Римская сага, еврипид, вакханки

«Мы будем смеяться и петь до рассвета,
И Вакху хвалу возносить в небеса,
Пусть страшная смерть будет в песне воспета,
Смерть зверя-Пенфея - зловонного пса!
 
Он в женской одежде пытался прокрасться,
Надеясь, что жало змеи утаит,
И шёл за быком, чтоб до места добраться,
Но бык этот вёл его прямо в Аид.
 
Менады из Фив, ваша песня пустынна,
В ней горе хоронит остатки любви,
Там мать убивает любимого сына
И руки свои обагряет в крови!
 
Пенфея дворец мать-Агава обходит,
Но взором безумным его не находит.
 
Твой пир готов, о, Эвий, Эвоэ!»
 
На сцене появилась толпа фиванских вакханок. Среди них - главная героиня Агава, которая убила своего сына, находясь под влиянием пьянящих чар бога Вакха .
 
Агава останавливается посреди сцены и ждёт, что народ бросится её приветствовать. Но при виде её окровавленных одежд хор замолкает, танцоры останавливаются в разных позах, не успев закончить танец,  и смотрят на неё. Агаву встречает Корифейка. Она обращается к окружающим её людям:
 
«Я вижу Агава идёт по дороге,
Она уже близко подходит к дворцу,
Они там в горах пели песни о боге
И вам почитать их тоже к лицу!»
 
Агава в диким взглядом направляется к лидийским вакханкам:
 
«Вакханки из Азии, вас призываю!»
 
Одна из лидийских вакханок с отвращением отвечает ей:
 
«Зачем ты зовёшь нас? Уж лучше уйди!»
 
Агава показывает голову своего сына Пенфея и поёт:
 
«Цветок этот, срезав в горах, посылаю,
Добычу счастливую вам впереди».
 
Корифейка:
 
«Ликуешь ты, вижу! Трофей очень свежий».
 
Агава:
 
«Его я поймала без всяких сетей.
Смотрите, ведь это же львёнок…»
 
Корифейка:
«И что же?
В какой же глуши ты нашла свой трофей?»
 
Агава:
«То был Киферон!»
Корифейка:
«Киферон, ты сказала?
Какой Киферон?»
 
Агава:
                  «Он его и убил!»
Корифекйка:
 
«Так чья же добыча, скажи мне сначала?
Кто первый ударил, а кто лишь добил?»
 
Агава:
 
«В горах совершила я подвиг для славы
Где только лишь боги да птицы живут!
Да, мой это подвиг! «Счастливой Агавы» -
Меня меж собою здесь все так зовут».
 
Корифейка продолжила:
 
«Точно одна ты была, или всё же
Кто-то ещё был с тобою вдвоём?»
 
Агава:
 
«Не помню, не помню… Кадмовы, похоже,
Там тоже стояли. Не помню потом…»
 
Корифейка:
 
«Ну, ясно, Кадмовы. А дальше что было?»
 
Агава:
 
«Мы, кажется, с дочками были одни,
Но это ведь я его первой убила,
И только потом подбежали они».
 
«Славной охота на зверя была
Счастья нам много она принесла!»




Оригинал перевода с греческого:

Воспляшем в честь Вакха - и слава ему!
Мы кликом восславим Пенфееву смерть.
Погиб Пенфей - отродье
Ужасное змеи:
Он женщиной оделся,
За посох тирс он принял
И с ним в Аид сошел.
Шел бык перед Пенфеем:
В беду его он вел...
1160 А вы, менады Фив,
Вы гимн свой, славы полный,
Победный гимн свели
На стоны и на слезы.
О славный поединок,
Где матери рука
Багрится кровью сына!
Но вот спешит к Пенфееву дворцу
Агава-мать - безумный взор блуждает...
Твой пир готов, о Эвий, Эвоэ!


<ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ>
Агава является слева в сопровождении толпы вакханок. Она в вакхическом
уборе, в митре и небриде, босая, а на тирсе у нее голова Пенфея, вся
перепачканная в крови; она оглядывается во все стороны и, по-видимому,
находится в сильнейшем возбуждении. Следуют строфа и антистрофа, образующие
печальную песнь, так называемый коммос. Хор поделен на полухория; в строфе
Агава переговаривается с одним парастатом (корифеем полухория), в антистрофе
- с другим. Агава спешит и не договаривает. Она то и дело с улыбкой
поглядывает на голову Пенфея, украшающую ее тирс.
Агава
Строфа Вакханки Азии!

Корифейка:
Что ты зовешь меня?

Агава
Несем с Киферона
1170 Улов свой счастливый, трофей этот свежий,
Кисть плюща к чертогам.

Корифейка:
Я вижу трофей твой: приди и ликуй!

Агава
Его без сетей изловила...
Смотрите-ка: львенок.
Ведь можно узнать...

Корифейка:
В глуши, где-нибудь?

Агава
О да, Киферон...

Корифейка:
Да что ж Киферон?

Агава
Убил - Киферон...

Корифейка:
А чья ж это добыча?
Агава
 Я первая взяла.

Корифейка:
1180 Счастливица Агава!
Агава
В дружинах так зовусь...
Корифейка:
Одна ты?
Агава
 Нет, Кадма...
Корифейка:
 Что Кадма?..
Агава
Отродье...
 Дочери после меня, те после меня
 За зверя взялися.

 Добыча на славу!


Рецензии
Владислав, здравствуйте! Прочитал половину Вашего сайта. Обалденная работа проделана. Невероятно даже, что такие люди, как Вы ещё есть, и у них остаётся время и возможность творчески трудиться. Вы действительно поразили меня.
Я прочитал "Вакханок" ещё раз, потому что мне оттуда был нужен кусочек для своего произведения. Но, конечно же, ничего общего с академическим подходом мои интересы не имеют. Вы же занимаетесь реальной исторической и научной работой, серьёзными делами. Я же пишу беллетристику, делая то же самое, что и Анненский :):):) (как Вы написали у себя на сайте).
Приятно было познакомиться с Вашим творчеством. Даже настроение поднялось и бодрость появилась. Муза ещё не подошла, но, думаю, после такого душевного подъёма, испытанного после посещения Вашего сайта, она не заставит себя долго ждать. Наверное, она ещё "Вакханок" у Вас читает. :)
Берегите себя и удачи Вам во всём!

Игорь Евтишенков   03.04.2013 16:26   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо огромное! Вы, наверное, заметили, что я восстановил утраченный фрагмент в "Вакханках". Теперь, наконец, эта драма существует полностью на русском языке. Очень Вам благодарен за столь добрый отзыв. Для таких людей, как Вы, я и работаю. Всего Вам самого доброго, Вланес

Vlanes   04.04.2013 04:55   Заявить о нарушении
Если честно, то настолько был увлечён сравнением отрывков из вашего текста с имеющимися у меня (наверное, Анненкова), что не заметил. Но что Вы от меня хотите? Я же дилетант, в лучшем случае, просто восторженный читатель. Как переводчик просто бы в ступоре от объёма проделанной работы. Жаль, что из моих знакомых никого эта информация даже не заинтересовала. "Ну, переводит человек, ну и что?" Как-то мелковато всё вокруг стало. БОльшие рыбы лежат на животе и хватают воздух ртом, ожидая своей неизбежной смерти, а мелочёвка всякая плавает себе, плещется и размножается. Титанов всё меньше и меньше.

Игорь Евтишенков   10.04.2013 22:20   Заявить о нарушении