Научный философский язык - 22. 01. 2013
ВЪНШНАТА СФЕРА
(Външната сфера на Реалността)
***
Мистериите на Вселената
- на Реалността, която виждаме и не виждаме, разбираме и не разбираме
***
Недавно, когда я сказал, что намереваюсь систематизировать свои записки и тексты, в которых выражаю свои позиции о сущности Реальности, пространства и времени, возник вопрос о том, не будет ли мое изложение, мои тексты о сущности пространства, времени, Вселенной, Реальности, выгладеть аматьорски и с ненаучным языком. Я ответил, что использую мои познания в областях физики, космологии, пространства, времени и пр., использую логику и логическое мышление и анализ, использую свою интуитивное понимание, способность проницательности, а также иногда на помощ вызываю инструмент визуализации стремясь интуитивно осознать алтернативные возможности сущности явлений Реальности. Я ответил также, что буду усовершенствовать свой язык, чтобы он был адекватным ожиданий в соответствии с характером проблематики. Сощевременно, я хочу выразить свои позиции и идеи таким простым образом, чтобы можно было бы легко понять, представить себе и визуализировать сущность, явления и процессы, о которых стараюсь выразить свое понимание.
В связи с этим, я здесь цитирую одну произвольную часть, маленкий абзац из произведения известного философа А. Грюнбаума "Философские проблемы пространства и времени". А. Грюнбаум родился в 1923 году. Эту книгу написал и она вышла в 1963 году (тогда эму было 40 лет). На русском языке книга вышла в 1969 году. Цитирую эту произвольную часть, чтобы показать для сравнения случайный пример научного философского языка и стиля по проблематике пространства и времени. В книге есть множество таких примеров, всущности вся книга написана с подобным языком. В тексте речь идет о непрерывности и конгруентности пространственных интервалов, в контексте конгруентности, непрерывности и дискретности пространства и времени и возможности это удостоверить.
В моих текстах, когда я рассматривал то, что этим языком называется дискретное или непрерывное пространство и время, использовал другую на мой взгляд более понятную терминология и поставлял вопросы о том: имеет ли пространство свою невидимую для нас структуру, может ли пространство делиться до безкрайности - делимо ли оно до безкрайности (т.е. является ли оно непрерывным) или имеет свою структуру и минимальный элемент в этой структуре (т.е. является ли оно дискретным), соответственно может ли время делиться до безкрайности (непрерывное время), или существует минимальный элемент в траектории вибрации минимального составного елемента материи, через осуществления которого всущности выражаетсь минимальный елемент протяженности времени - единственный всеобщий настоящий синхронизированный момент (дискретное время), хотя здесь ясно, что, в противовес общего, прямого и буквального понимания сущности съдержания теории относительности Эйнштейна, я хотел бы показать и ищу возможности концептуализировать идею об организации Реальности с возможным существованием в соответственном аспекте и в соответственном порядке всеобщей синхронизации минимального временного интервала, и соответственно - идею о существования абсолютного настоящего момента, изходя из позиции, что пространство, движение/вибрация и время дискретны, т.е. они не могут делится до безкрайности и имеют минимальные элементы.
А вот и извлечение из книги Грюнбаума, из той части первой главы где он рассматривает позиции Б. Римана. Может быть добавлю еще некоторые.
Стр. 25
"Метрическая аморфность, внутренне присущая простран-
ственной непрерывности, становится в дальнейшем очевид-
ной благодаря аксиомам пространственной конгруэнтности,
после того как было установлено, что им должна быть
дана пространственная интерпретация с помощью интерва-
лов физического пространства.1/ Эти аксиомы предопреде-
ляют, что конгруэнтность (для интервалов) должна быть
предикатом пространственного равенства, приписывая реф-
лективность, симметрию и транзитивность отношению кон-
груэнтности в классе пространственных интервалов. Одна-
ко, хотя и имеется такое предварительное использование
понятия «конгруэнтный» и система аксиом тем самым уже
не является неинтерпретированной, аксиомы конгруэнтно-
сти допускают еще бесконечное число взаимно исключаю-
щих классов конгруэнтности пространственных интервалов,
и нужно ясно давать себе отчет, что любой определенный
класс конгруэнтности есть некоторый класс из классов
конгруэнтных интервалов, длины которых задаются опре-
деленной функцией расстояния ...(следует математическая формула).
________________
1. См. об этих аксиомах: А. N. W h i t e h e a d, The Principle
of Relativity, Cambridge: Cambridge University Press, 1922, Chap,
iii, pp. 42—50."
"Философские проблемы пространства и времени"
А. Грюнбаум, Москва, Издательство "Прогресс", 1969.
(Adolf Grunbaum, New York, Alfred A. Knopf, 1963.)
