Л. Алтунина Вполне народный альманах Ковчег
В октябре 2012 года вышел в свет второй номер литературно-музыкального альманаха «Ковчег».
Первый его номер появился в прошлом году. Его издание задумывалось при Тульском Православном литературном объединении с одноименным названием — «Ковчег», созданном более двух лет назад и действующем на базе Тульской духовной семинарии. Конечно же, он не мог появиться без благословения митрополита Тульского и Ефремовского Алексия.
Рождение такого издания в одном из древнерусских городов Центральной России вполне закономерно. Православие изначально крепко на тульской земле. А сама Тула до пролетарской революции 1917 года славилась не только своим оружием, самоварами и пряниками, но и большим количеством православных храмов, великолепных храмов, которые ныне, по промыслу Господнему и непрестанному усердию Тульской епархии и её священнослужителей, не без участия туляков-прихожан, возрождены или возрождаются.
Появление альманаха «Ковчег» — это явление в литературной среде не только города, но и области, поскольку членами литобъединения и авторами альманаха «Ковчег» являются творческие люди и из областного центра, и из его районов. К тому же далеко не в каждом городе есть подобное издание. Это — явление и по содержательной его наполненности, основанной, собственно, на христианских символах веры, о чём подробнее речь пойдёт ниже.
Наверное, как и в любом издании, будь оно православным или светским, можно найти свои «плюсы» и «минусы». Как известно, только тот не ошибается, кто ничего не делает. Я же буду больше говорить о достоинствах альманаха, но отнюдь не с позиций критика и рецензента — не беру на себя столь ответственную миссию, — а с позиций просто читателя. В готовом-то всегда легче отыскивать недостатки, нежели, как говорится, самому сделать. Кстати, что касается «самому сделать», то к «Ковчегу» и мы с супругом имеем непосредственное отношение, как члены Православного литобъединения и его авторы. К тому же включена и в состав редакционного совета данного альманаха, куда входят известные авторы: Алексей Яшин, Валерий Ходулин, Геннадий Маркин, Владимир Резцов, а также Яков Шафран, появившийся в тульской литературной среде недавно, но весьма активно и плодотворно проявивший себя. Очень рада, что такой альманах вообще появился на свет и заявил о себе, как о вполне состоявшемся, полновесном издании, потому что на заре образования Православного литобъединения «Ковчег», когда мною было предложено выпускать литературные сборники, отражающие творчество его членов, это вызвало сомнение. Дело весьма затратное и с материальной точки зрения, осилим ли? Как видите, осилили, с Божьей помощью.
Сборник издаётся на средства его авторов, - как, впрочем, ныне практически все и коллективные, и индивидуальные литературные сборники и альманахи, - но это вполне нам по карману. Не случайно сразу же затронула материальную сторону дела, потому что меня, да и, думаю, многих издающихся в этом альманахе, нередко спрашивают о том, кто и на какие средства издаёт его? Однако альманах не состоялся бы без усилий целого ряда людей — энтузиастов и, прежде всего, поэта и прозаика, зав. редакцией журнала «Приокские зори» Я.Н. Шафрана. Основная доля нелёгкого труда упала именно на него, вернее, как истинный христианин, сам добровольно взвалил её на себя. Он выступает и как один из составителей альманаха, а также наряду с другими — в ролях редактора и корректора. Компьютерная вёрстка, изготовление оригинал-макета, оформление альманаха — его прерогатива.
Альманах выходит под патронажем ордена Г.Р. Державина и медалей им. Н.А. Некрасова и М.В. Ломоносова литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори», который является его учредителем, и при большой всесторонней поддержке его главного редактора, профессора, члена Правления Академии российской литературы, академика Петровской академии наук и искусств, лауреата многих литературных премий, известного русского писателя Алексея Афанасьевича Яшина. Как мне представляется, тому есть объективные причины: так альманаху легче выживать и держаться на плаву не только в чисто издательском плане, что немаловажно, но и в творческом отношении. В составлении, редактировании и корректорской работе неоценимую помощь оказывают профессионалы, имеющие большой опыт литературно-издательской деятельности, — Владимир Резцов (отдел поэзии), Геннадий Маркин (отдел прозы), Людмила Алтунина (отдел публицистики и литературоведения) — все они входят в редакционный совет. Печатается альманах, как и журнал «Приокские зори», в издательстве Тульского госуниверситета. Благодаря «Приокским зорям» в разы расширилась география охвата читательской аудитории, о чём свидетельствует рассылка альманаха. Об этом я ещё скажу ниже. Опять же остановилась на этих моментах, потому как знаю, что людей интересует, какое отношение к альманаху имеют «Приокские зори»? Более того, в среде пишущей братии столкнулась с сомнениями по поводу того, является ли альманах «Ковчег» православным изданием? Вопросы все эти вполне закономерны, и я отнюдь не осуждаю тех, у кого они возникают. Напротив, хорошо, что вопросы возникают, значит, люди не безразличны к данному изданию, думают, анализируют. Лично я всегда приветствую людей, задающих себе и окружающим вопросы, сама — из их числа.
