Мастера экслибриса россии - 21 век!

 УДК 75:М069(084.1)
 ББК 85, 143(2)1


Мастера  экслибриса России -  21  ВЕК. Вып. 3 . -  Кисловодск:  Опера-тивная полиграфия; -  18 с. ;  илл. 2012


       Гл. редактор – составитель   и 
           издатель  – Бригиневич Е.Е.
          
   Каталог  графических  миниатюр  и  экслибрисов современных мастеров  малых форм графики России.

       
      ПРЕДИСЛОВИЕ


«В своей основе книжный знак — это выявление любви и ува-жения к книге. Это - сгусток мыслей и чувств, посвященных книге». Слова эти принадлежат крупнейшему ученому-книговеду А. А. Сидорову.
Экслибрис (лат. ex libris — из книг) — книжный знак, предна-значенный для маркировки кни-ги с целью указать на ее при-надлежность какому-либо вла-дельцу. Является самостоятель-ным жанром печатной графики. Экслибрисы имеют миниатюр-ный формат  и  по праву принадлежат к произведениям искусства  малых форм графики. Гравируются на меди, дереве, линолеуме, реже изготавливаются в технике литографии. Печатаются на бумаге и затем наклеиваются на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки книг  домашних  и других библиотек.

 По характеру изображения раз-личают экслибрисы геральдиче-ские (воспроизводящие герб или эмблему владельца), вензелевые (соединяющие в декоративно-орнаментальной композиции инициалы владельца), сюжетные (изображающие пейзажи, интерьеры, натюрморты, фраг-менты архитектуры и т д.).
       Основное назначение книж-ного знака — указание на вла-дельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Обычно сюжетные композиции бывают символическими, несут в себе зашифрованное или, наоборот, четко декларируемое значение, раскрывая мир пристрастий, личных вкусов, профессиональных занятий, особенности внутреннего мира человека, его связей с общест-вом, историей, природой.
     Художник должен обладать большим мастерством, ведь он не просто изображает опреде-ленную натуру, но синтезирует искусство образа словесного и образа графического, сам созда-ет новую реальность, наделяя ее множеством смыслов, причем, эта реальность ограниченна определенными рамками и требованиями, а фантазия бесконечна. Отобрать самое нужное и важное, в небольшом произведении сказать о многом, но сделать это просто и понятно – сложная задача, и недаром очень многие прославленные художники пробовали себя в искусстве книжного знака.

    В    данном выпуске  издания  представлены ведущие худож-ники  и графики  - представите-ли России в области современного экслибриса (с 1991 по 2009гг.), а  знатоки могут изучать современные тенденции, сопоставлять их с традиционным представлением о книжном знаке, сравнивать творческие подходы, качество работ.     Хочется все посмотреть внимательно, запомнить, как-то структурировать в сознании, но сделать это очень сложно – так много имен, и у каждого автора  свой художественный язык, а образы в работах варьируются от просто необычных до фантастических.
  Среди  мастеров  экслибриса  старшего поколения : Р. Копы-лов,  Е.  Блюмкин,   М. Верхолан-цев,  Н. Домашенко,   И. Желио-стов,   Н.  Калита,        Н. Казимо-ва,       В.  Киселев,     Г.  Кули-шов,          Е.  Лебедев,     Е.  Мар-тышев,       В. Митин,  В.  Орлов,  Ю. Ноздрин,  С. Парфёнов  Н. Саутин  и др.   преобладает  стиль  «классического» экслиб-риса – графическое   решение  и образный строй ясные,   легко  читаемые, функциональные,  произведение в целом  необы-чайно  гармонично, в нем нет ничего   лишнего, но  от этого  оно  не  теряет глубины смысла.
   Ныне – в начале Нового  века появилось  много новых имён художников, мастеров  совре-менного  книжного знака :  Ири-на  ДМИТРИЕНКО (Москва);   Елена  ГУСЕВА  и Ирина ЕЛАГИНА  (Нижний  Тагил);   Станислав  КАЗИМОВ  (Санкт - Петербург);  Дмитрий  КЛОКОВ (Рязань);     Иннокентий  КЕЛЕЙНИКОВ  (Москва);   Виктор КОБЗЕВ  (Санкт - Петербург)  и др. ,   выполняю-щие книжные знаки в комбина-ционной  технике  исполнения (сочетая традиционные техники - ксилография, линогравюра, офорт   и  современные  компьютерные  технологии).
    С   2000 года издается данный  каталог. Вышло в свет  три   вы-пуска – как в бумажной  версии,  так  в  в  электронной (послед-ние  два  выпуска).  С 2012 года  данное  издание  будет  выхо-дить  только  в  электронном  ва-рианте, так  как  мало  средств на  издание  цветных  иллюстрированных каталогов  с    репродукциями   современных  книжных  знаков.
  В  2012  году  удалось  переиз-дать четыре  сборника и  два ка-талога   по  экслибрису, мини-книге ,  Артпоэзии,  Поэзографике  и  архитектурному  краеведению  курортов  региона  юга  РФ « КАВМИНВОДЫ» только  благо-даря  стипендии Министерства  культуры России  и  при  дея-тельной  поддержке  и содейст-вию  Российского  союза  про-фессиональных  литераторов (РСПЛ -  Москва).
  Выражаю  сердечную  призна-тельность  и  тёплые   слова   благодарности    членам    Коор-динационного Совета  РСПЛ   в   лице:    Председателя  РСПЛ    -    Т. Г.  МИХАЙЛОВСКОЙ;  зам. Председателя  КС  РСПЛ  - В.А.   СОКОЛОВА  и   отв. Секретаря  РСПЛ – Л.Т.  АЛЕКСАНДРОВОЙ.

