Рецензия на фильм Высоцкий. Спасибо, что живой!

   Вчера я пересмотрел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», спустя год после охватившего всех премьерного ажиотажа. Создатели фильма провели массированную атаку на умы и чувства почитателей Владимира Высоцкого, прокрутив по ТВ несколько передач о нём и включив очевидную для всех и довольно навязчивую рекламу даже в новостные блоки главных российских телеканалов.

   Я их не осуждаю. Это вполне нормально так поступать, если у тебя имеется соответствующая возможность. Я даже могу угадать ход мыслей создателей фильма. Он примерно таков, этот ход: «А отчего бы нам и не долбануть залпом рекламы по ржавой памяти забывчивого обывателя! Ну и что?! Личность и творчество Владимира Семёновича того стоит, чтобы лишний разок о нём напомнить. Дело вполне хорошее: и нам, создателям, будет польза – и зрителям тоже не вред ведь».

   Ну и ладно. Пусть будет так. Теперь о самом Высоцком… Я отношусь к тому поколению людей, для которых песни и роли Высоцкого – это не история советской поэзии, советской песни и советского кино, а – живые и яркие воспоминания. Я, как и многие мои сверстники, рос на магнитофонных записях Высоцкого. Не только, естественно, одного лишь его записях, но на то он и Высоцкий, чтобы стоять ото всех прочих особняком. Сейчас, когда его уже давно нет с нами, можно вполне объективно оценить масштаб этой личности как творца в искусстве. Я могу смело утверждать, убеждённый в поддержке множества его почитателей, что Владимир Семёнович Высоцкий – поэт и певец без всяких прикрас уникальный. Его уникальность состоит в том, что он, будучи сильным и остро чувствующим человеком, сумел масштабно и гениально выразить неукротимое стремление одурманенных безбожной системой людей к полнокровной осмысленной жизни. К жизни во что бы то ни стало, наперекор всему и вся, и назло всем чертям!

   О, Высоцкому это удалось в полной мере! Он был мужественным и незаурядным человеком. Это главное качество изображаемых им в песнях и в киношных ролях многочисленных персонажей – мужество. А это такое бесценное качество, перед которым преклоняются не только друзья и доброжелатели, но часто и самые отъявленные враги. Могучий голос поэта, подобно рыку борющегося льва, мощно вторгался в оцепенелые и обескураженные души хомо советикусов и пробуждал в них смелость, отвагу и чувство собственного достоинства. Он побуждал их к борьбе со злом, в чём бы это зло ни воплощалось: в трагических ли условиях существования, в борьбе ли с жестоким и сильным врагом, или в тупом наркотическом прозябании. Для этого Высоцкому понадобилось самому со всеми своими потрохами и мыслями окунуться в пучину пошлой и низменной жизни. Ему было необходимо вжиться в окружающую реальность, чтобы потом не понаслышке вопить о вольных волках, обложенных со всех сторон красными запретительными флажками и гонимыми на убой жестокой и подлой действительностью. Или орать о пробитой приземлённой жизнью колее, из которой непременно надобно попытаться выскочить, чтобы попробовать жить по-своему, то есть совсем по-другому, как-то праведнее, чище и мудрее.

   И ему верили! Песни Высоцкого слушали взрослые и подростки, мужчины и женщины, бесправные и мелкие винтики Суперсистемы и её большие, хорошо смазанные шестерёнки. Владимир Высоцкий был истинно народным поэтом в самом буквальном, неискажённом смысле этого слова, хотя официально он такого звания и не имел. Он являлся выразителем сути целой эпохи, он играл на нерве этой эпохи свою ярую песнь. Его мощные, неповторимо и ёмко рифмуемые стихи, в которых часто клокотал бушующий пламень справедливого непокорства и стальной воли, буквально прожигали и воспламеняли отсыревшие подвальные сознания советских обывателей. Эффект грохочущего, ритмически организованного слова многократно усиливался совершенно неповторимым голосом певца, который даже Галкин и прочая камарилья пародистов не в силах ныне как следует спародировать.

   Всё это и послужило основой такого феноменального явления в советской, да и в мировой культуре 60-70-х годов прошлого века, которое олицетворял собою поэт, певец и актёр Владимир Семёнович Высоцкий.

