Мастера экслибриса россии - 21 век!
ББК 85, 143(2)1
Мастера экслибриса России - 21 ВЕК. Вып. 3 . - Кисловодск: Опера-тивная полиграфия; - 18 с. ; илл. 2012
Гл. редактор – составитель и
издатель – Бригиневич Е.Е.
Каталог графических миниатюр и экслибрисов современных мастеров малых форм графики России.
ПРЕДИСЛОВИЕ
«В своей основе книжный знак — это выявление любви и ува-жения к книге. Это - сгусток мыслей и чувств, посвященных книге». Слова эти принадлежат крупнейшему ученому-книговеду А. А. Сидорову.
Экслибрис (лат. ex libris — из книг) — книжный знак, предна-значенный для маркировки кни-ги с целью указать на ее при-надлежность какому-либо вла-дельцу. Является самостоятель-ным жанром печатной графики. Экслибрисы имеют миниатюр-ный формат и по праву принадлежат к произведениям искусства малых форм графики. Гравируются на меди, дереве, линолеуме, реже изготавливаются в технике литографии. Печатаются на бумаге и затем наклеиваются на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки книг домашних и других библиотек.
По характеру изображения раз-личают экслибрисы геральдиче-ские (воспроизводящие герб или эмблему владельца), вензелевые (соединяющие в декоративно-орнаментальной композиции инициалы владельца), сюжетные (изображающие пейзажи, интерьеры, натюрморты, фраг-менты архитектуры и т д.).
Основное назначение книж-ного знака — указание на вла-дельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис - это особый элемент книжной графики. Обычно сюжетные композиции бывают символическими, несут в себе зашифрованное или, наоборот, четко декларируемое значение, раскрывая мир пристрастий, личных вкусов, профессиональных занятий, особенности внутреннего мира человека, его связей с общест-вом, историей, природой.
Художник должен обладать большим мастерством, ведь он не просто изображает опреде-ленную натуру, но синтезирует искусство образа словесного и образа графического, сам созда-ет новую реальность, наделяя ее множеством смыслов, причем, эта реальность ограниченна определенными рамками и требованиями, а фантазия бесконечна. Отобрать самое нужное и важное, в небольшом произведении сказать о многом, но сделать это просто и понятно – сложная задача, и недаром очень многие прославленные художники пробовали себя в искусстве книжного знака.
В данном выпуске издания представлены ведущие худож-ники и графики - представите-ли России в области современного экслибриса (с 1991 по 2009гг.), а знатоки могут изучать современные тенденции, сопоставлять их с традиционным представлением о книжном знаке, сравнивать творческие подходы, качество работ. Хочется все посмотреть внимательно, запомнить, как-то структурировать в сознании, но сделать это очень сложно – так много имен, и у каждого автора свой художественный язык, а образы в работах варьируются от просто необычных до фантастических.
Среди мастеров экслибриса старшего поколения : Р. Копы-лов, Е. Блюмкин, М. Верхолан-цев, Н. Домашенко, И. Желио-стов, Н. Калита, Н. Казимо-ва, В. Киселев, Г. Кули-шов, Е. Лебедев, Е. Мар-тышев, В. Митин, В. Орлов, Ю. Ноздрин, С. Парфёнов Н. Саутин и др. преобладает стиль «классического» экслиб-риса – графическое решение и образный строй ясные, легко читаемые, функциональные, произведение в целом необы-чайно гармонично, в нем нет ничего лишнего, но от этого оно не теряет глубины смысла.
Ныне – в начале Нового века появилось много новых имён художников, мастеров совре-менного книжного знака : Ири-на ДМИТРИЕНКО (Москва); Елена ГУСЕВА и Ирина ЕЛАГИНА (Нижний Тагил); Станислав КАЗИМОВ (Санкт - Петербург); Дмитрий КЛОКОВ (Рязань); Иннокентий КЕЛЕЙНИКОВ (Москва); Виктор КОБЗЕВ (Санкт - Петербург) и др. , выполняю-щие книжные знаки в комбина-ционной технике исполнения (сочетая традиционные техники - ксилография, линогравюра, офорт и современные компьютерные технологии).
