Большой театр - большие деньги 2
Статья, в частности, основана на беседе, которую авторы провели в одном из московских кафе с человеком, который назвал себя Андреем. В течение четырёх часов он, волнуясь и без передышки, говорил о Большом театре, который, по его словам, на глазах превратился из национальной гордости фактически в «бандитское гнездо». Сам Андрей заверил своих собеседников, что все последние десятилетия внимательнейшим образом следил за всем происходящим в Большом театре и знает всю его подноготную.
Я знаю, сказал он, кто извлёк выгоду из длившейся шесть лет реставрации Большого, обошедшейся казне в 800 млн евро (1,1 млрд долларов), кто украл из театра бесценные вазы сталинской эпохи и благополучно переправил их к себе на дачу. Мне известно, кому выгодна продажа билетов в театр по сильно завышенным ценам на «чёрном рынке», а также кто из артистов Большого балета играет роль «мальчика для развлечений» (Lustknabe) у одного из олигархов. Все эти и многие другие факты и имена он сообщил полиции, однако, судя по всему, никаких выводов из этого пока не было сделано.
Говоря о Большом театре, Андрей затронул скандалы, сексуальные интриги, вопиющие случаи коррупции и выгодных сделок. В принципе, всё это стандартные интриги, которые существуют в той или иной форме практически во всех театрах, являющихся, среди прочего, прибежищем для нарциссов и эго-маньяков всех мастей. Однако в Большом всё это доведено до немыслимых масштабов. В этом смысле он является «мини-космосом», в котором, как в зеркале, отражаются нравы и проблемы всей страны.
Далее журнал подробно пишет о «кислотной атаке» на Сергея Филина, который, возможно, будет обезображен теперь на всю оставшуюся жизнь. Дело в том, что серная кислота вытягивает всю влагу из кожи, делая её сморщенной и оставляя на ней рубцы. Она также приводит к необратимому помутнению роговицы.
Между тем балет – это прежде всего красота, и все танцоры и балерины всегда тщательно следят за своим внешним видом и ухаживают за телом, понимая, что оно – главный источник их материального благополучия. Судя по всему, нападавший – а он, как явствует из просмотров записи с камеры наружного наблюдения, был компактного телосложения – не ставил перед собой цель убить Филина, который прекрасно выглядел в свои 42 года; он хотел уничтожить и свести на нет его внешнюю привлекательность. Фактически, по словам замминистра культуры России Андрея Бусыгина, это было нападение на весь Большой театр и русскую культуру в целом.
Не секрет, что Большой театр является национальной гордостью России. Построенный в конце XVIII века, он пережил множество пожаров и перестроек. Во время правления Романовых царскую ложу театра украшал золочёный двуглавый орёл. Большевики, придя к власти в 1917 году, сделали театр местом своих съездов и партийных конференций, заменив двуглавого орла на серп и молот. Рассказывают, что Иосиф Сталин мог прямо из Кремля попасть в бывшую царскую ложу через секретный подземный туннель. Несмотря на свою жестокость, он, как вспоминала впоследствии его дочь Светлана Алиллуева, мог быть сентиментальным и любил оперу и балет.
Ныне балетная труппа Большого театра является самой большой в мире и насчитывает 240 танцоров. Все они прекрасно понимают, что их балетный век не слишком долог и составляет в среднем 20 лет. Именно поэтому они пытаются как можно чаще выходить на сцену, чтобы продемонстрировать людям своё искусство. При этом только главный балетмейстер единолично решает, кто будет выступать в том или ином спектакле (в этом смысле его можно сравнить с главным тренером футбольной команды). Фактически это скрытая «война за роли», которая ведётся не на жизнь, а на смерть. С марта 2011 года главным балетмейстером Большого стал Сергей Филин, получивший репутацию весьма амбициозного наставника, который мог сказать «нет» даже самым известным артистам балета. Не ограничиваясь «Лебединым озером» и «Щелкунчиком», он ввёл в репертуар новые, более современные балетные постановки, за что снискал нелюбовь и даже ненависть со стороны так называемых «традиционалистов» - другими словами, консерваторов.
Главным соперником Сергея Филина был и остаётся Николай Цискаридзе, который в прошлом обвинял главного балетмейстера в коррупции. Оба соперника не разговаривают друг с другом, и Цискаридзе даже не позвонил жене Филина, чтобы выразить ей своё сочувствие по поводу нападения на её мужа, мотивируя это тем, что «не хотел её беспокоить». У Цискаридзе существует мощная группа поддержки, которая в ноябре прошлого года направила письмо президенту Путину с требованием назначить их кумира главным балетмейстером Большого театра и одновременно уволить директора театра Анатолия Иксанова (впоследствии часть подписантов, в том числе Марк Захаров и Елена Образцова, отозвали свои подписи и извинились за то, что дали втянуть себя в эту сомнительную авантюру, одним из инициаторов которой был Геннадий Хазанов).
Не удивительно поэтому, что в самом театре и за его пределами распространились слухи, что, возможно, Николай Цискаридзе мог стоять за нападением на Филина, являясь по сути главным бенефициантом в этом деле. Сам Цискаридзе гневно отвергает все подобные домыслы, уверяя, что у него есть «железное алиби». Однако, несмотря на это, он категорически отказался пройти тест на полиграфе, то есть на «детекторе лжи», очевидно, считая эту процедуру ниже своего достоинства.
В настоящее время в Москве имеют хождение три основные версии случившегося:
1) внутренняя война за власть в театре, связанная с распределением главных ролей;
2) сексуальные и любовные интриги (акт ревности);
3) тёмный бизнес, связанный с продажей билетов на «чёрном рынке».
Что касается третьего пункта, то это может быть делом рук мафии, которую, несмотря на предпринимаемые усилия, никто не в состоянии остановить. Трудно сказать, был ли С. Филин замешан в этих махинациях, или же он пытался прикрыть эту лавочку.
Вероятно, всё это не более чем спекуляции, пишут а заключение авторы статьи в «Шпигеле». Но, говоря о нынешней напряжённой ситуации в Большом театре, нельзя исключить ни одной из этих версий. Атмосфера в театре и вокруг него напоминает ныне растревоженный муравейник, в котором пышным цветом расцветают интриги, уязвлённое самолюбие, инсинуации и ложные слухи. Самое печальное, однако, заключается в том, что практически никто не верит в то, что дело о нападении на Сергея Филина будет когда-либо раскрыто.
Свидетельство о публикации №113020310950
Валерий Шувалов 04.02.2013 14:07 Заявить о нарушении