   Каков же удался фильм об одном из величайших русских поэтов? – Фильм получился неоднозначным, это точно. Напрасно было бы ждать в наше «освежённое» ветрами демократии время, чтобы у создателей фильма непременно получился бы яркий и нетленный шедевр. В обстановке всепроникающей и торжествующей бездуховности, хотя бы и упакованной в блестящую современную обёртку, шедевры чего-то ни у кого не получаются. Видно, чтобы создать шедевр, нужно иметь более чистую душу. Душу, не загаженную сладким и жирным помётом крикливых ворон алчности и хаповства.

   Однако фильм и не плох. Совсем не плох. В нём имеется нечто «высоцкое», это точно.

   Во-первых, талантливый актёр Безруков в очередной раз удивил и даже порадовал своим искусством мастерского перевоплощения. Бывший Есенин и Саша Белый, а также Иешуа Га-Ноцри не подкачал и в образе Высоцкого. Безруков удивительно похож в гриме и в образе на самого Владимира Семёновича. Похож и крепкой своей гимнастической фигурой, и лицом, и жестами, и даже, как ни странно, мимикой. Что называется, уловил суть образа.

   Да, не удался голос. Нет мощи и обаяния голоса оригинала. Это не получилось, факт. Но, с другой стороны, Высоцкий ведь показан в фильме не энергичным и молодым добрым молодцем. Он ведь тяжело и даже безнадёжно болен. Он стоит вообще-то одной ногой в могиле. Он как бы уже частично не от мира сего, а от мира того. Отсюда и такая его отрешённость, приглушенность что ли, непривычная задумчивость, отстранённость от суетливой возни окружающих его нечистоплотных дельцов. С такого ракурса оценки роль получилась просто здорово. Особенно впечатляют кадры концерта, а также кадры смерти Высоцкого и его так сказать чудесного воскрешения. И кадры молитвы, конечно же. Ничего не скажешь, снято это от души. А значит, и проникает в душу зрителя, не оставляя его равнодушным пожирателем попкорна, а буквально втягивая его в действие, заставляя сопереживать происходящему искренно и взволнованно. Что и требовалось от создателей. За эту часть фильма им, несомненно, полноценная пять.

   Сильно сыграл и Смоляков. Его полковник КГБ показан весьма реалистично. Это не демон, и тем более не ангел. Это нормальный человек «при исполнении». Конечно, от тех благих героев, коими предстают перед нами комитетчики в саге о Резиденте или в фильме «ТАСС уполномочен заявить», тут почитай что ничего не осталось, поскольку в нашем фильме скупо и сжато, но от того не менее содержательно, изображён человек Системы, безусловно карьерист и материалист, этакий могущественный «раб лампы», слуга организации под названием Контора. Его довольно высокие должность и звание ничуточки не спасают своего носителя от чувства собаки, находящейся на поводке у Хозяина. Об этом ему прямо сказал и сам Высоцкий. Пёс этот, правда, весьма мощен и опасен для окружающих, но перед своим хозяином он жалкий слуга. Да и все прочие работники этого репрессивного органа всесильной на тот момент компартии показаны предельно натурально. Ведь среди служащих как таковых вообще-то довольно мало мужественных и харизматических субъектов, ибо система таких не любит, не доверяет им и их отторгает. Эти люди всё больше невзрачненькие, полубольные, полузаморенные нездоровой жизнью, сплошь почти все пьющие и курящие. Короче, негармоничный народ. Я знаю, о чём говорю, и ничего тут не придумываю. Герой Ильина – москвич-полковник, как раз таков и есть. Попадание в точку. В десять! Хорошо показан и узбек-генерал. Это человек, в деле жандармского сыска не слишком-то и квалифицированный. Он по большому блату скорее всего генерал, а вовсе не по своим выдающимся способностям. Во все времена, и в наши естественно тоже, таких политически подкованных, но в своём ведомстве не дюже разбирающихся деятелей, как говорится, через край и с большой лихвой. Для верхних властей куда важнее не своевольные и самостоятельно мыслящие специалисты, а свои человечки. Покладистость для них куда важнее компетентности и адекватности.

   Короче, система органов госбезопасности показана в фильме не слишком привлекательно. Но все подобные системы – и у нас, и у них – также малопривлекательны с внутренней, не показушной, стороны. Это вообще-то норма, а не исключение. Так везде. Ведь как бы высоко ты в такой системе не стоял, всегда найдётся некто вышестоящий, который с удовольствием отобьёт чечётку власти на твоей лысине, показывая тем самым, что именно он является начальником, а именно ты являешься обыкновеннейшим дураком. С чем их и поздравляем.