          БРИГИНЕВИЧ  Евгений –
     Член РСПЛ с 2006г. (СТАРОПОЛЬСКИЙ  СОЮЗ  ЛИТЕРАТОРОВ),  член СЖ РФ, RBBY и др. творческих  организаций страны.
         


Аверьянов Михаил Филиппо-вич

         (2.04.1926) родился в Самаре.

   С детских лет увлекся рисо-ванием, еще подростком по-ступил на самарские трехго-дичные курсы ИЗО, где учил-ся у художников Г.П. Под-бельского и А. А. Любимова.  После окончания художест-венного факультета  Всесо-юзного  института  кинемато-графии  (ВГИК) в Москве, ра-ботал в кино.   Затем увлекся  книжной графикой, оформляя различные книги московских издательств  –  «Молодая гвардия»,  «Правда»,  «Изо-бразительное  искусство».
  В 1977г. его иллюстрации к изданию Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева  «С любовью к природе» на Всесоюзном конкурсе искусства книги были  отмечены дипломом.
   Более 30 лет занимается гравюрой на дереве, автор 92 экслибрисов.
   Участник многих книжных выставок в Москве и выставок экслибриса за рубежом.   Среди них – «Книжные знаки московских художников» (Чехословакия, 1988);    «Эркель в книжных знаках» (Венгрия, 1993); «Альма Матер» (Румыния, 1994);  «Биеннале график» (Бельгия – 1997, 1999, 2001).

   По признанию самого ху-дожника, морская тема, кото-рой Михаил Филиппович ув-лекся около 20 лет назад, - в его творчестве любимая.  В своих работах художник стремится передать  красоту и величие творений масте-ров-корабелов.  И в этом ему помогает многолетний творческий союз с В.А. Дыгало, совместно с которым выпущена уже не одна книга о  парусных  кораблях  разных  эпох




     БЛЮМКИН  Евгений Лаза-ревич

       (р. 2 сентября  1947г. -Ленинград)

Самобытный  талантливый питерский мастер современ-ного книжного знака России.  Окончил   Московский поли-графический институт. Рабо-тал художником  в Институте археологии Академии наук Узбекской ССР.  Много путе-шествовал. В 1980-82гг.  осу-ществил творческую поездку  на Памир (от Союза художни-ков СССР). В 1983г. участво-вал в киноэкспедиции, по-священной судьбе Аральского моря. С 1983г. занят препода-вательской деятельностью. С 1ё987г. создал  клуб «Графи-ческие миниатюры», где за-няты  и взрослые, и дети.  Гравюры воспитанников Е.Л. Блюмкина  представлены  во многих каталогах  выставок  в Германии, Испании, Румы-нии, Польши  и др. стран. Автор статей  по истории искусства, экслибриса и педагогике рисунка. Известен как иллюстратор  и оформитель  книг Кафки, Бабеля, «Старые романсы», «Невских проспект» и др. Работает в своеобразной манере, в таких техниках  как офорт, линогравюра и др.



