Гамбургский счёт информация к размышлению
В конце прошлого года я опросил 180 литераторов с целью узнать, кого они считают крупнейшими из ныне живущих поэтов.
Полные результаты опроса опубликованы http://www.stihi.ru/2013/01/09/11697.
Предлагаю вашему вниманию мнения о них лвух критиков. Я намеренно сначала попросил сделать это людей, которые связаны между собой разве только тем, что оба - уроженцы русского Севера (правда, с интервалом примерно в 40 лет), а ныне проживают в Москве. Регина Соболева пока мало известна широкому кругу читателей, зато Владимира Бондаренко смело можно назвать одной из значительных фигур в русской литературе последних десятилетий. Он - бессменный главный редактор газеты "День литературы" и заместитель Главного редактора газеты "Завтра".
Уже после публикации прислала свой небольшой комментарий поэт, прозаик, публицист и критик Мария Галина, который я также приведу ниже.
Я благодарен Регине, Владимиру и Марии за то, что они любезно согласились написать свои заметки, как благодарен всем, кто принял участие в данном опросе. Это было совсем не просто, прежде всего, технически. Но, в целом, затея удалась. Полный список участников опроса представлен в конце данной публикации.
В заключение, хочу сказать следующее. Мне, как организатору проекта, действительно важно узнать любое мнение. К сожалению, часто на территорию, предназначенную для спокойного и вдумчивого разговора, вторгаются господа и дамы, интеллектуально и нравственно явно к нему неподготовленные. Заранее предупреждую, я не боюсь услышать мнения, которые противоречат моему мировоззрению, но не намерен вступать в дискуссию с мракобесами и хулиганами. Их место в чёрном списке "Больше Двух Мнений".
П.Самсонов
ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО
Во-первых, посмотрим на представленный для опроса и кем-то заранее составленный список поэтов. Я вижу, что организатор списка искренне хотел показать все поэтические направления в нашей поэзии, всех возрастов, всех взглядов, всех национальностей. Здесь и Глеб Горбовский и Виктор Соснора, и Наум Коржавин и Вячеслав Куприянов, и Алина Витухновская и Марина Струкова. Разве что по незнанию вылетел Владимир Костров, не нашел в списке ни крайне правого Алексея Широпаева, ни интересного израильского поэта Михаила Сипера. .. Но это вполне объяснимые огрехи, любой из нас кого-то забудет, кого-то не считает нужным вставить, а кого-то просто и не знает. . Составлял бы я этот список, основа была бы та же, но больше был бы представлен ряд поэтов круга «Нашего современника» и «Москвы» и шире была бы представлена русская провинция. Составлял бы список Сергей Чупринин, внес бы свои субъективные представления.
Из объективных минусов списка вижу лишь почти полное отсутствие поэтов русской глубинки. Ни самарских поэтов Евгения Семичева и Дианы Кан, ни мурманчанина Николая Колычева, ни петрозаводчанина Владимира Судакова, ни пермяка Игоря Тюленева, почти никого из поэтических лидеров русской глубинки. И здесь уже заметно не какое-то выделение авангардистов или традиционалистов, либералов и патриотов, а просто незнание глубинной поэтической России. Отсечение провинциальной России.
Этот, вполне объяснимый минус общего списка еще более сказался при голосовании. И опять, в отличие от былого противостояния правых и левых, новаторов и консерваторов, сегодня это уже иное противостояние. Побеждает тусовка. Она побеждает и на присуждении премий «Большая книга» и «Букер». Это же тусовка не допустила в лауреаты «Большой книги» отца Тихона с нашумевшей книгой «Несвятые святые»., тираж которой уже перевалил миллион экземпляров. А ведь нет в книге никаких ортодоксальных проповедей, скорее либеральная ветвь нашего православия. Но – «не наш».
