Паразитарная цивилизация. Часть III
2/02/2013
Я- человек (Homo sum)
Огонек соревновательности – в его вспышках и последовательном горении – увидят уже архаические тысячелетия. «Огонь Прометея» – это луч надежды, пробужденного земного разума. Дальше человечество (в период так называемого «железного века» и в следующие за ним этапы развития разумных существ) идет все быстрее и быстрее. Огонек соревновательности превратился во всесжигающее пламя конкуренции. Пожар, учиненный капитализмом, будет ненасытным, пожирая сотни миллионов своих жертв.
Дарящий жизнь огонь первых костров на планете, этот триумф прямоходящих существ, перейдет в свою противоположность, но – не по законам диалектики, а вопреки всем высшим правильностям природы, которая, создав нас, должна была бы и пуще всего беречь. Что же случилось с природой и ее дитятей? Почему в историю человеческого рода ворвался паразитарный капитализм или цивилизация промышленно-политических эксплуататоров? Почему не по-доброму организованное производство вещей, уже приведшее к оскудению недр планеты и психического потенциала человека, даже агонизируя, убивает все больше носителей разума в адском пожарище войн и конфликтов, банкротств и спровоцированных катастроф?
Примитивность конкуренции не требует доказательств, ибо все, кто включился в гонку за получением прибыли и сверхприбыли, переживают кризис ценностной памяти, т. е. особо важного типа исторической памяти людей. Боги и подвижники прошлого, пионеры и герои новейшего времени никогда не были стяжателями, не бредили сверхбогатством, не мечтали запустить сверхпродуктивный вечный конвейер с целью не одарить всех сверхнужным скарбом, а нажиться с помощью удачной его распродажи.
Очищающее нас соревнование движет ребенком и юношей, помогает и после, когда уже профессиональный опыт и большие знания являются гарантами ожидаемого успеха – в разных начинаниях. Искусство, наука, спорт, политика, бизнес будят в человеке потребность быть первым, т. е. быть «самым-самым» знающим, красивым, продуктивным, сообразительным и т. д. Может быть и феномен гениальности содержит в себе указание на поворот в биогенезе? – Да, да, єволюция не могла создать гениев, приспособившись к решению другой задачи космического масштаба. И все, что несло в себе мало-мальский намек на какое-либо первенство или что-то похожее на зачаточную потребность протожизни в совершенстве – должно было не пропасть. Т. е. сама эволюция уходит из зоны сверхсложности, чтобы подняться выше. Эволюция избегает конкуренции родов и видов видов жизни (классов, подклассов, групп и т. д.) в границах биологической формы движения материи. Живое на планете фактически не знает конкуренции, но включенность миллиардов живых существ в сложнейшие процессы биогеоценоза сама уже является детерминантом.
Жизненный опыт человечества фиксирует колоссальное количество примеров сосуществования биомасс и отдельных особей, по отношению к которым издавна применяется мерка целого. Мир – как целое осознается и описывается с помощью многих философско-научных категорий и выступает как сверхмножество качеств, каждое из которых несет на себе отпечаток Единого.
Такой мир-целое консолидирует в себе все, что в нем заключено. При этом ошеломляющее многообразие бытия исключает какую-либо конкуренцию между элементами целого. В то же время взаимообусловленность таких элементов сама ничем не ограничена, т. е. не ограничена какими-либо аналогами нравственных, политических, экономических «нельзя», применяемых в человеческом обществе, в том числе и на капиталистическом этапе развития, когда действительно появляются конкурирующие субъекты, а борьба между ними может приобретать антагонистический характер. В данном случае не может быть и речи о прихотях и злостном характере прогресса, который сталкивает якобы субъектов хозяйственной, торговой, научной и других видов жизнедеятельности.
Идею прогресса нельзя инфантилизировать и биологизировать. А машиноподобность человеческих отношений, каковыми они являются в условиях «дикого капитализма» и его более поздних разновидностей, нет оснований отождествлять с универсалиями бытия. Имеется в виду, что решение природой проблемы множеств может объясняться с применением модели «хищник – жертва», «сильный – слабый», «лучший – худший» и т. д.
В общую теорию развития (природа плюс общество) вводится семантически эквивалентная реальность иного типа, т. е. постприродная жизнь или социальная форма движения материи.
