Про эпистолы. Продолжение спора
Один редактор, хвастаясь дипломом,
Так поучить ещё хотел при этом,
Наверно думал, что ударит ломом:
«Эпистолярный стиль не для поэта!»
Событий тьма уже необозрима,
Хватало и бумаги, и чернил,
И гражданин Афин, конечно, Рима,
Письмо в конверте в офис приносил.
Там марки были, даже штепселя шлепок.
Корреспондент имел немало веры:
В Лютецию и Вавилон доставят в срок
Письмо - и скороходы и триеры.
Любой поэт от сих забот освобождён,
Такие рассуждения - изьяны.
На почту ныне не работает, мол, он.
И как нам быть с письмом Татьяны?
Про все послания «людишки» просто врут,
Не назначал когда-то Пушкин сроков
В своём письме во глубину сибирских руд.
Не получал эпистол Сумароков.
Булгаковским героям отдаю я честь-
Специалиста помним по очистке.
Сумел же Шариков взять книгу и прочесть,
Что Каутский сказал в той переписке.
Так вспоминаемы и Цезарь и Тацит,
И будет наша мысль всегда в ажуре.
Такой бы письменность имела ныне вид,
Когда бы не эпистолы в литературе?!
*( из "Письма к потомкам" Ф. Петрарки)
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне — хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время, — то
тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя. Суждения обо мне людей будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле…[17].
Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.
Слогу этих писем была свойственна торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно «ни один другой вид источников так выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы»[18]. Характерны поджанры эпистол:
• consolatoriae — «утешение»
• hortatoriae — «воодушевленное обращение»
Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои«Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицерону или Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.
Краснодарский край 2013 г.
Свидетельство о публикации №113012303903
А высокохудожественное произведение,
Достойное утраченных чернил,
Ведь в каждой строчке может быть прозрение:
Здесь может быть и автора судьба
И чувства, выплеснутые на лист бумажный,
А может быть, последняя мольба
И крик отчаянья, чтобы его услышал каждый!
Вот что такое письмо - а не просто лист бумаги с начертанными словами!
С уважением
Александр
Махов Александр 27.01.2013 17:24 Заявить о нарушении