Богородице Вспетая Мати

Богородице Воспетая!
Чем Тебя мне восхвалить,
Умиленными сонетами
Иль молитвой удивить?

Богородице Пречистая!
Пред Тобою я в долгу,
Льётся с неба речка быстрая,
Я стою на берегу.

С покаяньем и в смирении
Об одном Тебя молю:
О души моей спасении,
И принять любовь мою!

Наталья Лешукова, 2013 год

----------------------

«О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа».

Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковнославянском языке. Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист. В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из краснокоричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира.
На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы.


Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».
На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя.
Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму /выбеленную солнцем/ и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых...».

 


Рецензии
Такая дивная молитовка, Наташенька!
Сердце запело!!!
От души благодарю тебя и слава Богу!

С праздником Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных!

(Наташа, посмотри пожалуйста в личные сообщения!)

Чернышова Любовь   21.11.2017 09:15     Заявить о нарушении
Спаси Господи, Люба! С Праздником тебя и твоих близких!

Наталья Лешукова   21.11.2017 12:26   Заявить о нарушении