Определение через тождественность борьбы за место под солнцем (уровень природы) – конкуренцией или соревнованием – логически, семантически неправомерно. Эмиприческая сложность вещей в природе является выражением порядка, которому противостоит хаос (неисчислимое множество предвещей, предсвязей, предсостояний, а также предвещества, прединформации, предэнергии и т. д). Мыслимое в качестве Единого, любое множество природных объектов, субъектов, субъектно-объектных отношений само является совершенством, как Единичное и Общее. Такому Единому не предшествовало никакое целеполагание и его существование утверждает себя через свое совершенство. Хищник и жертва являют собой совершенство единого, их множественности – тоже. Влажное и сухое никогда не конкурируют и не соревнуются, дождь не побеждает засуху, а просто идет (метеорологи в этом случае говорят о «выпадении осадков»), утро не является отрицанием ночи, а вынужденность акулы быть акулой и поедать всякую живность морей и океанов – вовсе не кара для этих существ. В философско-математически ориентированном естествознании, антропологии, биологии, зоологии прижились метафоры, красивые поэтические образы, с уточнением которых долгое время не был связан процесс развития точных знаний. Мифорелигиозный гиперболизм произвольно и длительное время складывался в псевдосемантическую атрибутику культуры, так что лишенные смысла мифо-религиозные конструкции типа «творец мира», «райская жизнь», «первочеловек» и «праотец рода человеческого», созданный богом из праха земли (Адам) и т. д. вошли в лексикон многих народов и до сих пор имеют влияние на их мировоззрение.
В недифференцированной постановке вопроса о происхождении мира, природы, общества, человека разрушается единый исторический опыт людей. Допускается, что мир создается кем-то. Иначе говоря, мир или природа не самодостаточны. «Жизнь» во всех ее проявлениях не осознается как совершенство, тождественное самому себе и различным феноменам жизни. Соответственно понятиям из этого ряда придаются внежизненные и внерациональные качества типа «райской жизни», «адской жизни» и т. д. Синкретичная семантика разбавляется беспочвенными фантазиями нестрогих толкователей основ сущего, т. е. ими не учитывается, что жизнь сама есть «рай» как мегасовершенство на уровне аксиоматики тысячелетий и никакого другого рая не может мыслиться и существовать. В этом же ряду находится и критическая переоценка химерной нелепицы или бессмыслицы – «прах земли». Универсум, солнечная система, планета, пядь азиатской или европейской земли не может быть прахом. Ибо вещественно-энергетическое «бессмертие» элементарных частиц открыто, осознано и входит в культурный фундаментализм любого нормально мыслящего человека.
Заметим и следующее. Неимоверным усилием понимающего Я была открыта идея всепорождающего «ничто». Например, установившийся в Китае (I-е тысячелетие до н. э) рациональный «климат жизни» способствовал разработке философского лексикона. Так, представления древних китайцев могут быть выражены мыслителем более позднего времени через отношение «абстрактного» и «конкретного», а пустота «Сюй» как всепорождающее начало – быть включенной в семантический узел понятий, консолидируя весь фундаментализм китайского миропонимания. Косморитмы «инь» и «ян», трансформации физических, идеальных (духовных) первоэлементов, вцелом, парадигма У-син, приобретают значение ингредиентов активного философского сознания, а в круг задач последнего входят толкования возрастающего количества накопленных сведений. При этом пустота Сюй не сакрализуется. Функции косморитмов могут иметь числовое, знаково-предметное, деятельностное выражение.
Теология и близкая к ней философская мысль Средневековья избирают путь сакрализации «ничто» или «пустоты». Тогда же создателей разных философских доктрин (креационизм, провиденциализм, реализм и т. д.) было свойственно приписывать отвлеченным понятиям самостоятельное бытие, рассматривать общие свойства и качества человеческого мышления как самостоятельные предметы (в том числе интуицию, память, рассудок и т. д.).
На следующем этапе развития микрообъясняющей философии будет сделан важный шаг. В работах английского мыслителя Т. Гоббса в представленных системах взглядов на новую политико-экономическую реальность. Объясняя положение дел в современной ему Англии, которая к тому времени вступила на путь колониальных захватов, Т. Гоббс строит оригинальную триаду. Главные понятия в ней – «человек», «тело», «гражданин». Философ трактует тело как совокупность вещей и явлений, но прежде того, как то, что возникает и гибнет; это – нечто, имеющее свойства. Выделяя особое значение причин и следствий для познающего реальность субъекта, английский философ трактует природу, как «войну всех против всех».