    Для   творчества  художни-ка характерен постоянный  творческий поиск новых сю-жетов и тщательная прора-ботка композиционных реше-ний  в сочетании с отточенной техникой исполнения экслибрисов. За-поминаются работы, выполненные в технике   резцовая гравюра по стали – экслибрис для  ташкентского филолога  и организатора му-зея С.А. Есенина в столице Узбекистана – С. Зинина; офортные знаки для: 

• Э. Гетманского из Тулы (с пейзажем – уголок Летнего сада), 
• У.Франка (фрагмент квартиры А.С. Пушкина по наб. реки Мойки, 12), 
• С. Трессера – режиссе-ра и театроведа и др.

  Интересные находки удалось воплотить в книжных знаках с обнаженной натурой
( серия малой графики в сти-ле «ню»)  для: Н. Стрижака, А.И. Свипласа и др.
    В работах мастера нужно отметить органичное разме-щение шрифтовых надписей, простоту  и понятность графического языка  при создании  новых книжных знаков

  Творчество  Е.Л. Блюмкина  оригинально  и  сразу запо-минается,  сохраняется в па-мяти  почитателей  своеоб-разного  таланта офортиста России.    Художник  не  раз принимал участие в крупных конкурсах  экслибрисного ис-кусства   и  его  работы  все-гда  находили заслуженное  признание, включались в ка-талоги избранных произведе-ний  малых форм графики.  Работы   Евгения Блюмкина  экспонировались в музеях  нашей страны и других стран  мира. Отдельные листы гра-фики  хранятся  в музеях и в частных коллекциях СНГ и Европы.

• из книг Демина          1993        С3
         ( портрет В.С. Высоц-кого);
• из  книг С.А. Демина    1993     С3
                (вид   барельефа  Высоцкого)




   ВЕРЕЩАГИН     Владимир
                Евгеньевич

     (р.1949 -  г.  Онега)

 Окончил Высшее художест-венно-промышленное учили-ще им. В.И. Мухиной. Первый экслибрис выполнил в 1975г. Творчество современного мастера книжного знака Рос-сии по достоинству оценено в Бельгии, Голландии  и Герма-нии. Участник многих конкурсов и международных выставок графики и книжного знака. Создал около 180 экслибрисов  в технике: литография, линогравюра , офорт и мецца-тинта. Большинство работ выполнил в форте. Организовал и провел серию выставок « Интерпроект»  в России и  странах Европы. Нужно отметить высокий уровень графического рисунка В.Е. Верещагина, его несомненный талант как признанного офортиста страны и Европы. На графи-ческой миниатюре, выпол-ненной для Марии Верещаги-ной изображены виды архи-тектуры – храм Василия Бла-женного и  Петропавловская крепость.  На офорте, выпол-ненном для питерского ху-дожника Александра Коло-кольцева (1987г.) изображен вид НЛО с лучами, направ-ленные на Луну. Интересны книжные знаки на тему «ню», выполненные для Г. Ван Зее и Я. Брутгемана.
  Работы малых форм графики В.Е. Верещагина отличает  гармоничное сочетание символики и классической проработки деталей  при компо-зиционных решения.


   ВЕРХОЛАНЦЕВ Михаил
                Михайлович

             (р. 1937 – Москва)

Стиль  графического творче-ства  мастера современного российского экслибриса М.М. Верхоланцева  выгодно выделяет  органичное сочетание символизма, сюрреализма  и геральдики. Его творчество было отмечено на международных выставках экслибриса  в Генуе (1973г.), в Мальорке  (1975г.),   в  Сент-Никласе (1983г.).     Замечательный  ксилограф создал целую га-лерею образов из греческой мифологии.
   На знаке для Христиана Блейсберга  видим  образ Льва, витающего в облаках и русалку, сидящую на берегу острова. Изображена Гарпия на фоне моря  на экслибрисе, выполненном для В.Д. Перки-на. На  книжном знаке для Л. Лобака художник отобразил образ Шивы. 

 
 


   ДМИТРИЕВСКИЙ    Сергей   
                Владимирович

         (р.1966г. - Устюжна,   
           Вологодская   обл.).


  Учился  в Суздальском ху-дожественно - реставрацион-ном училище(1981-89гг.), ко-торое окончил с отличием. Самобытный график России. Живет  в родном  городе.  Вы-полнил  около 20 книжных знаков. Характерными для творчества мастера  является серия знаков, выполненных  для   Salone del TORINO
  –   1989г.     и       экслибрис 
  для Г. Грака  –  к  500-летию
  Ф. Скорина.