С 2000 года издается данный каталог. Вышло в свет три вы-пуска – как в бумажной версии, так в в электронной (послед-ние два выпуска). С 2012 года данное издание будет выхо-дить только в электронном ва-рианте, так как мало средств на издание цветных иллюстрированных каталогов с репродукциями современных книжных знаков.
В 2012 году удалось переиз-дать четыре сборника и два ка-талога по экслибрису, мини-книге , Артпоэзии, Поэзографике и архитектурному краеведению курортов региона юга РФ « КАВМИНВОДЫ» только благо-даря стипендии Министерства культуры России и при дея-тельной поддержке и содейст-вию Российского союза про-фессиональных литераторов (РСПЛ - Москва).
Выражаю сердечную призна-тельность и тёплые слова благодарности членам Коор-динационного Совета РСПЛ в лице: Председателя РСПЛ - Т. Г. МИХАЙЛОВСКОЙ; зам. Председателя КС РСПЛ - В.А. СОКОЛОВА и отв. Секретаря РСПЛ – Л.Т. АЛЕКСАНДРОВОЙ.
БРИГИНЕВИЧ Евгений –
Член РСПЛ с 2006г. (СТАРОПОЛЬСКИЙ СОЮЗ ЛИТЕРАТОРОВ), член СЖ РФ, RBBY и др. творческих организаций страны.
Аверьянов Михаил Филиппо-вич
(2.04.1926) родился в Самаре.
С детских лет увлекся рисо-ванием, еще подростком по-ступил на самарские трехго-дичные курсы ИЗО, где учил-ся у художников Г.П. Под-бельского и А. А. Любимова. После окончания художест-венного факультета Всесо-юзного института кинемато-графии (ВГИК) в Москве, ра-ботал в кино. Затем увлекся книжной графикой, оформляя различные книги московских издательств – «Молодая гвардия», «Правда», «Изо-бразительное искусство».
В 1977г. его иллюстрации к изданию Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева «С любовью к природе» на Всесоюзном конкурсе искусства книги были отмечены дипломом.
Более 30 лет занимается гравюрой на дереве, автор 92 экслибрисов.
Участник многих книжных выставок в Москве и выставок экслибриса за рубежом. Среди них – «Книжные знаки московских художников» (Чехословакия, 1988); «Эркель в книжных знаках» (Венгрия, 1993); «Альма Матер» (Румыния, 1994); «Биеннале график» (Бельгия – 1997, 1999, 2001).
По признанию самого ху-дожника, морская тема, кото-рой Михаил Филиппович ув-лекся около 20 лет назад, - в его творчестве любимая. В своих работах художник стремится передать красоту и величие творений масте-ров-корабелов. И в этом ему помогает многолетний творческий союз с В.А. Дыгало, совместно с которым выпущена уже не одна книга о парусных кораблях разных эпох
БЛЮМКИН Евгений Лаза-ревич
(р. 2 сентября 1947г. -Ленинград)
Самобытный талантливый питерский мастер современ-ного книжного знака России. Окончил Московский поли-графический институт. Рабо-тал художником в Институте археологии Академии наук Узбекской ССР. Много путе-шествовал. В 1980-82гг. осу-ществил творческую поездку на Памир (от Союза художни-ков СССР). В 1983г. участво-вал в киноэкспедиции, по-священной судьбе Аральского моря. С 1983г. занят препода-вательской деятельностью. С 1ё987г. создал клуб «Графи-ческие миниатюры», где за-няты и взрослые, и дети. Гравюры воспитанников Е.Л. Блюмкина представлены во многих каталогах выставок в Германии, Испании, Румы-нии, Польши и др. стран. Автор статей по истории искусства, экслибриса и педагогике рисунка. Известен как иллюстратор и оформитель книг Кафки, Бабеля, «Старые романсы», «Невских проспект» и др. Работает в своеобразной манере, в таких техниках как офорт, линогравюра и др.
