О культуре речи
Красноречием и грамотностью должен обладать каждый уважающий себя человек. В первую очередь, конечно, примером для общественных масс должны служить люди, занимающие определенные должности, несущие своим трудом в народ какое-либо благо. Одним из требований к специалисту является умение взаимодействовать, владение речевым этикетом. Ценность речевой культуры как показателя общей культуры человека подтверждают факты, отраженные в художественной литературе. Во вступлении к роману В.П.Астафьева «Печальный детектив» говорится, что «судя по классической литературе, ;…; у каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе, была ещё и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним, который, будь он простым человеком или генералом, был братом пред Богом, наделившим всех своих чад равными правами и возможностями».
Если в далеком прошлом грамоте обучались лишь дети дворян, то сегодня многие имеют возможности развиваться, повышать свой уровень самосознания, и, соответственно, совершенствовать культуру речи. Необходимо лишь желание самого человека. Бывает, что ребенок малообразованных родителей становится хорошим специалистом, в полной мере владеющим речью. И наоборот, речь человека обеспеченного и «успешного» часто вызывает у собеседника неприятное удивление.
К сожалению, не все люди обращают внимание на свою речь, на ее соответствие занимаемой должности и нормам поведения в определенных ситуациях общения. В фильме «Дневник директора школы» жена спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу. Он отвечает: «Нет. К тому же она «транвай» говорит». Если учительница говорит неправильно, чему же она может научить детей? Замечательный писатель М.М.Зощенко считал неумение выражать мысли показателем низкого уровня культуры человека. Герои его рассказов комичны потому, что они необразованные люди, невежи, малограмотны и лишь поверхностно усвоившие языковое клише. Речь героя Зощенко содержит много лишнего, она грешит тавтологией и плеоназмами. Потребуется много времени, чтобы из всего сказанного извлечь стоящую информацию. Но если человек будет стараться преподносить свои мысли грамотно и корректно, то вероятность того, что он будет принят и понят обществом, более высока. Вывод прост: слова человека — мерило его ума.
Примером профессионализма и владения языком на высоком уровне является деятельность А.Ф.Кони, российского юриста и оратора. На судебных заседаниях с его участием были переполненные залы; его приглашали во многие учреждения читать лекции об А.С.Пушкине, о Л.Н.Толстом, о воспитании детей, о перевоспитании преступников. Знаменитого оратора слушали с жадным вниманием, боясь пропустить хотя бы одно слово. Но не только манера выступления привлекала публику, люди знали, что А.Кони – настоящий специалист; его ум, внимательное отношение к делу, умение с помощью слова доносить мысль до слушателей помогли многим подсудимым, чьи интересы он отстаивал в суде.
Уровень образованности измеряется не только словами, но речь человека во многом отражает культуру его мышления, нравственность, моральные качества и ценности. Именно об этом и нельзя забывать, называя себя образованной личностью!
Свидетельство о публикации №113020111236