 E.L.  Salone  del  libro Torino  1989  X3;
 E.L.   AGU  KALJO    1986;
 E.L.   Rita  Pommere





    ЕГОРОВ  Владимир Ана-тольевич
          (р. 1944 – Калинин).

  График – живописец. Живет  и работает  в Вологде.
  С 1952 по 1962гг.  учился  в Ленинградском художествен-но - графическом педагогическом училище.  Жил  и работал в Днепропетровске, в 1975г. переехал в Вологду.  Член Союза художников  с 1977г. Выполнил более десятка экс-либрисов.


 E.L.    А.Т.     (архитектурный пейзаж)
 E.L.   Егорова В. и Афониной Т. (воин)
 E.L.   Афониной Т.  (шагаю-щий  азиат)
 E.L.   Егорова  В     (маска)
 E.L.   М.  Даен    (мужская  голова   среди  орнамента)



 


     ЖЕЛИОСТОВ  Иван   Иванович

          (р. 12 апреля 1936г.,
         ст. Казанская – Кубань)

 

     Омский художник. 
  Зарекомендовал себя как отличный гравер по дереву и мастер малых форм графики.  Примечательна  его  ксило-графический книжный знак для юриста из Омска Ивана Синеокого,  где изображен цветок из книг,  в  центре ко-торого выполнен портрет по-эта С.А. Есенина.   Примечателен знак, выполненный  к  300-летию  С-Петербурга (2003г.).  В сюжетном  и ком-позиционном  плане  графи-ческую  технику  И.И. Желио-стова отличает продуман-ность  и 
   Учился  в  Краснодарском  художественном училище в 1952-1957 гг. (педагоги Н. Н. Могилин, Г. А. Аветисян). Свой творческий путь начинал как художник-оформитель в воинской части г. Краснодара в 1957 г., где проработал до 1960 г. Затем в 1960-1962 гг. работал художником - декоратором  в  СМУ   Управления торговли   г. Краснодара.

 В 1962-1965 гг. – главный художник строительной груп-пы Краснодарского  Горпром-торга. 

     В Омск приехал в 1965 г. и сразу же попал в активную атмосферу художественных поисков омских  художников.
    Член Союза художников с 1970г.

    И.И.  Желиостов –  участник  выставок с 1966 г.:  областных, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных.   От линогравюр художник пе-реходит к гравюре на пласти-ке, ксилографии, первым в Омске осваивает технику меццотинто (черная манера в гравировании.

   Параллельно с графикой развивается и его живопись. Главной темой в живописи, как и в гравюре, остаётся пейзажный образ.  Активно работает художник и в таких направлениях малой графики как экслибрис  и   занимается книжными иллюстрациями.
  В родной станице Казанская  Иван Иванович  открыл кар-тинную галерею изобрази-тельного искусства для зем-ляков!  С  друзьями художни-ками из Сибири  в 1982г. Же-лиостов  создал   в музее экс-позицию из более 200 картин  и графических работ.
   Наиболее известны  порт-ретные экслибрисы  мастера:  для книголюба П.И. Заварзи-на  1987  (портрет А.С. Пуш-кина);    для  библиофила   Г. Шика (портрет Ф.М. Достоев-ского);
знак для историка Л.Н. Гуми-лева  1989  (портрет Анны Ахматовой; из книг  Ж. Же-лиостова (портрет Марины  Цветаевой) и др. Много зна-ков  посвящено образу В.С. Высоцкого, выполненных для С.А. Демина из  г. Дегтярска.

     Публикации о творчестве  сибирского мастера  экслиб-риса  были в прессе: газета «Молодой сибиряк», газета «Омск вечерний»,  журнал «Омская старина» и др.

      Произведения  И.И. Же-лиостова   находятся в музеях Омска, Новокузнецка, Краснодара, в картинных галереях Кубани и Омской области, в частных собрани-ях Германии, Китая, Польши, США, Чехии, Финляндии.






    


    ЖИВИЦЫН   Евгений
                Александрович

                (р. 1946).

    Художник, автор  ряда книг  и книжный график. Мастер книжных иллю-страций  книг многих авторов из Ростова-на-Дону.  Выполнил много иконографических  рисован-ных книжных знаков    для  книголюба  и  коллекционера     Леонида Тартынского.


 На  экслибрисе с  портретом М.Ю. Лермонтова график  привел слова поэтаВ меня все ближние мои бросали, бешено каменья».
 