Для творчества художни-ка характерен постоянный творческий поиск новых сю-жетов и тщательная прора-ботка композиционных реше-ний в сочетании с отточенной техникой исполнения экслибрисов. За-поминаются работы, выполненные в технике резцовая гравюра по стали – экслибрис для ташкентского филолога и организатора му-зея С.А. Есенина в столице Узбекистана – С. Зинина; офортные знаки для:
• Э. Гетманского из Тулы (с пейзажем – уголок Летнего сада),
• У.Франка (фрагмент квартиры А.С. Пушкина по наб. реки Мойки, 12),
• С. Трессера – режиссе-ра и театроведа и др.
•
Интересные находки удалось воплотить в книжных знаках с обнаженной натурой
( серия малой графики в сти-ле «ню») для: Н. Стрижака, А.И. Свипласа и др.
В работах мастера нужно отметить органичное разме-щение шрифтовых надписей, простоту и понятность графического языка при создании новых книжных знаков
Творчество Е.Л. Блюмкина оригинально и сразу запо-минается, сохраняется в па-мяти почитателей своеоб-разного таланта офортиста России. Художник не раз принимал участие в крупных конкурсах экслибрисного ис-кусства и его работы все-гда находили заслуженное признание, включались в ка-талоги избранных произведе-ний малых форм графики. Работы Евгения Блюмкина экспонировались в музеях нашей страны и других стран мира. Отдельные листы гра-фики хранятся в музеях и в частных коллекциях СНГ и Европы.
• из книг Демина 1993 С3
( портрет В.С. Высоц-кого);
• из книг С.А. Демина 1993 С3
(вид барельефа Высоцкого)
ВЕРЕЩАГИН Владимир
Евгеньевич
(р.1949 - г. Онега)
Окончил Высшее художест-венно-промышленное учили-ще им. В.И. Мухиной. Первый экслибрис выполнил в 1975г. Творчество современного мастера книжного знака Рос-сии по достоинству оценено в Бельгии, Голландии и Герма-нии. Участник многих конкурсов и международных выставок графики и книжного знака. Создал около 180 экслибрисов в технике: литография, линогравюра , офорт и мецца-тинта. Большинство работ выполнил в форте. Организовал и провел серию выставок « Интерпроект» в России и странах Европы. Нужно отметить высокий уровень графического рисунка В.Е. Верещагина, его несомненный талант как признанного офортиста страны и Европы. На графи-ческой миниатюре, выпол-ненной для Марии Верещаги-ной изображены виды архи-тектуры – храм Василия Бла-женного и Петропавловская крепость. На офорте, выпол-ненном для питерского ху-дожника Александра Коло-кольцева (1987г.) изображен вид НЛО с лучами, направ-ленные на Луну. Интересны книжные знаки на тему «ню», выполненные для Г. Ван Зее и Я. Брутгемана.
Работы малых форм графики В.Е. Верещагина отличает гармоничное сочетание символики и классической проработки деталей при компо-зиционных решения.
ВЕРХОЛАНЦЕВ Михаил
Михайлович
(р. 1937 – Москва)
Стиль графического творче-ства мастера современного российского экслибриса М.М. Верхоланцева выгодно выделяет органичное сочетание символизма, сюрреализма и геральдики. Его творчество было отмечено на международных выставках экслибриса в Генуе (1973г.), в Мальорке (1975г.), в Сент-Никласе (1983г.). Замечательный ксилограф создал целую га-лерею образов из греческой мифологии.
На знаке для Христиана Блейсберга видим образ Льва, витающего в облаках и русалку, сидящую на берегу острова. Изображена Гарпия на фоне моря на экслибрисе, выполненном для В.Д. Перки-на. На книжном знаке для Л. Лобака художник отобразил образ Шивы.
ДМИТРИЕВСКИЙ Сергей
Владимирович
(р.1966г. - Устюжна,
Вологодская обл.).
Учился в Суздальском ху-дожественно - реставрацион-ном училище(1981-89гг.), ко-торое окончил с отличием. Самобытный график России. Живет в родном городе. Вы-полнил около 20 книжных знаков. Характерными для творчества мастера является серия знаков, выполненных для Salone del TORINO
– 1989г. и экслибрис
для Г. Грака – к 500-летию
Ф. Скорина.
