Власть. Собственность. Реальность

31.01.2013
09. 01. 2012


Цивилизационный контект (пост-ренесансной эпохи):
Власть – собственность – реальность

1. ХХ столетие стало для европейцев периодом, в рамках которого колониальные державы утратили свой статус и вынуждены были признать право за своими колониями жить по собственной программе. Для англичанина, француза, итальянца, жителя Испании или Португалии начало прошлого века было омрачено страшными событиями, общее название которых известно как «Первая мировая война». Одним из нарушителей, казалось, незыблемого порядка вещей стала кайзеровская Германия. Раздражителем было то, что многие колонии приносили ее соседям, в подчинении которых они находились, колоссальные доходы. Англичанин и немец могли сравнить свои гимны. К выражению «Британия, правь морями» житель Британии привык, и считал нерушимым баланс интересов его страны в отношении к другим европейским странам. Однако и немец, полагаясь на то, что в мире все уже устроено почти хорошо и апеллируя к своему гимну «Германия – прежде всего», отнюдь не исповедовал трезвость земледельца, шахтера, ремесленника, инженера и других субъектов труда, война для которых – всегда страшнее смерти.
Почему же тогда Первой мировой войне суждено было стать адским испытанием для  десятков миллионов людей? Потому что идея «передела мира» в который раз подтвердила свое господство над жившими в Европе представителями рода Homo sapiens. Философия наживы в уродливых формах последней была представлена в политических и экономических программах власть предержащих. И война принялась за свою омерзительную работу.

2. Интересную мысль в этой связи высказал англичанин К. Тайнанн. В его жизнь ворвется абсурдная идеология фашизма, апологеты которой будут настаивать на превосходстве арийцев над неарийцами, на праве Германии получить свой лакомый кусочек в мировом пространстве, как обители жизни миллиардов людей. Тайнанн скажет: «Всякая власть великолепна, а абсолютная власть абсолютно великолепна». Имелась ли в виду ситуация, которая сложилась после трехсотлетнего господства Англии над одной из самых многочисленных и древних систем жизни – индийской? Можно сказать и да, и нет.
Прошлое Англии и прошлое Индии останутся в исторической памяти народов как разновекторные феномены. Капиталистический старт Англии был успешным, феноменально сложный и далекий от современности старт индийского Человека – во многих своих деталях неизвестен. Но именно родина Махатмы Ганди подарит европейской и другим цивилизациям замечательные разработки мыслителей. Это шесть доктринальных систем – ньяя, вайшешика, санхья, миманса, веданта, йога. Оттуда же к европейцам придет знание о Брахмане и Атмане, представление о мире, как об иллюзии (майя), удивительные разработки ведических комплексов – Риг-веды, Сама-веды, Яджур-веды, Ахтарва-веды и неповторимой «Махабхараты».
Процитировав выше английского критика, мы затронули тему абсолютной власти. Но стоило бы говорить о власти абсолютных ценностей, значение которых беспрерывно меняется, как и сами взгляды человека на роль абсолютного в его будничных заботах и в праздничном отдохновении.
 
3. Вряд ли наш современник будет отрицать достижения генетики с ее замечательным открытием – наследственного кода. Что несут в себе гены – все, или очень многое? Позволим себе утверждать все-таки, что нет гена богатства и нет гена бедности. Но – есть ген свободы (познанной необходимости). В ком он расцветает как талантливость или гениальность, счастье и гармония неисповедимо сложных представлений о лучшем? – в каждом человеке. Занимая такую позицию, мы открываем для себя возможность слышать песню свободы и поющих, для которых быть – значит выражать своим «Я» мир всех поколений, когда-либо существовавших на земле и существующих ныне. Наш современник выразил себя несколькими образами летящей жизни, то есть чарующей свободы, поклонники которой являются и ее властителями. Значит еще раз о власти стоит говорить, когда разум предпочитает каноническую форму импровизациям молчальников:
                Я свободен, словно птица в небесах.
   Я свободен, я забыл, что значит страх.
                Я свободен с диким ветром наравне.
                Я свободен – наяву, а не во сне…
Так звучит комментарий к нашему размышлению в одной из современных песен.               
Кстати будет, удерживая в памяти сонетные реконструкции мечты, которая неотделима от свободы, и выражает себя тем полнее, чем яростнее светит солнце надежд и верований, догадок и убеждений. Ген свободы никуда и никого не зовет, но его зов слышат наши сердце и разум…, страница истории, завершение XIX столетия, идеал юности и будущие великие бури, социальное и природное, неотвратимое и мельком напомнившее о себе нечто. У революции болит сердце, и она грезит, и улетает к несуществующим десятилетиям, а может быть и к нескольким дням прозрения. Эпоха поет о себе:
Не слышно шума городского,
                В заневских башнях тишина,
                Лишь на штыке у часового
                Горит полночная луна.