    На знаке  с образом Анны Ах-матовой приведены ее строки « Каждый день по-новому трево-жен», а  на  знаке с портретом Н. Карамзина – слова» Все вещи разрушает время…».  Для Виктора Тартынского  Е.А. Живицын  на фоне портрета С.А. Есенина привел слова «Я верю, верю. Счастье есть».



 
         ЗАБИРОХИН Борис 

      (р. 1947г.- Ленинград).

  Живописец, иллюстратор, мастер книжного знака и ми-ниатюрист. В 1970 г. окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Ра-ботает  в технике офорта, су-хой иглы, литографии и линогравюры. Проил-люстрировал свыше 30 книг. Выполнил более  60 книжных знаков.  Примечателен  знак, выполненный для художника Н.А. Сажина – литография – 1990г., на котором изображен человек-Дом! Гротеск и юмор присущ истинному мастеру фантастического экслибриса России. 

   Б. Забирохин принимал участие  в международных выставках: в Англии,  Польше, Канаде, Болгарии, Японии, Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Греции и др. Персональные выставки: Ленинград ( 1984, 1991), Тал-линн, Эстония (1987), Викер-сунд, Норвегия (1992), Оле-сунд, Норвегия (1993), С- Пе-тербург,
музей-квартира А.С.Пушкина (1997). Работы находятся во многих музеях России, в том числе в Музее экслибрисов (Москва), Музее изобрази-тельных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Госу-дарственном Русском музее (СПб), Государственной Третьяковской галерее (Мо-сква), художественных гале-реях Калининграда, Вологды, Брянска, Магнитогорска.
   Работы  мастера современ-ного российского экслибриса  хранятся в зарубежных кол-лекциях музеев:   
    Международного Института    юмора   и  сатиры,     Гарбово (Болгария),   Национальной картинной галерее, Прага (Чехия), Музее г.Малборка (Польша),   Музее   г. Бристо-ля   (Англия),    Музее  Викто-рии  и  Альберта  (Англия),  а также  в  частных   коллекци-ях   России   и  многих   стран  мира.


      ЗЕМЦОВ         Иван 
                Сергеевич

 (р.   МАРИЙ  ЭЛ   г. Йошкао  Ола)

  Художник, иллюстратор книг, мастер малых форм графики. Участник многих выставок графики Поволжья, России и других стран СНГ и Европы. Выполнил несколько книжных знаков  для худож-ника из Кисловодска – Владимира Митина.
               


         

       ЗАЙЦЕВ    Александр 
                Сергеевич

        (р.      Москва)

   Мастер гравюры  на пластике.  Автор книги   «Советы мастеров живописи и графики», - Бук  Ис-кусство.- М -1973г.    Выполнил  знак для писателя  Даниила  Гранина     (портрет М. Ломоносова). Графическая миниатюра поражает чистотой штриха, ясностью техники и  самобытным искусством рисовальщика.
     В 1985 г. выполнил цвет-ной экслибрис   «Из книг о героях гражданской войны». Изящную миниатюру мастер выполнил для библиотеки инженера В. Савиной на пуш-кинскую тему.




      ЗУБОВ    Александр
                Васильевич

              (р. 1946).

  Самодеятельный   художник. Живет  в  г. Устюжна  Вологодской области. Работает главным врачом межрайонного   Центра  санитарно - эпи-демиологического  надзора. Выполнил более 20 экслибри-сов.
 - E.L. СЕВ (книга  и роза);
 - E.L.  L.
 - E.L.  АНЯ (затонувший ко-рабль на дне моря  и рыба);
  - E.L. СВС ( бокал, роза  и свеча)



      КАЗИМОВА   Нина
                Ивановна

   (р. 5 декабря 1952г. –
                Ленинград)

    Юбилейная персональная выставка петербургского графика Нины Казимовой  прошла с 5 декабря 2002 по 5 января 2003 гг.  в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12. На ней  были представле-ны около 100 произведений Нины Казимовой: экслибрисы (книжные знаки) и книга, созданная на стихотворение Пушкина "Пир Петра Перво-го". Это уже третья авторская книга Нины Казимовой после таких изданий, как "Сады мо-ей души" (на стихи поэтов Серебряного века) и "Париж" (на стихотворение Максими-лиана Волошина),
приобретенных Государст-венным Эрмитажем и Госу-дарственным Русским му-зеем. 