E.L. Salone del libro Torino 1989 X3;
E.L. AGU KALJO 1986;
E.L. Rita Pommere
ЕГОРОВ Владимир Ана-тольевич
(р. 1944 – Калинин).
График – живописец. Живет и работает в Вологде.
С 1952 по 1962гг. учился в Ленинградском художествен-но - графическом педагогическом училище. Жил и работал в Днепропетровске, в 1975г. переехал в Вологду. Член Союза художников с 1977г. Выполнил более десятка экс-либрисов.
E.L. А.Т. (архитектурный пейзаж)
E.L. Егорова В. и Афониной Т. (воин)
E.L. Афониной Т. (шагаю-щий азиат)
E.L. Егорова В (маска)
E.L. М. Даен (мужская голова среди орнамента)
ЖЕЛИОСТОВ Иван Иванович
(р. 12 апреля 1936г.,
ст. Казанская – Кубань)
Омский художник.
Зарекомендовал себя как отличный гравер по дереву и мастер малых форм графики. Примечательна его ксило-графический книжный знак для юриста из Омска Ивана Синеокого, где изображен цветок из книг, в центре ко-торого выполнен портрет по-эта С.А. Есенина. Примечателен знак, выполненный к 300-летию С-Петербурга (2003г.). В сюжетном и ком-позиционном плане графи-ческую технику И.И. Желио-стова отличает продуман-ность и
Учился в Краснодарском художественном училище в 1952-1957 гг. (педагоги Н. Н. Могилин, Г. А. Аветисян). Свой творческий путь начинал как художник-оформитель в воинской части г. Краснодара в 1957 г., где проработал до 1960 г. Затем в 1960-1962 гг. работал художником - декоратором в СМУ Управления торговли г. Краснодара.
В 1962-1965 гг. – главный художник строительной груп-пы Краснодарского Горпром-торга.
В Омск приехал в 1965 г. и сразу же попал в активную атмосферу художественных поисков омских художников.
Член Союза художников с 1970г.
И.И. Желиостов – участник выставок с 1966 г.: областных, зональных, республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных. От линогравюр художник пе-реходит к гравюре на пласти-ке, ксилографии, первым в Омске осваивает технику меццотинто (черная манера в гравировании.
Параллельно с графикой развивается и его живопись. Главной темой в живописи, как и в гравюре, остаётся пейзажный образ. Активно работает художник и в таких направлениях малой графики как экслибрис и занимается книжными иллюстрациями.
В родной станице Казанская Иван Иванович открыл кар-тинную галерею изобрази-тельного искусства для зем-ляков! С друзьями художни-ками из Сибири в 1982г. Же-лиостов создал в музее экс-позицию из более 200 картин и графических работ.
Наиболее известны порт-ретные экслибрисы мастера: для книголюба П.И. Заварзи-на 1987 (портрет А.С. Пуш-кина); для библиофила Г. Шика (портрет Ф.М. Достоев-ского);
знак для историка Л.Н. Гуми-лева 1989 (портрет Анны Ахматовой; из книг Ж. Же-лиостова (портрет Марины Цветаевой) и др. Много зна-ков посвящено образу В.С. Высоцкого, выполненных для С.А. Демина из г. Дегтярска.
Публикации о творчестве сибирского мастера экслиб-риса были в прессе: газета «Молодой сибиряк», газета «Омск вечерний», журнал «Омская старина» и др.
Произведения И.И. Же-лиостова находятся в музеях Омска, Новокузнецка, Краснодара, в картинных галереях Кубани и Омской области, в частных собрани-ях Германии, Китая, Польши, США, Чехии, Финляндии.
ЖИВИЦЫН Евгений
Александрович
(р. 1946).
Художник, автор ряда книг и книжный график. Мастер книжных иллю-страций книг многих авторов из Ростова-на-Дону. Выполнил много иконографических рисован-ных книжных знаков для книголюба и коллекционера Леонида Тартынского.
