О жизни северной деревни
ее местоположение.
Деревня расположена на живописном левобережье реки Онеги в Архангельской области.
Находится в двух километрах вверх по реке от исторического места Усть- Моша, известного людям ещё с 1137 года.
При впадении реки Моши в реку Онегу это место старожилы назвали Усть- Мошей.
Из-за этого и с давних пор, местных жителей близ лежавших деревень стали называть устьмошане.
Деревни, расположенные в округе, вверх и вниз по реке Онеге от Усть- Моши, все вместе назвали Устьмошинским краем.
От деревни Черноково, верстой вниз по реке находятся деревня Ожбалово, вверх, деревня Алферово, а с полверсты к лесу, рядом большого ручья впадающему в реку Онегу, была не большая, в семь домов, деревня Подлисье.
В деревне Черноково, со слов старожилов и моих родителей Чернокова Александра Ивановича, 22.08.1911 года рождения, города Ленинграда (Петроград) и Черноковой Пелагеи Дмитриевны, 14.05.1913 года рождения, деревни Черноково, было 18 домов, а значилось 22 двора.
В некоторых больших двухэтажных домах проживало по две родственных семьи и каждая вела свое хозяйство.
Дома и хозяйства жителей имели огороженную территорию и располагались с левой и с правой стороны центральной деревенской дороги.
Рядом с деревней находились ухоженные и засеянные рожью поля.
Для проезда по деревенской дороге в начале и в конце деревни открывались и закрывались большие деревянные ворота.
За качеством деревенской дороги следили и ремонтировали её все жители деревни.
Из лесного карьера, на повозках и телегах запряженных лошадьми, взрослые привозили "чуру", так называли по деревенски, песок с мелкими камешками и засыпались неровные участки дороги и глубокие колеи.
Дома в деревне были одноэтажные и двухэтажные с по хозяйственными постройками, украшенные по вкусу хозяев своими росписями и узорами.
В крепких хозяйствах, в по хозяйственные постройки имелся заезд на сеновал.
Внизу сеновала располагались помещения для домашних животных.
По 1960 год в каждой деревне Устьмошинского края, был колхоз, жители занимались сельским хозяйством, животноводством, а так же успевали вести и свои личные хозяйства.
В колхозе выращивали телят, поросят, кур, были стада коров.
В каждой деревне была коне- ферма.
В деревне Черноково было около двадцати лошадей, которые распределялись на рабочих и ездовых Будённовской породы.
Трудиться приходилось очень много, от зари и до зари, а в период страды, уборке урожая, сенокоса, всем жителям деревни, пожилым и детям приходилось помогать и работать.
Выполнять норму трудодня, 400 грамм зерна, всегда и во всем людям помогал энтузиазм, задорные и простые деревенские песни.
В детстве их было много услышано от женщин убирающих сено или работающих в полях убирая "хлеба", серпами срезая стебли ржи золотистой.
Улыбаясь белизной зубов, слышал как пели наши замечательные, деревенские трактористы Шихирин Анатолий Андреевич, Пирогов Николай Андреевич из деревни Боярская и Чернаков Михаил Иванович из деревни Ожбалово.
Когда они, на своих железных конях, тракторах, марки ТДТ- 54, с раннего утра и до позднего вечера, обрабатывали поля рядом нашей деревни, а меня порой брали покататься в кабину трактора.
Мои родители, так же как и многие жители деревни держали постоянно домашних животных.
Любимица нашей семьи корова Пестронька, давала по два ведра в день прекрасного парного молока, были овцы и куры.
За обеденным столом всегда было свежее молоко, яйца, сметана, творог или кефир, который по деревенски назывался "простоквашей".
Ручным способом из сметаны всегда готовили свое крестьянское масло.
Приготовленные щи в русской печи и хлеб ржаной, в "челпашках", пироги и шанежки издавали неописуемый приятный аромат, наполняя им весь дом.
В каждом деревенском доме стояла русская печь, сложенные местными рукодельными мастерами и не у кого не было печей одинаковых, похожих друг на друга.
Своими русскими печами гордились все жители деревни.
Русская печь была украшением в каждом доме, обогревала, кормила и лечила своих хозяев.
Детство все проведено на такой печи, вспоминаются часто А.С. Пушкина многие стихи.
Для жизни в деревне, веками было много всего придумано, по простому и до мелочей.
Деревенские жители относились к друг другу всегда почтительно и с уважением.
Жили очень дружно, много шутили и пели песен, а когда было кому то трудно, в личном или колхозном деле, всегда приходили на помощь.
В 1961 году, с объединением всех колхозов в совхоз, в деревне Черноково остались жители в преклонном возрасте, проживающие в трех домах из пяти.
Это были: Черноков Иван Васильевич, в большом доме у "черноковского ручья", расположенном на самом высоком месте в деревне и по берегу реки Онеги.
У дома Ивана Васильевича был самый глубокий колодец в 6,5 метра глубиной и ледник для хранения продуктов, свежей рыбы, в котором среди жаркого лета было очень холодно, от находившегося там льда.
Коновалова Александра Алексеевна с её престарелой матерью или бабушкой Наталией и Чернокова Анастасия Петровна, которые жили в одном двухэтажном доме.
Чернокова Александра Михайловна (бабушка Шура) в доме, с недостроенным спереди помещением.
В двухэтажном доме жила семья Орлова Н. А, после их переезда, жила семья Дядькина Андрея Ивановича, которые осенью 1962 года переехали в деревню Мозолово, (Клементьево), расположенной на берегу реки Моша.
Ведя личное хозяйство, в одноэтажном доме жила наша семья, семья моих родителей, в те годы, только из шести человек.
В настоящее время, в деревне Черноково находится только один жилой дом, семьи моих родителей.
Жители нашей деревни жили по старым обычаям, помнили и уважали традиции каждой деревенской семьи.
Вот таким образом, от старшего поколения к младшему поколению передавалась и прививалась любовь и уважение к истокам, родной земле и настоящей деревенской жизни.
Свидетельство о публикации №113011911402
Ольга Завьялова 2 18.09.2017 22:49 Заявить о нарушении