     В подчеркнуто утонченных и изящных экслибрисах Нины Казимовой ощущаются тради-ции русской расписной иг-рушки, художественной вы-шивки и просматривается влияние школы художников "Мира искусства" с их интересом к историческим экскурсам в "галантный век", эпоху Петра  Первого.

   Удивительное произведение мастера особого графического вида искусства, созданное  в 1999г.  к 200-летию А. С. Пушкина, представлено на выставке авторской цельно-гравированной книгой “Пир Петра I”. Книга выполнена в технике офорта и акватинты вручную на офортном станке.
    Автор в юном возрасте пристрастилась к графиче-скому искусству в Ленинграде, будучи студенткой архитектурного факультета ЛИСИ. Уже в 80-е годы Казимова изучает технику офорта в мастерской Г. Пахаревского.  Вскоре ста-новится членом Мастерской народной графики и прини-мает участие во многих  ху-дожественных выставках на-шей страны и за рубежом.

    Казимова является победи-телем многих конкурсов и имеет большое количество различных наград и в России, и за рубежом. 
 


Нина  Ивановна  получила поощрительную премию на конкурсе проектов  “Царскосельский карнавал-97”  в Пушкине;  памятные  призы  известных международных конкурсов  книжного знака в  Польше и Италии.
 

 


КАЛИТА  Николай Иванович 

      (р. 1926г. – Пятигорск). 

   Окончил Московское худо-жественное училище памяти 1905 года, затем в 1953 году Московский государственный  художественный  институт имени В.И.Сурикова   по  фа-культету  графики.  Занимал-ся  у  профессоров   В.А.  Дехтярева и   М.В.  Маторина.
  Работал в области иллюст-рирования и  оформления  книги,  а  также станковой  гравюре.  Первый экслибрис создал в  1959   году.
  Мастер гравюры и экслибриса  выполнил серию  из  8 гравюр на дереве для   книги
 В. Г. Федорова    «Кто был автором   „Слова о полку Игореве“...».   
    Черно - белые гравюры  выполненные Н.КАЛИТОЙ  были  выполнены  и  разме-щены   попарно на развороте листов, среди текста.  На них изображены четыре узловых эпизода  «Слова о полку Иго-реве»: сцена перед походом, выступление в поход, битва с половцами и возвращение Игоря.

    Это многофигурные компо-зиции повествовательного  характера с обрамлением в виде древнерусской  плетен-ки. Иллюстрации  Н.И.  Кали-ты  отличаются выразитель-ностью и стилистическим  родством с работами В. А. Фаворского. Николаю Ивановичу  принадлежит также оформление красочной обложки книги Федорова с изображением древнерусской военной  атрибутики (колчан, стрелы, копья) и скорописных заголовков на шмуцтитулах. Его  замечательные гравюры отмечены высоким профес-сионализмом. Авторские от-тиски их находятся в ИРЛИ.
 Н.И.  Калита - известный мастер книжной иллюстрации и экслибриса. Оформил и проиллюстрировал около 300 книг.
Международное призна-ние к Н.И. Калите - одному из лучших граверов России - пришло в 1959 году в Австрии на VII Всемирном фестива-ле молодежи и студентов. Там он был удостоен первой премии за великолепные иллюстрации к роману Стендаля «Люсьен Левен (Красное и белое)».
 




  КОПЫЛОВ  Рудольф  Влади-мирович   (р. 1926г. – Нижний Тагил)


     В произведениях мастера  нужно особо отметить  слож-ные по исполнению – много-цветные экслибрисы в 2…8 досок (цветов)  в технике – ксилография  и гравирование по пластику.  Его работы оп-ределяются движением взаи-мообусловленных тематиче-ских идей, которые он разви-вает в разных видах  гравюры  и малых форм графики. Специфические особенности живописи  и   миниатюры художник использует как способ пе-редачи образно-пластического решения "бес-конечной текучести форм".
    Интересное  изображение  портретов  любимых  поэтов: С.А. ЕСЕНИНА, В.С. ВЫСОЦКОГО, А.С. ПУШКИНА, М.Ю. ЛЕРМОНТОВА и др. трансформируется в ориги-нальные книжные знаки, соз-данные для коллекционеров, художников и библиофилов  разных стран мира.

 Функциональность   книжно-го   знака определяется  при-надлежностью  книг  их вла-дельцу и коллек¬ционеру.
книги.
   В 2000 г.  FISAE разработа-ла программу  "Полезный экслибрис начала третьего тысячелетия" с определением "полезный" экслибрис – это экслибрис, владелец которого имеет на нем свое имя и активно использует его как  марку  собственности, "как художественное произведе-ние для обмена и коллекцио-нирования".

