Декстер, размышления на тему

Внимательно отсмотрев семь сезонов телесериала компании SHOWTIME «ДЕКСТЕР» и ощутив нечто вроде синдрома отмены, решила поделиться своими размышлениями на тему этого, без сомнения, очень качественного телепроекта. Жанр сериала – драма/детектив, то есть, по сути, психологический детектив. Вообще название романа Д.Линдсея  «Darkly Dreaming Dexter» я лично перевела бы как «Дремлющая тьма Декстера» (грамматически более верным является известный дословный вариант «Мрачно дремлющий Декстер»), но, видимо, переводчикам хотелось сохранить оригинальные «три Д» в названии, отсюда и название «Дремлющий демон Декстера». Что касается возрастного ценза, я бы поставила «30+» для абсолютного большинства. Ибо поднимаемые в фильме вопросы способна здраво решать только полностью сформировавшаяся и устоявшаяся личность, а это не так часто происходит раньше 30-ти. И ещё: когда молодёжь говорит о том, как красиво показана кровь в сериале, мне хочется напомнить, что в норме кровь находится внутри организма, а не снаружи, и эстетика всего выходящего за рамки здоровой нормы спорна в любом случае и требует адекватного отношения. Впрочем, нет в мире ничего нового, вспомнить хотя бы зрелища Древнего Рима…

Действие разворачивается в США, в штате Флорида. Главный герой сериала – Декстер Морган (актёр Майкл Холл) – судмедэксперт, специалист по брызгам крови, работает в убойном отделе полиции Майами. Он – психопат и социопат, неэмоционален, но отлично выучил «язык эмоций», в т.ч. его невербальную составляющую, чтобы не выделяться из окружения. Декстер – серийный маньяк-убийца, но с «Кодексом» – особыми принципами отбора жертв и сокрытия улик, дающими ему определённые гарантии собственной безопасности.
Первое человекоубийство Декстер совершил в возрасте двадцати лет. С той поры до момента, когда мы впервые видим главного героя, подразумевается приличный отрезок времени, о котором нам практически ничего не известно, но который, по всей видимости, не был отягощён для Декстера ставящими в тупик вопросами и сомнениями.  В сериале неспроста дана привлекательная идея высшей справедливости (ангела возмездия), что наделяет образ маньяка сверхзадачей, не лишённой определённого обаяния.  Словно вмешательство неких высших сил компенсирует руками Декстера несовершенство буксующей машины правосудия, позволяющей душегубам уходить от заслуженного наказания.  Без этой идеи, вероятно, невозможна была бы развивающая рефлексия такого главного героя на самого себя, а для зрителя произошло бы фактически уравнивание Декстера с его многочисленными жертвами. Однако дано противопоставление, существенно меняющее акценты нашего восприятия, что, разумеется, и предполагали авторы.

В сериале периодически (в формате небольших вставок – флешбэков) происходит диалог Декстера с приёмным отцом Гарри Морганом (актёр Джеймс Ремар), то в виде воспоминаний, то – как внутренний диалог героя с собственным «альтер эго» в образе отца. Приёмный отец, направляя психопатологию мальчика в наиболее приемлемое, по его мнению, русло, и помогая ребёнку преодолевать фрустрацию, действовал из самых лучших побуждений в границах собственного понимания проблемы. Поэтому Гарри снабдил пасынка сводом правил – «Кодексом», который максимально защищает Декстера от общества, при этом позволяя максимально обезопасить общество от Декстера. Вопрос общественного блага в данном случае, конечно, дискуссионный.

Нам скажут, что таких, как Декстер, маньяков в принципе не бывает. Пусть Декстер – занятный вымысел, однако же он не просто так, а с выраженной философско-нравственной идеей пути главного героя к собственной человечности, и – более обобщённо – вообще пути человека к человеку в себе. В контексте это шокирующе, но, согласитесь, что святому и чистому человечеству вряд ли понадобилось бы давать заповедь «Не убий». Возможно, мы сумеем проследить путь главного героя от заповеди («Кодекса» с его «Не убий невинного») – к закону любви. От силы эгоизма и «животных» симпатий и антипатий – к разумной силе любви, реализованной во взаимоотношениях.  К человеческому счастью, где важно понимать самого себя и иметь чёткую шкалу внутренних ценностей, чтобы по-настоящему эффективно реализоваться, в том числе и для общественного блага.
 
