Анализ стихотворения Осень и ощущения
стихотворение «Диалог с О. о смысле жизни» питерского поэта Виктора Пафомова, которое он написал в 1981 году и посвятил мне. Приведу стихотворение полностью:
Глаза в глаза и душу в душу,
А что там «за» - не увидать.
Как смысл постичь, зачем он нужен
Второй раз надо отвечать.
На первый раз я отвязался,
С умнейшим видом «дубость» нёс.
Второй – невольно заметался,
А если в третий раз вопрос?
И неудобно, ведь седины
Бить начинают в мой висок.
Но что сказать глазам дивчины,
В которых «розовый поток»?
Борьба? А женственность куда же?
Любовь? Навек не сохранить.
В труд с головой? Почти маразм.
Ученьем свет не удивить.
У материнства есть границы.
Жить для других? Так надоест.
С неблагодарностью родниться?
Богатство ржавчина проест.
И потому, со Дня рожденья,
До самой гробовой доски,
Кто поумней, живёт в сомнении,
До смысла не дойдя версты.
Попроще если, без вуалей,
Попробуй истину понять:
Найдёшь прекрасней ты едва ли,
Чем жизнь всю кожей ощущать.
И помни возраста поверье,
Когда хотела мир объять,
Большими были все деревья,
Звезду могла рукой сорвать.
Вот так: глаза в глаза, и душу в душу.
А что там «за»? Не увидать.
Сегодня смысл втираю в уши,
А завтра сам пойду искать.
Строки стихотворения В. Пафомова:
Попробуй истину понять:
Найдёшь прекрасней ты едва ли,
Чем жизнь всю кожей ощущать.
заставили акцентировать сознание и мыслить, разбираться над нахлынувшими эмоциями
и ощущениями при помощи поэтических строф.
Композиционно стихотворение, как бы разделено на две части, каждая из которых имеет свой заголовок, а значит, свою микротему. Эти части могли бы существовать в виде двух самостоятельных стихотворений, если бы не многоточие во втором заголовке, которое указывает на связь двух частей в составе одного целого. Многоточие уместно в данном случае, когда слова взяли, да и ушли, как бы оказавшись не нужными (есть такой афо-ризм: многоточие – ушедшие слова, вставшие на цыпочки). Таким образом, существует одна общая макротема: природа и духовная жизнь человека (в частности, эмоции и чувст-ва, переживания лирического героя).
Стихотворение навевает разные ощущения. Например, радость. Но авторское "я" "гибнет", так как радость присутствия трёх листиков "всей кожей" растворяет иные эмоции и жела-ния. Радость доминирует и уже ничего больше и не хочется.
Переходы авторских ощущений почти пунктирны, незаметны:
В этой дивной поре
Вижу я пробуждение,
Слышу плач по весне.
Природные сезонные явления олицетворяют связь и смену поколений. Осень - это ста-рость, а весна - молодость.
Контраст, по принципу которого построено стихотворение, не бросается в глаза, он плав-но рисует всю картину стихотворения в целом. Между тем, сквозь эту плавность, подспу-дно прорывается ощущение какого-то неопределённого беспокойства. В стиховом слове сливаются звук и смысл. Сильнее всего это передаётся через звукопись: ОСЕНЬ, ВНОВЬ (2 первых слова первой строки, в которых 2 лабиализованных звука "О") - эти слова, как бы скользят, они нейтральны, но контрастируют с остальными: РАЗОСТЛАВШИ, ЛИСТ-ВУ (2 первых слова второй строки, в которых 3 сонорных звука "Р", "Л" и вновь "Л" как раз и создают тревогу). Внутри стиха такие сближения постоянны. Это создаёт также осо-бый ритм. Возникает впечатление, что природа и человек, природа и ощущения переходят друг в друга, не могут быть друг без друга.
Ощущения - вещь не материальная, а духовная, подчас тонкая, не поддающаяся осмысле-нию, находящаяся где то на грани или за гранью даже. Всё зависит от прочтения, даже на-строя чтеца. Поэтому, чёткой организации языкового и смыслового поля, рисунка у стихо-творения не могло быть. Порядок расположения главных членов в предложениях нару-шен. Пунктуационно неожиданно середина первой строки третьего четверостишия разде-ляется точкой. После этого знака возникает слово "наверно", которое выражает сомнение, неуверенность, ощущение незащищённости.
В целом, стихотворение передало тонкий душевный мир лирического героя, который поч-ти слился с природными образами.
Свидетельство о публикации №112122805700