     Экслибрис - своего  рода  библиотечный  герб  владель-ца  редких  книжных изданий, книголюба  или  библиофила!    (Бригиневич Евгений - СНЕЖИН  -поэт РФ)

    Изучению книжных знаков  Р. Копылова  как отдельной области его графического творчества не было уделено должного внимания, кроме изданного  в 1996г. каталога работ мастера (издан клубом  графики РИФЕЙ  в Екатерин-бурге)  при участии ВАКСМАНА.
    В него вошло  подробное  описание свыше 900   книжных знаков.
   Систематизация экслибри-сов  Р. Копылова  прослежи-вается в двух направлениях:  хронологическом  и по при-надлежности владельцу.
Хронологическая система ос-нована на последовательно-сти этапов работы над экс-либрисом и дает возможность проследить закономерности структурно-пластических из-менений в экслибрисе Р.В. Копылова, определить их значение в творчестве графика.
    Первые   печатные экслиб-рисы    Рудольфа  Владимиро-вича    КОПЫЛОВА  датирова-ны 1962 г.
     Независимо  от  сюжета и формы изображения, его  ра-боты  привлекают внимание  своей изящностью.
     В  самых  незначительных набросках сказывается спокойное  и уверенное мастерство, неиз-менно сохраняется оригинальность "почерка" мастера.
 В сюжетных   и   портрет-ных экслибрисах Рудольф  КОПЫЛОВ   использует  раз-личные графические приемы.
   На раннем этапе творчества - часто обращается к штрихо-вому рисунку, напоминающе-му  технику  тушью-пером, позже, моделировка  формы   становится более мягкой,   появляется    своеобразная   манера гравировки   рисунка,   создающая     впечатление         мастерски  выполненной   гравюры.
    Тематическое разнообразие книжных знаков и графический язык работ подчинены глубокому философскому осмыслению сюжетно-образного решения произведения, отражению гуманистического назначения искусства малых форм графики.
    Восхищает грациозность и гар¬монией пропорций. В  ли-нейном  рисунке  движение  лошади  изображено с анато-мической точностью.  Дина-мика рисунка усилена  вихрем  линий,  под-черкивающих направление движения.
      В   едином  пластическом ритме созданы  рисунок и текст, в шрифте выверены отдельные  элементы. Наработанными    средствами  и  приемами  в оригинальных композициях, график  доби-вается  емкого и лаконичного  раскрытия  смыслового со-держания темы. Наряду  с   персональными   экслибриса-ми, важны семейные  знаки
    Большое значение  уделе-но мастером  и  психологи-ческой характеристи¬ке героев. Отражение внутренней экспрес¬сии образов и дина¬мическое ком-позиционное решение глубже раскрывает позицию художника в трактовке изображаемых мотивов.
         
      Выставка экслибрисов «Пушкину посвящается» бы-ла открыта  в  феврале 2005г.   В  культурно-просветительном библиотеч-ном      центре   -
       «Пушкинский Дом».
  Немного найдётся в нашей стране, да и, пожалуй, во всём   мире,   художников   –
экслибристов, которые за свою творческую жизнь вы-полнили тысячу и более книжных знаков в технике ксилографии (гравюры на дереве). Один из таких рекордсменов — известный  российский   художник Рудольф КОПЫЛОВ.
     Главное в  экспозиционной коллекции  была  великолепная серия экслибрисов на пушкинские темы, выполненная Копыловым для  Витаутоса   Петнино в 2003 году.

    Пушкинский  автопортрет  на  фоне книжных  полок  приведен  в экслибрисе  для МАриано  Рудале.  Православ-ные храмы  древней Руси включены в композиции мно-гих книжных знаков выпол-ненных для Карло Чиезы.
      «Пушкиниана» Рудольфа  КОПЫЛОВА   представляет собой серию стилизованных портретов красавиц пушкин-ской эпохи (Александр Сер-геевич, как известно, с юных лет был большим ценителем и поклонником женской красоты).

   О лицейских годах зрителям выставки напоминают изящные портреты Натальи Кочубей и Екатерины Бакуниной, обрамлённые в золочёные овалы и как бы парящие над тихими водами Царскосель-ского пруда. Затем следует  серия  крымских и кавказ-ских впечатлений.   Здесь уже    царят  изображения  Елизаветы Воронцовой, Каролины Собаньской  и   Екатерины   Давыдовой.   Их  художник  со  всем почтением  разместил на фоне гордых  снежных  вер-шин  Кавказа  и   пирами-дальных тополей  Крыма.

