Победа над страхом перед изменениями!
I. Хафис Асад – президент Сирии, – принадлежит к древнему роду сирийской интеллигенции. Его предки были в числе крестоносцев, которые появились на сирийской земле и остались там.
Потомок крестоносцев Хафис Асад железной рукой удерживал нормальные отношения между общинами. Он установил порядок, и в течении тридцати лет не было переворотов. До него их было двадцать подряд. Башар Асад – преемник Хафиса Асада, сын.
Зададим себе вопрос: как мы оцениваем жизнь того или другого человека? Конечно же по его достижениям, которых может быть немного, или напротив – большое количество. Что из них следует выделить? Хорошее образование, удачный брак, быстрое продвижение по службе, крепкое здоровье, любовь к путешествиям и т. д.
Но как за всем этим не потерять человека?
Следует разобраться в событийном потоке и выделить самое яркое, удивительное, то есть все то, что можно отнести к числу «главных событий». Однако здесь нас подстерегают большие трудности.
Допустим, что произошли «главные события» в жизни карьеристов, завистников, маниакальных субъектов или тех, кто оставаясь на каких-то малозаметных позициях, мечтали – о других. А что же произошло в жизни советских людей после 1991 г.?
Если применить призму «главных событий», то можно увидеть, как разрушался порядок жизни, сложившийся в послевоенный период. В жизнь миллионов людей была насильственно возвращена «частная собственность» – идея ее святости, неприкосновенности и тождественности «духу законов» (Симон Никола Ленге, 1736 – 1794).
Французский историк был очевидцем величайшего события XVIII столетия, бедная Франция восстала против богатой Франции, а разделявшая их собственность оказалась под прицелом всех, кто верил в возможность построения общества справедливости. Почему для французского историка момент присвоения результатов деятельности или рождение результатов собственности может быть связан с духом установившегося порядка вещей, а эти вещи – возводятся в нечто законообразующее, т. е. начало начал.
Оставаясь в рамках французской традиции, говорить о революции, как о призвании человека независимо от того, к какому сословию он принадлежит, нельзя не согласиться с философским кредо неугомонных искателей истины. Им свойственно думать и верить, что революции никогда не заканчиваются. Так было и с теми, кого объединила надежда – изменить Францию.
1789 год остается в истории мировой цивилизации, как время победы над страхом перед изменениями. И пусть тогда небыли свергнуты буржуазия с ее институтами власти и делопроизводства, но тот год вырвался за рамки неумолимой хронологии. И уже в следующем столетии появится и утвердит себя, всегда в чём-то беззащитный, но вызывающий глубокую симпатию прецедент утопического максимализма.
Да, Пьер Жозеф Прудон будет защищать идею не революционного движения к обществу, в котором возможно сотрудничество мелких и крупных товаропроизводителей.
Известный теоретик анархизма – Пьер Жозеф Прудон, – был сторонником мирного переустройства общества путём реформы кредита и обращения.
С целью предоставления дарового кредита для организации эквивалентного обмена продуктов труда мелких производителей им был выдвинут утопический проект классовой гармонии. Речь шла об экономическом сотрудничестве всех участников производства. Институт собственности философ ставил выше монопольно существующего государства и отрицал все формы революционной борьбы с ним.
Прудон утверждал: собственность – это кража, и в то же время он не признавал никаких форм борьбы с крупными собственниками.
Парадокс?
13.05.2000- 03. 01. 2012
Свидетельство о публикации №113012709882