                Там бедный юноша-ровесник
                Младым весенним деревам
                В тюрьме поет свою он песню
И доверяет грусть волнам.

                Прощай, отец. Прощай, невеста.
Сломись, венчальное кольцо.
                Не быть мне с вами больше вместе,
                Не стать мне мужем и отцом…
Герои не уходят – это друзья всех людей.
Прав был поэт:
Друзья не умирают,
Они лишь рядом быть перестают.
4. С возникновением дружелюбия и развитием его до уровня массовой мировоззренческой установки в жизни носителя разума происходят самые неожиданные изменения. Культ матери занимает особое место в жизни пост-античного человечества. Было ли это отголоском тех малоизвестных нам событий, о которых мы можем судить, лишь применяя термин «матриархат»? Разделение труда было вынужденным для жителей далеких тысячелетий, поскольку попытка разделить обязанности между членами родоплеменных организаций имела весьма условный характер. Ведь наши далекие предки поневоле были универсальными существами, жизненный опыт которых и не мог иначе сформироваться. Шли века, но женщины и мужчины из архаических времен были ограничены в знаниях, в техноресурсе, который включал в себя владение камнем и палкой, более того, их взгляд на природу свидетельствовал о склонности к поэтизации далекого мира звёзд и близких им суровых реалий.
Тот человек должен был уметь всё! До машинной цивилизации было ещё очень далеко. А борьба за существование продолжалась. И что самое удивительное, в этих нечеловеческих условиях тела людей проходят через «горнило» грациализации. Фактически, протолюди становятся похожими на нас существами. Меняется лицевой угол и человек всё время может обращать свой взгляд к звёздам. Конечности проточеловека превращаются в человеческие руки и ноги, организация быта вынуждает неизвестных нам мужчину и женщину открыть в себе подобных феномен избранника, дорогого существа, фактически – бога или богини. Люди формируют в себе искусство любоваться человеческим телом, а значит и формировать новый тип детерминации или главенство идеала. Чувства вспыхивают при виде непринужденных движений и красоты членов, ритме организованных действий или какой-то забавной жестикуляции. Люди становились людьми – именно так. Они были Живыми Универсалиями Космоса, неисчерпаемые силы которого продолжали творить земную природу, в том числе – нас.
12 – 10 миллионов лет назад убогий рамапитек обладает только небольшим мозгом – 500 куб. см. в объёме. Через несколько миллионов лет случится и утвердит себя чудо возрастания объёма мозга. Австралопитек является обладателем мыслящей материи, объём которой превышает 800 куб. см. Потом придёт время других существ, и это тоже почти «Мы». Homo erectus (человек прямостоящий), Homo habilis (человек умелый) и Homo sapiens (человек разумный) идут по ступеням вечности. И каждая из них символизирует прорыв к человеку наших возможностей. Интеллектуальный ресурс предшественников мог измеряться новыми объёмами понимания и чувствования. Но для того, чтобы мысль окончательно победила как стратегия организации внеприродных систем бытия, нужны были новые конструктивные решения самой природы. И она их нашла. Сначала мозг достигает уровня 1150 куб. см., потом – 1250 – 1350 куб. см. и наконец мозг прометеев и кетцалькоатлей приблизился к отметке с ее божественным предназначением. Творцы обладают мозгом, который в несколько раз превышает объём мужественного рамапитека и почти вдвое – объёма мозга австралопитека. Звёзды заметили нас. И о каждом из победителей эволюционных тупиков и катастроф будут говорить по-народному симпатично и непредвзято: и швец, и жнец, и на дуде игрец.   
Согласимся с тем, что вывод, пришедший к нам из прошлого, звучит актуально и сейчас: post hoc- propter hoc (после этого - вследствие этого).
13. 05. 2000- 09. 01. 2012


Рецензии