Глашатай - 1

ГЛАШАТАЙ - 21.01.2013                14.04.2012
(поэтические философемы, эссе, реплики)


Советское время: технология, цивилизация, счастье.
Всё впереди!

Глава 1.
«Манифест бизнесмена».
Мудрость тысячелетий в диалоге времен и героев. 

Начавшись много тысяч лет назад, диалог земных цивилизаций нашел свое выражение в системах планетарного миропонимания. Очень условно их можно отнести к цивилизационному комплексу именуемому, как «Гомеровская Эллада, Древний Рим». В этом же ряду находится доконфуцианский «Китай», великая индийская реальность, включающая гигантские энергии Инда и Ганга – снисходительно любезны протекторат Природы и празднично высокий регламент незабвенных Вед, а значит и культура образующая смыслы сверхпонятий «Сансара», «Карма», а также «Брахман» и «Атман», «Пуруша» и «Пракрити». К этим глубинам жизни ведут нас домыслы и прозрения великих «Риши» - Патанджали, Канады, Гаутамы и др. Напомним также, дорогой читатель, себе и другим, что, руководствуясь императивом «этого не может быть» мы теряем связь с Неизвестным, Необычным и Необходимым. Что же может быть за ними? – Могучее жизнеобразующее начало континентальной Африки - Царство таинственных пирамид, или малоизвестные во все времена «Египет» - страна жрецов и фараонов, феллахов и воинов над которыми простиралось далекое небо и была всегда незыблемой солнечная власть бога Ра. Спросим себя: «Кто мы?». Отвечают эпохи, событийный поток, мудрость избранников и гениальная внимательность народных масс.
Только в уточняющих композициях философской доктрины можно позволить себе оставаться, чтобы ослабить давление диктатуры разграничений, коими всегда грешат дисциплинарно-научные «Да» и «Нет». Перед нами их собственная взволнованность и ни к чему не обязывающая, часто нелепая категоричность. Не потому ли в носителях разума просыпается их гениальность, и мысль о прошлом сама становится элементом удивительной оптики – мы начинаем видеть, то чего уже нет, улучшать существующее и вести диалог с ненаступившим будущим. Разум просит помощи у безгрешных знатоков Всего. И получает ее. Именно так родилась эта книга – с помощью великих правдоискателей и неустрашимых борцов за право знать наше феноменально сложное Бытие.

Вопрос бизнесменам, нашему времени и фантомам Кризиса: куда вы идете, Господа?
Раб благополучия, жертва капитала,
Аферист из фейерверка тривиальных драм...
Изумрудная галера, ты их заковала,
Что лишь осени по силам – в карусельный гам.       

Они говорят:
И друзьям, и родным, и знакомым,
И себе самому человек
Лишь на пробном камне беды
Узнает настоящую цену.
(Бходжапробандха, средневековая индийская повесть)

Они говорят:
1. Желание – так называется река, в которой вместо воды – мечтание, вместо воли – жажда, таится в ней крокодил страсти, а над ней кружат вороны забот, она подмывает корни дерева мужества, полна глубоких и трудно минуемых водоворотов иллюзий, берега ее усеяны острыми скалами тревог. Лишь те, кто переправился через нее, радуются.
2. Гордость приписывается скромному, заносчивость – твердому в убеждениях, мошенничество – честному, жестокость – герою, слабоумие – прямодушному, слабодушие – говорящему деликатно, болтливость – обладающему красноречием. Есть ли такой добродетельный, чья добродетель не была бы оклеветана негодяями?
3. Безжалостность, беспричинные ссоры, похищение чужих денег, увод чужих жен, нетерпимость к родственникам и друзьям – вот что составляет природу негодяев.
4. Вот истинное осуществление любви – когда в объятиях любовных взаимно испытывают страсть и жажду ее удовлетворения, полузакрывая от наслаждения глаза.
(Бахртрихари (VII век), индийский поэт)
Они говорят:
1. Смотрите благожелательно на всё сущее, пусть каждое ваше слово будет спокойно, приветливо, благосклонно; пусть каждое ваше действие служит исправлению ошибки, развитию добра.
2. Никогда не следует хулить чужую веру, а также не следует делать вреда другому. Надо уважать в другом веру, хотя бы и противную вашим убеждениям.
3. Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью.
4. Человек должен прежде всего следовать своим путем, ему предназначенным. Только потом ему следует обучать других.
5. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.
(Будда (Сиддхартха Гаутама, 623-544 до н.э), основатель буддизма)

