Я всю жизнь сопутствовал Тебе. Былинка
Когда в начале 90-х я принял Таинство крещения, в моей душе зажегся огонь веры. Он был сильным и ярким и, несмотря на множество грехов, я скупал в храмах только появившуюся святоотечественную литературу, глотал ее, не понимая сути, без устали ездил в паломничества, спал на полу церквей, сквозь торосы и ветер продирался к старцу на остров, жаждал начала богослужений, начал выпускать православную газету и горел не сгорая от радости приобщения к Святой Русской Православной Церкви. Много чего случилось за эти годы. Нет-нет, вера осталась – пропало рвение, которым я жил несколько лет.
Теперь мне надо заставить себя пойти в храм в воскресенье, книги Святых Отцов стопками лежат на столе, я сократил утреннее правило, и только четки – эти заветные узелки - не дают затухнуть тлеющей в душе вере.
Вера моя остановилась на каком-то очень невысоком уровне, и совесть саднит, что подъема, пусть медленного, нет и в помине. Да я и сам осознавал свою немощь. Господь перестал испытывать меня болезнями, газеты – не без пота и крови – продолжают выходить, книги пишутся, но внутреннее горение теперь стало больше походить на тление. Поэтому и душа не находила места: чувствовала, что Бог оставил меня…
СЛЕДЫ
Как душа вступила в жизнь иную –
Обратилась к Господу: «Прошу,
Покажи мне жизнь мою земную».
И Господь ответил: «Покажу».
Внял Отец Небесный человеку,
И Земля придвинулась, и вот
Видит он извилистую реку,
Струи чистых и нечистых вод.
Видит он на берегу два следа:
«Что за спутник был в моей судьбе?»
И воскликнул Бог: «Чудак, ведь это
Я всю жизнь сопутствовал тебе!»
Смотрит человек, смущеньем занят:
Вот опять один прервался след –
В дни его разлада и терзаний,
Страха, боли – самых черных бед.
Не сдержал он горестного вздоха:
«Видел я, как след Твой пропадал.
Отчего, когда мне было плохо,
Ты меня, мой Отче, покидал?»
«Я не покидал, но в дни разлада,
В дни, когда душили боль и страх,
На руки Я брал и сколько надо
Нес тебя, как сына, на руках».
Николай Дмитриев
Почти все лето не был в храме, а на Успение Пресвятой Богородицы собрался на службу. Батюшка средних лет, которому я исповедаюсь уже давно, отец Евгений, на этот раз не спросил, что сказал мне старец по этому поводу, но произнес: «Александр Григорьевич, сегодня я изменил своему правилу и накладываю на вас епитимью – за месяц прочитать «Поучения аввы Дорофея». Я думал, что исполню епитимью запросто; книга у меня была.
Не философствуя, не споря,
Мудрёных книжек не читать,
Но возле берега стоять
Святоотеческого моря,
Отцов впивая благодать.
Александр Солодовников †1974
Вернувшись домой, я взял ее с полки, раскрыл и приготовился было читать, но телефонный звонок оторвал на время; потом надо было срочно просмотреть стихи из журналов; заглянуть в интернет в поисках новостей для газеты; поправить «былинку»; жена позвала ужинать. Вечером я опять взял в руки авву Дорофея, но глаза без всяких снотворных склеились, и я провалился в сон. Утром первое, что я увидел, была распахнутая, как птица в полете, темно-синяя книга. Отведя от нее глаза, я пошел на работу. «Да что же это, в конце концов?» - не переставал удивляться и дал слово, что сегодня уж непременно прочитаю преподобного Дорофея. Но вечером меня хватило только на то, чтобы наскоро (хотелось сесть за компьютер) просмотреть «Алфавитный указатель наставлений, содержащийся в творениях аввы Дорофея» да раскрыть книгу в случайном месте: †«Так, если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным. Ибо как желающий обучиться плотничеству не заниматься иным ремеслом, так и те, которые хотят научиться деланию духовному, не должны заботиться ни о чем другом, но день и ночь поучаться в том, как бы приобрести оное. А иначе приступающие к сему делу не только не преуспевают, но и сокрушаются, неразумно утруждая себя».(Поучение десятое).