   Особенно  трогателен  про-филь  Амалии Ризнич, выпол-ненный художником в манере быстрых зарисовок самого Пушкина. За «кавказской» следует «михайловская» серия:  здесь    профиль Анны Керн соседствует  с  силуэтом  Анны Вульф и кокетливой  миниатюрой  с  изображени-ем madam Вревской.
  Все они словно прислуши-ваются к звукам  пушкинской лиры, стройно   звучащей  среди полей   и  рощ     Псковского края.
  Но «тригорские»   дамы  ка-жутся  трогательными про-винциальными простушками рядом с  роскошными  краса-вицами  обширной   «петер-бургской» серии.  На  фоне  вод Невы и стройной колон-нады Биржи  Тома де  Томон-на  профиль Екатерины Семё-новой  выглядит  ещё более гордым, знаменитые плечи Истоминой — ещё более рос-кошными.
   Актрисы, балерины, свет-ские дамы, меценатки, неж-ные барышни быстро меняют друг друга в мелькании пе-тербургских дней,   но   царит в этой   серии, конечно,   Она  -  КРАСАВИЦА!
    — Наталья Николаевна Пушкина.
    Этот образ жены  поэта  объединяет   «петербург-скую» серию с «московской».    Объединяет изысканностью наряда и печальным взглядом.   Портрет Натальи   Ни-колаевны  — своеобразный символ  всей  серии  книжных знаков мастера.
 
     Рудольф Копылов — мастер сюжетного книжного знака.  В малой графике ему подвластна любая тема, но любимой является  литературная.
    Есенину и Высоцкому Ко-пылов посвятил около 150 графических миниатюр.
   Необычайна интересна и его «бажовиана».

  На тему   сказов  уральского писателя   Павла  Бажова   
 «Малахитовая шкатулка»  мастер выполнил серию зна-ков для коллекционеров – книголюбов и издателей  ка-талогов  экслибрисов - Мити-на В.И. и   Бригиневича Е.Е. 
    В   кругах  любителей  и  собирателей  колоритных и редких  экслибрисов  Рудольф  Владимирович Копылов  пользуется заслуженной  известностью. 
    Его имя занесено в миро-вую Антологию художников-экслибристов, а его лучшие графические листы хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях,  в част-ных коллекциях стран Евро-пы: Бельгии, Испании, Герма-нии, Чехии, Финляндии и др.

  Р.В. Копылов неизменный участник многих междуна-родных конкурсов-выставок, где  его работы неизменно  входят  в каталоги лучших произведений малых форм графики.  Свои цветные ми-ниатюры, снискавшие миро-вую известность, художник тиражирует вручную в не-больших количествах с не-скольких «досок». Так что не зря поклонники называют его Мастером. 
   Графические миниатюры  Р.В. Копылова - заметное яв-ление в  искусстве  современного  российского книжного знака  и они заслуженно  получили  признание за рубежом  и  в России. Творчество мастера графики  Р.Копылова  отличает выразительность и логическая завершенность композиционных и сюжетных решений . является по праву  важным вкладом в развитие  мирового искусства  малых форм графики.


       Геннадий  СНЕЖИН

    (Интерпоэт  ЮНЕСКО -2005,
    поэт -   на  сайте  СТИХИ РУ
   с 2009 г. около   800  стихов)


      МАСТЕРА   ЭКСЛИБРИСА

            РОССИИ

       КАТАЛОГ  КНИЖНЫХ ЗНАКОВ
 
        Выпуск   третий  (2012)

         Электронная  версия

      Подписано к  публикации-
          12  декабря  2012 г.
  (РАСПРОСТРАНЕНИЕ  в  ИНТЕРНЕТ  ММАГАЗИНАХ и 
     ИД  СНГ и ЕВРОП- с  января  2013г.)

         ИЗДАНИЕ  ОСУЩЕСТВЛЕНО
 НА     СРЕДСТВА      СТИПЕНДИИ  МИНИСТЕРСТВА  КУЛЬТУРЫ  РФ;
           ПРИ   ПОМОЩИ  и  СОДЕЙСТВИИ
      КООРДИНАЦИОННОГО   СОВЕТА   РСПЛ  - МОСКВА.


Рецензии