Формирование инновационных специальностей

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ПУТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики России является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Модернизация отечественной экономики является насущной необходимостью и единственной реальной возможностью сократить технологическое отставание России от развитых стран. В своем ежегодном обращении к Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Президент подчеркнул, что необходимость модернизации стала особенно очевидной в последнее время, когда в результате глобального финансового кризиса Россия столкнулась с экономическим спадом более глубоким, чем в большинстве стран.
Одним из основных признаков инновационной экономики является развитие инновационного типа занятости – рост числа людей, занятых деятельностью, связанной с производством информационных технологий и увеличение доли информатизации в трудовой деятельности. Инновационный тип занятости характеризуется преобладанием в трудовой деятельности творческого начала, более высокой степенью интеллектуализации труда, когда значительная часть рабочего времени затрачивается на создание и обработку информации. Трудовая деятельность становится не только источником дохода, но и средством творческого развития личности и самореализации. Эти изменения в экономике требуют от работников новых качеств: высокого образовательного уровня, новаторского и экономического мышления, высокой технико-технологической культуры, способности к перемене профессии. Преимущественной формой труда в рамках инновационной занятости становится интеллектуальный труд, требующий глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, умения использовать сложную интеллектуальную технику, владения современными технологиями переработки знаний.
Сегодня вузы стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.
Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы привел к повышению ответственности вузов за эффективность своих бизнес-процессов. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления, поскольку традиционные способы в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельными.
В процессе сбора и анализа данных от вузов Екатеринбурга  обращает внимание  одна примечательная деталь - наличие в несколько высших учебных заведениях новой и довольно диковинной специальности – инноватики. У большинства людей значение этого слова вызывает массу вопросов, а уж получить профессию с таким чудным названием кажется верхом безрассудства. В Екатеринбурге инноватика подается в основном в техническом ключе и пока особенно развита на базе физико-технического факультета УрФУ. Их кафедра инновационных технологий уже несколько лет занимается этой темой. Кроме УрФУ подготовку в этом направлении ведет УрГПУ, УрГУ и УрГЭУ. Однако в этих вузах данная специальность имеет куда меньший срок развития. Пока очевидно, и это неофициально признают преподаватели вузов, что администрация открыла такую специальность не по конкретным запросам с производства, а из «желания развиваться». Это объясняет тот факт, что далеко не все из них могут объяснить, где конкретно востребованы их выпускники.   
Для эффективного функционирования в новом обществе вузу можно рекомендовать ряд простейших мер по продвижению инновационно-ориентированных выпускников, таких как мониторинг рынка труда и создание базы данных, учебных фирм,  а так же студенческого кадрового агентства, функциями которого будет не только трудоустройство, но и привлечение внимания к новой специальности крупных фирм и корпораций. Работодатель сможет  активно включатся в новые программы образовательного менеджмента, а быть может и в формирование образовательного процесса.
Что касается интереса абитуриентов к инноватике в Екатеринбурге, то пока его оценить сложно. Можно говорить лишь о первых результатах. К примеру, в УрГЭУ в этом году набрали группу из 25 будущих бакалавров по инноватике исключительно из  обучающихся на контрактной основе, стоимость обучения – 26 тысяч рублей в семестр. Можно сделать вывод, что граждане РФ готовы самостоятельно финансировать свое обучение по специальности будущего.
Со временем и развитием программ преподавания, специальность будет развиваться и абитуриенты уже осознанно и с уверенностью смогут выбирать её. Возможно, как это происходит в Санкт-Петербурге, не только высокотехнологичные, но и обычные предприятия будут нуждаться в таких кадрах и выпускники вуза будут востребованы на производстве. Специалисты по инноватике должны заниматься очень важной и ответственной работой, но эта работа требует не только профильного образования, но и очень серьезного опыта, практических умений, навыков и компетенций. Ситуацию можно сравнить с управленческим образованием: менеджеру желательно специальное образование (необходимость профессионального менеджмента отмечают многие, ссылаясь на его отсутствие в советский период, когда менеджерами становились специалисты отрасли с опытом), но занимать руководящие посты можно только после получения большого опыта на исполнительской должности. Так и специалисты по инноватике, очевидно, должны довольно долго поработать на основном производственном процессе. А лишь затем начинать модернизировать то, о чем они узнают не понаслышке. Т.е. процесс внедрения таких специалистов не будет отличаться от процесса внедрения специалистов других сфер промышленности.

Используемая литература:
1. Научное  издание ДВОРЕЦКИЙ Станислав Иванович,  МУРАТОВА Евгения Ивановна, ФЁДОРОВ Игорь Викторович.
2. Статья «Экономическое возрождение России».


Рецензии