Непричинение вреда

      Нужно помнить, что не сами темные опасны, но силы, вызываемые ими. Истинно, следует сопоставить великий Свет с великою тьмою, но нельзя считать великими строящих на эгоизме. Так нужно соизмерять даже в явлениях великих. Конечно, не забудем посеянный вред темными. Точно змеи расплодившиеся! И даже для битвы с гадами нужна Иерархия, ибо уничтожено будет все беспорядочное. Так запомним, где великая тьма и где свирепый враг, ищущий погибели Света, но забывший, что без Света он не может существовать.
   Учение Живой Этики: Иерархия, 169

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Учитель Дает свою силу идущему за Ним только тогда, когда Он уверен, что она не будет обращена на дела недостойные. Если же Его Доверие не будет оправдываться, Даяние прекращается. Тем, кто находится под Лучом, очень осмотрительно приходится расходовать свои энергии, ибо они усилены энергиями Луча. Знаем случаи, когда силы, посланные Учителем, расходовались не по своему назначению. Много разрушений происходит от подобных явлений и много вреда. Огненная энергия требует большой бережности и осмотрительности.
   Грани Агни Йоги, 1966 г. 158. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


      Непричинение вреда прежде всего относится и к собственным проявлениям. Всякое ложное учение может нанести ущерб духовному развитию больше, чем издержки питания. Гневливость, склонность к диктаторству, зависть, обман, преступление нравственных законов отражаются, прежде всего, на благополучии собственного существа, а значит, страдает энергетический план человека. Поскольку сущность наша связана непосредственно со всей вселенной, то и вред от этих вдохновений тьмы пространственный.
      Константин Устинов. Лилии Света, § 167. 31 января 1999 – 21 мая 1999
      www.znakisveta.ru/liliisv.html


                НЕПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА (1) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Сын Мой, Свет очей Владык светом очей твоих станет. Очи – окна души, свет ее из сущности ее через аппарат глаз изливают. Луч глаза – явление психофизическое. Он так же реален, как и луч Солнца. Он несет в себе свет или тьму, жизнь или смерть, радость или горе, бодрость или уныние, улыбку или слезы, благословение или проклятие, благо или зло в степенях разных, по силе мыслителя, дающего луч. Под взглядом добрым, жизнедательным расцветают цветы, но вянут от темных излучений. Конечно, вся аура представляет собою излучения. Но аура ограничена сферой своей, луч же глаза, подобно лучу прожектора, действует на расстоянии своей видимости. Луч же глаза духовного расстояний не знает и может творить и разить на пространствах огромных. Когда в сознании нашем представляем предмет или человека, к нему протягивается невидимый луч, несущий ему эманации, или энергии, его непосредственно касающиеся и на него воздействующие. Хорошо иметь глаз добрый. Он творит, но во благо. Он возвышает людей, он делает их лучше в их собственных глазах. Лучше худого человека взглядом улучшить, чем хорошего сделать хуже. Потому осуждено осуждение. Мысля плохо о человеке, делаем его еще хуже. А луч незримый психический помогает углубить творимое зло. Но не пытайтесь тратить энергию зря на служителей темных. Кроме вреда ничего не получится. Мудрость и соизмеримость требуется и в раздаче света. Нельзя раздавать бездумно. Бережно несите светильник духа, от рук, тянущихся к нему отовсюду, его охранив. Даже мошки летят на свет. Свет магнетичен, влечет и притягивает к себе и светлых, и темных духов, только с целями разными подходящих к нему. Сокровеннейшее обережем бдительно.

      «В верованиях и законах порицаются предательство, клевета и оскорбление, но не указывается, почему эти действия вредны по существу; поэтому эти порицания имеют вид запрета. Но всякий запрет относителен и неубедителен. Вред и польза должны быть показаны по сущности.
      Вред предательства, клеветы и оскорбления легко показать на обычном примере. Конечно, вред будет не преданному, но предателю.
      Весь мир делится по границе личного и общего Блага. Если мы действуем в сфере Общего Блага искренними помыслами, то за нами стоит весь резервуар космических накоплений. Эта чаша лучших подвигов начинает действовать по незримому лучу.
      Представьте себе, что полная злобы свеча пытается опалить вас, вы еще не приняли мер, но из-за вас уже приближается мощный смоляной факел. Произведите этот опыт и увидите, как свеча тает, обугливается и потухает. Не наказание, но законам природы послушное следствие.
     Предают, клевещут и оскорбляют носителей Общего Блага, но не завидна доля этих опаляющих огней. Потому предательство, клевета и оскорбление не практичны.
Потому не думайте о мщении – еще древние образно сказали: «Мне отмщение и Аз воздам». Легка ли жизнь предателя?
      Так же в верованиях и законах сказано против кражи, но опять это звучит запретом. Между тем надо указать, что кража вредна как понятие, усиливающее чувство собственности. Кража вредит эволюции мира, но не завидна доля вредящих мировой эволюции. Они отсылают себя далеко назад.
      Не важно, что какой-то предмет перейдет в другие руки, но важно, что два человека испытают приступ чувства собственности.
Закон о краже несовершенен, ибо главные кражи: знания, идеи творчества – не могут быть предусмотрены.
      Кража уничтожается с исчезновением частной собственности» Учение Живой Этики: Озарение, 2.3.5.11.