На экслибрисе с портретом М.Ю. Лермонтова график привел слова поэтаВ меня все ближние мои бросали, бешено каменья».
На знаке с образом Анны Ах-матовой приведены ее строки « Каждый день по-новому трево-жен», а на знаке с портретом Н. Карамзина – слова» Все вещи разрушает время…». Для Виктора Тартынского Е.А. Живицын на фоне портрета С.А. Есенина привел слова «Я верю, верю. Счастье есть».
ЗАБИРОХИН Борис
(р. 1947г.- Ленинград).
Живописец, иллюстратор, мастер книжного знака и ми-ниатюрист. В 1970 г. окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Ра-ботает в технике офорта, су-хой иглы, литографии и линогравюры. Проил-люстрировал свыше 30 книг. Выполнил более 60 книжных знаков. Примечателен знак, выполненный для художника Н.А. Сажина – литография – 1990г., на котором изображен человек-Дом! Гротеск и юмор присущ истинному мастеру фантастического экслибриса России.
Б. Забирохин принимал участие в международных выставках: в Англии, Польше, Канаде, Болгарии, Японии, Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Греции и др. Персональные выставки: Ленинград ( 1984, 1991), Тал-линн, Эстония (1987), Викер-сунд, Норвегия (1992), Оле-сунд, Норвегия (1993), С- Пе-тербург,
музей-квартира А.С.Пушкина (1997). Работы находятся во многих музеях России, в том числе в Музее экслибрисов (Москва), Музее изобрази-тельных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Госу-дарственном Русском музее (СПб), Государственной Третьяковской галерее (Мо-сква), художественных гале-реях Калининграда, Вологды, Брянска, Магнитогорска.
Работы мастера современ-ного российского экслибриса хранятся в зарубежных кол-лекциях музеев:
Международного Института юмора и сатиры, Гарбово (Болгария), Национальной картинной галерее, Прага (Чехия), Музее г.Малборка (Польша), Музее г. Бристо-ля (Англия), Музее Викто-рии и Альберта (Англия), а также в частных коллекци-ях России и многих стран мира.
ЗЕМЦОВ Иван
Сергеевич
(р. МАРИЙ ЭЛ г. Йошкао Ола)
Художник, иллюстратор книг, мастер малых форм графики. Участник многих выставок графики Поволжья, России и других стран СНГ и Европы. Выполнил несколько книжных знаков для худож-ника из Кисловодска – Владимира Митина.
ЗАЙЦЕВ Александр
Сергеевич
(р. Москва)
Мастер гравюры на пластике. Автор книги «Советы мастеров живописи и графики», - Бук Ис-кусство.- М -1973г. Выполнил знак для писателя Даниила Гранина (портрет М. Ломоносова). Графическая миниатюра поражает чистотой штриха, ясностью техники и самобытным искусством рисовальщика.
В 1985 г. выполнил цвет-ной экслибрис «Из книг о героях гражданской войны». Изящную миниатюру мастер выполнил для библиотеки инженера В. Савиной на пуш-кинскую тему.
ЗУБОВ Александр
Васильевич
(р. 1946).
Самодеятельный художник. Живет в г. Устюжна Вологодской области. Работает главным врачом межрайонного Центра санитарно - эпи-демиологического надзора. Выполнил более 20 экслибри-сов.
- E.L. СЕВ (книга и роза);
- E.L. L.
- E.L. АНЯ (затонувший ко-рабль на дне моря и рыба);
- E.L. СВС ( бокал, роза и свеча)
КАЗИМОВА Нина
Ивановна
(р. 5 декабря 1952г. –
Ленинград)
Юбилейная персональная выставка петербургского графика Нины Казимовой прошла с 5 декабря 2002 по 5 января 2003 гг. в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12. На ней были представле-ны около 100 произведений Нины Казимовой: экслибрисы (книжные знаки) и книга, созданная на стихотворение Пушкина "Пир Петра Перво-го". Это уже третья авторская книга Нины Казимовой после таких изданий, как "Сады мо-ей души" (на стихи поэтов Серебряного века) и "Париж" (на стихотворение Максими-лиана Волошина),
приобретенных Государст-венным Эрмитажем и Госу-дарственным Русским му-зеем.