Так и здесь. Кто мне объяснит, почему из наших старейших поэтов Виктор Соснора и Александр Кушнер в начале списка. А Глеб Горбовский где-то в шестом десятке? Прочел бы этот опрос мой давний знакомый Иосиф Бродский, выкинул бы его в мусорную корзину. Он не раз писал, что рядом с поэзией Глеба Горбовского и близко не стоят ни Евтушенко, ни Вознесенский. А тем более ни Соснора с Кушнером. Увы. Но Горбовский – не в тусовке. Не в тусовке ни Станислав Куняев, ни Наум Коржавин.
Конечно, сказывается и явная либеральная направленность нашей тусовки. Захар Прилепин правильно писал, что , не смотря на все слова и речи Путина, управляет нашей культурой исключительно либеральная тусовка. А под неё надо и подстраиваться всем остальным. Но и в либеральной культуре, для того, чтобы быть в тусовке, надо умело потрудиться.
Конечно, в десятку попали яркие и талантливые поэты, Алексей Цветков, Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев, Ольга Седакова, Олег Чухонцев, тот же Соснора и другие. Я сам немало писал статей об этих поэтах. Но я примерно тот же список имен вижу уже с десяток лет на всех наших поэтических фестивалях и читаю на всех опросах. Добавим к ним из второго десятка Тимура Кибирова. Ивана Жданова, Светлану Кекову, и мы увидим вполне достойную, но слегка намозолившую глаза обойму одних и тех же поэтов. И главное, среди них нет ни одного яркого , выламывающегося из списка, бунтарского поэта, поразившего мир или своими образами, или своей формой, или своим видением мира, или даже своими идейными или политическими крайностями любого толка. Нет среди них ни нобелевского бунтаря Гюнтера Грасса, ни еще одного нобелевского лауреата ирландца Шеймуса Хини, поражающих весь мир своими поэтическими или политическими действиями. Нет ни Иосифа Бродского, ни Юрия Кузнецова, отвергающих общепринятые поэтические смыслы.
Так, одной дружной компанией эти лидеры нынешнего опроса и ездят из Лондона в Нью=Йорк, из Сиднея в Мюнхен, обсуждают одни и те же темы, пишут стихи примерно об одном и том же. Даже напиться, побуянить как следует не умеют, непозволительно. Не толерантно. Вот эта толерантность их поэзии меня и раздражает.
Недаром бузотеры и скандалисты непримиримая антиамериканка Юнна Мориц, иронический террорист Всеволод Емелин в число первых лидеров не попали. Не так себя ведут, не о том, порой, пишут. А уж близкие к патриотическому направлению , хоть солженицынского разлива, как Юрий Кублановский, хоть евразийского, как Тимур Зульфикаров, не случайно стоят где-то в пятой десятке. Не там тусуетесь, господа!
Вот вам ярчайшие поэты самых разных направлений, упорно выпадающие из тусовочной поэзии: Геннадий Русаков и Эдуард Лимонов, Юрий Беликов и Максим Амелин, Виталий Пуханов и Олеся Николаева, они и находятся в самом конце списка. Даже такие скандалисты, и явно талантливые поэты, как Алина Витухновская и Марина Струкова, Андрей Родионов и Шиш Брянский тоже никому не нужны. Не в тусовке!
Вне тусовки и такие старейшины, как Станислав Куняев и Наум Коржавин, вне тусовки Мария Аввакумова и Константин Кедров . Специально называю фамилии известных поэтов разных направлений и разного возраста. Ибо это не деление на отцов и детей, не деление поэтов на левых и правых. Это и есть та же самая коррупция, только в литературе, коррупционная поэзия так называемого креативного класса тусовочных людей . Насколько я понимаю, надо немало сил потратить , для того , чтобы попасть в тусовку, еще больше сил и энергии, чтобы не выпасть из неё.
Вряд ли эта тусовочная поэзия войдет в мировую литературу. Вряд ли эти ребята, при всех своих энергиях и при постоянных поездках по миру, войдут в мировую литературную элиту. Они всё более даже своими стихами становятся похожи друг на друга. А жаль, ведь был же дан им талант.
Променяли на постоянную тусовку. Думаю, настоящая поэзия в это время пишется где-нибудь в глубинке.