Они говорят:
1. Кто преклоняется перед авторитетами, тот редко превосходит их, и люди, как вода, не могут подняться, не опустившись перед тем.
2. Истина есть дочь времени, а не авторитета.
3. Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну.
4. Мы должны сохранять память не об одних только деяниях людей, но и об их словах. Настоящее хранилище этих слов, этих сказаний – это сборники речей, посланий и изречений.
5. Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.
6. Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
(Бэкон Френсис (1561-1626), английский ученый-гуманист)

Они говорят:
1. Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же, вожак дай ответ,
Мы затравлено мчимся на выстрел
И не пробуем - через запрет?
2. Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память.
В небе висит, пропадает звезда –
Некуда падать.
3. В кабаках – зеленый штоф,
Белые салфетки –
Рай для нищих и шутов.
Мне ж – как птице в клетке.
4. И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята...
5. Эй вы, задние, делай как я
Это значит – не надо за мной,
Колея эта – только моя,
Выбирайтесь своей колеей.

6. На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают.
7. Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
8. Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.
9. Пророков нет в отечестве моем,
Да и в других отечествах – не густо.
10. Убиенных щадят, отпевают
И балуют раем –
Не скажу про живых,
А покойников мы бережем.
11. И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя мне солнца, и нельзя луны.
(Высоцкий Владимир Семенович (1938-1980), русский поэт, актер, сочинитель оригинальных музыкальных композиций)
Они говорят:
1. Назад оглянешься – досада берет за прошлые года,
Что не со всех деревьев сада
Поел запретного плода.
2. Не всякий миг пружинит в нас
Готовность к подвигам и бедам,
И часто мы свой звездный час
Проводим, сидя за обедом.
3. Эпохи крупных ослеплений
Недолго тянутся на свете,
Залившись кровью поколений,
Рожденных жить в эпохи эти.
4. Блажен, заставший время славное
Во весь размах ума и плеч,
Но есть эпохи, когда главное –
Себя от мерзости сберечь.
(Губерман Игорь Миронович (р. 1936), русский поэт)
Они говорят:
Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям (1048-1131), персидско-таджикский ученый и поэт)
Они говорят:
1. Большая часть характерного для большевиков деспотизма принадлежит к самой сущности их социальной философии.
2. Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними.
3. Зависть – основа демократии.
4. Если мир не может быть сохранен без ущерба для чести, это больше не мир.
5. Пьянство – это временное  самоубийство; счастье, которое оно приносит, означает лишь кратковременное, преходящее прекращение несчастий.
6. Этика это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.
7. Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью.
(Рассел Бертран (1872-1973), английский философ)

Они говорят:
Ты зависть не заставишь примирится,
Так можешь всласть над нею поглумиться.
Успех твой отравляет ей житье,
Потешься же над муками ее.
(Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ)

Стойкость в беде, рассудительность в счастье,
Красноречие в собрании, храбрость в битве,
Скромность в славе, усердье в ученье –
Вот суть природы великих духом.

Леность, женолюбие, слабое здоровье,
Боязнь расстаться с отчизной,
Довольство собою, а также трусость –
Вот шесть преград к величию.

Великий, как бы он ни был велик,
Ничтожному кажется малым, 
В маленьком зеркале даже слон
Становится меньше зеркала.      
   («Манифест бизнесменов». Мудрость тысячелетий.
Хитопхадеша, Индийский средневековый литературный памятник)

 
Манифест бизнесмена (продолжение).
Мудрость тысячелетий и «Ласка для ума!»
Когда у народа много острого оружия , в стане увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
(Лао-Цзы, VII-VI век до н.е, китайский мыслитель, «Дао дэ цзин»)

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.
(там же)

Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают  их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.
(там же)

Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
(там же)



Благородный муж в душе безмятежен.
Низкий человек всегда озабочен.
(Конфуций, 551-479 до н.е, китайский мыслитель, «Лунь юй»)

Благородный человек выдвигает людей не по их словам, но и не отбрасывает хорошие слова, если они сказаны недостойным человеком.
(там же)

Учение моё состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.
(там же)
В государстве должно быть достаточно пищи и достаточного оружия, и тогда народ будет доверять правителю.
(там же)

Когда исходят из выгоды, то множат злобу.
(там же)


;


Рецензии
Ю.В. Петров замечательный поэт и философ. Творческих Вам успехов, Юрий Васильевич.

Михаил Волгин   22.01.2013 20:18     Заявить о нарушении