В подчеркнуто утонченных и изящных экслибрисах Нины Казимовой ощущаются тради-ции русской расписной иг-рушки, художественной вы-шивки и просматривается влияние школы художников "Мира искусства" с их интересом к историческим экскурсам в "галантный век", эпоху Петра Первого.
Удивительное произведение мастера особого графического вида искусства, созданное в 1999г. к 200-летию А. С. Пушкина, представлено на выставке авторской цельно-гравированной книгой “Пир Петра I”. Книга выполнена в технике офорта и акватинты вручную на офортном станке.
Автор в юном возрасте пристрастилась к графиче-скому искусству в Ленинграде, будучи студенткой архитектурного факультета ЛИСИ. Уже в 80-е годы Казимова изучает технику офорта в мастерской Г. Пахаревского. Вскоре ста-новится членом Мастерской народной графики и прини-мает участие во многих ху-дожественных выставках на-шей страны и за рубежом.
Казимова является победи-телем многих конкурсов и имеет большое количество различных наград и в России, и за рубежом.
Нина Ивановна получила поощрительную премию на конкурсе проектов “Царскосельский карнавал-97” в Пушкине; памятные призы известных международных конкурсов книжного знака в Польше и Италии.
КАЛИТА Николай Иванович
(р. 1926г. – Пятигорск).
Окончил Московское худо-жественное училище памяти 1905 года, затем в 1953 году Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по фа-культету графики. Занимал-ся у профессоров В.А. Дехтярева и М.В. Маторина.
Работал в области иллюст-рирования и оформления книги, а также станковой гравюре. Первый экслибрис создал в 1959 году.
Мастер гравюры и экслибриса выполнил серию из 8 гравюр на дереве для книги
В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“...».
Черно - белые гравюры выполненные Н.КАЛИТОЙ были выполнены и разме-щены попарно на развороте листов, среди текста. На них изображены четыре узловых эпизода «Слова о полку Иго-реве»: сцена перед походом, выступление в поход, битва с половцами и возвращение Игоря.
Это многофигурные компо-зиции повествовательного характера с обрамлением в виде древнерусской плетен-ки. Иллюстрации Н.И. Кали-ты отличаются выразитель-ностью и стилистическим родством с работами В. А. Фаворского. Николаю Ивановичу принадлежит также оформление красочной обложки книги Федорова с изображением древнерусской военной атрибутики (колчан, стрелы, копья) и скорописных заголовков на шмуцтитулах. Его замечательные гравюры отмечены высоким профес-сионализмом. Авторские от-тиски их находятся в ИРЛИ.
Н.И. Калита - известный мастер книжной иллюстрации и экслибриса. Оформил и проиллюстрировал около 300 книг.
Международное призна-ние к Н.И. Калите - одному из лучших граверов России - пришло в 1959 году в Австрии на VII Всемирном фестива-ле молодежи и студентов. Там он был удостоен первой премии за великолепные иллюстрации к роману Стендаля «Люсьен Левен (Красное и белое)».
КОПЫЛОВ Рудольф Влади-мирович (р. 1926г. – Нижний Тагил)
В произведениях мастера нужно особо отметить слож-ные по исполнению – много-цветные экслибрисы в 2…8 досок (цветов) в технике – ксилография и гравирование по пластику. Его работы оп-ределяются движением взаи-мообусловленных тематиче-ских идей, которые он разви-вает в разных видах гравюры и малых форм графики. Специфические особенности живописи и миниатюры художник использует как способ пе-редачи образно-пластического решения "бес-конечной текучести форм".
Интересное изображение портретов любимых поэтов: С.А. ЕСЕНИНА, В.С. ВЫСОЦКОГО, А.С. ПУШКИНА, М.Ю. ЛЕРМОНТОВА и др. трансформируется в ориги-нальные книжные знаки, соз-данные для коллекционеров, художников и библиофилов разных стран мира.
Функциональность книжно-го знака определяется при-надлежностью книг их вла-дельцу и коллек¬ционеру.
