Ностальгия Иеремия

16-й век, Возрождение, напитавшееся живительными соками Традиции, попутно упрочив культ Античности, подарило миру то, что называется ныне музейным делом, предвосхитило также и  барокко, рожденное из эстетической жажды поПрекрасному и Идеальному рыцарей-художников, таких как великолепный скульптор и ювелир БенвенутоЧеллини. Те времена, когда не кичащийся своею мужественностью Бенвенуто мог один-одинешенек в кромешной ночи отразить нападение целой кучи разбойников, защищая свой королевский гонорар, давно миновали. Выпасающие стада современного планетарного населения не предусматривают места героям!
17-й век – прощальный последний луч и отблеск на лонах парковых озер исчезающей втуне куртуазной эпохи рыцарей и прекрасных дам.
Иеремий, Иеремия, Ярема - доблестный рыцарь и герой, достойный занять трон короля, куртуазный любовник, верный муж, любящий отец,  рассеявшийся призрак…
Наступающая машинерия вскоре поглотит и охватит мир, закоптит планету, постепенно, но уверенно механической волей и поступью задвигая человека как личность куда-то на задний план машин в безмерные грохочущие пространства цехов фабрик и заводов. Постепенно сужая пространство человеческого бытия, где нет уже места вопросам сугубо личностного толка на манер «Быть ли не быть?».
«Не быть!», «Не быть!» гулко вторя, утверждают машины. Ведь пока еще только временно есть место индивиду, но не личности, однако в воздухе уже витает призрак будущего всемирного «счастья» – царства машин, освобожденного от людей.
Вслед за атеизмом и нигилизмом, выработанными на гора пресловутыми тайными «братствами», очередным ментальным вирусом контрельефно и коряво, нагло, шумно, задиристо (на заре 20-го века) явится на свет и «новое» искусство, призывавшее скинуть с «корабля современности» артефакты античности, воспевающее грядущее царство машин. Но не крикливые группы дадаистов и ничевоков переломили таки становой хребет синтетическому началу, выраженному тогда в стиле сецессии.
Первая Мировая война газом ипритом и чудовищных размеров пушками расчищала пространство для грядущего царства роботов.
Трансгуманизм нынешних  дней всего лишь оформит положение дел – чипы, вживленные под кожу ли ладоней, в черепные коробки с единым центром управления Мирового Правительства клонов и роботов.
Рыцарь, герой еще мог проявить себя на поле брани и часто короли присутствовали на полях сражений, на полях их доблести и славы. Не то в царстве машин теперь! Легким «сенсорным» касанием уничтожаются целые страны, возможно – и материки! Никто не видит этого повелителя в уютном кабинете офиса, упрятавшего хилое оцивилизованное тельце под стол, вооруженный компьютерами. Человечество меряется не взлетами духовных воспарений, чудесами храбрости и преданности «извечного и нерушимого» свода добродетелей, тобишь, извечных ценностей, но хитро и рационально просчитанными переменными эскалациями напряженностей, шкалами всевозможных кризисов – демографических, продовольственных, эпидемиями.
Эстетика позднего барокко еще не теряет связь с духом титанов эпохи Возрождения. Иеремия Вишневецкий, так и не ставший королем Речи Посполитой, был принужден вести гражданскую войну на Украине, которая в духе протестантских движений ознаменовалась утверждением по сути диктатуры Сечи запорожской с зачатками выборной демократии. Хмельницкий, подвигнутый и санкционированный королем потеснить и уничтожить основного конкурента короля Владислава – князя королевских кровей Иеремия Вишневецкого, однако далеко не всегда выступал марионеткою в его руках.Сей «украинский Кромвель», балансируя между требованиями своей старшины, а за ними разбуженных революционных масс селян и призванного им на земли украинские крымского хана, так или иначе, явился не только «освободителем» от заедавшего народ «жидовства» в союзе с «ляхами», но и виновником уничтожения того образовавшегося тонкого слоя аристократии, интеллигенции украинской, благодаря латыни и знанию европейских языков определявших основной дискурс вхождения в европейскую семью народов вопреки столетиям прозябания на руинах Руси Киевской.
Во рвы под стенами Лубен, резиденции княжеской,  были брошены разорванные повстанцами не просто тела младенцев и честных жен, в очередной раз уведен татарами не просто «ясырь»…
Был нарушен едва наметившийся цивилизационный код и в результате Украина, Южная Русь всерьез выпала из общего цивилизационного контекста.
В 18-м ст. бездушно и брутально грядущий император Петр Первый окончательно растопчет сапогом своего заморского ботфорта последнюю выспреннуюнадежду украинцев на самостоятельный путь развития.
Аристократии и патриотов уже не могло быть априори; «скоробогатьки» упивались чварами, с целью халявы, из-за зависти переменно сдавая друг друга московским царям, таким образом надеясь присвоить чужое.
Призрак Иеремия, несостоявшегося короля Речи Посполитой посреди пылающих контуров несостоявшейся европейской Украины,  довлеет причудливыми барочными и лжебарочными формами, фантомами и химерами над настоящим этой страны…Пресловутой панночки, не то красавицы, чудо-девицы, когда-то более 300 лет назад уснувшей, не то уродины-недостраны нынешней, потрясающей мир Голодоморами и Чернобылем, беспардонным стяжательством коррумпированных верхов, методами зарвавшихся криминальных банд, упивающихся безмерною властью потомков «псиной крови» шариковых, рэкетом и рейдэрством над серою массою зомбированного населения, в критическом большинстве выживших приспособленцев, потомков рабов, навсегда парализованных геном страха.
Трудно создавать чудо-образы в Аду!Среди морально, духовно и эстетически мертвых, среди сплошного кладбища.
Аллегории и химеры нео-барокко толпятся миражами, созвучно вторясь и причудливо извиваясь средь зыбких контуров несостоявшейся европейской Украины.
Они только ищут своего выражения и стают несомненным даром, когда находят.
Являясь искрометно и мужественно аристократическими блестками хотя-бы на миг посреди сплошной ночи Декаданса… 
Возможно, перед скорым пожаром грядущей Революции, восстания из гробов.
                4-го  Декабря 2012 Года


Рецензии