Мне кажется, чтобы ответить на вопрос, православный ли это альманах? - достаточно его прочесть. Уж в чём, в чём, а в духовности, трактуя это как духовно-нравственное содержание произведений, альманаху не откажешь. Второй его выпуск подтвердил, что данное издание вполне состоявшееся и зрелое, с каких бы позиций его ни рассматривать, даже с позиции композиционного построения материалов и художественного оформления видно, что делался он с любовью, с душой.
А какова палитра литературной его наполненности: многожанровость от «а» до «я», как говорится. Широко представлены поэзия и проза, публицистика, литературоведение, литературная критика, рецензии. Нашлось место и для произведений, ориентированных на детей и о детях, и песням.
«В альманах «Ковчег» вошли стихотворения и рассказы, эссе и миниатюры, статьи и воспоминания, рецензии на книги, песни, а также стихи, сказки и рассказы о детях и для детей разного возраста. Участники альманаха — это и самодеятельные авторы, и профессионалы — члены Тульских отделений Союза писателей России и Союза российских писателей. Широк и возрастной диапазон авторов, он охватывает три поколения жителей Тульского края. Объединяет же всех — любовь к России, к Православию, к русской культуре и обеспокоенность судьбами страны и народа, будущим наших детей»,— сообщается в аннотации к нему. Добавлю, что также широк и диапазон авторов по их социальному статусу: от литераторов — профессионалов, учителей, журналистов, библиотекарей, инженеров до рабочих, служащих, студентов и пенсионеров. Так что этот альманах вполне можно назвать народным и для народа православного.
Тон всему альманаху задаёт вступительная статья православного писателя (ныне покойного) Михаила Дунаева «Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII — XX веках», которую можно назвать программной. М.М. Дунаев — российский учёный, богослов, литературовед, автор более 200 книг и статей, в том числе капитального сочинения в 6-ти томах «Православие и русская литература», основанного на курсе своих лекций в Духовной Академии, — удостоен медали Преподобного Сергия Радонежского I степени, ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени, обладатель первой премии «Православная книга России» в номинации «Автор года» (2003),— пишет: «…Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отражённое литературой. Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире.
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7, 22).
Православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь, и эту точку зрения усваивает (не всегда в полноте) русская литература в качестве основной идеи, становясь таким образом православной по своему духу. Православная литература учит православному воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейший критерий оценки внутреннего бытия человека: смирение.
Вот почему новая русская литература (вслед за древнерусской) задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддержании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идёт и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Своё творчество русские писатели сознавали как служение пророческое (чего католическая и протестантская Европа не знала)…»
И если рассматривать содержание альманаха с позиций смысла и задач «новой русской литературы», обозначенных Дунаевым, то оно вполне им соответствует. Именно духовно-нравственная наполненность с точки зрения христианского мироощущения, самопознания, выраженных словом, отличают его. Главным образом душа человека, его внутренний мир во взаимодействии с окружающим миром — вот главные объекты осмысления и исследования посредством литературных художественных средств — в центре внимания авторов этого православного издания. В целом альманах, повторюсь, соответствует тем задачам, целям и идеям, которые обозначены в программной статье М.М. Дунаева. Судьба Отечества и народа, будущих поколений; малая родина; российская природа; Православие, человеческая душа и духовные поиски; милосердие, добро, сострадание, вера, любовь, как проявление нетленного Божественного начала в человеческой сущности; поиск и обретение своего пути к храму и Богу, а также война, как проявление величия духа русского воина и народа в целом,— сквозные темы в творчестве авторов.
В этом плане богато, широко и разносторонне представлена в альманахе поэзия, причём среди авторов, как известные тулякам – Виктор Пахомов, ответственный секретарь Тульской областной писательской организации; Марк Дубинский, его заместитель, руководитель Тульского областного литобъединения «Пегас»; Валерий Савостьянов — все члены Союза писателей России, так и начинающие авторы или те, кто до сей поры писал «в стол».
Поэтический раздел альманаха, помимо названных выше поэтов, представляют: Виктория Ткач, Татьяна Леонова, Олег Пантюхин, Ольга Бугримова, Геннадий Мир, Елена Гаденова, Вячеслав Алтунин, Яков Шафран, Сергей Резвяков, Виктор Иванов, Любовь Самойленко, Игорь Боронин, Мария Михайлова, Галина Винокурова, Даниил Артамонов, Владимир Гудков, Валентина Белевская, Татьяна Шелепина, Сергей Никулов, Галина Лялина, Валентина Пинаевская, Татьяна Чернышова, Лидия Куанышева, Виталий Морозов, Раиса Дорогова, Валентина Карпова, Геннадий Гоманчук.
Всего тридцать авторов. Из них семеро — члены Союза писателей России и четверо — члены Союза российских писателей. Для альманаха это — солидная заявка. Однако его огромный «плюс», да и в целом тульских Православных литобъединений «Ковчег» и отпочковавшегося от него «Родника», существующего при храме св. Прп. Сергия Радонежского, в том, что они дали возможность зазвучать поэтическим голосам многих небесталанных, но не профессиональных литераторов, выразить себя как православных, любящих Православие или близких к нему.
Православные же литобъединения позволили им не только общаться между собой, что всегда является хорошим стимулом для творческого роста и совершенствования, но и «выходить на город», принимая участие в различного рода городских мероприятиях, таких массовых, например, как «Неделя православной книги — Всероссийская акция, уже в течение двух лет организуемая и в нашем городе, Ночь музеев, День города и др.
Альманах «Ковчег» предоставил авторам куда более широкую читательскую аудиторию. Его можно отныне найти не только во многих библиотеках города, но и далеко за пределами Тулы и области и даже за рубежом. Вот конкретная география его рассылки, как альманаха журнала «Приокские зори». Библиотеки Тулы: областная, центральная городская, филиалы №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 20, детская областная и детская центральная городская; библиотека объединенного Тульского музея, а также:
Библиотека Федерального собрания РФ;
Книжная палата РФ;
Библиотека Конгресса США;
Библиотека университета города Сиэтл (США);
Национальная библиотека Израиля (Иерусалим);
Областные библиотеки Орла, Калуги и Курска.
Ну что? Впечатляет география рассылки?! То-то. И эта география ещё расширяется, судя по материалам, поданным в третий выпуск альманаха.
Уместно сказать, что и в Сибири знают и о литобъединении «Ковчег», и об альманахе «Ковчег». Минувшим летом на моей малой родине, в Горном Алтае, куда я ездила, земляки устроили мой творческий вечер в Майминском районном музее Камня, директором которого является замечательный человек — энтузиаст Т.В. Кульбеда, натура творческая, пишущая. При её активном содействии при музее несколько лет назад и было организовано литобъединение «Повозочка» (РОТО «Акварель»), члены которого также выступили на этой встрече. А это — люди со всего огромного Майминского района, включая и курортный Манжерок, известный по одноимённой песне Эдиты Пьехи. Выступали со своими стихами поэты и из города Горно-Алтайска — столицы Республики Алтай. И что замечательно, подавляющее большинство — люди православные, верующие, потому-то из их уст звучала, в основном, духовная поэзия. Вот так, за тысячи километров находишь среди земляков не только собратьев по перу, но и родных людей по духу. Причём членами «Повозочки» и авторами издающегося этим литобъединением одноимённого альманаха являются и священнослужители, и прихожане местной церкви. Отец Павел, например, — автор и исполнитель духовных песен, обладающий прекрасным тенором.
Добавлю – интересный факт. На встрече была и М.И. Шумская, первая жена В.М. Шукшина. Родом она, как и он, из села Сростки, что – в сорока километрах от Маймы. Там они и познакомились, и поженились. Когда я училась в школе, Мария Ивановна вела у нас немецкий язык, а в пятом классе была у нас классным руководителем. Она и сейчас живёт в Майме. Все годы мы с ней поддерживаем связи и ежегодно в мои приезды на Алтай встречаемся с ней. Мария Ивановна поёт в вокальной группе ветеранов «Ивушки», которые тоже выступали на моей творческой встрече. Об этой встрече, кстати, была опубликована статья в майминской районной газете «Сельчанка» (за 17 августа 2012 года).
Кстати, Майма — самое большое в России село, как и Майминский район. А местная, майминская, церковь Сошествия Святого Духа, настоятелем которой является о. Георгий — первое каменное здание, возведённое в Горном Алтае в позапрошлом веке. Прихожане этого храма, в том числе и члены «Повозочки», — активные участники ежегодного паломничества по местам православной духовной миссии в горах Алтая среди местных коренных жителей алтайцев. Их из шаманизма и бурханизма в православную веру обратил Преподобный Макарий Алтайский (в миру М.Я. Глухарёв), первый миссионер Русской Православной Церкви в Горном Алтае (ныне Республика Алтай), причисленный к лику святых. Одно время архимандрит Макарий жил непосредственно и в Майме, где и проходила творческая встреча. Именно за годы его служения в Горном Алтае (со дня основания Алтайской Духовной Миссии в 1830 году по июль 1844 года) были заложены основы деятельности миссии на полстолетия вперёд, и сегодня отчётливо видны её добрые плоды. Сейчас алтайцы, в подавляющем своём большинстве, люди крещенные, православные. И я — одна из них.
В 2008 году мне вместе с моей младшей дочерью Вероникой и подругой детства Галиной Обидиной посчастливилось тоже участвовать в таком паломничестве, начавшем свой путь из Маймы и закончившемся в палаточном городке на берегу знаменитого Телецкого озера – жемчужины Горного Алтая. Не зря на языке коренного населения - алтайцев оно называется Алтын-Кёль – Золотое озеро. Здесь мы приняли участие и в торжественном открытии нового чудесного деревянного храма, выстроенного в селе Турочак, у самого Телецкого озера. Что
показательно, среди паломников были люди не только из Горного Алтая, но со всей России, причём много молодёжи.
…На той встрече, в Майме, подробно рассказала и о нашем Тульском православном литобъединении «Ковчег», и о первом выпуске альманаха «Ковчег», который и подарила музею вместе со своими книжками. У музея Камня — большое будущее. Он выиграл грант и получил поддержку на федеральном уровне для своего развития как природного музея, расположенного среди естественной природы, в горах, у скалы. Сейчас музей находится на бойком месте, на разъезде Чуйского тракта, рядом с городом Горно-Алтайском, и потому его активно посещают туристы, которые тысячами приезжают в Горный Алтай не только из разных уголков России, но и со всего мира. Бывает здесь и наш президент Владимир Путин. Ныне стало модно отдыхать в алтайских горах, сплавляться по бурной Катуни.
Этот, второй, выпуск альманаха «Ковчег», я также передам в Майминский районный музей Камня.
В разделе прозы представлены рассказы Алексея Яшина, Геннадия Маркина, Ольги Бугримовой — членов Союза писателей России, Якова Шафрана, Людмилы Алтуниной, Евгения Залесского, Валентины Пинаевской, Сергея Одинокова, Романа Романова.
Предполагаю, что неоднозначно, с точки зрения некоторых глубоко верующих людей и священнослужителей, может быть воспринят рассказ А.А. Яшина «Второе воскрешение Лазаря», хотя с основным его постулатами, связанными с меркантильностью и бездуховностью отдельных представителей современной молодёжи нельзя не согласиться.
Тема маленького человека, униженного и оскорблённого, столь остро поднятая классиками Гоголем и Достоевским, но почти сошедшая на нет в последнее время всеобщей «глянцевости», особенно пронзительно звучит на её фоне в рассказе Я.Н. Шафрана «Бомж». Это более чем актуальная тема: присмотритесь, сколько их, деклассированных по различным социальным и личным причинам, бомжей на улицах города. А ведь они — тоже люди, такие же, как мы, и нуждаются в нашем участии. Может, даже больше нас нуждаются в тепле, идущем не столько от солнца и нагревательных приборов, сколько от наших сердец.
На слова же Я. Шафрана положена музыка двух композиторов В. Пашутина и З. Пыряевой — песни с нотами представлены в альманахе.
Добавлю, что уже собран материал для очередного альманаха, третий выпуск которого планируется уже в новом, 2013, году.
Людмила АЛТУНИНА,
член Союза журналистов России,
Тульских Православных литобъединений «Ковчег» и «Родник».
Свидетельство о публикации №113010711417
Валентин Стронин 29.06.2013 08:31 Заявить о нарушении