книги.
В 2000 г. FISAE разработа-ла программу "Полезный экслибрис начала третьего тысячелетия" с определением "полезный" экслибрис – это экслибрис, владелец которого имеет на нем свое имя и активно использует его как марку собственности, "как художественное произведе-ние для обмена и коллекцио-нирования".
Экслибрис - своего рода библиотечный герб владель-ца редких книжных изданий, книголюба или библиофила! (Бригиневич Евгений - СНЕЖИН -поэт РФ)
Изучению книжных знаков Р. Копылова как отдельной области его графического творчества не было уделено должного внимания, кроме изданного в 1996г. каталога работ мастера (издан клубом графики РИФЕЙ в Екатерин-бурге) при участии ВАКСМАНА.
В него вошло подробное описание свыше 900 книжных знаков.
Систематизация экслибри-сов Р. Копылова прослежи-вается в двух направлениях: хронологическом и по при-надлежности владельцу.
Хронологическая система ос-нована на последовательно-сти этапов работы над экс-либрисом и дает возможность проследить закономерности структурно-пластических из-менений в экслибрисе Р.В. Копылова, определить их значение в творчестве графика.
Первые печатные экслиб-рисы Рудольфа Владимиро-вича КОПЫЛОВА датирова-ны 1962 г.
Независимо от сюжета и формы изображения, его ра-боты привлекают внимание своей изящностью.
В самых незначительных набросках сказывается спокойное и уверенное мастерство, неиз-менно сохраняется оригинальность "почерка" мастера.
В сюжетных и портрет-ных экслибрисах Рудольф КОПЫЛОВ использует раз-личные графические приемы.
На раннем этапе творчества - часто обращается к штрихо-вому рисунку, напоминающе-му технику тушью-пером, позже, моделировка формы становится более мягкой, появляется своеобразная манера гравировки рисунка, создающая впечатление мастерски выполненной гравюры.
Тематическое разнообразие книжных знаков и графический язык работ подчинены глубокому философскому осмыслению сюжетно-образного решения произведения, отражению гуманистического назначения искусства малых форм графики.
Восхищает грациозность и гар¬монией пропорций. В ли-нейном рисунке движение лошади изображено с анато-мической точностью. Дина-мика рисунка усилена вихрем линий, под-черкивающих направление движения.
В едином пластическом ритме созданы рисунок и текст, в шрифте выверены отдельные элементы. Наработанными средствами и приемами в оригинальных композициях, график доби-вается емкого и лаконичного раскрытия смыслового со-держания темы. Наряду с персональными экслибриса-ми, важны семейные знаки
Большое значение уделе-но мастером и психологи-ческой характеристи¬ке героев. Отражение внутренней экспрес¬сии образов и дина¬мическое ком-позиционное решение глубже раскрывает позицию художника в трактовке изображаемых мотивов.
Выставка экслибрисов «Пушкину посвящается» бы-ла открыта в феврале 2005г. В культурно-просветительном библиотеч-ном центре -
«Пушкинский Дом».
Немного найдётся в нашей стране, да и, пожалуй, во всём мире, художников –
экслибристов, которые за свою творческую жизнь вы-полнили тысячу и более книжных знаков в технике ксилографии (гравюры на дереве). Один из таких рекордсменов — известный российский художник Рудольф КОПЫЛОВ.
Главное в экспозиционной коллекции была великолепная серия экслибрисов на пушкинские темы, выполненная Копыловым для Витаутоса Петнино в 2003 году.
Пушкинский автопортрет на фоне книжных полок приведен в экслибрисе для МАриано Рудале. Православ-ные храмы древней Руси включены в композиции мно-гих книжных знаков выпол-ненных для Карло Чиезы.
«Пушкиниана» Рудольфа КОПЫЛОВА представляет собой серию стилизованных портретов красавиц пушкин-ской эпохи (Александр Сер-геевич, как известно, с юных лет был большим ценителем и поклонником женской красоты).
