Исследование басни Осёл и жаждень

басня опубликована в северной мастерской - Эзоп
http://stihi.ru/2010/01/24/3770


Когда огонь  у Зевса  выкрал Прометей,
Гласит  предание  далёкой  старины,
То  Зевс  в  великий  гнев  пришёл  от  той  молвы,
И  повелел  награду  дать:  без  счета  дней,

Тому,  кто  эту  весть  доставит. 
Дар  же  щедрый,
Как  я  слыхала,  уложили  на  осла...
А  тот  с  поклажею  пошёл.  Жара  плыла...
Он  пить  хотел,  а  тут  ручей  журчал  волшебный,



И  вот  к  нему  осёл  нагнулся. 
Вдруг...  змея,
Что  охраняла  воды  эти,  прошипела:
- Иди  же  прочь  от  моего,  осёл,  удела.
А  тот,  измучившись,  просил:  -  В  награду  я



Тебе  немножечко  даров  своих  отдам:
Снадобье  ценное  от  Зевса  я  везу.
И  состоялся  тот  обмен... 
к добру  ли, к злу...
Змея  обрадовалась  долгим-то  годам...



Но,  говорят,  в придачу  жажду  получила,
Что  у осла  была. 
Вы  спросите,  конечно:
- Сама  ли  я  сложила  басню? 
Я  беспечно
Её  как  эхо  повторяю. 
Вот...  лучина...



А  может  сам  огонь,  от  солнышка  частица?
Её  рассказывал  Софокл...  и Динарх,
Аполлофан  и  Аристий,  и  Эпихарм,
Я,  Элиан,  ещё  Эзоп,  но  говорится...
Что  мудрецы  как  эхо  Бога  повторяют,
Поскольку  только  от Него  и получают...
А  Пифагор  Эзопа  выдумал  затем,
Чтоб  повторяли  без  конца  в  обилье  тем...


Исследование басни «Осёл и жаждень»

«Когда огонь у Зевса выкрал Прометей…»
С этих волнующих слов начинает баснописец рассказывать историю завоевания людьми огня, историю тысячелетий, запечатлённую в мистериях и мифах разных народов.

«…То Зевс в великий гнев пришел от той молвы и повелел награду дать…»

Да, с первых же слов басня повергает ум читателя в необычность логики эзотерического текста.  Как же так, разгневанный Бог повелевает наградить, а не казнить за кражу, причём наградить не того отважного похитителя Божественного огня – Прометея, а того, «кто эту весть доставит». 

Остается открытым вопрос, кому доставит и зачем?
А еще более интересно было бы понять, почему именно кража, а не мировое соглашение или договор, например?
 
И ещё такая маленькая, казалось бы, деталь, Зевс разгневался не столько кражей огня небесного,  о чём говорится в первой строке басни, сколько молвой о краже!  Басня указывает именно на эту важную деталь со вполне определенной целью – выявить и наградить рассказчика древней легенды, как ее реального соучастника и заслуживающего поощрение виновника долгой жизни легенды в новой, озвученной им версии.
 
Почему же так, на первый взгляд, запутанно ведется повествование о главной теме басни?

Да именно потому, что в суфийских текстах главное внимание  заслуживает первая фраза, "выдергивающая" слушателя или читателя из рамок обыденного восприятия, встряхивающая его от обычной спячки всезнающего ума.  Привычный взгляд на мир оказывается помехой для правильного восприятия.

Теперь давайте продвинемся чуть дальше в нашем исследовании.

 
Какую же награду решил дать виновнику деяния Зевс? 

Об этом тоже говорится предельно ясно – без счета дней жизни! Вот, какая поистине божественная награда ждёт того, кто доставит по назначению славную огненную весть.

Задумайтесь на мгновение всерьез, что является местом назначения и каким образом бессмертие даруется человеку Богом? 

Но и способ покажется нам несколько странным, ведь дар от Бога человеку доверяется... ослу, причём не простому хозяйскому животному, а идущему с поклажей и знающему о ней подробности, но не умеющему воспользоваться или не смеющему прикоснуться к несомому им дару, страдающему в пути от жажды.  Читатель начинает догадываться, что автор, возможно, намекает на него, но в каком именно образе – не совсем понятно, поэтому ум дерзает примерять на себя разные обличия и разные картинки воспринимаемого сюжета...    Не так ли человек ищет  свой талант, внутренний дар - обычно с помощью внешних зеркал, примеряя чужие образы, играя чужие роли, забывая, что искать надо в самом себе.


