Обзор Bor G
Тем более, что оценивать т.н. «детские стихи» - это вообще сложность неописуемая. Ибо они должны быть (как мне представляется) одновременно и простыми, и сложными, и поверхностно-понятными, и глубинно-второплановыми, содержать и аутентичную наивность, и некий философский подтекст, включая мораль или развитие сюжета к финалу. Они должны быть краткими по форме – и пространными, сюжетными по содержанию. Впрочем, это, может быть, только мне так кажется. И они вполне могут обладать только чем-то из вышеприведенного – главное, чтобы они были просто интересными. Просто чем-то запомнились, «цепляли», выделялись из общей массы рифмованного (местами) и тонического (по вкусу) текста.
Сразу скажу, что, если бы предложенные для обзора 9 стихов (не считая написанного мной, любимым, которое объективно оценить просто не могу по понятным причинам) были представлены на более ранних стадиях, среди группы стихов других – то, наверное, все бы получили высший балл. Но в финале всё же придётся несколько растянуть масштаб оценочной шкалы, дабы это оценивание имело хоть какой-то смысл.
1. Дождь прошёл, осталась лужа
Весьма симпатичный стих. В детстве, вообще говоря, и море по колено, не только лужа. Главное, вовремя (с годами) понять, что уже не детство, и, так сказать, модус вивенди надо бы немного подкорректировать. Но это я отвлёкся. Сам стих в целом качественный. Ровный. Несколько слабой выглядит рифма «рулевой-морской», впрочем, эта «слабость» её всё же относительна. По моему скромному мнению, стиху немного не хватает глубины сюжета и каких-то красок его же – впрочем, последние две строчки эту глубину немного добавляют. Но хотелось бы больше. Думается, что автор ещё поработает над этим стихом и этой самой глубины добавит.
В целом – твёрдое 4.
2. Папин подарок
А вот в этом стихе очень хороший, глубокий сюжет. И не только на первом плане – как мне кажется. Помните, старый анекдот про картину «Ленин в Польше». Когда экскурсовод показывает на картину, где шалаш в Разливе, из которого торчат 4 ноги, и объясняет, что это Феликс Эдмундович и Надежда Константиновна. А где Ленин? А Ленин в Польше. Так и в этом стихе? А где же мама? Мама, как представляется, есть. Но она благоразумно ушла в тень. Ибо, судя по всему, папа (после долгой и продолжительной занятости) попал домой на субботу и воскресенье сразу. Так что и аквапарк в субботу, и лыжи в воскресенье. Дети потом это ещё долго будут вспоминать.
Но есть вопросы к рифмам. «Что ль – собой» – это весьма слабая рифма. Как и «хитёр – пойдём». Даже к рифме «пор – курорт» есть вопросы, ибо «т» в конце «курорта» вносит свой диссонанс. Ну и т.н. «отглагольная» рифма «устроить – спорить». Нет, я не собираюсь ввязываться в бессмысленную и беспощадную дискуссию о допустимости отглагольных рифм как таковых (думаю, каждый имел счастье наблюдать квадратные километры печатных – а порой и непечатных – дискуссий на эту тему). Просто я придерживаюсь здесь простого правила: если рифма определяется только звуками (фонемами) за счёт собственно глагольных суффиксов/окончаний – значит, это слабая рифма. Если же рифму определяют и смежные звуки – тогда это вполне допустимо. В данном же случае – явно налицо первый вариант.
В принципе – где-то между 3 и 4 по исполнению. Но сюжет и задумка на 5, может быть с минусом. Пусть в итоге будет 4.
3. ОЙ, КАК ТРУДНО МАМОЙ БЫТЬ!
Симпатичная такая зарисовка на извечную тему «дочки-матери». Точнее, на тему, когда я уже вырасту, заведу детей и у меня всё будет не хуже, чем у остальных. Понимание, скажем так, контрпродуктивности (в морально-личностном плане, в физиологическом как раз наоборот) подобного мировоззренческого императива приходит зачастую слишком поздно – впрочем, я, кажется, отвлёкся. В принципе, понятный, ровный сюжет. С интересным всплеском в конце. В том же принципе, в данном наборе стихов есть и стихи получше. Но это тоже заслуживает высшую оценку, как мне кажется. Может быть, с небольшим минусом. Но минус опускаем.
Оценка – 5.
