От любви без соли зарождаются черви
На злобу дня (daily reflection) или красные флажки
От любви без соли зарождаются черви
"…и не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но и обличайте"
Еф.5:11
Нередко к нам приходят письма сектантов, которые прочитав критику вероучения и практик их сект на нашем сайте, начинали нас укорять. Дескать, людей нужно любить и никого не осуждать. То есть люди критику в адрес своей ложной веры извращено понимают как выражение нашей нелюбви к ним. Этот часто используемый лукавый контраргумент сектантов требует разъяснения.
В своих действиях мы опираемся на принцип "люби грешника, ненавидь грех": "...ненавижу всякий путь лжи" (Пс.118:104) или "вымыслы человеческие ненавижу" (Пс.118:113).
То, что опубликовано на нашем сайте - это есть обличение лжеучений сект: "вымыслов человеческих", "путей лжи", а не осуждение сектантов как таковых людей. Впрочем, находятся и те, кто упорно твердит, что мы "осуждаем".
Чтож рассмотрим слова Господа: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:1-2)
Наши оппоненты указывая "не суди", лукаво опускают продолжение слов Господа: "ибо каким судом судите, таким будете судимы". Мы обличаем (или как некоторые настаивают - "осуждаем") сектантов и иноверцев не за личные прегрешения (коих и у нас в преизбытке), а за лжеверие и проповедь лжи о Боге и Церкви. И суда веры над собой мы не боимся, ибо принадлежим истиной Христовой Церкви. Нам не страшен суд веры над нами, ибо держимся веры правой. Также и в остальном, лично я обличаю только те грехи, против которых сам не совершаю, которым с Божией помощью успешно противостою.
Далее предлагаю рассмотреть фрагменты их толкования на Евангелие от Матфея одно их известных и авторитетных православных толкователей Писания блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского (†1107). Цитируется по одноименной книге издательства "Афон" (Москва, 2000).
Святой блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский (†1107)
Думаю, лучше и не скажешь, чем святитель Феофилакт, в коем, вне всякого сомнения, почивал Дух Святой.
***
"Вы - соль земли" (Мф. 5:13).
Пророки посылались к какому-нибудь одному народу, вы же - соль для всей земли, исправляющая беспутных учением и обличениями, дабы они не порождали непрестанно червей. Почему не не оставляете горьких обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.
"Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф. 5:13).
Если учитель потеряет ум, то есть, если не будет учить, обличать и исправлять, и разлениться, что чем исправиться? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.
"Вы - свет мира" (Мф. 5:14).
Сперва соль, потом свет. Учение сначала неприятно, потому что обличает человека, но потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его.
"Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1).
Господь запрещает не укорять и не выговаривать, а осуждать, ибо укорение и выговор служат на пользу, а осуждение клониться к обиде и унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить один Бог.
***
Обратимся непосредственно к Священному Писанию, слову Божию. Допустимо ли обличение?
"Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха" (Лев.19:17).
"И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!""? (Притч. 5:11-14)
"Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает" (Прит.10:17).
"Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда" (Прит.12:1).
"Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения" (Прит.13:1).
"Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен" (Прит.15:5).
"Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет" (Прит.15:10).
То, что согрешившего необходимо обличать, говориться и Господом и апостолами:
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф.18:15-17)
"…и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11).
"…других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью" (Иуд.1:23).
"Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5:20).
"…проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2Тим.4:2).
"…обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит.1:13).
"Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит.2:15).
Одно из действий Святого Духа - обличение:
"…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден" (Ин.16:8-11).
Одно из предназначений Святого Писания - обличение:
"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16)
Одна из обязанностей епископа - обличение:
"…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит.1:9).
Согласно Слову Божьему, наказание и обличение является выражением любви к человеку:
"…сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр.12:5-6).
Лучшим выводом высказанного будут слова святого преподобного Максима Исповедника: "Ибо полагаю человеконенавистничеством и уклонением от Божественной любви потакать заблуждению, отчего уже впавший в него еще больше повреждается".
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 22.04.2012.
Свидетельство о публикации №113012009697
http://www.stihi.ru/2012/05/28/4461
http://www.stihi.ru/2011/02/11/10902
http://www.stihi.ru/2011/10/29/5899
Игумен Гурий Покровский 18.04.2013 17:02 Заявить о нарушении