Владимир Бондаренко
Критик, главный редактор газеты «День литературы»
________________________________________
РЕГИНА СОБОЛЕВА
Перспективные искажения в моментальной фотографии
Наверное, многие помнят время расцвета моментальной фотографии – полароид, фотобудки… Получалось тускло, размыто. Да и что говорить, негатив и позитив с обрабатывающим веществом вступали в слишком кратковременный контакт. А потом и света никогда не бывало достаточно. Моментальные фотографы забывали об экспозиции, фокусировке. Палец нажимал одну кнопку. Моментально выскакивал снимок. Быстро, легко. Время и расстояние играли уже совсем другую роль, нежели мы привыкли, становясь все более и более относительными величинами. И если время выдумано людьми чуть больше чем полностью, то от перспективы никуда не деться. В мире существует слишком много точек отсчета, слишком много ориентиров. В мире, к которому мы привыкли. Стоит ли удивляться тому, что человеческий глаз видит перспективные искажения? Вот этот дом получился выгнутым. Стоит, будто беременный. Забавно. А у этого человека, к примеру, слишком большой нос. Это ли самая выдающаяся часть его тела? Как мне кажется, опросы и некоторые социологические исследования (вне маркетинговых и социопсихологических предварительных расчетов, конечно) играют роль тех же моментальных снимков. Это весело. Это быстро. Это на самом деле позволяет увидеть мутный отпечаток действительности. Но четкой картины посторонний зритель все равно не увидит. Ему не будет также весело, как было весело тому, кто нажимал кнопку. Его не проймет. Посторонний – на то и посторонний.
Простите мне эту затянувшуюся метафору, но я продолжу. Фотография вообще – это акт убийства. Ее жертвы навсегда остаются недвижимы и безмолвны. Вряд ли когда-нибудь получится прочитать что-то в фотографических глазах. Конечно, и убийство может быть искусством. Почему бы и нет? Но моментальная картинка не станет от этого живее. Даже зомби из нее не получится! Как вы знаете, недавно Павел Самсонов провел исследование по мотивам «Московского счета» (или – «Гамбургского счета», если обращаться к первоисточнику), выясняя наиболее выдающихся поэтов современности из ныне живущих, или, если хотите, «моментальную картину современной российской поэзии». Как оказалось, было опрошено 180 человек, и выявлено более 220 имен. Удивительно ли, что названных имен оказалось даже больше опрошенных? Это значит, что опрошенные порою называли больше одного имени, и имена эти порою не пересекались. Так, например, по одному голосу получило 126 человек. 126 случайных выдающихся поэтов. После того, как этот факт прочно утвердился в моей голове, перед мысленным взором медленно поплыла прозрачная крутящаяся сфера с пластмассовыми шариками, на каждом из которых было написано одно «сильно поэтическое» имя. Кто-то случайный случайным образом вытягивал из сферы очередной шарик и гордо зачитывал очередное имя. Таким образом, мир получал представление о выдающемся авторе современной российской поэзии. Если бы простое называние действительно обладало такой магической силой… Если бы…
Но – шутки в сторону. Давайте обратимся к вопросам, которые стоят на повестке дня. Они довольно занудны, если приглядеться, но затрагивают проблемы методологии. Для большинства людей эти проблемы важны. Итак, как относиться к опросам по «гамбургскому счету», его результатами? Существует ли связь между этими результатами и картиной реальной жизни? Почти – философия. Почти – диалектика бытия. Почти – смысл жизни. Есть ли адекватные ответы на эти вопросы? Не думаю. Зато я могу высказать свое мнение. А вам придется его выслушать.