4. Мой знакомый кошмарик
Ну, что тут скажешь... Чувствуется рука мастера. Очень хорошо выписанный стих. Присутствует всё необходимое. И кажущаяся внешняя простота. И глубина (и сюжета, и подтекста). И просто лёгкость и мелодичность представления.
Оценка – твёрдое 5.
5. Котёнок-воспитатель
Милый такой стишок. Опять же коты – это моя слабость. Прямо рука не поднимается. Хотя есть на что. Ибо рифмы «навожу-накажу» и «поточу-отучу» не просто отглагольные. Они ещё и слабые и даже в какой-то мере банальные. Сам сюжет – в принципе прост и понятен. Но может (и должен быть) чуть развит – он как бы немного зажат. Так и просится (после «отучу») что-то вроде:
Погрызу застёжку папки,
Захватив немножко плед.
Под столом увижу тапки
И оставлю там свой след.
Ну, или что-то в таком роде.
В принципе где-то между 3 и 4. Даже ближе к 3. Но ради котёнка пусть будет 4.
6. Вот такой Новый Год!!!
По сути можно повторить начало обзора стиха 4. С аналогичными эпитетами. Разве что здесь можно прицепиться к рифме «бояться-платье». Несколько спорная рифма. Я бы на будущее подумал, чтобы здесь как-то подправить.
Но в целом оценка – 5.
7. Новогодний подарок
Хороший стих. Ритмический. Жизнеутверждающий. Так и вспоминается, в том же ритме, из классики:
Вызывает антирес
И такой ишо разрез:
Как у вас там ходют бабы:
В панталонах али без?..
Что настраивает на позитивный лад. Всех. Включая гипотетических соседей. Которые за последние сутки и не к такому привыкли.
В принципе, не вижу противопоказаний против оценки – 5.
8. Первый снег слонёнка
Что тут скажешь... Разве что можно повторить то, что было сказано касательно номеров 4 и 6. Стих (по моему мнению) в тройке лучших в этом обзоре. А больше и добавить нечего – лучше ещё раз прочитать.
Оценка – 5.
9. Трудная задача
Что можно сказать?.. Стих написан 6-стопным ямбом. 24 строки, 138 слов, 806 знаков (включая пробелы). Вот, собственно, и всё, что могу сказать объективно.
Без оценки.
10. Папа с мамой подарили
В принципе неплохой стих. Мелодичный. С содержанием. Интересный. Но...
Как известно, древних римлян погубили излишества. Как архитектурные, так и просто излишества. В данном же случае – это излишества компьютерной терминологии, используемые не к месту и просто неточно по смыслу. Что такое «мод»? Мод (сокр. от «модификация», моддинг игр) – это дополнение к компьютерной игре, которое устанавливается разово и после этого становится частью этой игры. Кстати, в родительном падеже склоняется «модов». Патч (англ. patch заплатка) – это автоматизированное отдельно поставляемое программное средство, используемое для устранения проблем в программном обеспечении (любом, не обязательно игры) или изменения его функционала. Тоже путём разовой установки, после чего оно интегрируется в это программное обеспечение и самостоятельную жизнь прекращает. Дальше, «интеллект» - это не совсем точное определение жанра компьютерной игры. Есть «стратегии», есть «логические игры». Интеллект – это всё же нечто иное.
В принципе, можно списать на пресловутое «устами ребёнка», т.е. ребёнок просто перечисляет знакомые слова из компьютерной терминологии. Но даже в этом случае всё же надо бы не допускать таких огрех – лучше тогда просто подобные термины не использовать.
Ну, и рифмы «разгромим-один» и «придёт-год» несколько слабоваты.
Оценка – 4.
И в заключение позвольте поздравить всех с наступившим Новым годом. Ну, и как же без тоста:
Интеллектуальное шоу на телевидении. Вопросы и ответы в режиме блиц:
- Чем лучше запивать блюда мексиканской кухни?
- Текилой.
- А блюда немецкой кухни?
- Пивом.
- А блюда итальянской кухни?
- Вином.
- А русскую кухню?
- А русскую кухню не запивать надо, а закусывать! Если есть чем.
Так выпьем же за то, чтобы у нас в Новом году всё было. В рамках разумного, разумеется. И не только на кухне. И не только в режиме блица...
Свидетельство о публикации №113010410072