию постоянно сообщался с силами небесными. В современном мире человеку достаточно обратиться к электрику в широком смысле и этим обусловить свою жизнь. Разницы между гномом, лешим и инопланетянином по воздействию на человека нет. Но живя в избе человек молится хотя бы солнцу(небесному) а в квартире лишь своим изделиям. Наблюдая такую форму бездуховности в Америке, Есенин говорит что променял бы небоскрёб на избу.   
В тоже время поэт по человечески заблуждается, считая что новое молодое пробьёт дорогу к здоровым ориентирам не утратив обряда и храма избы. В быту они по большей части уже утрачены, и это только цветочки, будущее беспамятно- печально.
Есенин пишет в своей биографии что много где учился. ничего серьёзного не окончил, но прилично знает старославянский. Это знаменательно. Язык наших праотцев компенсирует недостатки языка, лишь на алфавите и предмете основанного. Технически  это достигается многообразием форм изменения слов особенно в плане звучания их в речи. Поэтому старославянский сопоставим с санскритом. Обсуждение и изучение языков дело уже продуктивное хотя бы по примеру с Есениным. Литераторы часто практикуют на двух, трёх языках одновременно.
Возможность общения с Богом и ангелами оставляют нам старославянский и греческие языки. Проявлении сил божественных связано именно с этой практикой.
Такие явления, наряду с явлением инопланетян сохраняться и в дальнейшем. Сам Бог может разговаривать с человеком на любом языке. Тяга к образу, символу, правде свойственные поэту это его звёздный шанс.
Язык танца Айседоры Дункан говорил с нами также откровенно, как язык поэта Сергея Есенина. Отсюда и путь развития современного человека. Искусство, языки, поэзия, творческое начало; остальное подскажет дудочка души. Ориентиром пусть будут нам Сергей Есенин и Айседора Дункан.
 


Рецензии