26. 06. 05.
Перестройка мозга понадобилась в глубоком прошлом не раз, не два и не три. Только на очень высоком этапе развития мозг способен вырабатывать концептуальный продукт, а концептуально мыслящее существо способно наращивать потенциалы понимания, совершать операции, интеграции и дифференциации множества объектов, подниматься до уровня представлений о сверхмножествах, различать вещество и пустоту, не разделяя их по принципу альтернативы. «Коцептуальный человек» вырабатывает и применяет все более сложные поведенческие и деятельностные стратегии, становится апологетом диалектики сверхсложного самодостаточного мира, утверждает в своем бытии главенство опыта и расширяет сферу коммуникативного оптимизма, поскольку может во все большей степени радоваться возрастающим силам сотрудничества. Востребованный к жизни альтруизм, необратимое движение его субъектов к идеальному (лучшему – правильному – полезному) позволяет говорить об онтологическом статусе всех названных элементов концепции человека, живущего среди людей. Сосуществующие в определенном пространстве, как субъекты жизни, люди уже в далеком прошлом практикуют индивидуальное отношение – как избирательность и формы активной лояльности, как связующую людей систему чувственных и рациональных (сфера труда, вербальной коммуникации и т. д.) контактов. Симпатии, верность, нейтральное, но не враждебное отношение часто преобладают над антипатией, неверностью, безучастностью, холодным равнодушием.
Это означает, что сотни тысяч лет назад был открыт путь к формированию социально-природных механизмов коллективного бытия, что их совершенствование было главным условием всех будущих побед человека над агрессивностью, порождающей конфликты и войны. Смерть была отброшена людьми как экзистенциальная мегакатастрофа. И в страшном вихре войны не мог исчезнуть феномен разумной жизни. Разумная цепь природных связей не была тотчас отброшена и, постепенно трансформируясь, приобрела новые качества. «Концептуальный человек» становится «конвенциальным человеком».
***
26. 06. 05.
История человеческого рода – это не протокол добрых намерений индивидов, групп, сообществ (племен), народов, государств, цивилизаций. В истории разума на многих страницах ведется рассказ о страшных потерях. Но дружба, любовь, сотрудничество, честное соревнование все-таки берут верх над своими антагонистами. Поэтому мы сейчас и существуем, и нашему «неисчезновению» не может помешать гнет нынешних паразитарных цивилизаций.
***
Человек, не знающий истории мира, а значит, и не способный применить огромный информационный ресурс профессионально мыслящих толкователей древности, событий нового и новейшего времени – являют собой примеры интеллектуальной слепоты. Дефицит более сложных убеждений, чем свойственные обывателям разных стран, заявляет о себе немедленно. Грубая прямолинейность, хроническое безволие перед стихией упрямых фактов, не терпящих никаких авторитетов от искусства, науки, религии и т. д., должны постоянно учитываться нами, коль скоро потоки знакомств, случай, подарили нам пустословную реальность, т. е. критика некоего порядка вещей или псевдоаналитика, не понимающего, что собой являет не управляемое знанием слово. Ситуация, сложившаяся с философским сознанием ХХI столетия – это вовсе не музейный экспонат, предупредительно обеспеченный сопровождающим его текстом. Люди разных цивилизаций были введены в заблуждение относительно собственной готовности правильно видеть и объяснять феномен изменения и, прежде всего, разновидности катастрофы, которая явно и скрыто господствовала над миром в продолжение целого столетия.