На протяжении развития сюжета мы наблюдаем личностный кризис главного героя, историю его самопознания, исследование им трансформаций собственной личности – от полученной в раннем детстве неизгладимой психотравмы, далее – через навязанное извне представление о  себе, и наконец, до осознания себя посредством собственного жизненного опыта и опыта взаимоотношений с до полярности разными людьми. Это сложный путь от вынужденного, «камуфляжного», имитирования человеческих чувств и эмоций до их подлинного обретения и осознания, это радикальное переосмысление героем своей человеческой сути.
 
Хочется привести слова Майкла Холла о фильме, сказанные им в одном из интервью: «Декстер» — сериал не о пороке. Это мудрое исследование крайних форм проявления человеческого поведения. Приготовьтесь к тому, что сериал вам понравится. Это не значит, что вы — социопат. Возможно, вы просто немного странный».
 
Несколько слов о заставке сериала. Видимо, тут всё зависит от индивидуального восприятия и личных ассоциаций. Я слышала различные мнения – у кого-то от неё буквально «мороз по коже», у кого-то она отвращение вызывает, кого-то пугает, раздражает… Меня заставка просто восхищает: такая эстетская подача быта, натурализма, апеллирующего к бессознательному, к глубинным человеческим инстинктам, – и столько чувственности в каждом кадре, в макросъёмке, в этих еле слышных, но настойчивых звуках – зрелище, безусловно, приковывающее внимание.

Надеюсь, что в дальнейшем мы сможем остановиться подробней на всех сезонах сериала, "разделить" с главным героем его психологические новообразования, разочарования, открытия... Не удивлюсь, если фильм закончится полным переосмыслением собственной шкалы ценностей главным героем, вплоть до катарсиса, либо же, в угоду популярности идеи зримого возмездия, главный герой останется где-то вершить «правосудие Декстера». Почему-то не хочется его смерти. И ничьей. Парадокс? И да, и нет.

И да, Майкл Холл – классный, клёвый, суперОвый, мне слов никаких вообще не хватает, красноречие на этом закончилось, и,  кажется, я никогда не сумела бы нарисовать его так, чтобы мне самой понравилось – так он прекрасен в живом движении, он – как плазма, как огонь и вода, а скульптура с него могла бы быть совершенной… Сорри за лирическое отступление– это любоff…


Рецензии
вчера только 12-ю серию 7-го сезона посмотрел. По идее должен быть 8-й, ибо интрига сохраняется и закручивается. Ханна Маккей/ Ивонн Страховски/ сбежала, Лагуэрту привалила Дебра, у Дезмонда Харрингтона/ детектив Квинн/ в будущем возможен рилэйшншип с сиделкой Гаррисона, да и Винс Масука не все пошлости озвучил!))))приятно встретить понимающего человека! Смотрю Декстера с 2006-го года,и книга есть. Можно сказать, фанат. И прекрасно понимаю Декстера!

Тарантино Александр   16.01.2013 04:48     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр! Значит, Вы под самым свежим впечатлением, понимаю и тоже жду продолжения сериала (30 июня 2013, в воскресенье, планируется показ 1 серии 8 сезона, съёмки идут).
Майкл Холл о своём герое высказался так:"Со временем я стал любить Декстера больше. Я лучше его понял и узнал. По-моему, он – потрясающий парень!" Видимо, он тоже надеется на лучшее )))

Елена Марова Стенькина   16.01.2013 12:32   Заявить о нарушении
Елена, я уже лет двадцать тому назад выбросил телевизор (реально - подарил не самому близкому другу), но с интересом прочёл Ваше эссе. По существу, естественно, ничего сказать не могу, но Вы меня утешили, то есть утвердили в своём давнем решении. Спасибо!

Геннадий Толин   27.05.2013 14:10   Заявить о нарушении
Геннадий, я всё понимаю, честно. Двадцать лет - это серьёзный период. Телевидение не потребляем, всё так или иначе из интернета, выбираем сами. Я в просмотрах очень избирательна, время своё стараюсь ценить, и у меня практически всегда есть серьёзные основания для просмотра того или иного теле- или кинопродукта. С неизменным уважением,

Елена Марова Стенькина   27.05.2013 14:47   Заявить о нарушении