За кулисами Большого...

        24-25 января 2013 г. - Прошла неделя с момента нападения на главного балетмейстера Большого театра Сергея Филина, однако до сих пор по данному уголовному делу не было произведено ни одного ареста и не ясно, на какой стадии в данный момент находится расследование. Известно лишь, что это была серная кислота и что потерпевшему было произведено уже две операции, после которых лечащие врачи высказали осторожный оптимизм.
        Тем временем известные обозреватели, политологи и средства печатной и электронной информации всего мира продолжают интенсивно обсуждать возможные мотивы и последствия случившегося. Как отмечает телеканал "Дождь", Большой театр всегда зеркально отражал то, что происходило в обществе. Наряду с атомными ракетами и местом в Совете Безопасности ООН, Большой театр является "последним имперским символом России", сказал политолог Станислав Белковский в интервью германской газете Westdeutsche Allgemeine Zeitung (WAZ). Не случайно в его наблюдательный совет входят такие стальные и нефтяные миллиардеры, как Виктор Вексельберг и Алексей Мордашов, а также личный приятель Путина и один из деятелей Государственной Думы Александр Жуков. И даже если "царская ложа" Путина, как правило, пустует на премьерах, где-то рядом неизменно восседают представители московской властной элиты...
        По словам берлинской Die Welt, элитарная балетная труппа Большого в прошлом всегда приносила государству твёрдую валюту и неизменно умножала славу СССР. Побег на Запад таких звёзд балета, как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников или Наталья Макарова, всегда сопровождался громкими политическими скандалами с соответствующими оргвыводами.
        Многие газеты приводят выдержки из интервью Сергея Филина "Комсомольской правде", в котором он сказал, что ещё 15 декабря прошлого года просил руководство Большого театра предоставить ему охрану в связи с участившимися на него нападками, однако директор театра Анатолий Иксанов в вежливой, но недвусмысленной форме отказал ему в этом, сказав, что у него нет таких возможностей.
        Я провоцировал агрессию у кого-то, сказал С. Филин, и рано или поздно эта агрессия должна была вылиться в какие-то конкретные действия, что и произошло. Я бы мог ещё себе представить, если бы в интернете были выложены мои фотографии в голом виде на сцене или сидящем в жакузи вместе с Синди Кроуфорд - при современной технологии подобные "чудеса" вполне возможны. Но я не мог предположить, что дело дойдёт до прямого насилия. Единственное, в чём я себя упрекаю, это в излишней беспечности. Не обещаю, что я вернусь "красавчиком", но я обязательно вернусь в свой театр, причём полный сил, сказал он в этом интервью.
        Со своей стороны, директор Большого театра Анатолий Иксанов заявил в интервью "Российской газете", что нападение на Сергея Филина было попыткой дискредитации театра и что это несомненно дело рук психопата.
        А вот что пишет балетный обозреватель лондонского еженедельника The Observer Люк Дженнингс: Зависть и закулисная борьба всегда были составной частью театральной жизни. Но в Большом театре эта борьба приобрела политическое измерение. В советскую эпоху в нём были танцоры, которые всецело поддерживали партию, но были также и те, кто считал себя диссидентами. Между этими двумя группами существовала неприкрытая вражда, и этот раскол в той или иной форме продолжается и по сей день.
       Консерваторы считают, что традиции Большого должны оставаться в неприкосновенности и что русский балет - самый лучший в мире. Однако Сергей Филин, который провёл много времени на Западе, попытался отойти от этой традиции. В качестве главного балетмейстера театра он был новатором, однако хорошо известно, что любая инновация в Большом наталкивается на яростное и страстное сопротивление. По сути, это настоящая вендетта, которая передаётся из поколения в поколение.
        И всё же, заключает Л. Дженнингс, Большой, наряду с Мариинским, имеют действительно лучшие балетные труппы в мире. Но то, что произошло с Сергеем Филиным, абсолютно беспрецедентно за всю более чем 200-летнюю историю Большого театра.
        Ведущая американская газета The New York Times также отмечает, что за кулисами Большого театра давно уже царит взрывоопасная атмосфера и бушуют неслыханные страсти. Непонятно, какие цели преследовал преступник, напавший на С. Филина: хотел ли он его ослепить, изуродовать или причинить боль. Газета останавливается на почти неприкрытой враждебности между нынешним балетмейстером и ведущим солистом балета Николаем Цискаридзе, который не скрывает своих далеко идущих амбиций. Ему практически не нравится всё в нынешнем отреставрированном Большом театре, который он презрительно назвал как-то "турецким отелем". Критиковал он также подходы и методы С. Филина, считая их слишком прозападными. Примечательно, что Цискаридзе неизменно вызывает неистовый восторг у своих фанатов обоего пола, часть которых даже обратилась к Путину с требованием назначить своего любимца главным балетмейстером Большого театра.
        Характерно при этом, что Николая Цискаридзе если не прямо, то косвенно поддерживает бывший на протяжении почти тридцати лет главным балетмейстером Большого Юрий Григорович, которому сейчас 86 лет, но он ещё полон сил и открыто критикует "модернистский" и "слишком западный" подход к балетному искусству со стороны нынешнего руководства театра, который он вынужден был покинуть ещё в 1995 году.


На фото из интернета (слева направо): Д. Медведев, Ю. Григорович и С. Филин на открытии основной сцены Большого театра (ноябрь 2011 г.)      


Рецензии
Здравствуйте, Валерий.
С интересом читаю Ваши статьи - благодарна за "окно в мир"!
По-поводу этой - политическая подоплёка, как и "бытовая", и "маньяк" и одна из многих "клановых" нашего времени и места - всё имеет место быть у нас сейчас , увы.
Мне тоже грустно принимать "модернизм" , тем более в его современном виде, в Большом театре. И к Цискаридзе отношусь с уважением, как к хранителю традиций Большого и солисту, и к Григоровичу.
Часто общественные суждения угождают " авторитетным" или "предпочтительным " мнениям.... Безусловно, преступление это будет ( когда-нибудь ) раскрыто , тем более , что С.Филин говорил ( СМИ), что знает, кто это...
Подождём. Думаю, это может повлечь ещё одну цепочку лиц и неправомерных действий, связных с театром.
А Вам - спасибо:)
Галина.

Галина Геро   19.02.2013 08:08     Заявить о нарушении
Добрый день, Галина! Рад Вам и тому также, что Вы прочитали эти материалы. К ним, разумеется, можно относиться по-разному, но знать это, мне кажется, не помешает. Это своего рода мой "актуальный дневник", куда я заношу то, что мне кажется интересным и заслуживающим внимания. Ну, а то, что произошло в Большом театре буквально на наших глазах, меня лично (уверен, что не только меня!)настолько обескуражило, что я просто не мог безучастно пройти мимо этого факта. Так же, как Вы, надеюсь, что это дело будет раскрыто, и благодарю Вас за проявленный интерес.
С уважением,
Валерий

Валерий Шувалов   19.02.2013 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.