журавли. дзен

если б было за что зацепиться
кроме ряби на глади воды
кроме тени взмывающей птицы
оставляющей в небе следы

всё проходит – печали и счастье
не меняется лишь пустота
в ней – безликий чертог безучастья
неподвластна ему суета

может завтра такое случится
отвернутся друзья, а враги
будут в танце с тобою кружиться
позабыв про былые долги

если б было за что зацепиться
снова волны смывают следы
и другие беспечные птицы
открывают предел высоты

тишина раскрывает объятья
только тем, кто не чинит суда
кто в движеньях своих безучастен
и уже не идёт никуда*

----------------------------------------------
* кто в движеньях своих безучастен
и уже не идёт никуда - постижение бессамости
(см. «Сутра о бессамости»).

(с) Роман Ангелис, 14 января 2013


Рецензии
АНАТТА-ЛАКХАНА-СУТТА
(Самьютта-Никая XXII, No.59)
Сутра о бессамости
Так я слышал. Однажды Благословенный жил в Оленьей роще Исипатана
около Бенареса. Там Благословенный обратился к группе из пяти
монахов.
Форма, о монахи, бессамостна; если бы форма обладала самостью, она
не вела бы к страданию и могла бы быть получена следующим образом:
"Пусть моя форма будет такой, пусть моя форма будет не такой"; и
действительно, о монахи, поскольку форма бессамостна, она ведёт к
страданию и не может быть получена следующим образом: "Пусть моя
форма будет такой, пусть моя форма будет не такой".
Чувство, о монахи, бессамостно; если бы чувство обладало самостью,
оно не вело бы к страданию и могло бы быть получено следующим
образом: "Пусть моё чувство будет таким, пусть моё чувство будет не
таким"; и действительно, о монахи, поскольку чувство бессамостно,
оно ведёт к страданию и не может быть получено следующим образом:
"Пусть моё чувство будет таким, пусть моё чувство будет не таким".
Восприятие, о монахи, бессамостно; если бы восприятие обладало
самостью, оно не вело бы к страданию и могло бы быть получено
следующим образом: "Пусть моё восприятие будет таким, пусть моё
восприятие будет не таким"; и действительно, о монахи, поскольку
восприятие бессамостно, оно ведёт к страданию и не может быть
получено следующим образом: "Пусть моё восприятие будет таким, пусть
моё восприятие будет не таким".
Аспекты ума, о монахи, бессамостны; если бы аспекты ума обладали
самостью, они не вели бы к страданию и могли бы быть получены
следующим образом: "Пусть мои аспекты ума будут такими, пусть мои
аспекты ума будут не такими"; и действительно, о монахи, поскольку
аспекты ума бессамостны, они ведут к страданию и не могут быть
получены следующим образом: "Пусть мои аспекты ума будут такими,
пусть мои аспекты ума будут не такими".
Сознание, о монахи, бессамостно; если бы сознание обладало самостью,
оно не вело бы к страданию и могло бы быть получено следующим
образом: "Пусть моё сознание будет таким, пусть моё сознание будет
не таким"; и действительно, о монахи, поскольку сознание
бессамостно, оно ведёт к страданию и не может быть получено
следующим образом: "Пусть моё сознание будет таким, пусть моё
сознание будет не таким".
"Что вы думаете об этом, о монахи? Форма постоянна или не
постоянна?" - "Не постоянна, почтенный". - "А не постоянное не
удовлетворительно или удовлетворительно?" - "Не удовлетворительно,
почтенный". - "А можно ли сказать о том, что не постоянно, не
удовлетворительно, изменчиво, следующее: "Это моё, это я, это моя
самость"? - "Действительно, нельзя, почтенный".
"Что вы думаете об этом, о монахи? Чувство постоянно или не
постоянно?" - "Не постоянно, почтенный". - "А не постоянное не
удовлетворительно или удовлетворительно?" - "Не удовлетворительно,
почтенный". - "А можно ли сказать о том, что не постоянно, не