Идемте же дальше в размышлениях. 
От какой именно жажды томится  идущий к цели осёл?

Да от жажды знания о мире, чем и страдают, как правило, наши умы в дни долгой и трудной жизни человеческой. Мы стремимся изучать мир внешний, людей ближних, мудрецов дальних... испытывая в результате во внутреннем мире удоветворение или неудовольствие, завершающееся иногда, :))) уж поверьте мне на слово, настоящей смертью.



"...И  вот  к  ручью  осёл  нагнулся. 
Вдруг...  змея,
Что  охраняла  воды  эти,  прошипела:
- Иди  же  прочь  от  моего,  осёл,  удела.


На пути осознающего мир осла встречается ручей с живительной водицей – источник знания о мире, способный утолить жажду, и  обрадованный осёл припадает к ручью, несущему высокогорные знания, чтобы вдоволь напиться, но тотчас появляется охраняющая эти воды змея – символ мудрости -  и заявляет свои права на ручей.  Бедный, бедный осёл, изнемогающий и от тяжести поклажи, и от жажды тела одновременно,  он почти отчаялся,  но, как это всегда происходит в минуты смертельной опасности, случается закономерное!
 
О, чудо, змея соглашается на "равноценный обмен" к радости воспрявшего осла.  Он, на самом-то деле, вовсе не глуп и  быстро догадался, что может удовлетворить сразу две свои потребности – облегчить несомый груз и напиться. Не так ли человек, нашедший в пути мудрость, спешит освободиться от лишнего груза своих лет?  Не с радостью ли отдаёт он накопленную годами тяжесть воспоминаний?  Да, это так. Сказочные превращения не заставляют себя долго ждать. В осле просыпаются  скрытые ранее таланты, он становится мудрее и одновременно более знающим свой мир.
 

А не таковы ли многие достигшие вод мудрости люди?

Они, увы, спешат освободиться от лишнего груза судьбы, получая искомое знание и мудрость вод небесных, забывая, что ручей – всего лишь быстротекущее знание о мудрости преходящей, земной, полезной лишь в условиях засушливого климата в долгом пути осла к цели.


Что  же происходит дальше интересного и важного? 

А то, что и "змея обрадовалась долгим годам", обеспечив себе надёжное существование у охраняемого ею ручья, но в придачу к дару Бога получила ослиную жажду к новым знаниям и путешествию.  Это обстоятельство напоминает внимательному читателю, что воды ручья вполне могут когда-то стать водами реки или даже моря, как и змея вполне может стать когда-нибудь речной, а затем морской обитательницей или хранительницей других, соленых вод. Обмен оказался взаимовыгодным, но присмотритесь получше.   Выгода явилась уму не двусторонней,  как подчёркивается в басне,  а четырехсторонней,  как минимум, ведь донёсший весть до ушей слушателя рассказчик и слушатель тоже получили пользу, хотя и взвесить или верно  оценить эту часть её по силам не каждому.


Такой анализ применим, в принципе, к любой долгоживущей басне, сказке или легенде, но ценность самостоятельных размышлений в том, что при каждом новом взгляде на древнюю историю, ум способен выявить новый уровень её расшифровки.  Тем самым, человек получает возможность двигаться от ручья к реке, сознавая и полученный дар, и приобретенную жажду иного качества, и возможное достижение цели путешествия.




***

Тема исследования басен на форуме - Баснословная шкатулка
Раздел Пир Эзопа - http://kovcheg.ucoz.ru/forum/54
Приглашаем желающих участвовать на наш традиционный Пир
- первая половина февраля ежегодно


Рецензии
плэйкаст с басней
http://www.playcast.ru/view/2163099/e3f49a5225b2a435502c4f650f093e14459e6742pl

Приглашаю на Пир в честь Эзопа - http://kovcheg.ucoz.ru/forum/
Вход для гостей:
Логин - Гость
Пароль - 12345

Эзоп Ковчега   05.02.2013 11:47     Заявить о нарушении
портал Плэйкаст, увы, исчез из сети...
Но Пир в честь Эзопа идёт ежедневно, приглашаем.

Мгновения Феано   30.05.2023 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.