.....................................................
Стр. 20-21
"Более того, отсутствие у интервалов физического прост-
ранства внутренне присущей им метрики — отсутствие,
которое прежде всего и вынуждает прибегать к помощи
внешнего перемещаемого метрического стандарта,— имеет
своим следствием то, что непрерывная структура физиче-
ского пространства не может удостоверить самоконгруэнт-
ность (жесткость) любого внешнего стандарта в процессе
его перемещения. Это же имеет силу и для физического вре-
мени и равномерного хода (изохронизма) часов. Именно
по этой причине оказываются несостоятельными следующие
два утверждения, которые явно или неявно содержатся
в первой схолии «Начал» Ньютона: 1) критерием адекват-
ности внешнего стандарта длины является фактически его
пространственная самоконгруэнтность (жесткость) при пере-
мещении, 2) если каждый из двух внешних стандартов
длины приводит к несовместимым данным относительно
конгруэнтности непересекающихся интервалов, то только
один из них остается при перемещении поистине простран-
ственно само конгруэнтным (жестким). Поэтому не следует
ошибочно выносить приговор о несостоятельности этих двух
утверждений в такой формулировке: внешний метрический
стандарт является самоконгруэнтным в силу конвенции,
а не в силу фактических свойств пространства, хотя любое
соответствие между полученными с его помощью данными
относительно конгруэнтности и данными, обеспечиваемыми
другим таким стандартом, является, конечно, вопросом
факта."
.....................................................
Стр. 22-23-24
"Концепция конгруэнтности выдвигает здесь допустимую
альтернативу метризации непрерывности одних и тех же то-
чечных элементов, которая основывается на несовместимости
отношений конгруэнтности. Однако ничто в этой концепции
не запрещает использовать критерий описательной простоты
и разрешает пользоваться частным видом метризации
и тем самым отобрать уникальный класс из классов конгру-
энтных интервалов, исключая -в определенных теоре-
тических ситуациях остальные. Таким образом, ничто
в этой концепции не предписывает нам не обращаться
к конгруэнтности, заимствованной из физики нашей повсе-
дневной жизни как основе геометрии классной доски или
письменного стола. К тому же наша точка зрения на кон-
груэнтность вполне допускает, что существуют убедитель-
ные основания описательной простоты (как это будет объяс-
нено ниже во второй главе) для формулирования эмпири-
ческого содержания ньютоновой механики с помощью стан-
дарта астрономической временной конгруэнтности, а не
стандарта временной конгруэнтности, опирающегося на
неравномерное вращательное движение Земли. Опять же
ничто с данной точки зрения на конгруэнтность не вынуж-
дало Эйнштейна чрезмерно усложнять уравнения общей
теории относительности, используя пространственно-вре-
менную конгруэнтность, отличную от той, которую он
использовал на самом деле. Однако в то же время наша
точка зрения считает законными в философском отношении
те случаи, когда в науке реально используются альтерна-
тивные критерии конгруэнтности того или иного вида, как
это было объяснено выше.
Наши критические замечания в адрес точки зрения Нью-
тона на статус конгруэнтности в непрерывном физическом
пространстве и времени касаются только их непрерывности
в том виде, как он ее понимал, а не содержания законов
физики, которое было предложено последующими теория-
ми. И та оценка конгруэнтности, которую мы предлагаем
в противовес ньютоновой, представляет собой более ясное
изложение того, что было довольно туманно изложено
Риманом в следующих высказываниях его «Инаугурацион-
ной лекции» относительно пространства и времени:
Отдельные части многообразий могут быть выделены с по-
мощью некоторых признаков или количественных (квантитативных)
различий. С количественной точки зрения сравнение осуществляет-
ся в случае дискретных многообразий посредством счета, в случае
непрерывных — посредством измерения. Измерение заключается
в последовательном прикладывании сравниваемых величин; по-
этому возможность измерений обусловлена наличием некоторого
способа переносить одну величину, принятую за единицу мас-
штаба, по другой величине. Если такой способ не указан, то срав-
нивать две величины можно лишь в том случае, когда одна из них
является частью другой, и тогда речь может идти лишь о «больше»
или «меньше», а не о «сколько»...
Вопрос... тесно связан с вопросом о внутренней причине
возникновения метрических отношений в пространстве. Этот во-
прос, конечно, также относится к. области учения о пространстве,
и при рассмотрении его следует принять во внимание сделанное
выше замечание о том, что в случае дискретного многообразия
принцип метрических отношений содержится уже в самом понятии
этого многообразия, тогда как в случае непрерывного многообразия
его следует искать где-то в другом месте. Отсюда следует, что или
то реальное, что создает идею пространства, образует дискретное
многообразие, или же нужно пытаться объяснить возникновение
метрических отношений чем-то внешним — силами связи, дейст-
вующими на это реальное 1.