      Дух бессмертен. Кончится земная жизнь, какова бы она ни была, а дух будет продолжать путь свой в Мирах Надземных. В страхе ли, в бесстрашии ли, но все едино – через жизнь придется пройти. Все кончится смертью. Не лучше ли пройти жизнь без страха? Страх ничему не поможет, ничто не улучшит, но вреда может принести много. Есть явления отрицательные в самой сущности своей. Таков страх. Страх не конструктивен. Отречемся от всякого страха перед чем бы то ни было. Научимся с улыбкой смотреть в лицо опасности. Человек привык бояться всего, не отдавая себе отчета в разрушительности этого чувства. Человек, потерявший разум, то есть психическое равновесие, совершает ряд бессмысленных и бесцельных поступков. Бесцелен страх. Он именно и указывает на потерю равновесия. Иногда люди просто сходят с ума от страха. Сколько всяких страхов испытывает обычный человек за свою жизнь. Вот стоит он, столько страхов, переживаний, и все же стоит, и все же жив, и все страхи пережиты напрасно. Чему надлежало случиться, случилось, и страхи не помогли; чего не было и не произошло, указывает на беспочвенность многих опасений. Так что лучше пройти жизнь в спокойствии бесстрашия, чем дрожать от каждой призрачной тени, как пугливая лошадь от каждого пня. Со страхом надо покончить раз и навсегда. И когда пугало страха покажется неожиданно из-за угла, можно даже улыбнуться ему, как старому знакомому, уже ненужному, уже потерявшему всякий интерес, уже исчерпавшему энергии старой кармической связи, знакомому, с которым покончено все. Надо проститься со страхом.

                Столетья протекли, вернулись –
                в  обетованную  страну,
                с судьбою мы не разминулись,
                и  небо  льёт  нам  синеву.

                И ветер носит зёрна мыслей,
                из чувств, что были в временах,
                и всё насыщено в нём давним,
                хотя  весны  уж новый  нрав…

                Не изменились – горы, звуки,
                что ниспадают с горных рек,
                и Божья милость в этом веке,
                и как – в былой когда-то век.

                И хороводы звёзд всё те же,
                и поиски, мечты  –  с вчера…
                Их воплотить, и свежий ветер –
                подует  в  наши  паруса…
                Владислав Стадольник5.5.2005

      Эволюция делает ставку не на личность, но на бессмертную перевоплощающуюся Индивидуальность человека. Как форма является носителем личности, так и личность, в свою очередь, является носителем Индивидуальности. Все формы – носители жизни, умирают, немыслимо количество их, но жизнь остается, жизнь, которая в виде духо-монады одухотворила эти формы. Форма умирает, искра жизни, индивидуализированная в определенной незримой форме, или душа этой формы, духо-форма, продолжает существовать, то есть даже в животных, даже в растениях она остается бессмертной, хотя она и не достигла степени Индивидуальности человеческой сущности.

      Иными словами, все формы жизни на Земле обречены кругом своего проявления на смерть, но бессмертно то, что заключено в них. Но в таком вопросе, как явление человека, сознание его, в отличие от всех более низких, чем он, форм жизни, может привязать себя не к внешней смертной оболочке и выявлениям на Земле, но к бессмертной сущности духа, в ней заключенного. Все в том, к чему себя привязать в сознании. Много трудов и усилий надо потратить, чтобы переключить сознание с временного и смертного на бессмертное внутри. Если бы не это бессмертное, заключенное в человеке, не Индивидуальность его, переживающая форму и тело, если бы человек ограничивался только внешним своим выявлением, то оно могло бы исчезнуть с лица Земли без всякого вреда для эволюции. Но умирает зерно, чтобы дать жизнь новой форме, но умирает человек, чтобы воплотится снова в новое тело, в новую форму. И задача земная воплощенного на Земле – бессмертие свое утвердить, соединив сознание свое с тем, что в нем не подлежит смерти и разрушению временем. Семя есть смертная форма бессмертной индивидуальной жизни, в нем заключенной. Так же и оболочки человека. Но жизнь его, смерти не подлежащая, не в теле, но в духе. В духе найдете себя, и в духе ищите. В нем все.