Мне кажется, что к любым опросам нужно относиться именно, как к опросам, как к еще одному источнику информации, который надо проверять двумя другими. Опрос – это первый вспомогательный отпечаток, еще бледный, но с уже различимыми очертаниями изображенного на нем чего бы то ни было. Это – первый эскиз из десятка возможных. Одна точка зрения. Что же касается конкретной методики, когда профессионалы называют лучшего из своих кругов, то тут нужно иметь четкое представление о понятиях чести, достоинства, долга, принятых в среде этих профессионалов. И вообще приняты ли они. Нужны рамки, границы и регламенты. И тогда картинка станет более ясной в пределах этих рамок. Моментальные снимки всегда размыты по краям, на своих границах, если вы понимаете, о чем я. И маргинальные литературные течения обычно оказываются вне профессионального взгляда. Опросы, конкурсы, фестивали – способ обозреть серединку. Искаженный перспективой нос какого-то человека. Так что – относитесь к опросам и конкурсам легко. Как к любопытной мистерии ярких пятен, слагающихся в фотографический снимок. Все относительно. И он, этот снимок, относителен. Для кого-то он будет достоин рамочки на стене, а кто-то выбросит его после очередной генеральной уборки. И все же легкое отношение убережет ваши нервы от потери. Особенно если ваш нос не поместился в центре фотографии.
222 имени. Широкий разброс. От Виктора Сосноры, который мне очень нравится (как мне кажется, в русской поэзии у него самые удачные верлибры), до какого-нибудь Михаила Яснова (я даже не знаю, кто это). Да и можно ли говорить, что, к примеру, Игорь Царев и Лев Рубинштейн – поэты одного порядка? А ведь они получили по опросу Павла Самсонова равное количество голосов. Но на взгляд профессионально ориентированной и высокоинтеллектуальной толпы это – величины в русской поэзии равные. Согласно исследованиям тех ученых, что изучают психологию масс, умственный уровень толпы понижается пропорционально повышению количества ее участников. И кто сказал, что толпа не может быть заочной, бумажной, списочной? И да – меня эта списочная толпа угнетает. Впрочем, тут уже все зависит и от опроса. Насколько четки были указания? Насколько определенными были критерии, которыми должны были руководствоваться опрошенные?
Выдаваться может все, что угодно, даже нос. И все выдается по-разному. Я не берусь предсказывать сейчас, чье имя, из названных в ходе опроса, забудут, а чье останется в веках, радуя потомков. Я даже не знаю, выдающиеся ли все те люди, что приведены в итоговом списке. Я не знаю практически ничего. Но могу ли я в этом своем незнании опереться на костыль Павла Самсонова, его опрос? Может быть, к черту этих ныне живущих, да перечитать Пушкина? Если бы время и расстояние не довлели надо мной я именно так бы и поступила. Но – время… Но – перспектива… Искаженная или нет, она – это почти единственное, что мы сейчас можем обозреть. В отсутствие хороших окуляров, конечно. Новый опрос Павла Самсонова – это опрос тех людей, что в курсе литературной ситуации в стране. Но и эти люди во мнении своем весьма разобщены. 126 человек из 222 получили по одному голосу. Самое большое количество голосов у Александра Кабанова и Алексея Цветкова (по 26). Детский сад. Если же выйти на улицу опрашивать людей несведущих? Боюсь, они назовут вам только Верочку Полозкову да Дмитрия Быкова (возможно, еще Иртеньева и Вишневского).
Если же вспоминать эйнштейновскую теорию относительности и закон Хаббла, станет легко и приятно на душе от осознания, что все эти «гамбургские» опросы не имеют никакого значения. И вряд ли кто-то вспомнит Пушкина через миллион лет. Меня лично утешает только это.
Регина Соболева.
