Мотивы странничества в поэзии Блока

 «Странность» русской души изначально связана с тем, что мы – странники»[1], - этому интересному  мнению предшествуют долгие нравственно-философские искания наших лучших мыслителей и поэтов.  Особую роль здесь сыграло творчество А.А. Блока.  Наследник поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, философии В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, великий русский поэт не только умом, но всей душой впитал в себя жажду  «искания Божьей правды»[2].
        Приблизиться к постижению вечных тайн бытия, по мнению поэта, можно, только встав на путь постоянного духовного поиска. «Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, - является  чувство пути», - писал Блок в статье «Душа писателя» [3].  В другой своей статье «Безвременье» поэт охарактеризовал «тысячеокую Россию» как страну блаженных бродяг, которые добровольно обрекли себя на «вечный путь»:  «Существа, вышедшие из города,  - бродяги, нищие духом   
/…/ Но они блаженные существа. Добровольно сиротея и обрекая себя на вечный путь, они идут, куда глаза глядят /…/ Это – священное шествие, стройная пляска праздной тысячеокой России, которой уже нечего терять; всю свою плоть она подарила миру …» [4]  К этому «священному шествию» поэт присоединился в стихотворении «Осенняя воля»:
                Нет, иду я в путь никем не званый,
                И земля да будет мне легка!
                Буду слушать голос Руси пьяной,
                Отдыхать под крышей кабака.

                Запою ли про свою удачу,
                Как я молодость сгубил в хмелю…
                Над печалью нив твоих заплачу,
                Твой простор навеки полюблю…
        По мнению писателя Б.К. Зайцева, в этом стихотворении Блок «подходит к чему-то исконно народному» [5]. Исконно русским здесь является  «чувство пути».
        Исходной точкой «пути» является внутренняя неудовлетворённость, ощущение себя «бессчастным», «с душой убогой», погружённой во «мрак».
                Когда бессчастному поэту
                Откроешь двери в новый храм,
                Укажешь путь из мрака к свету!..
                («Неведомому богу»)
        Стимулом духовного поиска служит неудержимое желание «к утру, к утру – всё найти».

                А за чертой – иные дни,
                И к утру, к утру – всё найти!
                («Стою на царственном пути…»)
        «Всё» в данном случае можно представить как всеобъемлющую истину, главную тайну бытия. Чтобы открыть её, надо отрешиться от земной суеты, не бояться «ни вражды, ни дружбы», не стремиться к земным благам, стать «нищим бедняком», и тогда, пройдя «тягостный», но пробуждающий и бодрящий, как морозное утро, путь, достичь понимания Бога.
                Но найду и нищий дорогу.
                Выходи, морозное солнце!
                Проброжу весь день ради Бога…
                («Я вырезал посох из дуба…»)
      Путь нищего странника представлялся Блоку единственным путём к постижению божественного:
                И не постигнешь синего Ока,
                Пока не станешь сам как стезя…
                Пока такой же нищий не будешь…
                («Вот он – Христос – в цепях и розах…»)
       Жизнь странника, ищущего небесного света, угодна Богу, ибо бескорыстное стремление к истине священно.
       Внутреннее скитальчество, правдоискательство – одно из важнейших национальных чувств русского народа.
       По мнению Н.А. Бердяева, «неуспокоенность русской души была в Пушкине, в Лермонтове, в Гоголе, в Толстом, в Достоевском» [7]. Этот список великих имён, без сомнения, можно продолжить именем Блока. 

                Примечания:
1.Мясникова Л.А. Мотив «странничества» в русском мировосприятии // Русская идея. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. – Хабаровск, 1995. Ч. 1. – С. 147.
2.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. – М., 2004. – С. 300.
3.Блок А.А. Поэзия. Драмы. Проза. – М., 2002. – С. 575.
4.Там же. – С. 407-408.
5.Там же. – С. 767.
6.М.А. Бекетова. Александр Блок и его мать // Блок А. Поэзия. Драмы. Проза. – М., 2002. – С. 16.
7.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. – М., 2004. – С. 300.
               


Рецензии
Тимур, поиск - это сначала стихов Блока его сопроводительная черта на всём протяжении. Но почему в Ante Lucem часто ночь, мрачность, намёк на смерть или умирающую душу. Один профессор славянской филологии сказал на одном мероприятии, что мысли Блока в стихе "Ночь, улица, фонарь..." - мысли зависящего человека - наркомана. Как Вы бы отнеслись к такого рода комментариям?

Алексей Романович Луговой   24.01.2013 02:56     Заявить о нарушении
Если профессор славянской филологии не знает, что стих - всего одна строчка, это уже вызывает подозрение. Идею стихотворения "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." я понимаю так: жизнь может завести человека в некий замкнутый круг, из которого трудно найти выход. Для Блока эти стихи стали и выражением собственного непродолжительного внутреннего кризиса, и обобщением настроений эпохи декаданса. Это мысли не наркомана, а поэта-философа, который не мирился с серостью и обыденностью и утверждал: "Познай, где свет - поймёшь, где тьма".

Тимур Меньшиков   24.01.2013 13:24   Заявить о нарушении
Простите Тимур, это не профессор не знает, а я так выразился, да и запятые вместо точек - тоже я. Кончно же это стихотворение, а не стих.
А вот про мотивы тьмы и ночи в поэзии Блока я всё же не понял! ((

А за поправку комментария профессора - огромное спасибо!

Алексей Романович Луговой   24.01.2013 14:20   Заявить о нарушении
Если понять, в чём добро, поймёшь, в чём зло. Если узнаешь прекрасное, отличишь уродливое. Вот и всё.

Тимур Меньшиков   24.01.2013 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.