Ниже мы увидим, что хотя Риман ошибался, предпола-
гая, что первая часть этого утверждения выдержит крити-
ческую проверку в качестве характеристики непрерывного
многообразия вообще, он изложил здесь фундаментальное
свойство непрерывности физических пространства и времени,
которые суть многообразия, где все элементы, взятые
отдельно, имеют нулевое измерение. Это основное свойство
пространственно-временного континуума, как уже сейчас
видно, лишает силы ньютоново утверждение о том, что
пустому пространству и времени внутренне присуща опре-
деленная метрика.
__________________
1 Б. Р и м а н , О гипотезах, лежащих в основании геометрии.
Сб. «Об основаниях геометрии», М., 1956, стр. 311, 323—324."
"Философские проблемы пространства и времени"
А. Грюнбаум, Москва, Издательство "Прогресс", 1969.
(Adolf Grunbaum, New York, Alfred A. Knopf, 1963.)
Стр. 19
"Из соображений, выдвинутых этими мыслителями, ясно,
что если один атом пространства или любое целое их мно-
жество составляют единицу измерения, которая содержит-
ся внутри каждого интервала дискретного пространства,
то внутри интервалов непрерывного пространства физиче-
ских точек не содержится никакой единицы измерения.
Таким образом, непрерывность физического пространства
предполагает неограниченный конвенциональный выбор еди-
ницы длины. Напротив, в атомарном пространстве подоб-
ный неограниченный конвенциональный выбор не допускает-
ся; например, предполагаемая единица измерения, равная
половине атома этого пространства, не допускала бы ника-
кой физической реализации. В соответствии с этим уже
размышления философских предшественников Римана наво-
дят на следующие соображения: широта конвенционального
выбора при определении метрики пространства зависит
от фактов, которые сами не являются предметом конвенции."
"Философские проблемы пространства и времени"
А. Грюнбаум, Москва, Издательство "Прогресс", 1969.
(Adolf Grunbaum, New York, Alfred A. Knopf, 1963.)
22.01.2013
Свидетельство о публикации №113012205672
Крепкий орешек. Смена полюсов идёт и мы начинаем несколько инертно себя вести.
Поэтому, как бы мы не старались, всё одно самое большое, что мы можем,
изменить свой характер, построить мышление.
Галактика наша огромна, потому она нас и влечёт. А то, что она не изведана,
заставляет нас размышлять, думать, заниматься математическими и другими подсчётами. Великий Вы человек и весьма интересный, а мы, а что мы, всего
лишь люди со своими потребностями, идеалами и т. д.
Почему я начала Вам писать, да потому, что очень захотелось прикоснуться
хотя бы мыслью тихо, осторожно.
Такие, как Вы Евгени, всегда были, есть и будете уникальными Людьми, иного
класса, конфессии. Достояние народа и Страны.
Спасибо Вам и храни Вас Бог!
С дружеским приветом к Вам россиянка и просто женщина!
Тома Шаповалова 23.09.2014 16:40 Заявить о нарушении
Евгени Алексиев 24.09.2014 01:29 Заявить о нарушении
чувство самовыражения в адрес другого, то это нормально и даже очень. Мы каждый
даём себе оценку, ну а если уж её слышим от других, да ещё и лестную, то это
вдвойне приятно. Так что всё отлично!
А вот по поводу сильных и очень сложных тем, вы правы. Мне так же интересно.
Если мне трудно понять лексикон великих, я начинаю искать ответы внутри себя,
в более простой и доходчивой форме. Суть, именно суть меня интересует. Закон
вселенной, правила поведения. Кто знает, кто знает, по законам ли или же
противозаконно мы попали на нашу планету. Судя по тому, что тут творится, можно
делать надлежащие выводы. Так что и в Космосе есть и порядок и беспорядок,
а вот кто там полицейские и как они работают, можно только догадываться.
Но знаю одно, они есть. Мы не единственные во вселенной и поэтому можно точно
утверждать, что есть в противовес и другие Существа, разумные. Что уж теперь
говорить, главное, что мы понимаем и это, своей частичкой разума принимаем.
Единственное, трудно согласиться и смериться с тем безобразием, которое
творится на нашей планете. Что будет дальше? Поведение людей само за себя
говорит.
Спасибо Вам огромное, что откликнулись. Успехов Вам и Удач во всех Ваших
Трудах и познаниях. С теплом и пожеланием здоровья и всего доброго. Пусть
Ваш путь будет чист и светел!)))
Тома Шаповалова 24.09.2014 07:06 Заявить о нарушении
Евгени Алексиев 24.09.2014 19:40 Заявить о нарушении