_________________________________________
МАРИЯ ГАЛИНА
Результаты опросов такого рода (как и любых, проводимых "не научно", "не по методике") обычно зависят от того, кого именно опрашивают, то есть отражают не реальную картину (ее, повторюсь, быть в принципе не может, учитывая предмет опроса) а предпочтения определенной (референтной для составителя опросника) группы людей, которых волевым образом "назначили" в опрашиваемые. Как результат верхние позиции более-менее отражают общие предпочтения литературного сообщества, а вот в "нижних" позициях появляется много случайных людей, "друзей и родственников кролика". Это естественно и ожидаемо. Приятно, что в топе и правда хорошие и значимые для современной литературы поэты - впрочем, полагаю, что такой же результат был бы, если бы называли не троих, а скажем десять-двадцать имен. Как ни странно, случайных имен при таком раскладе было бы меньше, зато, возможно бы выявились некие неожиданные или подспудные течения. Ну, например, появился бы Игорь Булатовский, очень влиятельный в современной системе координат, или Федор Сваровский... А некоторые случайные лица, как мне кажется, исчезли бы поскольку были бы лишь статистическим отклонением от общей кривой.
__________________________________________
ПОЛНЫЙ СПИСОК УЧАСТНИКО ОПРОСА
Мария Алёшечкина (Москва, Челябинск), поэт
Татьяна Алфёрова (С.-Петербург), поэт, прозаик
Анна Асеева (Иркутск), поэт
Андрей Аствацатуров (С.-Петербург), филолог, писатель, Доцент кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ и руководитель программы «Литература» в Смольном институте свободных искусств и наук.
Иван Ахметьев (Москва), поэт, редактор
Алёна Бабанская (Москва), поэт
Дмитрий Бавильский (Челябинск), писатель, литературовед, критик
Николай Байтов (Москва), поэт, прозаик
Рита Бальмина (Нью-Йорк), поэт
Константин Бандуровский (Москва), поэт, историк философии
Геннадий Банников (Москва), поэт, бард
Александр Бараш (Иерусалим), поэт, прозаик
Ника Батхен (Москва, Евпатория), поэт, прозаик
Сергей Беленко , поэт
Владимир Берязев (Новосибирск), поэт, эссеист, переводчик, публицист, главный редактор журнала "Сибирские огни"
Анна Бессмертная (Москва), поэт, прозаик, переводчик
Светлана Бодрунова (С.-Петербург), поэт
Владимир Бондаренко (Москва), литературный критик, публицист. Заместитель главного редактора газеты «Завтра». Главный редактор газеты «День литературы».
Никита Брагин (Москва), поэт, учёный
Ян Бруштейн (Иваново), поэт, художник
Александр Брятов (Рязань), поэт
Ирина Василькова (Москва), поэт
Мария Ватутина (Москва), поэт
Алина Витухновская (Москва), поэт
Владимир Вишневский (Москва), поэт
Герман Власов (Москва), поэт
Дмитрий Воденников (Москва), поэт
Александр Воловик (Москва), поэт
Андрей Воркунов (Москва), поэт
Ольга Воронина (Москва), поэт, ответственный секретарь "Книжного обозрения"
Вадим Вуколов (Москва), поэт
Дмитрий Гасин (Москва, Вологда), поэт
Марианна Гейде (Москва), поэт, прозаик, переводчик
Владимир Герцик (Москва), поэт,
Олег Горшков (Ярославль), поэт
Лариса Грановская (Москва), поэт
Амирам Григоров (Москва), поэт
Борис Гринберг (Новосибирск), поэт
Андрей Гришаев (Москва), поэт
Елена Гуляева (Лиепая), поэт
Андрей Грицман (Нью-Джерси), поэт, эссеист, редактор журнала "Интерпоэзия"
Даниил Да (Москва), поэт