      «Чуете ли истинный вред, причиняемый ошибочными поступками? По эгоизму не думаете ли, что вред, прежде всего, касается вас самих? Но в плане действий не вы одни, но каждый шаг ваш касается и тех ответственных, которые самоотверженно идут. Много непоправимого причинено во время легкомысленных собраний. Учение много раз указывало на связь коллектива. Нужно беречь тех, кто рискуют для ускорения следствий. Мысленно оберегитесь от пагубных, резко омраченных настроений.
      И еще спрошу: научились ли вы читать книги Учения? Нет ли желания привязывать мысль к одному столбу? Очень любим красивые притчи, но забываем, что в каждой из них заложена цена жизни.
      Для вечерних собраний очень остроумно отметить необычайный состав речи или очень странное выражение, но подумайте, не висит ли на каждой букве этого выражения множество жизней? У каждого должно вспыхнуть сознание важности часа, в который он признан. Когда давно говорил о легкомыслии, нужно было сразу принять в сознание серьезность момента и заставить себя вместить чувство ответственности. Вне дел, вне личных и вне групповых преуспеяний нужно ощутить эволюцию с ее особенностями. Так четко мыслите. Старайтесь улучшить собрания» Учение Живой Этики: Община, 126.

      Итак, соизмеримость и целесообразность во всем. С чем соизмерять и сообразно с чем? С целью далекой, целью огненной, с целью, сияющей вечным пламенем жизни. К этой цели ведут определенные ступени эволюции. Цель первая – оформление тела физического, вторая – оформление тела астрального, третья – ментального и четвертая – огненного. Первые три цели – временные и ступени к цели последней, которая служит не средством к достижению цели, но самоцелью, ибо является целью конечной, вводящей дух в Беспредельность, в Царство вечной жизни. Вот с этой-то целью далекой, вот с этой-то целью великой и следует соизмерять и сообразовывать путь свой человеку. Подчеркиваю: все ступени, ведущие к ней, временны, и лишь в Царстве Вечности в огненном теле Света человек обретает вечное и неизменное одеяние свое, истинное одеяние духа. Это совсем не значит прекращение эволюции и дальнейшего развития, но это дает человеку оболочку не временную, но постоянную, способную к усовершенствованию, но не подлежащую смерти.

      Мир Огненный есть Царство, область, или Сфера вечного Света. Там смерти не существует. Достижение его – цель существования человека на Земле и в мирах. Но как согласовать земное с огненным, вечное с временным и час текущий с Беспредельностью? Соизмеримостью и целесообразностью. Человек живет и продолжает жить тою же жизнью земной. Но, уже зная великую цель, к ней примеряет и прикладывает свои мысли, чувства, слова и поступки и смотрит, соответствуют ли они, ведут ли они, приближают ли они его к цели заветной. Если приближают, следовательно, они правильны, если задерживают или отдаляют – ошибочны. Так утверждается в жизни человека новый критерий для его поведения. И если даже ментальное тело еще и не совсем оформлено, соизмеримость во всем с огненной целью несказанно ускорит процесс оформления ментального тела и будет способствовать быстрейшему очищению низших оболочек.

      Оформление огненного тела совершается по принципу красоты, когда все прочие оболочки в гармоническом слиянии становятся тоже выражением этого же принципа. Все оболочки в формах своих делаются прекрасными. Микрокосм человека становится выражением принципа красоты. Красота есть выражение гармонического сочетания элементов, входящих в структуру формы, через которую она проявляется. Но не о том речь. Говорю о целеустремленности, о смысле жизни, о гармонизации всех исходящих из микрокосма человеческого энергий с целью единой, с целью скорейшего оформления огненного тела. Всегда, в любой момент, при каждом действии можно спрашивать себя, целесообразно ли оно, соответствует ли оно этой цели великой. Много безмысленных и много бессмысленных действий творится, и много вреда производится и себе, и людям. Если известна цель, и если решен путь и направление, то согласовать все свои действия на всех планах с утвержденною целью возможно. Множества живут, не зная, куда идут, чего хотят и к чему стремятся. Но ученик знает и согласовывает жизнь свою с избранной целью. Согласование это можно начать с малого с тем, чтобы малое это стало великим и наполнило всю жизнь, когда великая цель всецело захватывает сознание и становится ведущим началом.

