перевод Демоны Обожения
Трансформационная роль Противника в Откровении Авраама.
Апокалипсис Авраама, еврейский псевдоапокриф, написанный в
первых веках н.э., поражает воображение своих читателей множеством священнических образов. С первых строк, этот загадочный текст изображает молодого Авраама и его родственников, религиозных служителей, выполняющих
священнические обязанности в святилище, заполненном идолопоклонническими статуями. Читатели, впоследствии признают, что весь текст псевдоапокрифа пронизан своеобразными культовыми темами.
Действительно, этот текст наделяет почти всех героев повествования особыми культовыми ролями. По мере того, как развивается повествование, и божество забирает молодого героя веры от оскверненного молитвенного дома и отправляет его в небесное Путешествие к истинному святилищу на небесах, новые персонажи, наделенные священническими функциями начинают входить в эту историю.
Наиболее впечатляющие культовые обязанности даны небесному руководителю Авраама, ангелу Яхоелю, которого текст обозначает как небесного Первосвященника и главного небесного хормейстера живых существ.
Обе его своеобразные литургические обязанности по отношению к тронной комнате ангельских существ и его смелый доступ в божественное присутствием выявляет положение Яхоеля - особого священника, служащего в небесном святилище.
Как уже отмечалось ранее, некоторые действия Яхоеля являются напоминанием культовых действий первосвященника, который был необычно уникальным священническим слугой, и был в состоянии войти в божественное присутствие в Святая святых, в Йом Кипур. В свете наблюдяющегося поразительного арсенала священнических образов Апокалипсиса Авраама, его авторы не забыли этого центрального священнического таинства еврейской традиции - основного культового события, сопровождающегося возможностью знаменательных откровений.
По мере того, как сюжет развивается, и Яхоель ведет своего земного ученика Авраама, в небесное Святая Святых, расположенное в верхнем небе, группа образов, относящихся к этому особому искупительному обряду становятся все более и более четкими. Ученые отметили, что те указания, которые Яхоель передает Аврааму, ссылаются на особые символические действия и ритуалы, состоявшиеся в День Искупления. Более того, даже предполагается, что в главах 13 и 14 Яхоель выполняет действия, сопровождающие искупительную церемонию в Йом Кипур, то есть загадочный ритуал с козлом отпущения, когда нечистота и скверна переносится на козла по имени Азазель, а затем, через него, эта скверну отправляют в пустыню.
Однако, несмотря на поразительное сходство с традицией Йом Кипур в библейских и раввинских писаниях, авторы славянского апокалипсиса стремятся переделать древний обряд в соответствии с новой апокалиптической перспективой, которая видит в земной версии искупительного ритуала отражение небесной и эсхатологической реальности. С этой точки зрения, можно признать новое космическое измерение в искупительном таинстве, которое предусмотрено в славянском тексте как эсхатологический Йом-Кипур. То, что мы находим этот акцент в небесных и эсхатологических аспектах священнического символизма в переходном тексте, таком как Апокалипсис Авраама - это не случайно.
Он был написан в уникальный период истории еврейского народа, когда апокалиптические авторы сталкиваются с широким кругом проблем, обусловленных разрушением Иерусалимского Храма, который давал разнообразные богословские(теологические) возможности для сохранения и увековечения традиционной священнической практики. Когда она предусматривает небо, как истинное место поклонения, и изображает Авраама, как адепта небесной священнической практики входа в небесное Святое Святых, Апокалипсис Авраама проявляет одно из таких священнических вариантов.
Сокрытую символику, которая показывает, как апокалиптические, так и священнические реалии, сопровождают культовый вход пророка на небо. Таким образом, в Апокалипсисе Авраама, как и во многих других еврейских псевдоапокрифических повествованиях, вход героя в священное царство совпадает с его своеобразной трансформацией, как священника небесной литургии. Эта метаморфоза, намекает символами - через онтологические изменения одежд Авраама, чтобы отметить переход от земного состояния к небесному. Здесь, как и в постановлении Йом Кипура, метаморфоз гардероба священника является вершиной опыта трансформации.
Хотя предыдущие исследования изучили многие аспекты изображения Йом Кипура в Апокалипсисе Авраама, достаточного внимания пока не уделялось своеобразным метаморфозам которые (человеческим и ангельским) герои протогонист и антагонистов, возможно испытывают в ходе их участия в драме эсхатологического ритуала Йом Кипур. Настоящее исследование направлено на дальнейшее изучение традиции Йом Кипур в славянском апокалипсисе, уделяя особое внимание трансформационным аспектам этого загадочного искупительного ритуала.
Забытые одежды.
Апокалипсис Авраама можно разделить на две части. Первый, "haggadic" раздел (главы 1-8), изображает юного героя веры как паладин выступающего против идолопоклонства своего отца Фарры статуям. Второй, "апокалиптический" раздел (который занимает остальные главы произведения), описывает Авраама когда он готовится к своему небесному пути, продвигаясь в обитель божества, и обретает эсхатологическую тайну. Этот второй раздел представляет одну из самых важных действий, которые можно найти в еврейских апокалиптических писаниях.
В этой концептуальном повествовании, как положительные, так и отрицательные персонажей продвигаются в соответствующих областях своих эсхатологических противников, и зачастую выступают в роли и положении их своих коллег. В таких писаниях, пророк и его разжалованный противник(и) часто сталкиваются друг с другом на пути к своим новым местам обитания.
Апокалипсис Авраама 13, где Авраам встречает его эсхатологического антагониста в виде падшего ангела Азазеля, может представлять перекрестие в тексте этой динамики, возвышение и понижение в должности.
В ходе этой встречи, Яхоель, ангел-проводник Авраама сообщает обеим сторонам, что ангел, одетый в небесные одежды понижен в должности и они теперь должны быть переданы новому владельцу, герою веры. Таким образом в Апок. Aвр. 13:7-14 говорится:
Упрек на вас, Азазель! Так как часть Авраама на небесах, а ты на Земле, так как вы выбрали и желали жить в этом месте обитания вашей нечистоты. . . . Ибо вот, одежды, который на небесах раньше были ваши теперь отведены для него, и коррупция, которая была на нем перешла к вам. (Откр. Aвр. 13:7-14)
Основной трансформационный мотив оказывается в этом отрывке, а именно обещание новой одежды в превращении героя-означает не просто смену одежд, довольно необычное изменение гардероба патриарха, но и его онтологический переход от человеческого статуса к статусу небесного гражданина. Такие пожертвования небесной одеждой не являются чем-то необычным в апокалиптической литературы. Пророки часто получают ангельские одежды. В книге 2 Еноха 22, например, Енох одет в светящиеся ангельские одежды, что делает его тело похожим на прославленные тела ангельских слуг.
Свидетельство о публикации №113020107472