Две мировые войны и тысячи локальных войн, пережитых планетой в ХХ столетии – это визитная карточка дрогнувшего разума, двоечника и прогульщика, недотепы и пьяницы, легкомысленного кавалера, которого не могла терпеть трагически красивая истина. Не – странствующий философ, кафедральный умелец средней руки, поднаторевший цитировать гениев во всей их незаконченной уместности, получил страшный удар обывательской дубины. Он упал? – Еще нет. Но обыватель не унимается – и этот парадоксальный диалог двух разнотипных созданий сам является выражением всепоглощающей увлеченности. Философа осыпают градом ударов все более наглеющие профан и стяжатель. Высоко поднял голову серый конформист, фактически заказной, проституирующий все сложности бытия, комментатор. Его псевдоним – это тысячи фамилий хорошо оплачиваемых обозревателей, политологов, социологов и т. д. Его собственные способности нарекли этого словесного «протея», применив матрицу «призрака». В таком уничтожительном облике и может быть представлен господин Чего изволите, гибрид коня судьбы и безвольного извозчика, наполненного черным солнцем равнодушия. Историю мира больше не пишут так, и философии себя не отдают полностью так, как это делали Геродот и Платон, Плутарх и Сенека, Кант и Карамзин и т. д. Но мир проблем неостановимо усложняется. Одна же из них – проблема паразитарной цивилизации, – вообще старательно упрощается. Более того, речь может идти также о множестве попыток замалчивания успехов миросозидающей силы – гармонии. Аксиома большой науки: она (гармония) – миросозидающая сила. Она есть и доминирует все миллиарды лет космогенеза, трансформации этой странной энергии-себе-сущего. Примитизировались скептицизм и стоицизм. Опошляется материализм и атеизм, достигло апогея безумное отрицание красоты и справедливости. В страшном потоке негативных трансформаций паразитарные социумы (в прошлом – это были антагонистические эксплуататороцентристские сообщества, в новейшее время – страны т. н. «золотого миллиарда»). Европейский тип паразитарной цивилизации представлен классически завершенным капитализмом. Превращение человека в товар продолжает сохранять все признаки хорошо отрегулированного процесса. Метрику последнего составляет дегуманизация культуры, экономики, науки.
Волна саморазрушений, спровоцированных действиями регрессивных сил Новейшего времени (речь идет о самых богатых людях планеты) исказила и, фактически, деморализовала светлоголовых профессионалов из цеха мирового искусства. Паралич распространился и на сеятелей знания из сферы образования, на корпоративные интересы людей медицины. Вопрос теперь стоит о сохранении генетического фонда человечества.
Уточним – что же представляет собой феномен паразитарной цивилизации и почему так неуступчивы гибель в таких ипостасях как примитивизм, мракобесие и праздная пустота нулевой одинаковости. Успокоим себя веселой оценкой из детства, когда мы уже были уверены, что грандиозному миру никто и ничто не способно угрожать. ОН – самый большой, самый сильный, самый заботливый. В этом мире остались наши мать и отец, честные друзья и умные соседи, школа и завод, армия и университет, труд и праздники, любовь.
***
29. 06. 05
Любимая, меня вы не любили,
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
Не знали Вы, что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте,
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несет нас рок событий
(С. Есенин)
Финал
Украинское общество вступило в зону субстанциональных запретов? Похоже, что да. Социальная макросистема, очевидно, выступает против того порядка вещей, который господствует в космосе. А в планетарном, континентальном, цивилизованно-общественном, этногосударственном масштабах, в том числе, уровень большого народа также может быть включен в этот ряд. Система жизни несет в себе (содержит) жизнепроизводящее, выражающее планетарную или мировую тенденцию целесообразности изменений. Нарушения этой тенденции ведут заболевший социум к гибели; их соблюдение – ведет к расцвету социума. В Украинских трансформациях біли заложені идеи разрушения большой украинской промішленности и многовекторно функционирующей Большой науки, крупнотоварного сельскохозяйственного производства. Их разрушение состоялось, что и позволяет сказать: украинское общество вошло в зону субстанциональных запретов.
Саморазрушение украинского космопромышленного и сельскохозяйственного гиганта имеет все признаки интеллектуальной, идеологической катастрофы. Очевидно, Украина в ее прежних кондициях (70-е – 80-е гг. ХХ ст.) никак не подходила по меркам мегаобъектов (планетарная система, отдельная планета, отдельная цивилизация и т. д.) к феноменам «слабая система жизни», «неупорядоченное множество социальных отношений», «исчерпавшая себя – экономически, политически и культурно-историческая реальность».
Но катастрофа случилась. Ее конструкторы здравствуют и процветают.Сегодня они упорно стремятся в Европейский Союз, который сам неизличимо болен. На начало 2013 года 120.000.000 европейцев социологи относят к беднякам ( каааждый четвёртый), а 26.000.000. являются безработными. Любая минимизация планетарно-значимых достижений космической Украины есть не что иное, как рецидив узколобой мизантропии или агрессивная банальность антагонистов прогресса. Можно ли предположить, что выход из катастрофы существует уже теперь? Да. Его, по мнению специалистов, следует искать в плоскости мобилизации, интеграции и применения всех жизненных ресурсов великой славянской страны. И – фундаментальными принципами возрождения космической Украины является справедливость, добро, истина, счастье.
Свидетельство о публикации №113020206913