Данила Давыдов (Москва), поэт, прозаик, литературный критик, литературовед, редактор
Игорь Дронов (Иркутск), поэт
Тимофей Дунченко (С.-Петербург), поэт
Михаил Дынкин (Москва), поэт
Ксения Дьяконова (Барселона), поэт
Ирина Евса (Харьков), поэт, переводчик
Андрей Емельянов (Новгород), поэт, прозаик
Сергей Есин (Москва), прозаик, в 1992—2006 ректор Литературного института
Георгий Жердев (С.-Петербург), поэт, главный редактор журнала "Сетевая Словесность"
Фима Жиганец (Ростов-на-Дону), поэт, прозаик
Павел Жагун (Москва), поэт, музыкант, продюсер, художник
Ольга Журавлёва (Москва), поэт
Дмитрий Зернов (Нижний Новгород), поэт
Ольга Зондберг (Москва), поэт, прозаик, литературный критик
Тимур Зульфикаров (Москва), поэт, прозаик и драматург
Алексей Ивантер (Москва), поэт
Сергей Ивкин (Екатеринбург), поэт
Александр Кабанов (Киев), поэт, главный редактор журнала культурного сопротивления "ШО"
Геннадий Каневский (Москва), поэт
Катя Капович (Кембридж, США), поэт
Алексей Караковский (Москва), поэт, прозаик, критик, музыкант
Михаил Квадратов (Москва), поэт
Бахыт Кенжеев (Монреаль), поэт
Сергей Кириллов (Ярославль), поэт
Галина Климова (Москва), поэт, переводчик, завотделом поэзии журнала "Дружба народов"
Кирилл Ковальджи (Москва), поэт, прозаик, критик и переводчик, создатель литературной студии, из "стен" которой вышли виднейшие поэты последних десятилетий
Андрей Коровин (Москва), поэт, критик
Алексей Королёв (Москва), поэт
Сергей Косяшников (Киев), поэт
Григорий Кружков (Москва), поэт, эссеист, переводчик, лауреат Государственной премии России по литературе
Александр Крупинин (С.-Петербург), поэт
Виктор Коврижных (Кемеровская обл.), поэт
Ольга Корзова (Архангельская обл.), поэт, прозаик
Алексей Котельников (Москва), поэт
Марина Кудимова (Москва), поэт, переводчик, завотделом поэзии "Литературной газеты"
Демьян Кудрявцев (Москва), поэт, прозаик, издатель
Александр Кузьменков (Братск), прозаик, эссеист, литературный критик
Станислав Куняев (Москва), поэт, публицист, литературный критик, главный редактор журнала "Наш современник", лауреат Государственной премии России по литературе
Владимир Лавров (Гатчина), поэт
Дмитрий Легеза (С.-Петербург), поэт
Сергей Лейбград (Самара), поэт, культуролог, публицист
Олег Лекманов (Москва), литературовед, доктор филологии, профессор МГУ и РГГУ
Илья Леленков (Москва), поэт
Евгений Лесин (Москва), поэт, критик, редактор литературного приложения к "Независимой газете"
Юлия Листвицкая, поэт
Света Литвак (Москва), поэт, прозаик, художник
Елена Максина (Филадельфия), поэт
Мария Маркова (Вологда), поэт
Светлана Марковская (Кацрин, Израиль; Москва), поэт
Алексей Машевский (С.-Петербург), поэт, эссеист, литературный критик
Дмитрий Мельников (Москва), поэт
Вадим Месяц (США), поэт, прозаик, переводчик, критик, издатель
Михаил Микаэль (Москва), поэт, прозаик
Татьяна Милова (Москва), поэт
Станислав Минаков (Харьков), поэт, прозаик, эссеист, переводчик
Игорь Миненков (Ашдод, Израиль), поэт
Евгений Минин (Иерусалим, Израиль), поэт, прозаик, пародист
Егор Мирный (Башкорстан), поэт
Алёна Миронова (Нижний Тагил), поэт
Андрей Моисеев (Москва), поэт
Владимир Монахов (Братск), поэт, прозаик
Дмитрий Мурзин (Кемерово), поэт
Фёдор Назаров (Москва), поэт
Татьяна Некрасова (Кишинёв), поэт
Михаил Немцев (Новосибирск), поэт, учёный