И я опять отложил книгу в сторону. Завтра воскресенье, что я скажу батюшке? А люди, читающие мои книги, что подумают они о человеке, пишущем о Православии, но неспособном выполнить «несложную» епитимью? И будут правы. Помоги мне, Господи, одолеть немощь и лень…
Еще раз я открыл наугад книгу и прочел: † «Ибо невозможно душе пребывать в одном и том же состоянии, но она всегда преуспевает или в в лучшемили в худшем. Поэтому каждый желающий спастись дожен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в Псалме: «уклонися от зла и сотвори благо» (Поучение двенадцатое).
И вспомнилось, как несколько лет назад в переписке с пюхтицкой монахиней я пытался доказать, что язык Аввы Дорофея очень тяжелый: «…Взял Авву Дорофея: «Ещё сказал: кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет своё (желание). Поелику таковый не имеет своего желания, то, что бы ни случилось (с ним), он всегда бывает доволен, и так оказывается, что он исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были, как будут».
Прп.Серафим Вырицкий пишет: «Всемогущий Господь управляет миром, и всё, вершашееся в нём, совершается или по воле Божией, или по попущению Божию». Оба изречения говорят об одном и том же – о Промысле Божием. Но если язык Аввы Дорофея – непролазный кустарник, то наш современник сказал об этом просто и ясно. А что, до Аввы Дорофея этого не знали святые Отцы? На этом постулате стоит аскетизм и всё подвижничество. Одним словом, я не то чтобы не понимаю Аввы Дорофея, но мне скучен язык его, и много я прочитал подобных наставлений – сотни, если не тысячи.Кое-что даже осталось в голове, а ещё меньше – в действии…»
«Авва Дорофей, - ответила монахиня, - мне как раз языком своим очень нравится, и м.Сергия (Клименко), моя первая старица, о которой книжечка вышла, из рода Толстых и глубоко культурный человек, Авву как раз за язык хвалила (ведь это церковнославянский перевод), за ясный русский язык. Видимо, вы просто далеки от церковнославянского: я-то думала, что как окончивший журналистику (нет, отделение русского языка и литературы. – А.Р) вы любите такой старорусский, что ли. А истина – одна, действительно, одна. Да, всё так, но смириться очень и очень трудно…»
Икона Всех Святых – как бабочек собранье…
Святых на ней – нельзя и сосчитать.
Сегодня я проснулся тихой ранью
И в храм пошел, чтоб службу отстоять.
Сегодня праздник Всех Святых, и кстати
Мне ясно так увиделось сейчас,
Как высоко в небесной благодати
Отцу святые молятся о нас.
Мы просим их молиться и молиться…
Они же просят безконечно нас –
В житейском море ко Христу прибиться,
Пока не пробил наш последний час.
Геннадий Иванов
Авва Дорофей, помолись о рабе Божием Александре, чтобы сумел он немочь духовную одолеть и прочесть книгу, которую ты оставил нам в назидание.
† «Не читай затем, чтобы только прочитать, но чтобы освежить и напитать душу». Свт.Феофан Затворник.
PS. Неожиданно позвонил батюшка, положивший на меня епитимью. «Александр Григорьевич, вы по две старнички читайте, не больше. И в храм приходите – я жду вас». Как сладко стало на душе от звонка! И каким безсильным я опять ощутил себя, взяв в руки «Поучения, послания, вопросы, ответы» Аввы Дорофея. Не могу читать – и всё тут! У меня же сильная воля, почему так? А батюшке на глаза в каком виде предстану?
Что-то не порядке с моей духовной жизнью, коль не способен простое послушание выполнить. И что делать – ума не приложу… Но как только позвонил духовник, я тут же со вздохом поведав ему о своей беде-кручине. Отец Иоанн рассыпчато рассмеялся: «Всем новоначальным советуют читать Авву Дорофея и Максима Исповедника». «А я не могу…». «Теперь сможешь – помолился я за тебя, чадо». На душе полегчало, но попытку пока не делал…
Молитв святых почти совсем не знаю,
Лишь «Отче наш» и то не наизусть,
Но сердцем и душой воспринимаю
Церковных песен жертвенную грусть.
Я замираю, стоя у амвона,
Под куполом, несущим Божий крест,
И верю, с колокольным перезвоном
Летят молитвы прямо до небес.
Да, горько мне, что я молитв не знаю,
Что не могу чуть слышно их шептать.
В церковной тишине хорам внимаю
И чувствую их Божью благодать.
Николай Бакушин
Свидетельство о публикации №113012004238