   Герой Смолякова при всех своих холуйских инстинктах проявил, тем не менее, силу воли и силу характера. Он взбрыкнул. Он придушил в себе на какое-то время беса служебного рвения, и пошёл навстречу тому истинно человеческому, что стояло в широком смысле этого слова за творчеством певца и поэта Высоцкого. Роль у актёра несомненно получилась. И она не отрицательная, что важно, не издевательски-пародийная. Любая роль, где показана борьба добра и зла в душе человека, и где добро побеждает зло, однозначно положительна. Уже этой своей, пусть маленькой, но победой.

   Хорошо сыграла подругу поэта и Акиньшина. У неё необычайно выразительные, тоскующие глаза. Акиньшиной вообще удаются роли не ангелочков с нежными крылышками, а этаких приземлённых белочек, вынужденных крутить нудное и бессмысленное колесо бездуховной жизни. Роль актриса сыграла (или, если хотите, прожила) реалистично. Нигде не переиграла. Всё в точку. Ей соболезнуешь и сопереживаешь. Она молодец.

   Правдиво отражена и банда мошенников и деляг, зарабатывавших на левых концертах Высоцкого. Сразу скажу – я ни в чём не виню Высоцкого за эти концерты. Он свои деньги ЗАРАБАТЫВАЛ! Кто думает иначе, может оставаться при своём мнении. Это право любого и каждого иметь своё, отличное от прочих, мнение. Но вот образы этих алчных дельцов… Н-да-а… Ничего тут не убавить и не прибавить. Всё правда! Говорю это как пионер кооперации, три года вращавшийся в мелко-деловой, но всё же в капиталистической среде. Все эти типы нынче у нас пробрались к власти. Они вовсю рулят и страной и нами, имея в виду по большей части одно, но зато архи для них главное – приобретать! Или потреблять. Или воровать. Или добывать. Или урывать… Назовите это чувство как хотите – да хоть благородным предпринимательством – оно от этого не утратит свою алчную хищность и нездоровую страстность.

   Прекрасно, скупыми мазками нарисован образ героя Леонидова, господина Импресарио. Это идейный хищник, не жалеющий даже свою «дойную корову» угробить, лишь бы сейчас вот не прогадать и хапнуть. Таков же и Администратор Астрахана. Это жалкая и ничтожная личность, нашедшая лазейку для своекорыстного обогащения и не стесняющаяся нарушить любые законы, лишь бы кинуть себе на брюхо лишний грамм тухлого сала. Правда вот, заключительная сцена с его бравадой и наглым вызовом всемогущему полковнику сильно переиграна. Такой тип вряд ли стал бы рисковать своим благополучием, если у него была возможность продолжить жить в относительном сыте и холе. В его геройство и пафос вечно голодного к деньгам хряка как-то совсем не верится. Не те это люди, чтобы шашками махать – у них для этого кишка тонка. А тонка она у них оттого, что у них другая кишка сверхтолстая – та кишка, в которой скапливается разнообразное житейское барахло. Скажу прямо – не верю! И не сочувствую таким диссидентам от потреблятства, поскольку у всех у нас имеется масса животрепещущих примеров их современной шкурной жизни.

   И вот ещё чего. Тут раздавались голоса, что создатели очернили, дескать, образ Владимира Семёновича, показав его в годину слабости. Более того – показав его конченым наркоманом. Я считаю, что это не так. Не побегут сейчас тысячи глупых юнцов колоться морфием, подражая Высоцкому. Здесь нет рекламы наркомании. Здесь антиреклама этой чёртовой пагубе. Владимир Высоцкий, как мы знаем, не был святым человеком, всем образом своей реальной жизни пропагандирующим благолепие и богобоязненность. Он был одним из нас, плоть от плоти народа, опущенного безбожной действительностью на дно недостойной бездуховной жизни. Тем он нам и интересен. Своей всамделишней естественностью,

   Оценивая весь фильм в его совокупности, я склоняюсь к общей положительной его оценке. Фильм точно не проходной. Люди старались. Чего явно не скажешь о чёртовой туче прочей кино- и телепродукции, от которой за километр разит откровенной халтурой и смердючей пошлятиной. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», по моему мнению, посмотреть стоит. Время, на него потраченное, не будет потерянным временем. Оно, возможно, станет временем найденным.

   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.