Ольга Нечаева (Москва), поэт, соорганизатор творческого объединения Алконост
Евгений Никитин (Москва), поэт
Андрей Новиков (Москва), поэт, прозаик
Александр Носков (Москва), поэт
Евгений Орлов (Рига), поэт
Алиса Орлова (Москва), поэт
Сергей Пагын (Единцы, Молдавия), поэт
Евгений Паламарчук (Калининград), поэт
Игорь Панин (Москва), поэт, прозаик, литературный критик, редактор "Литературной Газеты"
Борис Панкин (Москва), поэт
Андрей Пермяков (Московская область), поэт, эссеист, литературный критик
Алексей Петров (Кемерово), поэт
Александр Петрушкин (Челябинская область), поэт
Дмитрий Плахов (Москва), поэт
Влад Поляковский (Москва), поэт
Борис Привин "Ави Дан" (Москва), поэт, прозаик
Михаил Придворов (Челябинск), поэт
Лада Пузыревская (Новосибирск), поэт
Ева Пунш (Москва), прозаик, драматург
Алексей Пурин (С.-Петербург), поэт, эссеист, переводчик
Тимур Раджабов (Москва), поэт
Николай Ребер (Цюрих), поэт
Дмитрий Ревский (Москва), поэт
Евгения Риц (Нижний Новгород), поэт
Лев Рубинштейн (Москва), поэт, литературный критик, публицист и эссеист
Галина Рымбу (Москва), поэт
Екатерина Садур (Москва), прозаик, драматург
Игорь Сатановский (Нью-Йорк), поэт, редактор, переводчик
Михаил Свищёв (Москва), поэт
Владислав Сергеев (Самара), поэт, учёный
Глеб Симонов (Нью-Йорк), поэт, художник
Екатерина Симонова (Нижний Тагил), поэт
Юлия Скородумова (Москва), поэт
Алексей Слаповский (Москва), писатель, драматург и сценарист
Сергей Слепухин (Екатеринбург), поэт, эссеист, художник
Александр Спарбер (Москва), поэт
Александр Стесин (Нью-Йорк), поэт
Евгений Степанов (Москва), литератор, издатель, главный редактор журналов " «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зинзивер» (Санкт-Петербург), «Другие» и газеты «Литературные известия»
Владимир Строчков (Москва), поэт
Марина Струкова (Москва), поэт
Николай Сулима (Минск, сейчас - Калифорния, США), поэт
Евгений Сухарев (Харьков), поэт
Ната Сучкова (Москва, Вологда), поэт
Юлия Тишковская (Москва), поэт
Алексей Ушаков, поэт
Данил Файзов (Москва), поэт
Андрей Федосеев (Самара), поэт
Евгений В.Харитонов (Москва), поэт
Вячеслав Харченко (Москва), поэт
Людмила Херсонская (Одесса), поэт
Борис Херсонский (Одесса), поэт
Ольга Хохлова (С.-Петербург), поэт
Айдар Хусаинов (Уфа), поэт, прозаик, драматург, переводчик
Игорь Царёв (Москва), поэт
Алексей Цветков (Нью-Йорк), поэт, прозаик, эссеист, переводчик
Сергей Чегра, поэт
Ольга Чернорицкая (Москва), поэт, литературовед, литературный критик
Дмитрий Чернышёв (С.-Петербург), поэт
Светлана Чернышова (Владивосток), поэт
Александр Шаталов (Москва), поэт, критик, издатель
Марк Шатуновский (Москва), поэт, прозаик, литературный критик
Мариян Шейхова (Махачкала), поэт
Иван Шепета (Владивосток), поэт
Сергей Шестаков (Москва), поэт, зам.главного редакторв журнала "Новый Берег"
Светлана Ширанкова (Москва), поэт
Ирина Шостаковская (Москва), поэт, прозаик
Аркадий Штыпель (Москва), поэт, переводчик, литературный критик
Татьяна Щербина (Москва), поэт, прозаик, эссеист, переводчик
Сергей Щекин (Вологда), литературный критик
Галина Щекина (Вологда), поэт, прозаик
Михаил Щерб (Дортмунд, Германия), поэт
Михаил Этельзон (Нью-Йорк, США), поэт
Наиля Ямакова (С.-Петербург), поэт
Вадим Ямпольский (Москва), поэт
Всем спасибо!
Свидетельство о публикации №113011204834
Аййршири 27.09.2013 19:42 Заявить о нарушении