      Что бы ни происходило на плывущем в море корабле, все, что находится на нем, устремлено в движении к далекой гавани, которой он в конце концов и достигает. Так и в микрокосме человеческом, к огненной цели устремленном, идет жизнь и происходит движение, но оно становится гармоническим, творческим и созидательным, когда весь микрокосм, без остатка, подобно кораблю в море, устремляется к берегам огненным, согласуя все энергии свои с путем утвержденным. Согласованность – великая сила, ибо равнодействующая всех человеческих энергий, в данном микрокосме согласованно устремленных в одном направлении, развивает огромную мощь поступательного движения. И в то время как эти же энергии, будучи несогласованны, раздирают на части обычного человека, причиняя ему страдания и беспокойства, согласованные, они мощно несут дух к цели. Отсюда здание: явить высшую согласованность всего микрокосма и всех оболочек его в уявлении энергий микрокосмических во всех сферах его деятельности и выражения.

      Во сне и в бодрствовании, в работе и на отдыхе, в испытаниях и с победой, на заре утра или вечера, молодой или старый, в болезни или здоровье, с друзьями или один, признанный людьми или отвергнутый, в радости или у «стены плача», в почете или забвении, в жизни или перед лицом смерти, но всегда неизменно в полной согласованности всего существа устремлен ученик к заветной, чудной, далекой прекрасной огненной цели своей. Во имя ее отныне творится все, что совершает он на Земле. Это и есть путь Архата, путь согласованности материи и духа, путь высший, Владыкою указуемый.

      «Остерегайтесь бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство разложения, но и отдает слабого осудителя во власть осуждаемого. Сердце слабое, но жестокое может вызвать противодействие ауры осужденного. Притом обычно судитель не силен сам, иначе он не нашел бы времени для осуждения. Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный, тогда как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив магнит свой привлечением новых аур. Могут спросить: к чему этические рассуждения в книге «Сердце»? Но прежде всего нужно напомнить о гигиене сердца. На гигиену сердца нужно смотреть, как на необходимую деятельность. Нужно отбросить все рассуждения об отвлеченной этике. Хорошо то, что здорово во всех измерениях. Мы настаиваем, что каждый вступивший на путь Учения будет прежде всего здоров духом. Можно ли во зле следовать к Свету? Истинно, Свет обнаружит каждую крупицу зла!» Учение Живой Этики: Сердце, 089.

      Трудно воспринимать, когда равновесие нарушено, и трудно его сохранить, когда удары наносятся своими, даже с самыми лучшими намерениями. В восхищении можно не только разбить себе нос, но и наделать ошибок. И не все ли равно, почему по преданности самое близкое сердцу близкими ставится под удар. Не несет чести поставивший себя под удар врага, но друга поставивший под удар или стремящийся это сделать, хотя и по недомыслию, осужден. Почему Требую точного следования Совету? Не потому ли, что много вреда инакомыслием и недомыслием причиняется? Думают лишь о себе, но не о других, оказавшихся в условиях трудных. Поразительна беззаботность и беспечность людская, когда опасность не касается (их) именно, но зато велики страх и растерянность при касании, даже малейшем. Если бы о других думали столь же заботливо, как и о себе, многое бы облегчилось.

      «Урусвати знает, что с древних времен все высшие Наставления предупреждали о вреде легкомысленного осудительства. Тем не менее, большинство человечества подвержено этому пороку. Они не различают между обоснованным, справедливым суждением и болтливым осудительством. Люди не понимают, какой непоправимый вред они наносят не только ближнему, но и самим себе.

      Человек готов признать преступность клеветы, но не подумает, что он может клеветать, не отдавая себе отчета, какой космический вред он порождает. Мы говорим не только о вредительстве земном, но вреде надземном. Можете себе представить, как действует порок легкомысленного осудительства в Мире Надземном, если такая ехидна овладеет мыслью человека среди жителей надземных! Они живут мыслью и особенно чутки к мысленным разрядам. Клеветник на Земле распространяет вред среди определенного числа людей, но клеветник надземный поражает неисчислимые множества.

       Не следует думать, что посев клеветы может быть легко искореним. К прискорбию, такие яды живут долго и оставляют неизгладимые следы в Космосе. Потому пусть люди подумают, какая ответственность за суждения ложится на них. Каждое доброе наставление должно содержать предупреждение о вреде неисправимом.

      Мыслитель предупреждал не засорять путь легкомысленным осудительством» Учение Живой Этики: Надземное, 801.

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 4 января 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии