Неброское глубокое
Ну вот Маяковский. В антивоенном произведении,написанном году в 14-м-15м, он говорит о человеке, обо всяком человеке из толпы:
Послушайте,
каждый,
ненужный даже,
должен жить:
ведь нельзя же
в землю
живого его...
Это истинно, это продиктовано сердцем. И он же, ставший после 17-го года горланом-главарем Октябрьского переворота, пишет о таком же человеке, сделавшемся бесполезным для великого дела революционного строительства: "Стар - убивать. На пепельницы черепа."
Идея, как видим, изменилась на противоположную, но образ, выбранный для ее иллюстрации так же ослепительно ярок. Такие броские образы доходят до сознания читателя или слушателя сразу, производят впечатление мгновенно, но они часто бывают поверхностны, не измерены глубиной души, (как во второй из приведенных цитат), не выстраданы автором, и поэтому так легко заменить один на другой, прямо противоположный по смыслу. Маяковский, поэт замечательный, но многие его стихи рассчитаны на публику, на ее восприятие и грешат поверхностностью. Писатель, советующийся только со своей душой, "собеседник сердца" по выражению Заболоцкого, человек зрелого, сформировавшегося мироощущения писать ослепительными красками обычно не склонен. И образы, найденные им, и размышления за этим стоящие, у такого художника, будь то Баратынский, Заболоцкий или Окуджава не сверкают, не бросаются в глаза и чаще всего при первом и даже при втором и третьем прочтении бывают вообще непонятны. Нужно помнить, что настоящие произведения искусства постигаются не сразу, годами, "под настроение", доставляя постепенно все большее и большее наслаждение, поэтому лучше иметь их в любое время под рукой. Истинная цена томика Баратынского куда выше цены новенького "Мерседеса".
1998
Свидетельство о публикации №113010504061