О лицейских годах зрителям выставки напоминают изящные портреты Натальи Кочубей и Екатерины Бакуниной, обрамлённые в золочёные овалы и как бы парящие над тихими водами Царскосель-ского пруда. Затем следует серия крымских и кавказ-ских впечатлений. Здесь уже царят изображения Елизаветы Воронцовой, Каролины Собаньской и Екатерины Давыдовой. Их художник со всем почтением разместил на фоне гордых снежных вер-шин Кавказа и пирами-дальных тополей Крыма.
Особенно трогателен про-филь Амалии Ризнич, выпол-ненный художником в манере быстрых зарисовок самого Пушкина. За «кавказской» следует «михайловская» серия: здесь профиль Анны Керн соседствует с силуэтом Анны Вульф и кокетливой миниатюрой с изображени-ем madam Вревской.
Все они словно прислуши-ваются к звукам пушкинской лиры, стройно звучащей среди полей и рощ Псковского края.
Но «тригорские» дамы ка-жутся трогательными про-винциальными простушками рядом с роскошными краса-вицами обширной «петер-бургской» серии. На фоне вод Невы и стройной колон-нады Биржи Тома де Томон-на профиль Екатерины Семё-новой выглядит ещё более гордым, знаменитые плечи Истоминой — ещё более рос-кошными.
Актрисы, балерины, свет-ские дамы, меценатки, неж-ные барышни быстро меняют друг друга в мелькании пе-тербургских дней, но царит в этой серии, конечно, Она - КРАСАВИЦА!
— Наталья Николаевна Пушкина.
Этот образ жены поэта объединяет «петербург-скую» серию с «московской». Объединяет изысканностью наряда и печальным взглядом. Портрет Натальи Ни-колаевны — своеобразный символ всей серии книжных знаков мастера.
Рудольф Копылов — мастер сюжетного книжного знака. В малой графике ему подвластна любая тема, но любимой является литературная.
Есенину и Высоцкому Ко-пылов посвятил около 150 графических миниатюр.
Необычайна интересна и его «бажовиана».
На тему сказов уральского писателя Павла Бажова
«Малахитовая шкатулка» мастер выполнил серию зна-ков для коллекционеров – книголюбов и издателей ка-талогов экслибрисов - Мити-на В.И. и Бригиневича Е.Е.
В кругах любителей и собирателей колоритных и редких экслибрисов Рудольф Владимирович Копылов пользуется заслуженной известностью.
Его имя занесено в миро-вую Антологию художников-экслибристов, а его лучшие графические листы хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях, в част-ных коллекциях стран Евро-пы: Бельгии, Испании, Герма-нии, Чехии, Финляндии и др.
Р.В. Копылов неизменный участник многих междуна-родных конкурсов-выставок, где его работы неизменно входят в каталоги лучших произведений малых форм графики. Свои цветные ми-ниатюры, снискавшие миро-вую известность, художник тиражирует вручную в не-больших количествах с не-скольких «досок». Так что не зря поклонники называют его Мастером.
Графические миниатюры Р.В. Копылова - заметное яв-ление в искусстве современного российского книжного знака и они заслуженно получили признание за рубежом и в России. Творчество мастера графики Р.Копылова отличает выразительность и логическая завершенность композиционных и сюжетных решений . является по праву важным вкладом в развитие мирового искусства малых форм графики.
Геннадий СНЕЖИН
(Интерпоэт ЮНЕСКО -2005,
поэт - на сайте СТИХИ РУ
с 2009 г. около 800 стихов)
МАСТЕРА ЭКСЛИБРИСА
РОССИИ
КАТАЛОГ КНИЖНЫХ ЗНАКОВ
Выпуск третий (2012)
Электронная версия
Подписано к публикации-
12 декабря 2012 г.
(РАСПРОСТРАНЕНИЕ в ИНТЕРНЕТ ММАГАЗИНАХ и
ИД СНГ и ЕВРОП- с января 2013г.)
ИЗДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНО
НА СРЕДСТВА СТИПЕНДИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ;
ПРИ ПОМОЩИ и СОДЕЙСТВИИ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РСПЛ - МОСКВА.
Свидетельство о публикации №113012303121