удовлетворительно, изменчиво, следующее: "Это моё, это я, это моя
самость"? - "Действительно, нельзя, почтенный".
Что вы думаете об этом, о монахи? Восприятие постоянно или не
постоянно?" - "Не постоянно, почтенный". - "А не постоянное не
удовлетворительно или удовлетворительно?" - "Не удовлетворительно,
почтенный". - "А можно ли сказать о том, что не постоянно, не
удовлетворительно, изменчиво, следующее: "Это моё, это я, это моя
самость"? - "Действительно, нельзя, почтенный ".
"Что вы думаете об этом, о монахи? Аспекты ума постоянны или не
постоянны?" - "Не постоянны, почтенный". - "А не постоянное не
удовлетворительно или удовлетворительно?" - "Не удовлетворительно,
почтенный". - "А можно ли сказать о том, что не постоянно, не
удовлетворительно, изменчиво, следующее: "Это моё, это я, это моя
самость"? - "Действительно, нельзя, почтенный".
Что вы думаете об этом, о монахи? Сознание постоянно или не
постоянно?" - "Не постоянно, почтенный". - "А не постоянное не
удовлетворительно или удовлетворительно?" - "Не удовлетворительно,
почтенный". - "А можно ли сказать о том, что не постоянно, не
удовлетворительно, изменчиво, следующее: "Это моё, это я, это моя
самость"? - "Действительно, нельзя, почтенный".
Таким образом, действительно, о монахи, какой бы ни была форма,
прошлой, будущей или настоящей, грубой или тонкой, низкой или
возвышенной, далёкой или близкой, ко всей этой форме следует
относиться с надлежащей мудростью, в соответствии с реальностью, а
именно: "Это не моё, это не я, это не моя самость".
Таким образом, действительно, о монахи, каким бы ни было чувство,
прошлым, будущим или настоящим, грубым или тонким, низким или
возвышенным, далёким или близким, ко всему этому чувству следует
относиться с надлежащей мудростью, а именно: "Это не моё, это не я,
это не моя самость".
Таким образом, действительно, о монахи, каким бы ни было восприятие,
прошлым, будущим или настоящим, грубым или тонким, низким или
возвышенным, далёким или близким, ко всему этому восприятию следует
относиться с надлежащей мудростью, а именно: "Это не моё, это не я,
это не моя самость".
Таким образом, действительно, о монахи, какими бы ни были аспекты
ума, прошлыми, будущими или настоящими, грубыми или тонкими, низкими
или возвышенными, далёкими или близкими, ко всем этим аспектам ума
следует относиться с надлежащей мудростью, а именно: "Это не моё,
это не я, это не моя самость".
Таким образом, действительно, о монахи, каким бы ни было сознание,
прошлым, будущим или настоящим, грубым или тонким, низким или
возвышенным, далёким или близким, ко всему этому сознанию следует
относиться надлежащим образом, а именно: "Это не моё, это не я, это
не моя самость".
О монахи, хорошо наставленный благородный ученик, осознающий это, не
привязывается к форме, не привязывается к чувствам, не привязывается
к восприятию, не привязывается к аспектом ума, не привязывается к
сознанию. Из непривязанности возникает беспристрастие. В своём
избавлении от страсти он становится освобождённым. Освобождённый, он
обретает знание об освобождении. Он знает: праведной жизнью он
исчерпал причины для рождения, сделано то, что должно быть сделано,
и нет ничего для его наступления.
Так сказал Благословенный. Благодарные пять монахов были восхищены
разъяснениями Благословенного; более того, после того, как
разъяснение было дано, сознание пяти монахов стало свободно от
аффектов, без каких-либо привязанностей.
Действительно, с того момента в мире стало шесть Архатов.

Роман Ангелис   14.01.2013 22:08     Заявить о нарушении

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →